Рабочая программа Основы социализации личности 2015-16 уч.год (8 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой
Утверждено: Согласовано:
Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР
Портнова Г.П. Осинская Н.А.
______________________ ______________________
«___»_______________2015 «___»_______________2015
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Ступень обучения: 2
Класс: 8 «А, Б, В»
Примерная программа: развернутое тематическое планирование составлено на основе программы Огневой Н.Р., Симоненко Л.А.
Составитель: Коломиец Ю.Г.
Педагог-психолог, 1 кв. категория
г. Стрежевой - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс……………………………………………………………............3
Пояснительная записка
Актуальность
Практическая значимость
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Вид программы
Цель и задачи программы……………………………………………………………………3
Отличительные особенности программы…………………………………………….…4-5
Базовые теоретические идеи.
Ключевые понятия
Этапы реализации, их обоснование и связь
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа………….5
Возраст детей и их психологические особенности
Особенности набора
Число обучающихся по годам обучения
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов
и занятий в неделю, периодичность занятий
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Уровень результатов работы по программе……………………………………………….6
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей……………………6

Ресурсное обеспечение программы……………………………………………………….6-7
Кадровое
Материально-техническое.
Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов
Финансовое
Информационно-методическое (пособия, методическая
литература и т.п., интернет)
Содержание программы…………………………………………………………………..7-10
Список литературы………………………………………………………………………10-11
Литература, используемая педагогом для разработки
программы и организации образовательного процесса
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Учебно-тематический план……………………………………………………………..11-13
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Реформирование отечественной школы началось по линии гуманизации образования. Гуманистическая позиция заложена во всех документах, определяющих стратегические цели системы образования. Так, в Законе Российской федерации «Об образовании» статья 2 первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности…». В статье 9 п. 2 говорится: «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». Пункт 1 статьи 14 определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений. В министерстве общего и профессионального образования РФ в последние годы приняты важнейшие документы о «переходе от традиционной парадигмы образования – знаний, умений и навыков – к парадигме развивающего образования» см. решение коллегии МО РФ от 29.03.95 № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования РФ» и др.
Практическая значимость
Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал». Предлагаемый учебный курс «Основы социализации личности» реализует задачу формирования успешности подростков, подготовить их ко взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Программа развития образования Томской области до 2020 года одну из общих идей разработки социально-педагогических программ в каждом городе, районе, школе определяла как идею «гуманизации и гуманитаризации образования его ориентации на целостное развитие растущего человека как личности, индивидуальности…».
Вид программы
Программа является коррекционно-развивающей и общеобразовательной, поскольку дети получают навыки эффективного общения, самопознания, а также базовые психологические знания, которые помогают успешной социализации в обществе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели курса:
1) Формирование психолого-педагогический условий для повышения социально-психологической адаптации обучающихся.
2) Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе (представление о трех компонентах «Я-образа»: когнитивном, эмоционально-оценочном, поведенческом) и мире профессий.
Задачи курса:
Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни.
Формирования адекватного оценивания себя в ситуации взаимодействия с другими людьми.
Развитие навыков волевой и эмоциональной саморегуляции.
Формирование гибкости как качества личности.
Развитие у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Базовые теоретические идеи
В основе курса лежат идеи гуманистической, возрастной, социальной и трудовой психологии отечественных и зарубежных авторов. В интегративном понимании процесс социализации начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Однако наиболее активный период социализации выпадает именно на период 15-17 лет. Поэтому на данном этапе могут возникнуть различные трудности, переживания и, как следствие, социальная дезадаптация. Кроме того, ученые отмечают, что сам процесс социализации не обеспечивает социально-психологическую адаптацию и, более того, успешность личности.
Ключевые понятия.
Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм, правил и установок, присущих данному обществу.
Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение предполагает не только самопонимание человеком своего места в системе отношений, но также его самооценку и саморегуляцию. В содержании курса нашли отражение все три компонента самоопределения личности.
Этапы реализации, их обоснование и связь.
Программа курса «Основы социализации личности» состоит из 4 учебных разделов:
Эффективное общение-залог успеха.
Эмоциональная и волевая саморегуляция.
Мои сильные и слабые стороны.
Профессиональный успех.
Учебный раздел «Эффективное общение-залог успеха» предназначен для развития, совершенствования и психокоррекции способностей обучающихся к неформальному общению, развитию коммуникативных навыков, а также для формирования адекватной системы отношений с окружающими и мотивации достижения успеха.
Раздел «Эмоциональная и волевая саморегуляция» предназначен для развития и совершенствования эмоциональной, чувственной и волевой саморегуляции.
Учебный раздел «Мои сильные и слабые стороны» предшествует учебному разделу «Профессиональный успех», так как профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, качеств характера и т.д. данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога. Блок «Мои сильные и слабые стороны» решает задачу развития навыков осмысления и рефлексии, а также формирования адекватной самооценки. Учебный раздел «Профессиональный успех» включает развивающие игры «в профессию». Игровые занятия, способствующие развитию личности обучающихся, построены с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии и в целом направлены на развитие умения строить жизненную перспективу.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Возраст детей, их психологические особенности
Программа адресована для учащихся 8-х классов в возрасте от 14 до 15 лет.
У подростков общение выступает как ведущая ценность и потребность в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность. Появляется интерес к взрослым, которые могут помочь самоопределиться при построении стратегии будущего.формируется чувство взрослости, которое сопровождается глубоким анализом собственных интересов и, возможностей и особенностей. В связи с этим, для обучающихся 8 класса рекомендации направлены в основном на упражнения группового характера, удовлетворение потребности в принятии, принадлежности к группе. А также рекомендации касаются прежде всего упражнений, позволяющих получить представление о своих возможностях и способностях, сформировать «Я-концепцию», поэтому в основном в них идет индивидуальная и парная работа. Блок «Профессиональный успех», в связи с вышеобозначенными особенностями возрастной группы имеет больше предпрофильную самодиагностику в ходе которой дети могут получить знания о своих профессиональных способностях и склонностях. Более того, данная информация собирается и храниться в архиве кабинета психолога.
Особенности набора детей на курс
Курс «Основы социализации личности» является базовым и обязательным для посещения всеми учащимися 8-х классов. По окончании курса ставиться зачет.
Число обучающихся по годам обучения.
3 класса в количестве до 30 человек в классе. Среднее количество детей в параллели 8 классов: 75-90 человек.
Режим занятий: общее количество часов в год, число часов и занятий в неделю, периодичность занятий.
Общее количество занятий в год – 34 часа. В неделю – 3, 4 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Время проведения занятий – 45 минут.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Обучающиеся владеют:
навыками эффективного общения,
приемами самопознания и самосовершенствования.
Обучающиеся умеют:
определять свои способности,
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку,
строить стратегию своего будущего.
У обучающихся 8 классов сформированы:
навыки саморегуляции поведения в группе,
навыки разрешения конфликтных ситуаций,
навыки адекватной реакции на критику,
представления о своем личностном потенциале,
навыки волевой и эмоциональной саморегуляции,
образовательная стратегия.
Результаты обучения проверяются с помощью методов тестирования и анкетирования.
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Уровень результатов работы оценивается с помощью анкетирования следующим образом:
1 уровень – высокий (высоко сформированы)
2 уровень – средний (достаточно сформированы)
3 уровень – низкий (слабо сформированы)
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Достигнутые личностные и метапредметные результаты и их динамика проверяются при помощи диагностических методик 2 раза в год: в начале и в конце курса:
Опросник «Социализация личности старшеклассника» М. И. Рожкова, который позволяет выявить уровень социализации учащихся и четырех ее параметров (социальной адаптированности, социальной активности, социальной автономности, нравственной воспитанности).
Анкета «Путь в профессию», целью которой является определение готовности к профессиональному самоопределению (информационной, эмоциональной, волевой).
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
При организации учебно-воспитательного пространства учитываются следующие принципы развития личности в группе:
Принцип активности – участие каждого члена группы в совместной деятельности, активное усвоение обучающимися новых знаний и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности.
Принцип деятельности – создание комплексной многоплановой деятельности, организацию совместной деятельности обучающихся с педагогом-психологом и сверстниками. При этом преподаватель является не оценивателем, транслятором умений и навыков, а сам занимается вместе с обучающимися значимой деятельностью.
Принцип коллективности – создание группы высокого уровня развития – коллектива, в котором формируются благоприятные условия для становления общечеловеческих ценностных ориентаций личности.
Принцип личностного подхода – учет индивидуально-психологических особенностей (внимания, темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) обучающихся, т.е. выяснить, чем конкретный обучающийся отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу.
Принцип поощрения – создание ситуации успеха, когда обучающегося необходимо поощрять, любое достижение ребенка замечать и одобрять, подчеркивать значимость и ценность каждого члена группы.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кадровое
Реализация программы реализуется педагогом-психологом, курирующим начальную школу.
Материально-техническое
Реализация программы осуществляется в обычном кабинете школы с достаточной площадью. Кабинет должен быть оснащен ученическими партами, стульями.
Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов.
Для демонстрации обучающих видеофильмов слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.
Финансовое
Финансовое обеспечение реализуется администрацией школы, но часть материалов (методические пособия, книги, канцелярию на практике психолог приобретает на собственные средства).
Информационно-методическое
Выход в интернет, современные, разработанные по ФГОС СОО УМК – учебно-методические комплекты, включающие в себя: рабочие тетради, методические пособия, дидактический материал.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» (4 часа).
Введение в предмет (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам эффективного общения, самопознания, эмоциональной и волевой саморегуляции и выбора профессии. Мотивация обучающихся на самопознание, на процесс осмысления выбора профессии. «Дневник личностного роста» как форма фиксации данных по курсу «Основы социализации личности».
Проведение начальной диагностики.
Задачи диагностики:
Определить исходный уровень социализации обучающихся.
Выявить группы риска (слабая степень социально-психологической адаптации, низкая социальная активность, низкая социальная автономность, слабая нравственная воспитанность, низкая самооценка) для последующей разработки и введения психокоррекционных программ, разработки рекомендация для учителей и родителей.
Определить уровень готовности к профессиональному самоопределение в начале курса.
Предмет диагностики:
Уровень социально психологической адаптации (усвоение правил, норм и ценностей общества).
Уровень социальной активности (степень вовлеченности в общественную жизнь).
Уровень социальной автономности (неконформность установок, независимость суждений, самостоятельность в принятии решений).
Уровень нравственной воспитанности (усвоение и принятие морально-нравственных ценностей в общении с окружающими).
Уровень самооценки (самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности личности).
Уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Диагностический комплекс:
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым).
Тест на определение самооценки («Как у тебя с самооценкой?»).
Анкета определения уровня готовности к профессиоанльному самоопределению «Путь в профессию».
Тренинг знакомства (3 часа).
Цели: 1) знакомство обучающихся между собой; 2) формирование мотивации к совместной деятельности; 3) создание положительного настроя на последующие занятия; 4) формирование интереса к процессам самопознания и саморазвития.
Раздел 2. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ-ЗАЛОГ УСПЕХА (10 часов).
Вводное занятие по теме «Эффективное общение-залог успеха» (1 час).
Введение понятия «общение». Стороны общения (информативная, коммуникативная, интерактивная). Виды общения . средства общения (язык, мимика, жесты, интонация, расстояние). Практические упражнения «Оценка коммуникабельности2, «Эстафетная палочка», «Карусель», «Объявление», «Формальное общение».
Барьеры общения и их преодоление (1 час).
Введение понятия «Коммуникативный барьер». Виды барьеров общения (барьер отрицательных эмоций, барьер понимания, барьер социально-культурного различия, барьер отношения). Основные принципы взаимопонимания в общении (владение профессиональным языком, полнота информации, соответствие уровней интеллектуального развития, логичность изложения, сконцентрированность внимания). Приемы понимающего слушания: нерефлексивное слушание, выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств). Привила эффективного слушания. Практические упражнения: «Как рождаются слухи», «Зеркало», «Слепое слушание», «Умение слушать».
Общение и конфликт (2 часа).
Введение в понятие «конфликт». Элементы конфликта. Этапы и фазы развития конфликта. Причины конфликтов. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия (избегание, противодействие, сотрудничество, компромисс, уступчивость). Разрешение конфликта - стратегия сотрудничества. Практические упражнения: тест «Самооценка конфликтности», «Оценка стратегии поведения в конфликте», «Скульптура конфликта», «Конфликтные ситуации».
Ролевое общение (1 час).
Понятие «роль», «ролевое поведение», «социальный статус». Формальные и неформальные роли. Маска – защита в общении. Игра «Необитаемый остров» или «Королевство». Упражнения: «определи в какой я роли», «Интервью», «Контакт масок», анализ собственных ролей в игре.
Язык жестов (1час).
Работа с «психологическим атласом проявлений человеческого тела». Науки, изучающие невербальные средства общения (кинестетика, такесика, проксемика).что «говорят» позы и жесты собеседника. Открытые и закрытые позы. Практические упражнения на «чтение» языка жестов: «Поговорим с помощью пантомимики», «Разговор жестами», «Какой Я?».
Каналы получения и обработки информации (1 часа).
Каналы получения и переработки информации. Различия каналов получения и переработки информации. Аудиалы, визуалы, кинестетики (сенсорная типология). Необходимость учета ведущих каналов при общении, обучении.
Практические упражнения на определение собственного ведущего канала получения и переработки информации. Тест «Ведущая репрезентативная система».
Межличностное пространство или дистанция в общении (1 час).
Дистанция при общении: интимная, личная, социальная (общественная), формальная, публичная (открытая). Значение правильного выбора дистанции для эффективного общения. Влияние культурны разных народов на выбор дистанции при общении. Практическое упражнение на определение своей наиболее «удобной» дистанции при общении: «Пузырь», «Солнце и планеты».
Эмпатия как одна из технологий эффективного общения (1 час).
Понятие «эмпатия», технологии эффективного общения. Обратная связь. Правила обратной связи. Практические упражнения: «Групповой рисунок», «Общение без слов», «Обратная связь», «Эмпатия», «Отзеркаливание позы».
Заключительное занятие по теме «Эффективное общение – залог успеха» (1 час).
Определение личных качеств, важных для общения. Мини-сочинение «Я и общение». Практические упражнения: «Список качеств», «Чемодан», «Контракт».
Раздел 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ (7 часов).
Вводное занятие по теме «Эмоциональная и волевая саморегуляция» (2 часа).
Введение понятий «эмоции», «чувства», «воля». Значение эмоций , чувств и воли в жизни человека. Практические упражнения: «Где живут чувства», «Крокодил», «Эмоции и музыка».
Эмоциональные состояния (2 часа).
Формирование навыка регуляции стрессовых, аффективных и фрустрирующих состояний. Техника саморегуляции эмоционального состояния. Практические упражнения: «Какими чувствами вы живете?», «Самая сильная эмоция», анализ факторов, сопутствующих негативным эмоциональным состояниям.
Эмоциональное общение (1 час).
«Поглаживание», «укол» - различные способы эмоционального общения. Виды эмоционального «поглаживания»: поддакивание, комплимент, похвала, содружество и т.д. Практические упражнения, направленные на отработку положительного эмоционального общения и эффективного реагирования на уколы.
Тренинг уверенного поведения (1 час).
Тренинговая форма позволяет применить полученные знания об эмоциональной сфере для формирования навыка уверенного поведения / выражения чувств.
Воля. Волевая саморегуляция (1 час).
Понятии «воля». Базовые волевые свойства: целеустремленность, решительность, смелость, выдержанность, самообладание, упорство и т.д., волевая саморегуляция. Тест на определение силы воли.
Раздел 4. МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (9 часов).
Вводное занятие по теме «Мои сильные и слабые стороны» (2 часа).
Внутренний мир человека и возможности его познания. Образ «Я», или что я думаю о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, самооценка, умение управлять собой). Психодиагностика, цели, задачи. Практические упражнения: «Я - для других, Я – какой есть», «Знаешь ли ты себя?», «Предмет рассказывает о хозяине», «Самоанализ», «Кто ты?», «Скажи мне кто твой друг?».
Палитра способностей (1 час).
Понятие «способности». Общие и специальные способности. Потенциальные (скрытые) возможности для развития способностей. Диагностика способностей, склонностей. Практическое упражнение «Что я умею».
Самооценка – фактор, определяющий возможности (1 час).
Понятие «самооценки». Функции самооценки. Условия формирования разных видов самооценки (адекватная, завышенная, заниженная). Практические упражнения: «Самооценка – поведение – самооценка», «Мой портрет в лучах солнца».
Темперамент. Индивидуальные свойства психики (1 час).
Понятие «темперамент». Связь темперамента с типом ВНД (теория Павлова). Характеристика типов темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Темперамент и профессия. Практическая работа: определение своего типа темперамента.
Проективные методики как средство самопознания (1 час).
Принцип «психологической проекции», лежащий в основе проективных методик, их назначение. Проективные методики: «Несуществующее животное», «Каракули», психологический анализ почерка.
Познавательные процессы – наш инструмент взаимодействия с миром (2 часа).
Понятие «Познавательные процессы». Определение т виды познавательных процессов (внимание, ощущение, восприятие, мышление, память, воображение). Практические упражнения. Направленные на диагностику и развитие познавательных процессов.
Мои сильные и слабые стороны (1 час).
Тренинг. Методы самопознания и программа саморазвития. Практические упражнения: «Автопортрет», «Брачное объявление», «Мои сильные стороны», «Мои слабые стороны», «В разведку».
Раздел 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ (3 часа).
Вводное занятие по теме «Профессиональный успех» (1 час).
Понятие «профессиональное самоопределение», «специальность», «должность», «квалификация». Отличие профессии от других видов деятельности. Профессиограмма профессий.
Я выбираю профессию (2 часа).
Интересы, склонности, способности человека и их роль при выборе профессии. Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность и ее степени. Призвание. Практическая работа: определение интересов и склонностей личности с помощью тестирования (тест «Карта интересов -144», тест «Карта способностей», «Молекула желаемой профессии».
Итоговое занятие (1 час).
Саморефлексия полученных знаний по курсу с помощью итоговой (вторичной) диагностики, целью которой является отслеживание динамический изменений и эффективности проделанной коррекционно-развивающей работы. Заполнение «Дневника достижений» (цель сбор и анализ полученных данных, создание архива для последующей отчетно-аналитической и коррекционной работы).
Итого: 34 часа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя.
Арефьев. И.П. Технология. Профориентация: Тесты.- М,2005.
Методические материалы для психолога-профконсультанта. Под общей редакцией О.И. Шендель, Томск.-2004.
Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть 1. Методическое пособие для педагогов и психологов к учебному курсу для 8-9 классов / Под ред. Канд. Пед. Наук П.И. Горлова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007.
Психологическое сопровождение выбора профессию научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной, М.-2003г.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
Экспресс - игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. – ТОЦРОМиППН. – Томск, 2004.
Литература для учащихся
Дневник личностного роста: Практикум для обучающихся 8-9 классов по курсу «Основы социализации личности» /под ред. Канд. Пед. Наук Н.Р. Огневой. – Томск: изд-во НТЛ, 2007.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОСЛ» 8 КЛАСС
№ Тема урока Кол-во часов Дата (сроки) Используемый ресурс Вид контроля
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» (4 часа).
1 Ведение в предмет. Понятие социализации. Первичная диагностика. 1 час сент Лекция, тест, анкета Записи в тетради, выполнение тестов
2 Тренинг знакомства 1 час сент Упражнения: «Снежный ком», «Правила нашей группы», «Самый-самый» Записи правил работы в тетради
3 Тренинг знакомства 1 час сент Игры: «Ассоциации», «Бип-бип», Руки» Нет
4 Тренинг знакомства 1 час сент Упражнения «Скала», «Найди отличия», «Восковая палочка», «Собери картинку» Нет
Раздел 2. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ-ЗАЛОГ УСПЕХА (10 часов).
5 Вводное занятие по теме 1 час окт Лекция, обсуждение, упражнения Выполнение заданий в тетради
6 Барьеры общения и их преодоление 1 час Окт Лекция, обсуждение, упражнения Выполнение заданий в тетради
7 Общение и конфликт 1 час Октябрь Лекция, обсуждение, игры, тест «Самооценка конфликтности» Выполнение заданий в тетради
8 Общение и конфликт (продолжение) 1 час ноябрь Игры и упражнения, рисунки Выполнение заданий в тетради
9 Ролевое общение 1 час ноябрь Лекция, обсуждение, игры Выполнение заданий в тетради
10 Язык жестов 1 час ноябрь Лекция, игры Записи в тетради
11 Основные каналы получения и переработки информации 1 час ноябрь Лекция, диалог, упражнения, тест «Ведущая репрезентативная система» Выполнение заданий в тетради
12 Межличностное пространство или дистанция в общении 1 час декабрь Лекция, упражнения и игры Выполнение заданий в тетради
13 Эмпатия как одна из технологий эффективного общения 1 час декабрь Лекция, упражнения и игры Записи в тетради
14 Заключительное занятие по теме «Эффективное общение – залог успеха» 1 час декабрь Упражнения «Список качеств», «Чемодан», мини-сочинение «Я и общение» Выполнение заданий в тетради
Раздел 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ (7 часов).
15 Вводное занятие по теме Эмоции и чувства 1 час декабрь Лекция, обсуждение, упражнения Выполнение заданий в тетради, записи
16 Эмоции и чувства (продолжение) 1 час январь Игры и упражнения нет
17 Эмоциональные состояния человека 1 час январь Игры и упражнения нет
18 Эмоциональные состояния человека (продолжение) 1 час январь Игры и упражнения Рисунки в тетрадях
19 Эмоциональное общение 1 час февраль Упражнения, игры Выполнение упражнений в тетради
20 Тренинг уверенного поведения 1 час февраль Упражнения и игры нет
21 Воля. Волевая регуляция 1 час февраль Мини-лекция. Тест «Оцени свою силу воли», проективный тест «Человек, срывающий яблоко с дерева». Обсуждение. Выполнение тестов в тетради, рисунки
Раздел 4. МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (9 часов).
22 Вводное занятие по теме.
Что такое «Я-концепция»? 1 час февраль Упражнение «Моя Я-концепция», мини-тест «Знаешь ли ты себя?» Выполнение заданий в тетрадях
23 «Я-концепция» (продолжение) 1 час март Упражнение «Скажи мне, кто твой друг», игра «Кто ты?» Выполнение задания в тетради
24 Палитра способностей 1 час март Лекция, диалог, тест «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» Записи, тестирование
25 Самооценка-фактор, определяющий возможности 1 час март Притча, Мини-лекция, обсуждение, упражнения, тест «Как у тебя с самооценкой» Выполнение заданий в тетради
26 Темперамент. Индивидуальные психические свойства 1час март Слайдовая презентация, лекция, тест «Круг Айзенка» Записи в тетради, тест
27 Проективные методики как средство самопознания 1 час апрель Упражнения, тесты Выполнение заданий в тетради, рисунки
28 Познавательные способности – наш инструмент взаимодействия с миром 1 час апрель Лекция, упражнения Записи в тетрадях, тесты
29 Познавательные способности (продолжение) 1 час апрель Упражнения, игры Выполнения тестовых заданий в тетрадях
30 Мои сильные и слабые стороны 1 час апрель Упражнения, игры Выполнение упражнений в тетрадях
Раздел 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ (3 часа).
31 Вводное занятие по теме 1 час Май Лекция, обсуждение, упражнения Записи, выполнение заданий
32 Я выбираю профессию.
1 час Май Мини-лекция, тест «Карта интересов-144» Записи, выполнение теста в тетрадях
33 Я выбираю профессию (продолжение) 1 час Май Мини-лекция, тест тест «Карта склонностей» Записи, выполнение теста в тетрадях
34 Итоговое занятие.
Итоговая диагностика. Зачет. 1 час Май Анкетирование, тестирование, оформление дневника достижений самодиагностики, анкета «Обратная связь». Обсуждение. Тест «Социализация личности старшеклассника». Тест «Как у тебя с самооценкой?» Анкета «Путь в профессию». Лист достижений.