Программа детского школьного объединения по интересам Палитра


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Инзенский районный Центр детского творчества
на базе МО Неклюдовская основная общеобразовательная школа





«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД РЦДТ
В.Н. Зайченкова__________
«____» ____________ 2015 г.





Образовательная программа дополнительного образования детей
«ПАЛИТРА» (ИЗО)


Всего часов: 144

1 год обучения:
144 часа (2 часа 2 раза в неделю), возраст обучающихся: 7-13 лет







Рассмотрена и одобрена на заседании Программу разработала
Педагогического совета МОУ ДОД РЦДТ Буйновская Ирина
Александровна
Протокол №_________ от___________ педагог дополнительного
Секретарь ________________________ образования
Программа разработана
в 2015году
Доработана в _________ г.


Инза


Рецензенты:
________________________________ педагог дополнительного образования МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории


______________________________ методист МОУ ДОД РЦДТ ____________ квалификационной категории














Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год обучения - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
Возраст обучающихся – 7-13лет













Программа рассмотрена и рекомендована на методическом объединении отдела
начального технического моделирования
Протокол № _______ от _____________________ г.
Методист ___________________________________




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Вернисаж» разработана для детей среднего школьного возраста и подразумевает организацию работы по овладению приемов рисования, построения композиции, знакомство с прекрасным миром красоты, с творчеством выдающихся мастеров живописи, скульптуры, гарфики.
Целью образовательной программы является: воспитание художественного вкуса, духовной культуры, приобщение к миру искусства.
Программа актуальна, так как удовлетворяет запросы общества (в развитии духовно-нравственного человека) и заинтересованность родителей, детей в содержательном досуге, получении практических навыков рисования. Изобразительное искусство по-прежнему остается приобщением к миру искусства, культуры, как части культуры духовной. Освоение каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно - творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно -образных замыслов.
Новизна программы заключается в организации учебно-воспитательного процесса. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения занятий (игровые, путешествия, с применением мультимедийных презентаций и др.).
Дополнительность программы заключается в том, что она решает задачу компенсации художественных знаний, умений, навыков, недостаточно раскрытых в школе.
В программе предусмотрена практическая работа : рисование по памяти; по представлению; с натуры; оформление стендов и плакатов к различным общешкольным праздникам.
Учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со следующими принципами:
научности (материал программы строится на основе научных фактов, положений которые даются в упрощенной, доступной форме);
индивидуализации (индивидуальный подход к каждому воспитаннику)
связи теории с практикой (теоретические сведения даются в определенном порядке, с учетом того, что за изучением темы следует закрепление материала в ходе выполнения практической работы);
систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределен по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);
доступности и посильности (теоретические сведения и практические задания соответствуют познавательным возможностям детей);
наглядности (на занятиях применяются различные виды наглядности: фотографии, иллюстрации и др.)

В программе используются следующие ключевые понятия:
натура;
цветоведение.;
скульптура;
набросок;
орнамент и др.

При реализации программы решаются следующие задачи:
Образовательные
научить выражать красоту через композиционные законы ритма, пропорциональности симметрии и асимметрии;
совершенствовать технику ИЗО предметов, улучшать полученные ИЗО знания, умения, навыки, осваивать ИЗО грамоту.
Развивающие
развивать умение видеть красоту вокруг себя;
развивать понимание тесной взаимосвязи национального и интернационального, способствовать взаимообогащению культур разных народов;
развивать творческое воображение, способствовать расширению границ творческих замыслов, умения использовать увиденное;
развивать способность рисовать по памяти, по представлению.
Воспитательные
воспитывать интерес к ИЗО, к детскому объединению, к совместному творчеству;
воспитывать художественный вкус;
воспитывать любовь к прекрасному, уважение к предметам народного искусства
Программа «Вернисаж» предназначена для детей 10-14 лет и рассчитана на один год обучения (144 часа). Обучающиеся занимаются по 4 часа в неделю (два раза по 2 часа) Количество занимающихся в группе - не менее 15 человек. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения и соответствующими нормативными актами СанПиНа.
Обучение ведется с использованием различных методов и приемов работы (традиционная классификация), таких как:
словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение текста, звукозапись),
наглядные (демонстрация готовых изделий, рисунков, иллюстраций, диафильмов),
практические (трудовые упражнения, выполнение практических работ).
Большое значение придается использованию дидактических и познавательных игр, занимательных заданий.
Данная образовательная программа построена на следующих принципах воспитания:
- воспитание в коллективе через коллектив;
- воспитание в творчестве ;
- личностный подход;
- гумманизация воспитания (уважение ребенка);
- единство воспитательных воздействий;
- учет возрастных особенностей;
- общественная направленность воспитания.
Образовательная область программы – искусство
Направленность – художественно-эстетическая
Вид деятельности – художественное творчество
Уровень освоения программы от общекультурного до углубленного.
Направленность учебного материала – вертикальная.
Способ подачи материала – модульный.
Формами организации образовательного процесса являются групповая, индивидуальная (в рамках учебного времени).
Виды занятий:
- комбинированные занятия – даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности;
- занятия – путешествия – учебный материал дается в занимательной игровой форме;
- экскурсии;
- конкурсы;
- выставки и т.д.
В программе не отводится специального времени на теоретические занятия, так как все общие сведения, первоначальные понятия, некоторые элементы графической подготовки и т.д. дети получают в процессе практической работы.
Занятия начинаются с репродуктивного («делай как я») и постепенно переходят к репродуктивно-творческому виду деятельности.
Программа построена с учетом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста.
Краткая характеристика курса
Содержание программы определяется поставленными задачами на год обучения. Программа разбита на разделы.
Также есть вспомогательные – «Вводное занятие», «Итоговое занятие».
Каждый раздел состоит из отдельных тем, которые можно чередовать, менять местами, что позволяет снизить утомляемость детей, удовлетворить их запросы, подготовиться к мероприятиям школы (выставкам, конкурсам ) и т.д.
В процессе обучения по данной программе дети приобретут следующие знания и умения:
Основными условиями реализация программы являются:
наличие помещения и оборудования, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также места для хранения необходимого инвентаря и материалов;
достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- материалы, необходимые для работы
- альбомные листы
- инструменты, необходимые для работы
- кисти
- гуашь, акварель и др.
- карандаши простые и цветные, фломастеры;
методическое обеспечение программы (методическая и справочная литература, наличие книго-издательской продукции по данному направлению, наглядные пособия и методические разработки, различный дидактический и раздаточный материал, планы-конспекты занятий, сценарии конкурсов и др.).






















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.
Цель: познакомить с работой объединения
Задачи: - дать представление об образовательной программе
Познакомить детей с образовательной программой
- заинтересовать детей работой кружка;
- познакомить с приемами рисования;
- познакомить с правилами техники безопасности, пожарной безопасности, ПДД;
- способствовать формированию интереса к деятельности объединения;
- воспитывать культуру поведения в объединении.
Теория:
Знакомство с художественным творчеством. Ознакомление с программой и режимом работы объединения. Решение организационных вопросов. Ознакомление с условиями безопасной работы. Беседа по охране труда на занятиях.
Практическая работа:
Подготовка и организация рабочего места; рисование на свободную тему
Формы контроля: проведение входной диагностики.

2. Раздел «Осенняя пора»
Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами.
Задачи: - дать представление об истоках и современном развитии народных промыслов;
- расширить знания воспитанников о жанрах ИЗО.
Теория:
Рассказать об истоках и современном развитии народных промыслов, о декоративно – прикладном искусстве России.
Практика:
Рисование осеннего пейзажа.

3. Раздел «Осенние праздники»
Цель: развивать чувство товарищества, коллективизма
Задачи: - формирование чувства ответственности, дружбы, самостоятельности;
- помочь в оформлении при организации осенних праздников .
Теория: рассказ об осенних праздниках
Практика: Оформление стендов, открыток, сувениров

4. Раздел «В мире животных»
Цель: развивать умение видеть прекрасное
Задачи: - воспитать бережное отношение и любовь к братьям нашим меньшим;
- развитие творческого воображения.
Теория: дать понятие «скульптура»
Практика: изготовление скульптуры животного на проволочном каркасе.

5. Раздел «Зимушка – зима»
Цель: развивать творческое воображение
Задачи: - научить выражать красоту через композиционные законы;
- способствовать расширению границ творческих замыслов.
Теория: Что такое сюжет? Дать понятие «работа в цвете»
Практика: оформление новогодних плакатов, раскрашивание гуашью

6. Раздел «Жизнь замечательных людей»
Цель: знакомство с прекрасным миром красоты
Задачи: - познакомить с творчеством выдающихся мастеров живописи, скульптуры, графики
- воспитать художественный вкус.
Теория: рассказать о выдающихся мастерах художественного творчества
Практика: рисование

7. Раздел «Праздники февраля»
Цель: воспитать интерес к ИЗО, совместному творчеству
Задачи: - дать представление о праздниках февраля;
- развитие творческого воображения.
Теория: рассказать об истории возникновения праздников
Практика: плакаты, открытки ко дню Валентина, военную тему

8. Раздел «Веселая капель»
Цель: развивать умение видеть прекрасное
Задачи: - воспитать бережное отношение ко всему живому;
- развитие умение использовать увиденное, развивать умение рисовать по памяти, по представлению.
Теория: тема весны в произведениях великих художников
Практика: выполнение лирического пейзажа

9. Раздел «Народные праздники»
Цель: углубить представление о народном искусстве
Задачи: - развивать понимание тесной взаимосвязи культур разных народов;
- расширить знания воспитанников о различных жанрах ИЗО.
Теория: дать понятие о народном декоративно-прикладном искусстве
Практика: выполнение рисунков по памяти, с натуры

10. Раздел «Героям войны посвящается»
Цель: воспитать уважение к героическому прошлого русского народа
Задачи: - сформировать чувство ответственности, взаимоподдержки, взаимовыручки;
- развитие творческого воображения.
Теория: Что такое подвиг?
Практика: рисование в цвете, по произведениям, кинофильмам

11. Раздел « Заключительное занятие.»
Цель: выявить знания, умения, навыки, полученные за прошедший период.
Задачи: - повторить пройденный материал за год; оценить деятельность каждого ребенка;
- развивать интерес к деятельности объединения;
- воспитывать дружеские отношения, уважение к старшим и сверстникам.
Теория:
Подведение итогов работы за год. Анализ выставки.
Практическая работа: Игры и конкурсные задания.











ЛИТЕРАТУРА
для педагога :

«Изобразительное искусство по программе В.С. Кузина» - 2007 год
«Изо в школе продленного дня» - Я.Я. Чарнецкий, 2007 год
Изобразительное искусство в школе» В.Г. Виноградова, 1990 год
«Рисунок, живопись, композиция» - В.С. Сокольникова, В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 1996 год
«Беседы об искусстве» - В.Б. Розенвассер, 1979 год
«Декоративное искусство» - Е.В. Шорохов, 1991 год.
«Шедевры русской живописи» - энциклопедия мирового искусства, 2006 год
Серия событий:
«Светотень»
«Графика»
«Живопись»
«Пейзаж» - Ю.А. Небукин, 2006 год
Журналы:
«Поем, рисуем и танцуем» - 2008 год
«Сценарии и репертуар» - 2009 год
«После уроков» - 2006 – 2009 год
«Шаг за шагом. Рисование» - А.Гир, 2009 год
«Портреты цветов в акварели» - Билл Шоутлл, 2008 год
DVD-фильмы о художниках, музеях России

ЛИТЕРАТУРА:
для детей:


«Раскрась свою жизнь» - Э.Райн, 2006 год
«Уроки рисования с натуры» - Г.Г. Виноградова, 1980 год
«Каждый может научиться рисовать» - Г.Я. Павлинов, 1966 год
«Самоучитель по рисованию акварелью» - О. Шматова, 2007 год
«Красивая мозика» - А.М. Андреев, 2006 год
Журнал «Коллекция идей» - 2008-2009 год












МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕРНИСАЖ»

Методическое обеспечение программы – одно из условий ее реализации. Методическое обеспечение программы – это методическая и справочная литература, наличие книго-издательской продукции по данному направлению, наглядные пособия и методические разработки, различный дидактический и раздаточный материал, планы-конспекты занятий, сценарии конкурсов и др.).
О материально-техническом обеспечении программы можно ознакомиться в пояснительной записке
Приемы и методы обучения также подробно раскрыты в пояснительной записке.

Виды учебных занятий:
- комбинированное занятие – (теория + практика) на котором даются теоретические знания и сразу закрепляются в практической деятельности;
- занятия – путешествия - знания даются в занимательной игровой форме;
- экскурсии;
- практические и т.д.
Виды контрольных занятий:
- Конкурс – проводятся для расширения кругозора детей, воспитательного воздействия и др.
- выставка – осуществляемая с целью определения уровня мастерства, развития творческих способностей.

Реализация программы в полном объеме невозможна без диагностического контроля за знаниями, умениями, навыками. Проверка и оценка знаний, умений и навыков воспитанников является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется регулярно в течение всего учебного года.


Блок, раздел программы
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический и наглядный материал
Техническое оснащение, оборудование и материалы
Форма подведения итогов (диагностика)

1
2
3
4
5
6

«Осенняя пора»
Беседа, доклад,практическая работа, экскурсия
Словесный (беседа с элементами рассказа)
(Практические (выполнение практической работы – рисование на свободную тему)

- Инструкции по ТБ и ПБ (- Справочные материалы:
«Инструменты для рисования»







20)
Альбом, краски, кисти, карандаш
Входная диагностика

«Осенние праздники»
Практическая работа
Оформление стендов, изготовление сувениров
- Справочные материалы:
«Технология изготовления сувениров ««Виды, образцы сувениров» «Способы соединения деталей» «Виды графических изображений деталей (изделий)» «Графические обозначения»
« «Геометрия в картинках» «Организация рабочего места для работы с бумагой и картоном» -
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая

«В мире животных»
Объяснение, практическая работа
Словесный (беседа, объяснение, рассказ)
Практические (выполнение практической работы – создание скульптуры на проволочном каркасе)
Игровые (включение игр и занимательных заданий)
- Образцы различных видов скульптур
«Технология изготовление скульптуры животного на проволочном каркасе»
Методическая разработка «Игры и занимательные задания на занятиях ИЗО»
Проволока, ножницы, карандаш
Текущая

«Зимушка – зима»
Беседа,Практическая работа
Словесный ((беседа, объяснение)Практические (выполнение практической работы – рисование – раскрашивание гуашью, наброски
«Технология раскрашивания гуашью»
«Приемы рисования»
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая

«Жизнь замечательных людей»
Доклады, практическая работа
Словесный (доклад, объяснение), Практические (выполнение практической работы – выполнение рисунка
DVD- фильм о выдающихся художниках, об известных музеях мира
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая

«Праздники февраля»
Беседа, объяснение, практическая работа
Словесный ((беседа, объяснение)Практические (выполнение практической работы – оформление валентинок, плакатов на военную тему
Методическая разработка «История возникновения праздников»
«Технология изготовления Валентинок»
Альбом, краски, кисти, карандаш
Выставка

«Веселая капель»
Доклад, практическая работа
Словесный (доклад )Практические (выполнение практической работы – рисование весеннего пейзажа по памяти
DVD- фильм о жанрах в изобразительном искусстве
«Технология рисования пейзажа по памяти и по представлению»
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая

«Народные праздники»
Беседа, экскурсия, практическая работа
Словесный (беседа, о)Практические (выполнение практической работы – рисование с натуры, раскрашивание
Наглядные пособия:
- образцы орнаментов
- фотографии с изображением народных костюмов
Альбом, краски, кисти, карандаш
Текущая

«Героям войны посвящается»
Дискуссия, практическая работа
Словесный (дискуссия) Практические (выполнение практической работы – рисование в цвете по произведениям, кинофильмам
DVD- фильм о подвигах русских людей в дни Великой Отечественной войны.

Альбом, краски, кисти, карандаш
выставка






Планируемые результаты обучения
ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени обучения: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);
в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство).
Метапредметные результаты освоения курса ИЗО:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;
умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения курса ИЗО:
в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);
в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);
в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Формирование УУД на уроках изобразительного искусства
ФГОС начального общего образования направлен на формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства. Характеристика художественно-творческой деятельности школьников представлена в таблице 2.
Характеристика деятельности обучающихся
на уроках изобразительного искусства в начальной школе:
Таблица 2
Характеристика деятельности обучающихся
Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)

воспринимать произведения искусства;
анализ, синтез, сравнение (П),
личностное переживание (Л)

выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);
выражение своих мыслей (К),
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

участвовать в обсуждении;
планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)

понимать условность художественного образа;
анализ, синтез, сравнение (П)

понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
моделирование и преобразование объекта (П)

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;
поиск и выделение необходимой информации (П)

использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;
выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)

использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
использование знаково-символических средств (П)

изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;
использование знаково-символических средств (П)

овладеть на практике основами цветоведения;
выполнение действий по алгоритму (П)

передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

овладеть приемами работы различными графическими материалами;
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;
использование знаково-символи-ческих средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
извлечение необходимой информации (П)

моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

изображать в объеме выразительные образы человека;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,
роль художника в театре;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

моделировать маску, костюм, макеты;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)

различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

создавать эскизы и модели игрушек;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

называть ведущие художественные музеи России и региона
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)

Требования к оснащению образовательного процесса
В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по изобразительному искусству, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования». Рекомендации включают: наименование натурных объектов, макетов и средств материально-технического обеспечения, их количество на ступенях начального и среднего обучения, систематизацию в разделах. Так же в требования включены следующие разделы: перечень печатных пособий, информационно-коммуникативных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения (компьютер, проектор, программы, DVD и CD диски), учебно-практических (УМК, наглядные пособия), программно-методических (примерные программы, авторские программы) средств, список специализированной учебной мебели и художественных материалов.











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515