Классный час Солдатский треугольник


Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы не одни. К нам пришли гости – учителя и ваши родители. Я прошу вас не стесняться, а включиться в активную работу.
Актуализация знаний.
Учитель: ребята, какой праздник скоро будет отмечать вся наша страна?
(9мая, День Победы)
Учитель: СЛАЙД что это за праздник? Чем он знаменит?
Учитель: в этом году исполняется ровно 70 лет Победы нашего народа в очень тяжелой и кровопролитной войне.
Подводящий диалог к теме классного часа
Учитель: 22 июня 1941г. в нашей республике проходил праздник. Марийский народ праздновал день рождения республики, ей исполнялось только 20 лет! В 12 часов дня радио принесло весть о внезапном нападении фашисткой Германии на нашу Родину. (Звучит фонограмма о нападении) СЛАЙД
Учитель: В первые дни войны на фронт ушло много добровольцев. Весь народ вступил в битву с фашизмом, в том числе и жители нашей республики. И никто тогда из мирных жителей даже не думал, что около границ нашей страны, стоят готовые к войне танки и немецкие солдаты. Так началась Великая Отечественная война.
Учитель: СЛАЙД началась война. Шли тяжелые бои. Некоторые солдаты получали ранения, некоторые погибали в боях. А те солдаты, которые остались в живых, как вы думаете, чем они занимались, когда были перерывы между боями? (готовились, мылись, стирали, писали письма) Что связывало солдата с его родными в тот момент, ведь он был очень далеко от дома? (письма)
Формулирование темы классного часа.
Учитель: правильно, ребята, это были письма. Солдаты писали письма домой, и ждали писем из далекого дома.
Учитель: давайте сформулируем, о чем мы сегодня будем говорить? (о письмах), а о чьих письмах мы будем говорить (о солдатских). Мы будем говорить о солдатских письмах.
Работа по теме классного часа.
Учитель: СЛАЙД ребята, как вы думаете, кому писали солдаты с войны?
(мамам, сестрам, детям, женам)
Учитель: а как вы думаете, что писали солдаты в своих письмах? (ответы детей)
Учитель: солдаты чаще всего в письмах спрашивали: как живется его родным, чем они занимаются, давали мужские советы, как прожить в такое тяжелое время? И говорили о том, как они любят и ценят своих близких. Как раз о том, как они служат – писать было запрещено. Письма солдат проверяла специальная комиссия – ЦЕНЗУРА. СЛАЙД
Словарная работа
Цензура – общее название контроля власти за содержанием информации, с целью недопущения распространения сведений, признаваемых вредными или нежелательными.
Учитель: именно поэтому солдатское письмо имело такую необычную форму – форму - треугольника. Военной цензуре было легко развернуть такой конверт. Поэтому солдатские письма всегда называли – солдатский треугольник.
Работа с письмами
Учитель: У меня в руках 2 солдатских письма от наших марийских солдат своим женам и детям. (пронести по классу). Эти письма были написаны в 1942г. Это музейная ценность и не могу позволить вам брать их в руки.
Учитель: ребята, давайте мы напишем письмо нашим ветеранам, которые защищали нашу Родину, чтобы сегодня мы жили мирно и счастливо. Что мы напишем в письме? Что мы должны сказать солдатам – ветеранам?
Перед вами лежат белые листы. Возьмите ручку. И запишите!
Учитель: ребята, поднимите руки, кто хочет научиться складывать настоящий солдатский треугольник? Тогда начинаем!
7.Практическая работа СЛАЙД (включить песню фронтовые письма фоном)
Учитель: берем лист бумаги и складываем его. Сначала загибаем справа налево, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги складываем пополам и вставляем внутрь треугольника. Вот и получились солдатские треугольники.
8.Закрепление полученного материала.
Учитель: о чем сегодня мы говорили на занятии?
Почему военное письмо называют солдатский треугольник?
Что еще нового вы узнали?
Чему научились?
9. Рефлексия
Учитель: Если вам было интересно и понравилось занятие, нарисуйте красную звезду на конверте, а если не совсем всё понравилось то жёлтую.
10. Завершение
На этом наш классный час окончен.