Урок 15. Петя Ростов в партизанском отряде


Занятие № 15
Петя Ростов в партизанском отряде
Цели:
воспитательная:
воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;
воспитание гуманизма, активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма;
образовательная:
обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;
создание условий для осознания значения войны в жизни человека;
развивающая:
совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;
формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;
формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.
Прогнозируемый результат:
знать художественный текст;
уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.
Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Слово преподавателя.
Светлы и лучезарны дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосклон объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье.
Таким испытанием и была Отечественная война 1812 года для Пети Ростова.
Обсуждение темы и целей урока.
III. Совершенствование знаний, умений и навыков.
Слово преподавателя.
Исследователь творчества Л. Н. Толстого Бычков в своем очерке отметил: «Образ Пети Ростова является одним из самых волнующих в «Войне и мире».
Когда впервые мы встречаемся с Петей в романе?
Мы впервые его встретили во время именин Наташи: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький.
   Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины, — плаксы... Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил...».    Он с упоением играл во взрослого мужчину — эта игра продолжалась до самого 1812 года, до наступления новой войны.
В каком возрасте Петя попадает на войну?
В пятнадцать лет.
Анализ эпизода «Петя Ростов в партизанском отряде»
Как оказался Петя в партизанском отряде Денисова?
Петя просит генерала, у которого он служил ординарцем, отправить его в партизанский отряд с письмом, а затем упросил Денисова остаться в отряде.
О чем он рассказывает Денисову? 
«...О том, как он проехал мимо французов и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой и что там отличился один гусар».
Какой вид имел Петя?
Петя был «растрепанный, насквозь промокший и с сбившимися выше колен панталонами». Разговаривая с Денисовым, он поправляет под шинелью панталоны так, чтобы никто не заметил, «стараясь иметь вид как можно воинственнее».
Слово преподавателя.
Петя в войне видит что-то увлекательное, как во всем, что меняет течение обыденной жизни, он «невоинственный» человек. Он подавляет в себе лучшее, ростовское — неприязнь к убийству, к насилиям
Как реагирует Петя на рассказ Тихона Щербатого об убийстве француза? 
Сначала он смеется со всеми, но потом «Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека», и «ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась одно мгновение. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться...» Эти ощущения напоминают ощущение Николая Ростова в островненском деле, когда он взял в плен француза с «домашним лицом». Николай Ростов тоже не понимал, зачем ему убивать этого человека, чем он перед ним виноват. И оба они, и Петя и Николай, подавляют в себе эти добрые, человеческие чувства.
В каком состоянии находился в эти дни Петя Ростов? 
Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». 
Почему он остается у Денисова? 
Потому что «ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту». В Пете, как и в Николае, нет стремления найти дело полегче. «...Вы меня пустите в самую... в главную...» И это у него не от желания отличиться, выделиться («Мне не нужно наград...»), а от постоянного стремления быть в самом важном, интересном месте. Толстой любуется его непосредственностью, искренностью. 
Как относится Петя к людям?
Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям...» К этому состоянию пришел князь Андрей после долгих жизненных исканий и заблуждений. Пете же это чувство «любви ко всем людям» дано от природы. Он не только людей любит, он любит и мир вещей. 
Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?
Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза.
Расскажите эпизод. Индивидуальное задание.
Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?
Конечно, доброта. Он жалеет пленного мальчика-барабанщика, причем это чувство в нем сильнее даже желания казаться взрослым. Он хочет спросить о мальчике. «Спросить бы можно, — думал он, — да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел... Ну, да все равно», — и он просит разрешения покормить пленного. 
Кому это чувство к пленному понятно и кто смеется над ним? 
«Да, жалкий мальчишка, — сказал Денисов, видимо не найдя ничего стыдного в этом напоминании. — ...Позвать его». И солдаты тоже любовно относятся к мальчику. Казаки называют его «Весенним», а мужики и солдаты — «Висеней». «В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». Долохов же называет этого мальчика «молодчиком» и смеется над жалостью к нему. «Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, а тебе-то уж это оставить пора», — говорит он Денисову, выражая убеждение, что пленных брать не нужно. 
Но на чьей стороне Толстой в споре Денисова и Долохова о пленных? 
Конечно, на стороне Денисова, заявившего: «И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека». Всех пленных он отправляет под конвоем в город. Долохов же не только убивает пленных, — он находит «особенное удовольствие говорить об этом предмете». Денисову на войне «неловко»; Петя Ростов тоже чувствует себя «неловко», когда слушает Тихона, только что убившего человека. Долохов же с удовольствием говорит об убийствах, и у Тихона рожа расплывается в сияющую улыбку, когда он рассказывает, как убил француза. Быть человеком и на войне дано не всякому.
Долохов и в мирное время отличался жестокостью. Изменилась лишь сфера приложения его холодной храбрости. Война открыла ему великие возможности испытывать свою храбрость и убивать людей.
Чем же все-таки нравится Долохов Пете? 
Хладнокровием, храбростью. Петя хочет подражать Долохову и потому едет вместе с ним в разведку.
Участие Пети в войне, во всякого рода рискованных предприятиях — это нечто противное его существу. Петя — носитель жизни и любви, а не смерти и ненависти. И в войне-то он видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Петя — сама жизнь и любовь — даже как будто не знает о возможности смерти на войне. Зато об этом знает Денисов. 
Как отвечает Денисов на просьбу Пети отпустить его в разведку с Долоховым? 
«...Уж его я ни за что не пущу». Денисов, вероятно, не одного человека отправлял на смерть, а вот Петю не может.
Расскажите эпизод «Петя в разведке». Индивидуальное задание.
Как встречает Денисов Петю, возвратившегося из разведки? 
«Слава богу! — крикнул он. — Ну, слава богу! — повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. — И черт тебя возьми, из-за тебя не спал!» Денисов интуитивно чувствует, что мир Пети — это, больше чем чей-либо, мир жизни и любви.
Чтение эпизода «Сон Пети перед боем».
Какие картины видит во сне Петя?
Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. В этом мире раскрываются все лучшие, таинственнейшие, прекраснейшие свойства, таящиеся в людях и предметах. «Большое черное пятно, может быть, точно было караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли... Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, это — самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает». Пете слышится музыка.
Как музыка помогает понять душевное состояние Пети?
Светлая, спокойная, лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?
Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.
Что говорит Пете Лихачев, который его будит?
«Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете», Лихачев дает Пете саблю, которую натачивал по его просьбе. Реальная жизнь со всей своей жестокостью вторгается в Петины сны. В этом «надвое распластаете» — вся жестокость и раздробленность мира, столь чуждого Петиной музыке.
Пересказ эпизода «Смерть Пети». Индивидуальное задание.
Петя погибает, так и не успев совершить героического поступка, о котором он мечтал. Вот он скачет к месту боя и... не успевает. «Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети». Гибнет он бессмысленно. Долохов приказывает подождать пехоту. «Подождать?.. Ура-а! — закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым». Опять перед нами «безумство храбрых» с ударением на первом слове. С Петей погиб его мир любви и счастья. Денисов видит «запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети». Сцена гибели Пети — новое проклятие войне, ее бессмысленной жестокости.
Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бондарчука «Война и мир».
Чем отличаются фрагменты?
Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.
Как Долохов и Денисов воспринимают смерть Пети? 
Долохов два раза сказал: «Готов!», «как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие». А Денисов вспомнил слова Пети: «Я привык что-нибудь сладкое», — и «казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Вся атмосфера гибели Пети — трагическая.
Слово преподавателя.
Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения. Вот она страшная и жестокая правда войны.
«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра», - эти слова принадлежат Льву Толстому.
  
IV. Информация о домашнем задании.
1. Чтение текста.
- Пьер в романе «Война и мир».
2. Индивидуальные задания. Пересказ эпизода «Дуэль Пьера с Долоховым».
3. Сообщение «Пьер на Бородинском поле».
V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.