Материалы к урокам по изучению романа-эпопеи М.Ю. Шолохова на уроках литературы в 11 классе


Материалы к урокам по изучению романа-эпопеи
М.Ю. Шолохова на уроках литературы в 11 классе
Цели на все уроки изучения романа:
Изучить основное содержание текста романа-эпопеи, познакомить учащихся с событиями в стране на рубеже 19 – 20 веков, происходившими в российской истории, на Дону, среди казачества, «эпохи войн и революций», сформировать понимание, как это произведение вписывается в историко-литературный процесс 30-х годов;
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в освоении главных общечеловеческих, семейных, патриотических, гражданских ценностей современного человека через восприятие исторической культуры донского казачества.
Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции.
Формировать потребности в самостоятельном чтении и анализе романа, развивать устную и письменную речь учащихся;
Вырабатывать навык работы с объёмным художественным произведением, учить осуществлять поиск, систематизацию и использование необходимой информации в тексте романа, в учебнике, в других источниках, в том числе в сети Интернет.
Обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и культуре народов, населяющих Россию.
Опережающее домашнее задание:
читать роман, читая главы романа,
записать в виде тезисов, (плана, названий сюжетных событий романа) факты жизни главного героя Григория Мелехова, отметить страницы цитат к характеристике героя (портрет, поступки, поведение, характеристика, размышления над событиями и поступками.) В виде тезиса написать, о чём говорится в каждой части романа.
Выбрать тему для выполнения зачётного задания: сочинение, реферат, доклад, презентация и др.
Темы:
1. Мир трудовых людей хутора Татарского.
2. Женские образы в романе.
3. Мысли о любви на страницах романа.
4. Путь исканий на переломе двух эпох. Поиски правды Григорием Мелеховым в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон".
5. Григорий Мелехов и Михаил Кошевой.
6. Правда о Гражданской войне на страницах романа.
7. Человек на перепутьях истории. (эссе)
8. Художественное своеобразие романа.
Оборудование: на всех уроках по изучению романа использовать учебный видеофильм и материалы презентации, подходящие к теме урока. Они представлены в Интернете.
Урок 1
Тема: М.А. Шолохов. Личность писателя. Творческий путь. История создания романа "Тихий Дон". Прототипы. Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.
Цель: Познакомить учащихся с фактами биографии писателя, вызвать интерес к его личности и творчеству.
Познакомить со сложностями написания и издания, особенно 3-4 книг в условиях политической обстановки 30-ых годов. Вызвать интерес к изучению романа.
Оборудование: альбом "Жизнь и творчество М. Шолохова. Выставка в школе". Альбом "М.А. Шолохов" Просвещение 1982 год, презентация по жизненному и творческому пути Шолохова, учебный видеофильм, разные издания книг писателя.
В этом году исполняется 110 лет со дня рождения писателя. Это юбилейный год, поэтому он обязательно будет отмечаться литературной общественностью. Это Год Литературы в России. Шолохов один из главных писателей советской литературы, Лауреат Нобелевской премии в области литературы. Это год 70-летия окончания Великой Отечественной войны, а М.А. Шолохов был её участником.

Материалы к уроку
"Я родился на Дону, рос там, учился,
формировался как человек и писатель." М. Шолохов.
I. Лекция учителя, выступления заранее подготовленных учеников, использование слайдов презентации и видеофильма.
В ходе урока учащиеся не только слушают, но и составляют краткую запись прослушанного.
Тезисы материалов для урока. Видеофильм «М.А. Шолохов».
Детские и юношеские годы писателя. 1905 - 1922 г.г
1. Место, время рождения, происхождение, годы учёбы, первый учитель Мрыхин Т.Т., Богучаровская гимназия, Каргинское начальное училище, годы гражданской войны, московская гимназия. Самообразование, разнообразие жизненных впечатлений.
2. В Москве. 1922 - 1925 годы.
Литературный дебют: фельетон "Испытание" в газете "Юношеская правда". сотрудничество в московских газетах и журналах; годы материальных и бытовых трудностей, первый сборник "Донские рассказы".
3 Работа над "Тихим Доном" 1925 - 1926 годы. Первая книга романа "Поднятая целина". Возвращение в ст. Вёшенская.
Работа над романом "Донщина", поездки по области, встречи с людьми, изучение архивных материалов.
Декабрь 1939 года. Закончил работу над романом "Тихий Дон". Удостоен за него Государственной премии первой степени 1941 год. Всеобщее признание и народная слава.
4. В годы войны 1941 - 1945 годы. Военный корреспондент на разных фронтах. Работа над романом "Они сражались за Родину". Военные очерки. Бомбардировка ст. Вёшенской, гибель матери, дома, библиотеки, рукописей, архива.
5. 50-ые - 60-ые годы. Продолжение работы над романом "Они сражались за Родину", Вторая книга "Поднятая целина". Рассказ "Судьба человека" 1956 год. Активное участие в общественно-политической жизни страны. Депутат Верховного Совета СССР, делегат 18 - 24 съездов КПСС. 1965г. Лауреат Нобелевской премии.
6. Шолоховский край: ст. Вёшенская (вспомнить, что в России много писательских заповедных мест: Михайловское, Ясная Поляна, Спасское Лутовиново, Тарханы, Карабиха, Мелихово и др.) Природа, итория, жители края, его героическое прошлое, встречи писателя с читателями, участие в общественной жизни края, материальный вклад писателя в обустройство станицы. 7. Смерть писателя 21 февраля 1984 года.
II. Лекция учителя. (Тезисы)
1. Почему именно на Дону в среде казачества, на исконно казачьих землях события Гражданской войны приобретали самый ожесточённый, кровавый характер?
Исторически сложилось так, что казаки всегда считали себя вольными людьми, у них сложилось особое отношение к воинской службе, казацкой чести, к определённому укладу в воинской иерархии. В казаке соединился и пахарь, и воин. Казака по-особому с детских лет готовили к воинской службе, к защите царя и Отечества, воспитывали смелость,выносливость, мужество,верность царю и престолу, православному христианству и Отечеству. Это складывалось веками, они имели привилегии от царской власти. Разрушить это всё, лишиться старого уклада особенно старшее поколение казачества не хотело.
Казаки владели самыми благодатными плодородными российскими землями, на которых работали, не зная отдыха от беспрерывных крестьянских дел. Эта земля сторицей возвращала урожаем за тяжкий труд. Основная масса казаков были зажиточными по тем временам людьми. Новая власть конфисковывала, отнимала нажитое, лишала привилегий, прав и свободы.
Казаки привыкли к строгой военной иерархии, к имущественному неравенству. Некоторые казацкие должности были выборными, а выбирали миром за природный ум, военную смекалу, ловкость и мужество, умение руководить людьми. В станицах презрительно относились к бедным, считая их лентяями. Новая советская власть провозгласила всеобщее равенство, чего казаки принять не могли.
Вот почему казаки особенно яростно сопротивлялись советской власти в годы Гражданской войны. Изображение кровавых событий на Дону в годы Гражданской войны и стало главной темой романа. Это роман о сульбе народа в переломную эпоху истории.
2. История создания романа.
(Заранее подготовленные учащиеся выступают по этому вопросу).
Тезисы выступлений.
1. 1925 год. Начало работы над романом "Донщина" о корниловском мятеже на Дону. Ещё нет среди главных героев семейства Мелиховых, Григория. 1926 год. Начало работы над первой книгой романа "Тихий Дон". Изучение архивов в Москве, Новочеркасске, Ростове-на-Дону.Беседы с участниками Гражданской войны. Судьба обитателей мелиховского двора становится центром романа.
Издание романа.
1928 год. 1- 4 номера журнала "Октябрь". Первая книга романа.
5 - 10 номера. Вторая книга романа.
1929 год. 1 - 3 номера. Третья книга романа, 1 - 12 главы.
1932 - 1933 годы. Работа писателя в комиссии ЦК КПСС по исправлению перегибов коллективизации: освободили незаконно арестованных казаков (кулаков, куркулей), вернули в колхозы исключённых, получили зерно, незаконно изъятое, на семена и питание.
Начало травли писателя в литературной критике: указания на художественные недостатки романа, введение в текст романа документов Гражданской войны, неосмысленное раздутое бытописательство, областничество, связь романа с эмигрантской литературой о Гражданской войне, искажение правды о ней, первые попытки обвинить Шолохова в краже чужих руеописей романа. Встреча с самым суровым "критиком" романа - Сталином. "Высочайшее" разрешение на дальнейшее издание романа.
1932 год. 1 - 10 номера журнала "Октябрь" Третья книга романа. Цензор изъял из романа все "крамольные" эпизоды, в которых сочувственно изображаются белые (расстрел казаков, похороны Петра Мелихова,) и негативно командиры Красной Армии (Миронов, Троцкий). В 1933 году третья книга романа была напечатана в "Роман-газете". В ней изображение Верхнедонского восстания казачества против советской власти и Красной Армии. Среди героев романа реальные прототипы, участники восстания, которых узнали читатели.
Четвёртая книга писалась труднее первых. Нужно было привести к логическму завешению судьбы своих героев. Время автора съедала общественная деятельность. Он стал членом редколлегий различных литературных журналов, одним из руководителей Союза советских писателей, депутатом Верховного Совета СССР, членом комитетов партии различных рангов. Нало было дать отпор недоброжелателям, обвинявших его в плагиате.
Нужно было написать книгу, не только достойную первых трёх, но и превосходящую их по силе воздействия на читателя, по художественному воплощению жизненной правды.
1938 год. Над Шолоховым сгущались тучи ареста за якобы контрреволюционную деятельность. Его об этом предупредили друзья. Шолохов тайно, окольными путями едет в Москву на встречу со Сталиным. На заседании Политбюро ЦК защищает себя и своих единомышленников. Ему обещаны безопасность, покой и возможность трудиться.
Четвёртая книга романа, 8 часть напечатана в 2 - 3 номерах журнала "Новый мир" в 1940 году.
Книгу знали и любили в стране, читали дома, в библиотеках, в избах-читальнях, издавали и переиздавали у нас и за рубежом, переводили на многие языки мира. Два раза по ней создавали художественные кинофильмы: в 1950 году и в 1958. Книгу иллюстрировали художники А.И. Кравченко, С.Г. Корольков, А.М.Лаптев, О.Г. Верейский, Ю.П.Ребров. По книге создавались сценарии для постановки на сцене театра, оперы и балета. В 1941 году автор удостоен Государственной премииСССР, в 1965 - Нобелевской премии.
2. Историко-сюжетная основа романа.
1 том. События, быт, взаимоотношения в казачьей семье среднего достатка Мелеховых накануне первой мировой войны, служба Григория в армии, его участие в империалистической войне. Возвращение домой на побывку после ранения.
2 том. Октябрь 1916 - май 1918, революции и Гражданская война, Верхнедонское восстание, смерть родных и близких Григория,отступление с белой армией к Новорссийску. В Красной Армии. Возвращение домой. В банде Фомина среди дезертиров. Финал романа.
Роман-эпопея. Этот роман - это история семей Мелиховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких в переломный момент истории России. В трагические годы "эпохи войн и революций" эти семьи погибли почти целиком.
- Вспомните роман-эпопею Л. Толстого "Война и мир". Это роман тоже о судьбах семейств в переломные моменты российской истории. Найдите общее и различное.
3. Прототипы. (Тезисы)
"...могу признаться, что образы Григория,Петра и Дарьи Мелеховых в самом начале я писал с семьи Дроздовых. ... а для изображения портрета Григория кое-что взял от Алексея Дроздова, для Петра внешний облик и его смерть - от Павла Дроздова, а для Дарьи многое позаимствовал от Марии, жены Павла, в том числе и факт её расправы над своим кумом Иваном Алексеевичем Сердиновым, которого в романе я назвал Котляровым".
Характер ГригорияМелехова списан со знакомого Шолохова, с которым много беседовал о событиях Гражданской войны - Ермакова. Читатели Верхнего Дона нашли среди героев романа своих соседей, родных, друзей, участников Верхнедонского восстания. Писатель не изменил даже их фамилии.
В романе около 50 героев реальных участников Гражданской войны, командиров разных рангов у белых и красных: Л.Г. Корнилов, С.С. Лукомский, А.М. Каледин, Л.Н. Краснов, Ф.Д. Лиховидов, А.С.Секретеев, Щаденко, Мендельштам, Лагутин, Подтёлков, Кривошлыков.
Харлампий Ермаков не только прототип Григория Мелехова, но и герой романа, который участвует в событиях Вёшенского мятежа, дружит с Григорием Мелеховым, отступает с ним вместе до самого Новороссийска.
Домашнее задание.
1 группа. По первой книге романа отметить цитаты: приметы быта, интерьеров, обычаев, традиций, картин труда.
2 группа. Подобрать материал к характеристикам героев "мелеховского двора" (портреты, поведение, поступки, характер, отношение к труду, оценки). УРОК 2
Тема: Изображение казачьего быта на страницах романа. Картины жизни донского казачества в романе. Идея Дома и святости семейного очага в романе. «Мелеховский двор». Роль и значение женских образов в художественной системе романа.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями казацкой жизни: бытовым укладом, обычаями и традициями, военной иерархией, связать это с судьбой героев "Мелеховского двора".
Оборудование: презентация «Картины жизни мелеховского двора».
Материалы к уроку.
В "Тихом Доне " он развернул эпическое, насыщенное
запахами земли живописное полотно из жизни донского
казачества. Но это не ограничивает тему романа: "Тихий
Дон" по языку, сердечности, пластичности - произведение
общерусское, национальное, народное.
Алексей Толстой
I. Исторически сложившиеся особенности казачества в России.
1. Кто такой казак.
2. Административное деление казацких земель: хутор - станица - округ - Область Войска Донского (станица Новочеркасск).
3. Выборность руководящих должностей. В каждой административной единице - свой выборный атаман. Общие дела решали на сходах.
4. Казачьи "льготы": за верную службу царю и отечеству никогда не были крепостными, надел пахотной земли до 45 гектаров, освобождение ото всех налогов.
5. Постоянная служба от 18 до 36 лет.
6. Казачья военная иерархия: младшие офицеры (урядники, вахмистры), офицеры: хорунжий, сотник (лейтенант), подъесаул (капитан), есаул (майор), войсковой старшина (подполковник), полковник. Григорий Мелехов возвращается с фронта хорунжим, потом становится сотником.
7. Военное обмундирование, коня семья справляет казаку сама. Пантелей Прокофьич привозит военное обмундирование Григорию в Ягодное.
II. Обычаи, традиции, быт казачества, история семьи Мелеховых - главная сюжетная линия романа:
- Мы знаем об их жизни всё: как выглядел курень (дом), баз (двор), какими были комнаты, чем пахло в них, вишня в палисаднике, столб возле крыльца с колесом наверху для выжаривания на летнем солнце посуды, колодезный журавель – описания всех этих предметов быта семьи Мелиховых, разбросаны по всему роману. (кн. 2, ч. 5, гл. 14, стр. 510 "...На завалинке грелся кот..."). - 1. Главой семьи был Пантелей Прокофьич. Он не терпел ни малейшего непослушания. Так было принято. Может ударить костылём взрослого, но неженатого Григория, поднесёт кулак под нос и много терпевшей за жизнь от него жене, выпорет вожжами загулявшую сноху Дарью. Он крепкий хозяин, и все подчиняются ему. Под стать ему и Ильинична, многострадальная, суровая, мудрая хранительница домашнего очага.
- 2. "Домострой" вмешивается в судьбу молодого Григория: отец с матерью заставляют его жениться на Наталье Коршуновой, красавице из зажиточной семьи, узнав, что сын загулял с Аксиньей. Это была тяжёлая семейная драма, в которой страдали все, счастливых в этом треугольнике не было. Уход Григория из дома в батраки был шоком для татарцев. Так, в открытую, начать жить с уже замужней женщиной, на хуторе не делали, не принято было. Можно было погулять, скрываясь, прячась, но чтобы так... . (кн.1, гл. 12, стр 54 ...Если б Григорий...) Вот так было принято.
- Хорошо это или плохо?
В романе на разных страницах изображено много обычаев, традиций, лбрядов, примет, хороших и плохих - разных. Шесть лет однорукий Шамиль враждует со своим соседом Матвеем Кашулиным из-за земли с воробьиную четверть, которую переплюнуть можно.
Мы читаем, как сватают Наталью, как идёт "уговор", сколько и чего дадут за Натальей, что должны справить Мелеховы. И тут же шолоховская деталь: взгляд Мирона Григорьевича падает на клеёнку на столе, где изображена императорская семья. "...стало Мирону Григорьевичу обидно до слёз. Подумал (про императрицу). Глядишь зараз дюже гордо, как гусыня из кошёлки, а вот придётся дочек выдавать замуж - тогда я погляжу... небось тогда запрядаешь. " И мы понимаем, как тяжело двум казакам-труженикам, им легче на пашне, с быками управиться, а сватанье дочери бывает раз в жизни, и надо всё устроить так, чтобы честь свою не уронить и побольше с другой стороны "выговорить". Прижимисты, хитры казаки, но и им в руки ничего с неба не падает: всё нужно создать тяжким трудом.
Также подробно, детально описана свадьба Натальи и Григория. Пьяные, разухабистые, развязные голоса, фразы, реплики по деталям создают безрадостную для Григория картину. (прочитать отрывки описания свадьбы).
- 3. Шолохов в романе описывает много портретов своих героев. В них, как в капле воды отображается жизнь, характер человека.
Прочитать портреты Ильиничны, Лукиничны.
- Чем заполнен их день? Как ведут они себя по отношению к детям, мужьям? Какова их судьба?
Вот дородная, располневшая, на больных, старчески дряблых ногах-столбах Ильинична. Сколько работы переделали её икарёженные руки. сколько унижений было в её женской судьбе. И почти полное её повторение - Лукинична, мать Натальи. А вот сама Наталья, которая через много лет стала бы такой, как её мать и свекровь. А пока она молода, стройна, красива, такой её видит Григорий. (кн.2 ч.5 гл.13 стр 505)... Григорий перевёл взгляд на жену - и в её внешности заметил некоторую перемену. Она приоделась к его приезду: сатиновая голубая кофточка, с узким кружевным в кисти рукавом, облегала её ладный стан, бугрилась на мягкой большой груди; синяя юбка с расшитым морщёным подолом, внизу была широка, вверху - в обхват. Григорий сбоку оглядел её полные, как выточенные ноги, волнующе тугой обтянутый живот и широкий, как у кормлёной кобылицы зад, - подумал: "Казачку из всех баб угадаешь. В одежде - привычка, чтоб всё на виду было: хочешь - гляди, а не хочешь - нет. А у мужичек зад с передом не разберёшь, как в мешке ходят." Взгляд на красоту женщины у казака перекликается со взглядом русского народа, крестьянина, о чём Н.Г. Чернышевский сказал в диссертации: "...Жить без работы нельзя, да и скучно было бы... . Работая много, поэтому будучи крепка сложением , сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна... . Но работа не даст разжиреть." Такой Натальей любуется Григорий, который три года назад про неё сказал Аксинье: "Мне её красоту за голенищу не класть."
- Дождалась ли Наталья любви Григория? Как она боролась за любовь?
В поведении, в характере, в одежде Натальи, её матери, свекрови исконно женские качества: терпеливость, трудолюбие, жертвенность, кротость и мудрость. - 4. Быт казачьего дома с утра до вечера наполнен тяжёлым физическим трудом. Труд создавал характеры цельные, волевые, духовные, нравственно чистые. Казаки надеются только сами на себя. Они презирают лентяев, пустомель, сплетников. Тяжёлая физическая работа горбатит их. Даже больные, они что-то делают, иногда на ходу и умирают. Так умерла свекровь Аксиньи. Постоянно находит себе дело Пантелей Прокофьич, приучил к этому и своих сыновей. Бегом справляются с домашними делами Дуняша. За трудолюбие, кротость полюбили Мелеховы Наталью, а о Дарье Пантелей Прокофьич говорит с презрением: "Онаот работы хоронится, как собака от мух, а сама всё норовит сладкий кусок сожрать, да увеяться на игрища". (кн.2, ч.4, гл. 5, стр.353).
Работящий - самое ценное качество в глазах казаков. Такими являются лучшие герои романа. Вот описание их труда. (кн.1, ч. 3, гл. 3, стр. 200 Над степью - жёлтый солнечный зной).
На таких людях держалась мощь и слава России.
Домашнее задание. Завершить первое опережающее задание, полученное на первом уроке.
Урок 3,4
Тема: На перепутьях двух эпох. Путь исканий Григория Мелехова.
Цель: Вслед за автором по тексту романа пройти по жизненному пути Григория Мелехова. Учить разбираться в сложных исторических, идеологических, социальных, этических общечеловеческих и жизненных проблемах, вставших на пути главного героя. Учить тезисно записывать выводы проанализированного материала романа. Научить понимать разницу между этикой исторической и общечеловеческой.
"... Мне трудно в этом разобраться...
Блукаю я, как в метель в степи." "Трудно нащупывалась верная тропа;
как в топкой гати, зыбилась под ногами почва,
тропа дробилась, и не было
уверенности - по той ли, по которой надо, идёт." Михаил Шолохов "
... История человеческих жизней не может быть понята
в творчестве Шолохова без истории времени." Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".
Материалы к уроку
Анализ текста романа. Самостоятельная запись тезисов (плана) проанализированного текста романа. Использование записей предварительного домашнего задания.
1 книга.
Григорий Мелехов до первой мировой войны и революции не задумывался над социальными вопросами. Семья Мелеховых, хотя и небогатая, жила в достатке и уважении односельчан. Благосостояние и уважение доставалось тяжким тудом. Любил Григорий свой хутор, своё хозяйство, труд, отцовскую семью. Мы видим его то во время сенокоса, то на жатве, то на подъёме зяби поздно осенью. Труд был его потребностью, он не мыслил свою жизнь вне работы. Не раз потом, во время войны, с глухой, хватающей за сердце тоской, вспоминал:
"... Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат порезанной лемехом травы." Л. Якименко
Взаимоотношения в семье Мелеховых: отец - Григорий, мать - сыновья, Григорий - Пётр. (обычные, исходя из традиций казацких семей).
- Почему так несчастливо сложилась личная судьба Григория?
(Женитьба на Наталье) Прочитать, проанализировать, высказать своё суждение.
Кн. 1, ч. 1, гл. 7,18,19. (старинный "домострой", подчинение младших старшим, родители решили судьбу Григория).
- Кто для Григория Аксинья: мимолётное развлечение здорового бугая или большое настоящее чувство? Когда появилось это настоящее чувство? Докажите это поступками Григория. ч.2, гл. 10.
Служба Григория в армии. Начало империалистической войны.
- Что переживает Григорий после первого боя, первого убитого в бою? Почему?
ч. 3, гл. 5, стр 214. (... будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу) ч. 2, гл. 10,стр. 234.
Весть о смерти Григория. ч. 2, гл. 16.
Григорий спасает офицера. ч. 2, гл. 20.
Награждение Георгиевским крестом 4- ой степени. Ранение и госпиталь. ч. 2, гл. 21.
- Какую роль в формировании мировоззрения Григория сыграл Гаранжа - солдат-пулемётчик, родом изЧерниговской губернии? ч. 2, гл. 23, стр.229.
Возвращение домой. (конец первой книги).
Книга 2.
Как воевал Григорий?
Перечисление подвигов Григория за год империалистической войны. ч. 4, гл. 4, 340.
- Как внутренне изменился Григорий?
"...Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай показать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости".
- Зачем автору нужно было рядом с Григорием рисовать образ Чубатого? ч. 4, гл. 4, стр. 343.
Чубатый за годы войн, бесконечных убийств, если не ты, то тебя, вытравил в себе человеческую душу, стал безразличен, равнодушен к человеческой жизни, в том числе и к своей. Григорий в некоторые моменты словно приближается к его "философии", но никогда не переступает ту грань, после чего наступает полное опустошение, после чего можно без ограничений губить человеческую жизнь. В конце войны "... гнула Григория война, высасывала с лица румянец, красила его желчью, не чаял конца войны дождаться." ч. 5. Конец 1917 года. "Григорий Мелехов ... подался на сторону большевиков, остался в Каменской".
- Почему?
ч. 5, гл. 2, стр 450. Споры с Извариным, встреча с Подтёлковым.
"... после недолгих колебаний вновь перевесила в его душе прежняя правда." "... мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, подумать что-то, решить. " Зерно, брошенное в душу Григория солдатом Гаранжой, дало всходы: он подался к большевикам, но, находясь среди них, слушая Изварина и Подтёлкова, мучительно разрывался, раздваивался в своём решении, каким путём идти дальше. Твёрдого мнения у него ещё не было.
Изварин: ... Ты, кажется, принял красную веру?
- Почти, - согласился Григорий.
Гл. 12.
Ранение в бою под Глубокой. Расправа над Чернецовым и пленными белыми. Возвращение домой. Мучительные раздумья, к кому примкнуть в этой непонятной круговерти.
Гл. 13, стр. 501.
"... Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа. ...К кому же прислониться? "
- Почему же после побывки дома после ранения Григорий решил не возвращаться к красным?
(Причин несколько: ненависть к войне, усталость от войны, от убийств, отогрелся в тепле домашнего очага; перегибы в действиях командиров Красной Армии по отношению к казакам.)
Верхнедонское восстание
- Почему Григорий примкнул к восставшим на Верхнем Дону?
("Молодые ехали поневоле, старые по ретивой охоте", а потом стал одним из четырёх командиров казачьей дивизии).
Гл. 28, стр. 139.
Перед тем, как Григорий начнёт воевать в Повстанческой армии, автор рисует страшную картину расправы казаков над красноармейцами, объясняющую, что в Гражданской войне нет ни правых, ни виноватых. Это самая несправедливая, жестокая и бессмысленная война, которая может произойти в стране, раздираемой какими-то социальными противоречиями.
Гл. 24 стр. 146 Расправа над Лихачёвым.
- Зачем автор проводит его через это поле?
(Это выражение авторской позиции о бессмысленности Гражданской войны, самой страшной из всех войн, которая реками безвинной крови заливает народ одной страны, когда врагами становятся самые близкие люди. Автор не оправдывает ни белых, ни красных: и те, и другие разрушают созданное предыдущими поколениями, льют кровь ни в чём не повинных людей, лишают их жизни. Автор на позиции антигуманистической сущности этой войны. Холодное лицо Григория помогает нам понять его состояние: не хочет он воевать ни за белых, ни за красных, но ни те, ни другие не оставят его в покое в родном доме, около жены и детей. Эта позиция автора была опасна для писателя в 30- ые годы, так как тогда существовала только одна точка зрения: бойцы Красной Армии - герои - освободители народа от эксплуатации, а белая армия защищает эксплуататорский класс). Книга 3. Ч. 6, Гл. 2, стр. 15. Разговор с братом Петром.
- Ты гляди, как народ разделили, гады. (это доказывает предыдущую мысль).
Гл. 9. стр59. Моральное разложение казаков.
- Почему Григорий стал проникаться злобой к большевикам?
(Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли).
- В чём не прав Григорий?
Если бы он в это время по воле случая оказался у красных, также винил бы повстанцев, которые подняли мятеж, не дают мирно работать на земле. Григорий не понимает сути происходящих процессов.
И всё-таки Григорий - лучший из казаков, нравственно выше, чище их: он не рвётся к чинам, не мародёрствует, презирает мародёров и трусов. Последний взлёт его жестокости на войне был после известия о гибели брата Петра. Он стал в это время похож на Чубатого. О том, каким он стал, видно по записке одного члена штаба к Григорию. Гл. 36, стр 160. Сознание неправедности этой войны постоянно живёт в нём, не даёт опуститься до последней черты. Гл. 36, стр. 163
- Какую роль в изображении характера Григория играет 37 глава, стр. 164?
За годы войны он превратился в умелого воина, в бою выверено каждое его движение, владеет знаменитым баклановским ударом, уже не вспоминает после боя убитых им в бою, не сжимается его сердце, когда шашка вонзается в человеческое тело. Пять лет беспрерывной бойни сделали своё дело: в нём вытравлена человеческая душа.
Гл. 44, стр. 191.
"В эти дни Григорий, уходя отчёрных мыслей, пытаясь заглушить сознание, не думать о том, что творилось вокруг и чему он был видным участником, - начал пить." Опустошённая от убийств душа требует заполнения, и он заполняет её забытьём, пьяным дурманом.
Гл. 44, стр 201.
Бой с матросами - кульминация в изображении военной жизни Григория Мелехова. Приступ ненависти к матросам и последующий припадок-раскаяние говорят нам о том, что человек дошёл до последней черты между человеком и нелюдью, что дальше уже некуда идти. Философичен последний абзац этой главы. "Лишь трава растёт на земле, безучастно приемля солнце и непогоду..."
Человек так не может. Каждый шаг его жизни, каждое событие накладывает свой отпечаток в его душе, становясь его характером. Пятилетняя война чуть было не превратила Григория в нелюдя, но человеческое, заложенное дома, в семье, отцом и матерью, остановило его, спасло. Он и сам осознаёт, что с ним случилось и кто в этом виноват.
Гл. 56, стр. 214.
Разговор с Натальей: "...Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась... Людей убиваешь... Неизвестно, для чего всю эту кашу... Неправильный у жизни ход, и может и я в этом виноватый... Зараз бы с красными надо замириться..."
Но ненависть ожесточила сердца, помутила разум, закрыла пути к примирению, не напоила ещё кровью ни тех, ни других. И продолжается бессмысленная война, пока военная удача одних не разобьёт полки других. Муки сомнения начинают мучить Григория.
Гл. 36, стр.163
"...А главное, против кого веду? Против народа... Кто же прав?"
Книга 4.
Но Григорий уже бежит от войны и убийств. Шолохов почти не рассказывает о Григории в этот период.
Война разметала и мелеховский двор: умирает Наталья, потом тонет Дарья, переболел тифом сам Григорий и уходит в отступление вместе с белой армией, докатывается вместе со своей частью до Новороссийска.
ч.7, гл. 28, стр. 510
- Почему Григорий не погрузился на пароход и остался в Новоросссийске? Почему не бежал в Грузию, а потом в Турцию, как предлагал Рябчиков?
(Устал воевать, равнодушие и апатия овладели им. С родиной не хотел расставаться. Смерти от красных не боялся.) ч. 8, гл.1 стр. 530. Прохор Зыков рассказывает, каким стал Григорий, как вступил к красным: "Переменился он, как в Красную Армию заступил, весёлый из себя стал, гладкий... ."
- Почему с ним произошли такие перемены?
Он на польский фронт попал: "Сдаётся мне, их легче будет рубить, чем своих - русских. ... Буду служить до тех пор, пока прошлые грехи замолю." Гл. 6, стр. 568
Возвращение домой.
-Почему такой неприветливой была встреча двух друзей дома, на хуторе Татарском, после возвращения с фронтов Гражданской войны? Почему Кошевой с непримиримой ненавистью встретил Григория, вернувшегося из Красной Армии?
Вечера у Штокмана сделали его убеждённым большевиком, поэтому он был только у красных. Трагедия его семьи заставила его мстить всем, кто был в повстанческой армии. Из-за мстительности, нечуткости, прямолинейности, он не разбирается, что в душе у человека. Он не признаёт полутонов: для него есть только белые и красные, свои и враги. Это нагульновский тип.
- Как осознаёт себя Григорий, вернувшись с фронта? Гл. 7, стр. 582.
В банде у Фомина Гл. 13, стр. 617
В лесу с дизертирами. Гл. 23, стр. 663.
Последняя встреча с сыном.
Материал для итогов:
Автор постоянно ставит своего героя в условия выбора. Григорий должен принимать решения, совершать поступки. Через цепь поступков раскрывается его характер.
Трагична его сульба из-за переломных событий эпохи, выпавших на его долю. Он отвергал старый уклад казачьей жизни с её военной иерархией и не принимал советскую власть с идеей всеобщего равенства. Он не примкнул до конца ни к тем, ни к другим. Григорий не нуждается ни в оправдании, ни в осуждении.
Когда закрываешь последнюю страницу книги, волнуешься и скорбишь, сострадаешь и жалеешь главного героя и задаёшь себе вопрос: неужели не мог автор закончить произведение как-то по-другому, неужели нельзя было дать исстрадавшемуся герою хоть чуточку счастья? Шолохову предлагали продолжить роман, не оставлять полюбившегося героя на распутье. Даже А. Толстой рекомендовал Шолохову: " Григорий не должен уйти из литературы как бандит. Это не верно по отношению к народу и к революции... Но повторяю, ошибка только в том случае, если "Тихий Дон" кончается на четвёртой книге. Композиция всего романа требует раскрытия дальнейшей судьбы Григория Мелехова." Но Шолохов оставляет своего героя на распутье, иного конца у книги быть не могло, потому что заканчивал он свой роман в конце 30-ых годов. Он знал, как поступили с казаками, служившими в белой армии, после Гражданской войны. Он читал об этом в архивах, в частности, о судьбе Абрама Мелехова, он знал, какой кровью далась коллективизация и раскулачивание на Дону, и он уже мог предположить дальнейшую, ещё более трагическую судьбу своего героя.
Итоговая беседа.
- Мог ли Григорий Мелехов в этой войне выбрать правильный путь? Был ли он этот правильный путь?
- Кого винит в своих терзаниях Григорий Мелехов? (жизнь, т.е. исторические события и себя: "неправильный у жизни ход, и я в этом виноват").
- О чём это говорит в его характере? ( цельный характер, готов ответственность всегда взять на себя, он из людей, которые отвечают за всё, что вокруг них происходит.)
- Как влияют исторические события на судьбу человека?
Домашнее задание:
1 группа. Составить план сравнительной характеристики Григория Мелехова и Михаила Кошевого (Общее и различное, обратить внимание на структуру плана, повторить его).
2 группа. Записать тезисы: какие возможные пути-дороги лежали перед Григорием Мелеховым. Почему? На следующем уроке проверить выполненную работу, подискутировать о возможных путях-дорогах, исходя из характера героя.
3 группа. Опережающее задание. По тексту романа перечитать (просмотреть) т.1, кн. 2, ч. 5, гл.12,20,28, 29, 30. Составить по ним устный рассказ "Жестокость революции и Гражданской войны и её истоки. Антигуманистическая сущность этих войн".
4 группа. По материалу романа подобрать сюжетный (событийный), цитатный материал к теме "Путь исканий Григория Мелехова".
Примерные материалы выполнения домашнего задания
Возможный вариант плана сравнительной характеристики Гр. Мелехова и Мих. Кошевого.
1. Кто они такие?
2. Что у них общего: происхождение, детство и семейное воспитание, образ жизни трудового казачества, "школа Штокмана".
3. Что послужило причиной размежевания взглядов и дальнейшей судьбы Григория и Михаила? Когда и почему это произошло? (ч. 5, гл. 22, стр 548).
4. Твёрдость большевистских убеждений Михаила и шаткость позиции Григория в годы Гражданской войны. (Кошевой: "Начертился - и иди", Григорий: "Неправильный у жизни ход"). 5. Беспощадность, непримиримость Кошевого к белоказакам. Умение Мелехова даже в жесточайших условиях Гражданской войны сохранить человечность.
6. Ненависть Михаила к частной собственности; стремление Григория стать хозяином на своей земле.
7. Победитель и побеждённый в последних главах романа. Возможен ли компромисс?
8. Дальнейшие пути-дороги бывших друзей: непримиримые враги, или время всё исправит.
Возможные тезисы для дискуссии по теме:
Какие пути-дороги лежали перед Григорием Мелеховым?
1. Арест за участие в Верхнедонском восстании. Расстрел или ссылка в концентрационные лагеря на перевоспитание, например, Соловки или Беломор-канал. Большевикам для индустриализации страны на стройки социализма требовалась бесплатная рабочая сила для тяжёлого физического труда в нечеловеческих условиях, где постоянный голод, подорванное здоровье и ранняя смерть.
2. Нелегальный переход границы, уход в Турцию, Долгая жизнь в эмиграции, постоянная тоска по Родине, детям и родным. Этот вариант был со многими донскими казаками и даже целыми станицами по окончании Гражданской войны. Реабилитированы они были в России только при Путине. Сохранили на чужбине свой язык, обычаи и традиции и любовь к своей земле.
3. Нелегальный уход в большие индустриальные центры, где легко раствориться, потеряться в большой массе народа. Жизнь под чужой фамилией. Труд на заводе или фабрике. Непрерывная тоска по родной станице, детям, родным.
4. Судьба Половцева-Лятьевского - героя другого романа М. Шолохова "Поднятая целина": создание банд для контрреволюционного движения, тайная жизнь оборотня, ранняя смерть из-за постоянной опасности.
Возможные материалы для устного рассказа
"Жестокость революции и Гражданской войны и её истоки». Антигуманистическая сущность этих войн в истории и в наше время".
Гл. 12, стр 495. Расправа красных над отрядом белых Чернецова. Григорий не может понять кровавой жестокости и необходимости этой расправы.
Гл. 20, стр 535. Красный террор. Бунчук с командой красногвардейцев ежедневно расстреливает врагов революции - пленных белых. Его "правда" - убеждения, что это единственный путь установления революционного порядка. Если не мы их, то они нас. Штокман убеждён: "Уличён в действиях против нас. Готово! Разговор короткий - к стенке."Гл. 28 - 31, стр. 586. Расправа казаков над отрядом Подтёлкова-Кривошлыкова. Необъяснимая жестокость даже невоенных. Григорий уже среди казаков, но в расправе не участвует. Михаил Кошевой: "...с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской, убил беззащитного старого деда Гришаку. Коршунов (брат Натальи) в отместку семью Михаила Кошевого." Главная мысль рассказа: русские люди убивали русских, односельчане друг друга, необъяснимая жестокость рождала ответную жестокость, ещё больше и больше ожесточались души, исчезала человечность. А что же дальше? Все войны имеют конец, и надо будет снова продолжать жить вместе и восстанавливать разрушенное.
Беседа о связи прошлого и настоящего
- Есть ли в мировой и нашей истории подобные войны ? Из-за чего они начинаются?
- Кто начинает гражданские войны ?
- К чему они приводят ?
- Бывают ли такие войны справедливыми?

Цитатный материал к теме "Пути-дороги Григория Мелехова." 1. ..А я с семнадцатого года хожу по вилюжинам, как пьяный качаюсь.
2. ...Неправильный у жизни ход, и , может, и я в этом виноватый.
3. ... Я за себя воевал, а не за генералов. Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести.
4. ... Но когда представлял себе, как будет по весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли ....
5. ... Я отслужил своё. Никому больше не хочу служить. Навоевался в свой век предостаточно и уморился душой страшно. Всё мне налоело: и революция, и контрреволюция... Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и всё.
Цитаты могут быть и другие.
Урок 6.
Тема: Правда о Гражданской войне на страницах романа. Антигуманная сущность любой гражданской войны. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.
Цель: Обобщить материал романа, изображающий Гражданскую войну на Дону. Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся на понимании античеловеческой сути войны.
Материалы для урока
"Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин,
но только с одних взимает кровь, с других - слёзы" .
У. Теккерей, английский писатель.
"... Путь к победе, усеянный трупами собственных
воинов, не есть истинная победа." Г. Д. Гулиа, грузинский писатель.
"... История человеческих жизней не может быть понята
в творчестве Шолохова без истории времени." Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".
"Какую бы эпоху ни избирал Шолохов предетом своего
изображения, он подходит к ней как бесстрашный
исследователь, который стремится выявить её сущность,
её характер, противоречия и конфликты." Л. Якименко "Творчество М. А. Шолохова".
1. Беседа. Социально-политические причины и судьбы участников Гражданской войны.
- Каковы социально-политические мотивы Гражданской войны на Дону?
кн. 2, ч.5, гл. 2, стр. 448. (Ефим Изварин).
- Какие идеи выдвигал Ефим Изварин? (Сепаратистские. Создание Донского государства. Территория Войска Донского только для казаков. Установление патриархальных порядков в управлении укладом жизни и войском. Выселение инакомыслящих с территории Дона). - Как относятся к этой идее казаки и Григорий? (Казакам нравились эти идеи быть единовластными хозяевами на своей земле. Григорий..., "чувствуя, как вновь зыбится под его ногами недавно устойчивая почва").- К чему привели сепаратистские идеи после развала Советского Союза? На Украине 2014 год.? В других государствах? Приведите примеры.
(К экономическому хаосу, упадку в развити страны, к жестоким гражданским войнам, разрухе, смертям тысяч мирных жителей. Грузия - Абхазия и Осетия, Молдавия - Приднестровье, Россия - Чечня, Украина). Это лучшее доказательство ошибочности этих идей.
- Какими методами сумел Подтёлков разбить Изваринский сепратизм?
("Так же над народом, какой трудящийся будут атаманья измываться... Народную власть... Выборную...чтоб народ не притесняли, не травили на войне!" Григорий: ... мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить"). Вывод.
Не каждый казак мог разобраться в том хаосе идей и событий, которые тогда происходили. Агитатор от каждой партии тянул в свою сторону казака, не разбирающегося в происходящих событиях. На казаках держалась сила Дона. Каждый агитатор говорил, что не желает Граждансой войны, обещал землю, сохранение казачьих вольностей и даже некоторых преимуществ перед остальными.
- Каких ещё агитаторов изобразил Шолохов? Где? Когда? За что они агитируют?
Ссыльный Штокман до Первой мировой войны в хуторе Татарском просвещает, борется с предрассудками, косностью. Потом появляетя здесь уже после революции, в Гражданскую войну, в 1918 году. Стойкий большевик, идёт на смерть за свои убеждения.
Пулемётчик Гаранжа, с большевистскими убеждениями, с ясным взглядом на сложившееся политическое положение, знает, за что и как надо бороться и умеет убедить в этом других (например, Григория).
Бунчук - агитатор в солдатской среде, в офицерском вагоне.
Котляров, Каледин, Лагутин и другие.
Агитаторов со всех сторон хватало. Но казаки, привыкшие жить своим укладом, старались до всего дойти своим умом, разобраться в правоте и выгоде, и не всегда действовали так, как хотелось бы агитаторам.
Т.2, ч. 6, гл. 1стр.3 прочитать 1 - 5 абзацы о разделении верховцев с низовцами.
Гражданская война разрезала на непримиримые фронты не только низовцев с верховцами, бедных с богатыми, казаков с мужиками и иногородними, но и разделила братьев, родителей и детей, соседей, сделав их ярыми врагами.
ч.6, гл. 2, стр. 15. Разговор Петра и Григория
- Почему Пётр уверен, на чьей стороне он должен воевать, а Григорий нет?
(Пётр консервативен, более послушен, "стаден"; Григорий - самоволен, до всего хочет дойти сам, во всём разобраться. )
ч. 6, гл. 20, стр113 - 114. Спор Михаила Кошевого, Ивана Алексеевича и Григория о белых и красных, о Гражданской войне.
Как основная масса казаков относилась к войне?
(равнодушно, страдала от необходимости участвовать в ней. гл.7, стр.46)
Постепенно ярость, ненависть к красным и наоборот, росли.
гл.9, стр. 59. Григорий начинает ненавидеть красных и большевиков, потому что, по его мнению, они виновны в том, что он не занят обычным, привычным ему крестьянским делом; мало брали в плен, больше убивали, мародёрствовали, пьянствовали. Война разрушает человеческую душу, нравственность народа. гл.10, стр 66.
- Как сами казаки объясняли, почему воюют с красными?
Ч 6, гл. 19, стр. 108. Разговор П. Мелехова и М. Кошевого.
- Каков результат Гражданской войны?
там же стр.109. "...какая ж это жизня ?" и дальше конец 19 главы о хозяйстве М. Коршунова.
Судьбы героев романа
Приведите конкретные примеры, какие трагические или драматические события произошли с героями романа. (практически со всеми)
Пантелей Прокофьевич уходит в отступление и умирает от болезни вдали от дома среди чужих ему людей. Умирает мать Григория, потеряв своего сына в бессмысленной войне.
Погибает Пётр Мелехов от рук своих односельчан.
Гибнет Дарья, оставшись без мужа, накуролесив в жизни столько, что сама жизнь теряет смысл.
Митька Коршунов (брат Натальи) убивает семейство М. Кошевого.
М. Кошевой сжигает дома богатых односельчан, убивает безобидного деда Гришаку.
Умирает Наталья, пытаясь отомстить Григорию, за его похождения вдали от дома, за свою поруганную женскую судьбу.
От шальной пули патруля погибает Аксинья в тот момент, когда она больше всего нужна Григорию.
Вывод.
Все годы "эпохи войн и революций" драматично страдает главный герой Г. Мехов. и т. д.
Гражданская война несёт с собой не только разделение классов и конкретных людей, не только разрушение нравственности, духовности, но и неуверенность человека в настоящем и будущем. Разрушение привычного образа жизни, производства, и как следствие - болезни, голод, нищету, передвижение огромных масс населения с обжитых мест подальше от военных действий, огромное количество сирот и беспризорных детей. Любую гражданскую войну можно назвать геноцидом народа. Гибнут почти целыми семьями (Мелеховы. Коршуновы, Кошевые, Астаховы). Разрушается первичная ячейка общества - семья, разрывается естественная связь между поколениями, молодому поколению не у кого перенять трудовые навыки, нравственные основы, образцы взаимоотношений в семье и между людьми.
Шолохов - писатель-гуманист. Здесь его мысли о войне перекликаются с мыслями Л. Толстого, который пишет в "Войне и мире":
«Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».
Верхнедонское восстание
Ч. 6, гл. 22, стр116.
- Почему началось Верхнедонское (Вёшенское) восстание?
Из-за действий советской власти:
- обложили контрибуцией (налогами) богатых людей и их производства;
- арестовывали и расстреливали людей, наиболее враждебных советской власти: офицеров, атаманов, жандармов, богатеев. "...Если по округу не взять наиболее активных врагов, - будет восстание... Или они нас, или мы их! Третьего не дано!" (ещё прочитать письмо М. Шолохова, М. Горькому. т. 2, стр. 685).
Результат действий советской власти: "...Закипел Верхне-Донской округ. Столкнулись два течения, пошли вразброд казаки, и понеслась, завертела круговерть. Молодые и которые победней - мялись, отмалчивались, всё ещё ждали мира от советской власти, а старые уже шли в наступление, уже открыто говорили о том, что красные хотят казачество уничтожить поголовно".
Гл. 27, стр132 Начало восстания.
Верхнедонское восстание началось в результате неправильных и жестоких действий против казачества. Особенно ярыми инициаторами восстания стали старые казаки, привыкшие жить своим укладом жизни, уже получившие за долгую службу какие-то привилегии.
- Как боролись казаки против красных с советской властью?
(теми же методами, что и красные, только ещё более жестокими, хотя официальная версия причин восстания - "против расстрелов и грабежей")
Примеры:
Гл.31, стр146 страшное убийство Лихачёва
Гл. 54 (Читать отрывками) отряд коммунистов ведут по хуторам
Гл. 56, стр 258 Дарья на площади убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова
- К чему привело это восстание? (Поражение, отступление перед частями Красной Армии. Болезни, гибель тысяч людей. Повстанцам пришлось влиться в белую армию и отступить с ней до Новороссийска, а потом многие попали в эмиграцию, потеряли связь с родными и близкими). Материал к выводам об изображении Гражданской войны в романе.
Как это произведение вписалось в историко-литературный процесс.
Всё, что рассказал Шолохов на страницах романа, - не вымысел, а реальные факты. Он много работал в архивах, по документам изучал причины восстания. Из документов узнал о расправе над коммунистами после измены Сердобского полка и предательства Вороновского. "Прогоняя отряд по хуторам и станицам, производили над несчастными дикую расправу: избивали кто чем попало, из 15 человек осталось в живых только пять, а остальные бесчеловечно были замучены и забиты."
Казаки действовали стихийно, вслепую, потом раскаиваясь в содеянном. Шолохов сочувствует людям, попавшим в эту страшную мясорубку, когда невозможно пересидеть, перемолчать, спрятаться.
Советская литература прошлых лет признавала и издавала художественные произведения, в которых прославляется Красная Армия, а белая состоит из предателей, трусов и бандитов, там служили бывшие офицеры - отребье, как их часто называли, они жестокие, опустившиеся пьяницы, люди без чести и совести. Зачастую изображение этой войны показано идеализированно: бойцы, коммунисты - все были героями, убеждёнными в правоте советской власти, бескорыстные, славные рыцари борьбы за свободу, равенство и братство, с горячим сердцем и чистыми руками. Таких книг было много, на них воспитывались патриоты своей страны. Д. Фурманов "Чапаев", А. Фадеев "Разгром", Н. Островский "Как закалялась сталь" и другие.
Шолохов же был в числе тех немногих, известных нам, который показал, как в годы Гражданской войны казачество сражалось против Красной Армии. После перестройки в 80-ые годы таких книг, не издававшихся раньше, но написанных давно, по следам прошедших событий, стало известно много. Б. Пастернак "Доктор Живаго", А. Солженицын "Красное колесо", Б. Пильняк и другие.
На чьей же стороне автор? На стороне народа погубленного, истерзанного, казнённого, исстрадавшегося. Недаром он предпосылает роману такой эпиграф. В романе много смелых, мужественных людей, но нет героизации, поэтизации подвига. "Внимая ужасам войны" (Н. Некрасов) - ключ к пониманию сути и изображения Гражданской войны.
Шолохов сочувственно изображает и тех, и других. Тяжело шло и создание, и издание, особенно 6 и 7 частей романа, в которых изображена Гражданская война на Дону. Не всё в нём устраивало руководителей страны в то время. Те, кто был виновником страшной бойни своего народа, занимали высокие посты в области, в государстве. (Малкин). Поэтому только по высочайшему соизволению "отца народов" книга увидела свет. (Беседа в Кремле Шолохова, Горького и Сталина).
Недаром Нобелевская премия была присуждена писателю "За беспощадный реализм в изображении событий Гражданской войны".
Домашнее задание:
Составить план к сочинению "Изображение событий Гражданской войны на Дону в романе М.Шолохова "Тихий Дон" или "Правда о Гражданской войне на страницах романа."
Ко всем пунктам плана указать страницы романа, цитаты с тому фактическому материалу романа, который будет использоваться.
Составить устный рассказ по составленному плану. На следующем уроке за составленный план и, или рассказ по нему поставить оценки.
Возможный вариант плана.
1. Cоветская и русская литература 20-го века о Гражданской войне.
2. Как тема сочинения.
а) Почему именно на Дону события Гражданской войны были особенно жестокими и кровавыми?
б) Нечеловеческая жестокость в противодействиях красных и белых.
в) Гибель невинных людей, целых семей в ходе военных действий.
г) Экономические и политические последствия для страны в результате Гражданской войны.
3. Антигуманная сущность Гражданской войны в изображении М. Шолохова.
или Сочувственное отношение автора ко всем героям своего романа.
Задание по группам.
1 группа: Прочитать (перечитать, просмотреть) ч.1, гл.3. Объяснить, проанализировать, о чём рассказывает автор в этой главе.
2 группа: Составить композиционный план 1 - 8 частей, указав в нём время и исторические события, описанные в каждой части. (Это задание было опережающим).
Урок 7.
Тема: Художественное своеобразие романа.
Цель: Помочь учащимся увидеть индивидуальность стиля и мастерства писателя. Повторить художественные средства литературы: стиль писателя, жанр произведения, композиция, сюжет, язык произведения, использование приёмов поэзии, использование устного народного творчества.
Материалы к уроку

В его (Шолохова) произведениях мы видим алмазные
россыпи русской речи. Не в словарях сысканное, не из
фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка - у народа. Вот какое это слово!
С молоком матери впитал писатель приёмы творческих приёмов в русскую художественную речь. Поэтому
так и поражают они своей смелостью и художественной силой.
Н. С. Сергеев - Ценский.
1. Повторение понятий, входящих в художественное своеобразие.
Стиль писателя - совокупность творческих особенностей, присущих данному автору: идей, тем, характеров, сюжетов, языковых средств. Это очень сложное понятие, которое включает изучение всего творчества писателя. Можно учёному- литературоведу, критику всю жизнь заниматься творчеством одного писателя, изучая его стиль. Опытные литературоведы, изучающие стиль писателей, могут по половине странички текста определить, кому он принадлежит.
Жанр произведения
По жанру "Тихий Дон" - роман-эпопея. Это большое по объёму, количеству героев, сюжетных линий произведение, отображающее переломную в судьбе страны эпоху, исторические события, которые часто трагично влияют на судьбы героев. Роман так и построен: рассказ о личной жизни героев переливается в изображение исторических событий или наоборот. Ни одно другое произведение советской литературы того времени об "эпохе войн и революций" так детально, пристально не изображало личную жизнь героев, как Шолохов в "Тихом Доне". Серафимович "Железный поток", А. Фадеев "Разгром", А. Малышкин "Падение Даира" и др. - герои этих произведений схематичны, их воля, действия направлены на решение революционных задач.
Композиция
Роман начинается с описания жизни "мелеховского двора", потом хутора, потом важных исторических событий: первой мировой войны, Гражданской войны, Верхнедонского восстания и возвращает нас к тому же "мелеховскому двору". За это время автор знакомит нас с огромным количеством действующих лиц, их судьбами, проводя своих героев через важные исторические события. В каждой новой части он переходит к следующему историческому событию.
(Использовать тезисные планы, составленные учащимися 2 группы.)
Возможный композиционный план.
1. Жизнь "мелеховского двора"накануне Первой мировой войны, 1913 год.
2. Григорий идёт служить в армию.
3. В марте 1914 года. Писатель подводит к изображению Первой мировой войны.
4. 1916 год. Октябрь. Почти два года идёт война. Нарастает усталость, недовольство казачества на фронте.
5. Осень 1917 года. Великая Октябрьская социалистическая революция. Возвращение казаков с фронта.
6. Апрель 1918года. На Дону завершился раздел на белых и красных.
7. Верхнедонское восстание как следствие красного террора, отступление белой армии к Новороссийску, конец Гражданской войны.
8. Вихрь Гражданской войны проносится над Доном, размётывает в разные концы героев романа, рушатся все семейные и духовные связи. Григорий Мелехов, словно одичавший, одинокий волк-бирюк, возвращается к своему дому.
Использование политических и военных документов.
В роман включены исторические, политические и военные документы. Используя их, автор даёт характеристику политичеких событий военного времени, формирование добровольческих отрядов, попытки Каледина поднять казаков против революции, нежелание казаков-фронтовиков воевать. Шолохов анализирует оперативные планы командования, дислокацию войск на разных участках фронтов.
(Проследите, какие документы встречаются в романе).
Язык романа
У каждого человека своя манера говорить, строить предложения, она, как отпечатки пальцев каждого человека, не похожа ни на чей другой язык. Эта особенность языка помогла с помощью количественного анализа на электронно-вычислительной машине доказать авторство "Тихого Дона", так как Шолохову было предъявлено обвинение в плагиате, а рукописи погибли во время бомбёжки Вёшенской в годы Великой Отечественной войны.
Прочитайте первый абзац романа. Как обычно строится русское предложение? Подлежащее -- сказуемое -- второстепенные члены предложения. Почему же в этом абзаце так много знаков тире? Они стоят на месте глаголов - сказуемых. Почему у Шолохова их нет? Попробуйте вставить подходящие глаголы или краткие причастия со значением виден, видна, видны. Что изменилось?
Текст по-другому, хуже звучит. Картина, изображённая писателем общим планом, которую видишь, представляешь всю целиком, рассыпается на отдельные картины, виды.
Это не значит, что все предложения Шолохова построены именно так. Язык писателя свободен, прихотлив, имеет сотни различных модификаций. Герои романа разговаривают так, как говорят на Дону. Диалектные слова помогают писателю воссоздать всю полноту казачьей жизни. (Найдите и запишите диалектные слова в тексте романа. Знаете ли вы их значение?)Когда роман был написан и издан, то появились "переводчики", которые хотели переписать роман, исключив из него все слова народного казачьего говора, диалектизмы. Сделал это некто К.Потапов, журналист газеты "Правда", и новый текст романа был издан в 1953 году, но вызвал бурю недовольства и не имел успеха.
Изменены были слова, например, гутарили - говорили, ряднина неба - тусклое небо, крутые сосны жали глаза - не давали глазам простора, война повыдергала - взяла, цокнулись - столкнулись, метнулся во двор - бросился, сепетишь без толку - болтаешь и т.д. Разрушилась языковая структура, колорит казачьего говора, обескровлена авторская мысль, искажена картина реальной действительности. В народной разговорной речи писатель уловил редкие по выразительности средства: точные названия вещей и действий, признаков, незаметных оттенков.
Практическое задание.
Назовите фольклорные, диалектные слова. Попробуйте определить, почему Шолохов использует их?
Ч.1, гл. 1, стр.18, абзац "С той поры редко их видели в хуторе." Использование старинных казачьих песен.
Старинные казачьи песни просты, образны, наполнены трепетной любовью к родному Дону, к земле, к краю. В них много восклицаний, обращений, символики. В песнях прославлена героическая история казачьего края, быт, взаимоотношения людей, судьба казака, женщины.
Практическое задание.
Прочитайте народную казачью песню, использованную Шолоховым в качестве эпиграфа к роману.
- О чём она?
- Какие художественные приёмы вы в ней можете определить?
(Уменьшительно-ласкательные суффиксы, присущие русскому фольклору;
постоянные эпитеты: славная земелюшка тихий Дон, молодые вдовы.
Обращения, восклицания, создающие приподнятый эмоциональный настрой.
необычайная образность, похожая на волшебную сказку, ставшая в песне символичной: распахана земелюшка копытами, засеяна казацкими головами, украшен Дон молодыми вдовами, цветен Дон сиротами, наполнена волна слезами).
Эпиграф раскрывает тему, основное содержание произведения. Он помогает предугадать события перед началом чтения и настроить на содержание.
- Назовите, какие ещё песни вводит автор в текст романа? О чём они?
Использование автором в прозаической речи художественных приёмов поэтической.
Роман – это проза, но откройте любую шолоховскую страницу, и на каждой вы найдёте поэтические сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты. Автор описывает людей, их характеры, Дон, степь, небо, грозу, ветер, луну, солнце. Эти картины он рисует издалека, крупным планом и вблизи, мелкими деталями. например, степь. кн.3, ч.6, гл. 6, стр 42.
Практическое задание.
Кн. 1, ч. 1, гл. 3, стр.31. Прочитайте, как семья Мелеховых провожает Петра на службу. Изображены шесть разных фигур со своими позами, жестами, словами, зависящими от характера героя, но все объединены общим настороженным чувством расставания. Так настоящие художники расставляют на картине фигуры, придав им индивидуальность. Точность наблюдений, народность языка, простота формы, эмоциональность помогают автору в языке создать яркие, запоминающиеся образы, картины, происходящие события, что делает произвдение гениальным, любимым читателями.
Домашнее задание:
1. Составить план к сочинению "Художественное своеобразие романа Шолохова " Тихий Дон".
Возможный вариант плана.
1. Традиции русской классической реалистической прозы в романе Шолохова "Тихий Дон." 2. "В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи".
а) Использование в прозаической речи художественных приёмов поэтической в описаниях природы.
б) Роль фольклорных приёмов, речи в романе.
в) Народная песня - это истина, обнажающая жизнь народа.
г) Портретные характеристики героев.
д) Лирическая эмоциональность, ёмкость жизненных образов.
3. Неповторимость шолоховского стиля (или Любимые страницы "Тихого Дона".)
Методический комментарий к использованию «Материалов к изучению…»
Данные разработки не содержат чёткой структуры урока по анализу художественного произведения. Учитель по своему усмотрению может использовать материалы для тех видов работ, которые входят в привычную для него систему изучения художественного произведения. Здесь нет привычной проверки домашнего задания, хотя оно есть для каждого урока. Вариантов домашнего задания несколько: для сильных, для творческих, для читающих, для логиков и т. д. Как организовать его проверку, способ учитель выберет сам. Опережающее задание необходимо дать за месяц до изучения романа, так как на прочтение такого объёмного произведения с ручкой в руках нужно время. Может, не каждый из современных читателей его осилит. Рекомендации по чтению нужны и слабым учащимся.
В «Материалах…» из литературной критики, из школьных учебников разных лет, из газетных статей и воспоминаний собран фактический материал для каждой темы. Весь текстовый материал романа, цитаты, выдержки напечатаны по изданию «Библиотека учителя» в двух томах, М., «Художественная литература», 1991г., со статьёй В.М. Литвинова и иллюстрациями.
Современные возможности использования видеофильмов, презентаций с помощью мультимедийной доски помогут учителю привлечь интерес к изучаемому роману. Просмотр художественного фильма нужно рекомендовать как домашнее задание: учитель всегда испытывает нехватку времени, а в данном случае вообще «нельзя объять необъятное».
Что учащиеся запишут в тетради по литературе, это тоже выбор учителя. Возможно, запись нескольких ключевых тем и проблем романа помогут им сформировать чёткое представление, о чём это произведение. Записи выполнения домашних заданий: различных планов, практических заданий, названий документов и т.д. продолжат работу обучающихся по изучению романа. Некоторые задания можно использовать как контрольные, некоторые как практические на уроке или дома.