Методическая разработка открытого классного часа на тему СПИД «Твой выбор-жизнь» (4 курс)


Министерство образования и науки Ульяновской области
областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Димитровградский технический колледж»




Н.А.Сигурина


Методическая разработка открытого классного часа
«Твой выбор-жизнь»


г. Димитровград 2015 г.









Автор: Сигурина Н.А. – классный руководитель ОГБОУ СПО «ДТК» Методическая разработка классного часа предназначена всем тем, кто работает в сфере профилактики. Разработка содержит материал по теме «ВИЧ/СПИД», сценарий по профилактике ВИЧ/СПИД.




















ВВЕДЕНИЕ
Произнося слова ВИЧ/СПИД, мы отчетливо осознаем проблему нашего общества - социальную болезнь. Широкое распространение этой болезни среди молодых людей должно тревожить каждого из нас. Поэтому проблема ВИЧ/СПИД является не только социальной, медицинской, философской, но и педагогической, так как она прямо и косвенно затрагивает все общество. Эффективным методом профилактики ВИЧ-инфекции является распространение знаний o пути ее распространения и мерах защиты от заражения. Таким образом, в настоящее время необходимо осуществлять просветительские мероприятия для молодежи в возрасте 14-19 лет, тех, кто еще не вовлечен в рискованные формы поведения. Жизнь – жизнь, боритесь за нее.
План проведения открытого классного часа
Тема: «Твой выбор-жизнь» Цели:
1.Дать обучающимся основные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, способах профилактики и предохранения;
2. Сформировать адекватное отношение к проблеме;
3. Научить определять степень риска заражения ВИЧ в различных ситуациях. Раздаточный материал: белая бумага (формата А4), цветные маркеры, картинки; мультимедийная презентация «ВИЧ/СПИД и его профилактика». Оборудование: кабинет оформлен соответственно тематике встречи; памятка «СПИДу СТОП»; высказывания знаменитых людей:
Людям, не слушающим советов, нельзя помочь (Б.Франклин)
Кто счастлив? Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования (Фалес)
Ход классного часа
1.Приветствие
2. Беседа
3.Итоги
1.Приветствие. Звучит песня «Show must go on» группы «Queen», на экране появляются фотографии знаменитых людей, умерших в разное время от СПИДа:
Фредди Меркьюри (1946–1991), британский музыкант и вокалист группы «Queen».
Классный руководитель: Ребята, сегодняшняя тема нашего классного часа - профилактика ВИЧ/СПИД «Твой выбор-жизнь». 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Что мы знаем об этой страшной болезни, кроме ее названия? Как заражаются СПИДом? Как он проявляется? Как проверить, здоровы ли мы? Как нам уберечься от СПИДа и уберечь своих любимых и близких?
История возникновения ВИЧ-инфекции начинается с регистрации этого заболевания в июне 1981 года. Вирус был открыт в двух лабораториях: первоначально он был открыт американцем Робертом Гало (Национальный институт рака), а несколько позже французским ученым Люком Монтанье (институт им. Пастера. Возбудитель болезни получил название «вирус иммунодефицита человека» (ВИЧ).
2. Беседа.
Вопрос обучающимся: - Что такое ВИЧ? В - вирус: паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки - лейкоциты. И - иммунодефицита: снижение функций иммунной системы, т.е. способности организма противостоять болезням. Ч - человека: носителем этого вируса является только человек. Вопрос обучающимся: - Что такое СПИД? С - синдром: совокупность ряда признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни. П - приобретенного, т.е. не врожденного, а приобретенного в течение жизни. И - иммунного, относящегося к иммунной (защитной) системе организма. Д - дефицита: отсутствие ответной реакции со стороны иммунной системы на внедрение патогенных микроорганизмов. Стадии течения ВИЧ-инфекции. Стадии СПИДа имеют четкую клиническую классификацию, которая была определена в процессе изучения этого смертельного заболевания.
Стадия №1 (инкубация) – продолжается с момента первичного попадания вируса ВИЧ в организм человека, до начала выработки антител и/или клинических проявлений в виде острой инфекции. Инкубационный период может продолжаться 1-3 месяца, в редких случаях – один год. На данном этапе характерно активное размножение вирусов, без каких-либо проявлений симптомов болезни и без выработки антител. Определить наличие ВИЧ-инфекции в этот период можно только путем проведения анализов, основанных на генетических методах.
Стадия №2 (первичные проявления) – в этот период характерно проявление первичных признаков ВИЧ-инфекции, выработка антител, как реакция на внедрение вируса в организм. Второй этап может протекать в нескольких вариантах:
Стадия №3 (субклиническая) – на фоне усиленного воспроизводства CD4-лимфоцитов, происходит замедление развития ВИЧ-инфекции по сравнению со второй стадией, что нисколько не приостанавливает нарастание иммунодефицита. На субклинической стадии СПИДа, основным характерным признаком является персистирующая генерализованная лимфоаденопатия (ПГЛ). Данное проявление характеризуется увеличением двух узлов лимфотока, в 2-х различных группах, исключение – паховые лимфоузлы, в некоторых случаях увеличение лимфоузлов может быть единственным признаком наличия ВИЧ в организме на данном этапе. В среднем, период субклинического развития СПИДа длится около семи лет, в зависимости от общего состояния организма границы могут колебаться в пределах 2-20 лет.
Стадия №4 (вторичные заболевания) – на фоне активного роста клеток ВИЧ, наблюдается уменьшение числа лимфоцитов типа CD4, что делает организм доступным для развития заболеваний инфекционного и онкологического происхождения. Данный этап разделается на несколько подвидов, учитывая тяжесть вторичных заболеваний:
Способы передачи ВИЧ-инфекции
Способы передачи ВИЧ сегодня хорошо известны, и у ученых медиков не осталось сомнений относительно механизма распространения данной инфекции. Можно утверждать, что ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека либо от инфицированной матери  ребенку (вертикально).
ВИЧ можно заразиться во время инъекций, если используется не одноразовый инструментарий, либо при любых контактах  «кровь в кровь».
Можно утверждать, что наркоманы заражаются чаще других категорий населения СПИД (ВИЧ) инфекцией, так как используют неоднократно общие шприцы. Гомосексуалисты также относятся к группе повышенного риска заражения ВИЧ (если практикуются анальные контакты без презерватива).
В различных странах мира и регионах наблюдаются разные пути передачи ВИЧ инфекции  гомосексуальный, гетеросексуальный либо через инъекции наркотиков. На основе данных, зафиксированных Российским научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом, в России в 1996–99 годах доминировал инъекционный путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции (в 78,6% случаев наркоманы заражались через общий шприц).
Заражение СПИДом через кровь происходило и в тех случаях, когда переливалась инфицированная кровь в медицинском учреждении. Такие случаи можно отнести к халатности и недобросовестности медработников.
К счастью, в последние годы такие пути передачи ВИЧ практически исключаются, так как каждого донора тщательно проверяют на наличие ВИЧ инфекции, а при любых медицинских манипуляциях используется только разовый или стерильный инструмент. Для уничтожения вируса ВИЧ недостаточно обычной стерилизации инструмента. Также следует помнить, что через кровь вирус передается и при незащищенных половых контактах (например, при менструации).
Передача ВИЧ половым путем происходит во время контакта человека с инфицированной спермой или влагалищным секретом зараженного партнера.
Следует отметить, что в настоящее время такой путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции является одним из самых распространенных. По-прежнему самым надежным средством защиты, в данном случае, является презерватив.
Профилактические меры:
1.Воздержание от сексуальных контактов до вступления в брак;
2.Правильное использование презерватива при сексуальных отношениях защитит от заражения ВИЧ;
3.Имеет смысл исключить или минимизировать влияние на человека таких факторов, как алкоголь, наркотики;
4.Нельзя пользоваться уже использованными другими людьми шприцами: это увеличивает риск заражения ВИЧ;
5.Важно не использовать общие бритвенные, маникюрные и другие предметы личной гигиены;
6.Существует взаимная ответственность двух партнеров в плане защиты от заражения ВИЧ и инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем;
7.Противозачаточные средства (гормональные препараты, внутриматочные спирали и др.) не защищают от ВИЧ; единственное назначение этих средств - защита от беременности.
Выполнение упражнений.
Упражнение «Человек, у которого ВИЧ»
Форма проведения: работа в командах
Создать портрет ВИЧ положительного человека. Придумать историю его жизни (сколько лет, чем занимается, как заразился, знает ли он сам, знают ли близкие и друзья, изменилась ли его жизнь после постановки диагноза) и представить другим командам. Обсуждение «Портрет ВИЧ положительного – какова реальность». (Вывод: молодой парень или девушка, заражение через потребление инъекционных наркотиков или незащищенный сексуальный контакт, не знает о своем статусе и т.д.)
Упражнение «Афиша»
Время проведения: 30 мин Цель: актуализация проблемы, диагностика установок, знаний и представлений участников относительно проблемы.
Группа делится на несколько подгрупп. Участникам предлагается создать сценарий фильма, посвященного ВИЧ-инфекции. Сюжет может быть абсолютно любым. Не имеет значения, в каком жанре он создан, это может быть: трагедия, комедия, документальный, анимационный фильм и т. д. Участникам необходимо: продумать сюжет фильма, его идею, логику развития событий, характеристику главных героев. Затем участники рисуют афишу фильма, которая должна наиболее ярко отражать его идею и содержание. В завершении данной работы, проводится «пресс-конференция», целью которой является презентация кинофильма. В качестве прессы выступают остальные участники группы, их задача – задавать вопросы и рецензировать работу. Задача выступающих – привлечь внимание общественности к созданному сюжету, а также защитить свою работу от нападок «акул пера». В завершении упражнения, проводится обсуждение: о чем было это упражнение? каковы наши представления относительно этой проблемы? Как происходило создание фильма? Какое настроение вы в нем отразили? И т. д.
Упражнение «Листок»
Время проведения: 15 мин.
Участники разбиваются на пары. Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий заранее незаметно ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа. Далее участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга. Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными. Затем, в восьмерки с той же целью. После этого ведущий спрашивает: «Остались вопросы, оставшиеся неясными? Какие именно? Перечислите вопросы, на которые не удалось найти ответ?»"Как сказать нет" Участникам в кругу предлагается три варианта предложения кому-то употребить наркотик и 3 варианта уверенного отказа. По кругу пускается шприц и участники,по очереди предлагают попробовать наркотик, затем отказываются от употребления. По окончании круга ответы анализируются, составляется рейтинг наиболее эффективных отказов.

Ролевая игра "Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом"
Ситуция 1: Представьте, что ваша сестра узнала, что у её жениха ВИЧ. Она испугана и обеспокоена. Что бы вы ей посоветовали?
Ситуация 2: Представьте, что ваш партнер сказал вам, что ВИЧ-инфицирован. Как бы вы поступили?
Ситуация 3: Представьте, что ваша подруга отказывается идти в гости к девочке, у которой ВИЧ-инфицированный брат. Что бы вы сказали и как поступили?

3. Итог классного часа.
Эрве Жибер, французский писатель и кинорежиссер, погибший от СПИДа в 1990 году, написал:
«Если жизнь – это всего лишь ожидание смерти и нас постоянно мучает неопределенность, то СПИД отмеряет нам точный срок
Жизнь становится четко отмеренной:
отныне вы навсегда избавлены от неведения».
Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Помните, что счастье и здоровье – вас и ваших детей – ЗАВИСЯТ ТОЛЬКО ОТ ВАС!










ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый классный руководитель должен стремиться в своей деятельности содействовать жизненному самоопределению подростков, развивать их творческий потенциал, активную гражданскую позицию и популяризировать здоровый образ жизни. Задача данной методической разработки классного часа максимально интересно, эмоционально и информационно рассказать о проблеме ВИЧ/СПИДа обучающимся, так как одной из главных целей воспитания - вырастить здоровое поколение, для чего необходимо ограничить распространение ВИЧ-инфекции.
Список литературы:
1.Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: Спецкурс/Авт.-сост. В.М.Быкова и др. – Мн.: Тесей, 2002.-136 с.
2.Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич, С.В. Петрусев. – Мн.: «БИП-С», 2003.-182 с.