Текст презентации Двигательные методы в работе учителя-логопеда в группе для детей с ОНР


Инновационные технологии в работе учителя-логопеда логопедической группы детского сада.
Обобщенный опыт работы учителей-логопедов МБДОУ №95
Е.В. АладовойН.В. АлексенкоМ.Б. Чиренко
В.Г. Белинский: « Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
Возросшие за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Все это требует от логопеда поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления, а так же помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.
Инновационные технологии в логопедии: (перед вами)
1. Логопедический массаж (прищепками, шишками, щеткой, бигудями, «чудо пальчиками», решоточкой)
2. Су-Джок терапия и пружинки
3. Музыкотерапия
4. Хромотерапия5. Сказкотерапия (куклотерапия, «шагающий театр», логосказки, либропсихотерапия-лечебное чтение)
6. Аурикулотерапия(воздействие на точки ушной раковины)
7. Мнемотаблицы8. Биоэнергопластика9. Литотерапия10. Изо-терапия11. Кинезиотерапия12. Смехотерапия13. Телесноориентированные техники
14. Информационные технологии
В той или иной степени мы все используем их в своей практике.
В своей работе мы хорошо понимаем, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Все логопеды нашего сада используют элементы нетрадиционного массажа (прищепками, шишками, орехами, щеткой, бигуди…)
С помощью сказкотерапии, арттерапии, пальчикового театра, мы вызываем у детей встречную активность, затрагивая их интересы, фантазию, воображение, развиваем связную речь.
Все это также в значительной мере повышает эффективность коррекционной работы.
. Это всем хорошо знакомые крышки от флакончиков лекарств, которые можно использовать для закрепления цветов, как хромотерапию, для автоматизации звуков, для развития мелкой моторики. У меня это оформлено в виде игры мозаика «Кружок»
. Также мы используем разнообразные приспособления для проведения дыхательной гимнастики
Разные виды шнуровок
Сенсорные бассейны с разнообразным наполнением (гречка, манка, каштаны), которые выполняют различные функции.
Индивидуальные контейнеры на каждого ребенка в качестве сюрпризного момента (там может быть зарыта картинка или фигурка животного, например).
Также используем лотки с песком и водой.
Морская галька, стеклянные камешки, как активизаторы внимания ребенка, используем для слогового анализа, а также с помощью них легче идет работа по автоматизации звуков.
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребенка — этапы закрепления приобретенных произносительных умений (так называемая автоматизация звука).
Результативности этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребенка. Ели он будет не просто шаблонно повторять слова за логопедом или рассматривать и называть картинки, а будет играть.
Предлагаю вашему вниманию свою копилку игр и упражнений по автоматизации звуков. За основу были взяты игры по автоматизации Шинкаревой Л.Н., только я использовала современных мультипликационных персонажей.
Предложенные варианты игр помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.
Игры «Помоги Барашу набрать ведро конфет», «Собери букет для Нюши»
Игры «Эльза и снежинки», «Шляпки для Нюши»
Игры «Помоги Пину убрать в мастерской», «Угости Карлсона ватрушками»
Так же в своей работе мы используем информационно-компьютерные технологии. Елена Владимировна широко использует игры «Мерсибо».
Все это позволяет нам решать следующие задачи:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
повысить познавательную активность и работоспособность;
активизировать процессы восприятия, внимания и памяти;
плавно регулировать поведенческие трудности детей.
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (есть, ходить, одеваться и, конечно же, говорить).
Академик И.П.Павлов считал, что человек может мыслить сидя неподвижно, но для закрепления мысли необходимо движение. При движении в процессе мышления образуются нейронные сети, которые позволяют лучше усваивать новые знания.
Известно также, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения.
И уже доказано, что ребёнок, который пропустил в своём развитии такой важный период, как ползанье, в дальнейшем, возможно, будет иметь трудности в обучении. Т.к. при ползании совершаются перекрёстные движения рук, ног, глаз, при этом развивается мозолистое тело.
Любая форма дизонтогенеза сопровождается нарушением тех или иных параметров психической деятельности.
Поэтому необходима своевременная коррекция. Своевременность решает всё!
Уделяя внимание развитию двигательной функции, мы опосредованно влияем на развитие и формирование базовых психических функций, которые лежат в основе чтения, письма, математических знаний.
Двигательные методы – это и есть методы нейропсихологической коррекции.
Двигательные методы включают в себя (А.Л.Сиротюк):
- растяжки;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
-перекрестные телесные упражнения;
- упражнения для языка и мышц челюсти;
- развитие мелкой моторики руки;
- релаксация;
- развитие коммуникативной и когнитивной сферы;
- упражнения с правилами.
. Нейропсихологические двигательные методы оказывают комплексное воздействие на организм ребёнка. Они повышают потенциальный энергетический уровень ребёнка, развивают внимание, память, мышление, успокаивают и уравновешивают психику.
Телесные упражнения или движения тела и пальцев – развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии и мышечные зажимы; происходит чувствование своего тела, что способствует обогащению сенсорной информацией. Медленное выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, способствуют развитию самоконтроля и произвольности, эффективны для детей с дефицитом внимания и гиперактивностью.
Упражнения для развития произвольности – движения, которые осуществляются по словесной команде и д.б. осмысленны и «перекодированы» ребёнком. Очень важна чёткая структура занятия, т.е. соблюдение детьми правил, ритуалов, временного регламента, поочерёдное выполнение каждым ребёнком роли лидера. Это повышает уровень произвольной саморегуляции, контроля над собой и происходящим вокруг.Упражнения для релаксации – это настройка в начале занятия, итог в конце с целью интеграции приобретённого в ходе занятия.
Глазодвигательные упражнения – расширяют поле зрения, восприятие, активизируют процесс обучения. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма.
Растяжки – регулируют тонус мышц. Самомассаж и массаж. Разные виды.
Список литературы:
1.Шинкарёва Л.Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста //ООО ИД «Белый ветер» 2008 г.
2.Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка// Дошкольное воспитание 2005 №1
3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения// ТЦ «Сфера» Москва 2003
4. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет// ООО «Издательство ГНОМ и Д» Москва 2007
5. Костылёва Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики// ТЦ «Сфера» Москва 2014
6.Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей// ТЦ «Сфера» Москва 2014
7. Сименович А.В., Вологдина Я.О., Ланина Т.Н. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники.// ООО «Дрофа» Москва 2014