Тренинг профилактической направленности Наш выбор-здоровье,жизнь,успех!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Навашинский Центр дополнительного образования детей»





Работа на областной антинаркотический конкурс
«Мы выбираем жизнь!»


Номинация: «Лучшее антинаркотическое мероприятие в образовательном учреждении»

Название работы:
Тренинг «Наш выбор – здоровье, жизнь, успех!»





Автор: Швецова Вера Николаевна
Педагог – психолог
МБОУ ДО «НЦДОД»





Навашино, 2016 г.

Пояснительная записка

Ухудшение здоровья детей России в последние десятилетия достигло критического уровня. По результатам медосмотра за последние два года на первом месте у детей наблюдается снижение зрения, на втором – заболевания органов дыхания, на третьем месте заболевания эндокринной системы, далее идут заболевания, связанные с нарушением осанки. Всё это усугубляется утратой обществом престижа здоровья, как самоценности.
Современная жизнь перенасыщена нервными нагрузками. Хотим мы или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения - противовес, который поможет нашим детям противостоять стрессовым ситуациям.
В настоящее время формирование навыков здорового образа жизни, его пропаганда, повышение уровня осведомленности о проблемах здоровья и путей его сохранения является основным направлением деятельности образовательных учреждений.
В связи с этим в МБОУ ДО «НЦДОД» педагогом – психологом, Швецовой В. Н., было проведено тренинг «Наш выбор – здоровье, жизнь, успех!».
Занятие предназначено для участников областного проекта «Дворовая практика»
Цель занятия: формирование у подростков личной устойчивости к негативным влияниям, умения принимать решения в ситуации выбора и нести за него ответственность.
Задачи занятия:
- создать условия для воспитания у детей негативного отношения к вредным привычкам;
- сформировать ответственное отношение к своему здоровью;
- развить активную жизненную позицию у детей, делая выбор за здоровым образом жизни.
Форма проведения: тренинг.
Оборудование: Лист А1, фломастеры, клей, ножницы, цветные картинки.
Оформление: плакаты, надписи.

Тренинг «Наша выбор – здоровье, жизнь, успех!»

Цель: формирование у подростков личной устойчивости к негативным влияниям, умения принимать решения в ситуации выбора и нести за него ответственность.
Задачи: - создать условия для воспитания у детей негативного отношения к вредным привычкам;
- сформировать ответственное отношение к своему здоровью;
- развить активную жизненную позицию у детей, делая выбор за здоровым образом жизни.
Ход занятия

Психолог: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня я Вам предлагаю поучаствовать в тренинге «Наш выбор – здоровье, жизнь, успех!». Для начала давайте ответим на вопрос «Что же такое здоровье?» Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, - это «полное физическое, психологическое и социальное благополучие человека, полноценно функционирующего в обществе, а не только отсутствие болезней.
О здоровье надо постоянно заботиться. Сохранять и приумножить здоровье – это труд души и тела, это культура личности и просвещенность человека, сила его духа. Быть здоровыми – наша ответственность!
А что может ухудшить наше здоровье? (ответы детей)
А вредные привычки ухудшают наше здоровье? (ответы детей)
Правильно, вредные привычки негативно влияют на наше драгоценное здоровье.
А как нужно заботиться о своем здоровье? Какие есть способы заботы о здоровье? (ответы детей)
Действительно, существует много способов заботы о здоровье. Конечно, если в жизни применять все способы, перечисленные Вами, то на саму жизнь просто не останется времени. Необходимо выбрать для себя самые важные способы и преодолевая лень, применять их, понимая: за собственное здоровье ответствен только ты сам!
Итак, начнем!

Упражнение №1 «Желаем всем хорошего настроения»

Цель: Создание рабочего настроя.
Описание: Ведущий говорит фразу «Встаньте те, кто.» и называет какое – то качество или действие. Участники группы, которые могут отнести это высказывание к себе, встают и хором говорят «Желаем всем хорошего настроения».
Предлагаемые фразы:
«Встаньте те, кто
- Любит мороженное;

·- У кого есть брат или сестра;
- Кто занимается спортом;
- У кого нет вредных привычек;
- Кто заботиться о своем здоровье.

Упражнение №2 «Дискуссия/мозговой штурм на тему
«Здоровье – болезнь»

Цель: Осознание и формирование понятий «здоровье – болезнь», формирование мотивации на поддержание здоровья.
Описание: Вопросы для дискуссии:
Что такое здоровье?
Что такое болезнь?
Как выглядит здоровый человек?
Как выглядит больной человек?
Почему важно сохранять здоровье?
Как можно сохранять здоровье?
Есть ли место в обществе больному человеку?
Пословицы и цитаты для обсуждения:
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровому все здорово.
Здоровье – всему голова, всего дороже.
Здоровье дороже денег.
Здоровью цены нет.

Упражнение №3 «Дискуссия – обсуждение притчи «Болезнь глаз»

Цель: Формирование представлений о здоровье тела и здоровье души.
Описание: Вниманию группы предлагается притча:
Приходит человек к лекарю.
- Погибаю, - говорит,- Ох, живот болит! Лекарь, спаси меня, умоляю!
Лекарь посмотрел на него:
- Что ты ел?
- Да я, - говорит, - работаю пекарем. Целая печь хлеба сгорела. Ну, осталось немного не до конца сгоревших буханок, вот я их и ем каждый день. Жалко ведь добро!
Тогда лекарь говорит ученику:
- Принеси – ка лекарство от слепоты. Пусть каждый день по три капли в глаза себе капает.
Пекарь спрашивает: - Ты что, издеваешься надо мной? Я же зрячий! У меня живот болит!
- Зрячий, говоришь? Тогда почему ты ешь горелый хлеб?

Обсуждаются вопросы:
О чем эта притча?
О каких болезнях она говорит?
Как связаны между собой здоровье тела и здоровье души?

Психолог: Здоровье – это не только отсутствие телесных болезней, это и «зрячая», разумная, добрая, справедливая душа.
Ребята, а дружба влияет на полное здоровье человека?
Что в вашем понимание дружба? Для чего люди дружат?
В чем смысл дружбы?

Упражнение №4 «Живая скульптура»

Описание: Участники делятся на небольшие группы. Задачей каждой маленькой группы является создание скульптуры под названием «Дружба». Композиция придумывается, обсуждается, репетируется, а затем представляется в общей группе.

Психолог: Дружба вообще понятие растяжимое и для каждого она обозначает что – то свое. Нет такого, что бы для каждого человека она означает одно и тоже, в чем – то различие обязательно найдется.
Дружба проходит от сердца к сердцу, через тактильные чувства.
А как различные жизненные ситуации влияют на здоровье человека?
Например: как повлияет на человека ситуация, когда ему срочно нужно попасть в какое – то важное место, или уехать по срочным делам, а нет билета на поезд, самолет, автобус. Что человек будет чувствовать в данной ситуации? Как она повлияет на его состоянии е здоровья? Давайте проиграем данную ситуацию.

Упражнение №5 «Последний билет»

Цель: отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.
Инструкция: Для этого упражнения по желанию выбирается подгруппа из 6-7 участников. Они будут играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.
В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.

Психолог: Почему билет достался именно этому человеку? Кто не согласен с решением кассира?
Что участники чувствовали когда получали «отказ» на вашу просьбу?

Упражнение №6 «Коллаж «Здоровье – это здорово!»

Цель: Осознание и формирование понятий «здоровье – вредные привычки».
Описание: Участники получают задание создать коллаж на тему «Здоровье – это здорово!»
Психолог: На этой оптимистической ноте мы завершаем наш тренинг «Наш выбор – здоровье, жизнь, успех!». Спасибо Вам за активное участие. Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни, сохраняйте и преумножайте свое здоровье! До свидания! До новых встреч!
15