РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Республика Башкортостан
г. Белорецк

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21

Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей
Руководитель ШМО _______________
Е.В. Кочеткова
Протокол № 1 от 28.08.2014 года

«Согласовано» ___________________
Заместитель директора по ВР
Кочеткова Е.В.
«Утверждаю» ___________________
Директор школы В.Л. Кривоус
Приказ № 204 от 30 августа 2014 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитания и социализции учащихся
_4Г______ класса

Уровень: базовый

Разработчик программы: классный руководитель __4Г______ класса
Уржумова Антонида Владимировна













Рабочая программа составлена на основе
Федеральной программы развития образования (приложение к ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»), Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 г.г., Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.г.» ВВЕДЕНИЕ
   Рабочая программа воспитания и социализации понимается как программа развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса с выходом в перспективе на создание целенаправленной, целостной, гибкой, эффективной педагогической учебно-воспитательной системы работы с классным коллективом.
   Рабочая программа в определенном смысле - исходная теоретическая разработка, многие положения и идеи которой необходимо осуществить на практике, опираясь на накопленный опыт. Задача - найти наилучший вариант организации воспитательного процесса с использованием всех имеющихся возможностей для повышения результативности работы школы.
Характеристика класса.

Данный коллектив существует с 1 сентября 2012-2014 учебного года. В классе 12 мальчиков и 12 девочек. 2 учащихся из неполных семей, у 22 учащихся полные семьи (имеют обоих родителей), Кузьмин Сева, Пакселев Женя, Пирова Фарзона, Попытаев Артем, Хусаинова Раяна, Кухтенкова Ксения – из малообеспеченных семей. Косарев Костя, Кузьмин Сева, Пакселев Женя Пирова Фарзона, -из многодетных семей.
Все учащиеся обеспечены учебниками, рабочими тетрадями и школьными принадлежностями.
В классе есть лидеры среди учащихся (Белкова Валерия, Кудряшова Саша, Кухтенкова Ксения, Петрова Аня, Фёдоров Дима, Шкаликов Костя), которые отличаются активным участием в классных и общешкольных делах. Есть дети, которые подражают лидерам и так же стараются участвовать в различных классных и общешкольных делах, прекрасно находить контакт со всеми детьми класса, отличаться хорошими манерами, доброжелательным отношением, хорошей учебой. Еще есть учащиеся (Пакселев Женя, Осипов Матвей Зайцева Лена), которые не всегда могут найти контакт со своими сверстниками, часто с ними ссорятся. Поэтому следует проводить мероприятия, направленные на вовлечение этих учащихся в организацию и проведение коллективных дел.
Степень организованности и сплоченности классного коллектива находится на недостаточно хорошем уровне. Следует проводить с учащимися различные мероприятия, которые способствуют сплочению детского коллектива. Отношения между девочками и мальчиками доброжелательные, но иногда могут возникать мелкие ссоры, споры. Следует проводить мероприятия, способствующие развитию более добрых отношений между ними.
Словарный запас ребят ограничен, поэтому следует проводить мероприятия, направленные на пополнение словарного запаса третьеклассников.
.
Память у учащихся хорошая. Также есть ученики, которые обладают плохой памятью, слабо владеющие способами запоминания учебного материала (Гареев Марсель, Зайцева Лена, Дагаев Женя, Пакселев Женя).
Работоспособность классного коллектива средняя.
Многие дети дисциплинированные, однако, есть дети ( Фёдоров Дима, Фёдоров Илья, Зайцева Лена), которые не очень хорошо ведут себя на перемене, на различных мероприятиях, в общественных местах. С этими детьми следует проводить различные мероприятия, направленные на привитие им навыков культурного поведения.
Многие дети принимают активное участие в различных конкурсах, мероприятиях. Все учащиеся класса посещают различные кружки.
Аюпова Камилла посещает занятия в музыкальной школе, Кухтенкова Ксения посещают художественную школу, Белкова Валерия, Косарев Костя ,Насырова Ангелин,а Петрова Аня, Попытаев Артем, Шкаликов Костя посещают спортивные секции.

Анализ воспитательной работы
за 2015-2016 учебный год
классного руководителя 4 класса
Уржумовой Антониды Владимировны
В классе 24 учащихся.
Занимаются в кружках и секциях – 24 учащихся.

1. Уровень сплоченности коллектива: средний
2. Анализ работы органов самоуправления класса: учитель руководит работой учащихся, но некоторые поручения дети выполняют самостоятельно; поэтому самоуправление в классе происходит частично, следует продолжать работу в этом направлении.

3. Участие класса в общешкольных делах:

№ п.п.
Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей
Сколько детей имели поручение

1.
2.
3.

4.
5.


6.

7.


Утренник «Осень касается листьев рукой».
Викторина: «Знаешь ли ты животных?» совместно с родителями.
«В мастерской деда Мороза (изготовление игрушек к Новому году)».
Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, смелые».
Утренник «Я славлю мамину улыбку».:

Игра – путешествие «Летим в космос», посвященная Дню космонавтики.
Участие в вахте Памяти защитников Отечества. Встреча с ветеранами.


24 учеников
24 учеников
24 учеников

24 учеников
24 учеников

24 учеников

24 учеников



4. За прошедший учебный год заслуживают поощрения:

Ф. И. ребенка
За что заслуживает

Петрова Аня

Белкова Валерия

Петрова Анна,
Аюпова Камилла


Петрова Аня, Белкова Валерия








1 место в школьном конкурсе рисунков «Мой папа в работе»
1 место в школьном конкурсе стихов.
2 место в школьном конкурсе стихов.
За участие в городском конкурсе открыток «Милой маме».

За участие в школьной олимпиаде по русскому языку.


За участие в школьной олимпиаде по математике.






5. Работа с родителями
За прошедший год проведено:
классных родительских собраний – 8
заседаний родительского комитета –4
посещено квартир учащихся – 24

Какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей:
проблемы адаптации второклассников к школе,
первые школьные отметки,
типология родительских отношений. Различные типы воспитания детей,
перелистывая страницы учебного года. Летний отдых детей.

Какие совместные дела были проведены детьми и родителями:

подготовка костюмов, призов, поделок к различным конкурсам и мероприятиям,
конкурс «Вперед мальчишки!», посвященный Дню защитников Отечества,
проведение утренника «Я славлю мамину улыбку»,
КВН на тему: «Встречай с любовью птичьи стаи».

6. В течение года класс посетил:
Экскурсии, походы – 3 раза
Библиотеки – 1 раз
Выставки – 2 раза





7. Общие выводы об итогах воспитательной работы в 3 классе:

Дети слабо знают достопримечательности различных городов нашей страны, традиции русского народа, поэтому следует продолжать работу по изучению культурного наследия России.
Продолжать работу по развитию интересов и творческой активности учащихся, воспитанию у детей уважения к окружающим людям, доброжелательного отношения друг к другу, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Следует продолжить работу по развитию у учащихся интереса к родному краю, народным традициям, произведениям изобразительного искусства, памятникам архитектуры.
Продолжить работу по привитию учащимся навыков культурного поведения в общественных местах.














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истинное воспитание не что-то налагаемое из вне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет». Джон Дьюи «Школы Будущего»
Школа – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей
В основе организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно ориентированной системе. Наша воспитательная система опирается на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, знания, культура, здоровье, наука.
При  составлении  данной концепции и  программы  педагогический  коллектив  школы  исходил из  использования  классических  рекомендаций  педагогов-новаторов  и  сложившейся  собственной  практики
Основной целью воспитательной работы являлось личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связи с семьей.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т. д.
Важную роль в жизни ребенка играют объективные социокультурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа – как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, “заданный параметр” современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.
Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно “экология школы” должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней “лишними людьми”, превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей
Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.
Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру – приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Проанализируем базовые потребности человека:
Потребность в любви и в чувстве собственного достоинства.
Потребность ощущения значимости собственного Я.
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями,- это дом и школа.
Реальность:
ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
Это и есть дисциплина.
Учитывая выше перечисленное, необходимо построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактики этих явлений.
Цель воспитательной системы развитие  личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Понимая нравственность как развитие самосознания личности, способной к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремящейся к истине, правде, добру, красоте, школа ставит цель:
создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Личностно ориентированное воспитание направлено на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся. Поэтому тип воспитательной системы начальной школы – личностно ориентированный. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними.
К окончанию обучения должна быть сформирована личность с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, с активной жизненной позицией, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ:
физически  и духовно развитая;
свободная;
творчески мыслящая, способная войти в мир высоких переживаний для участия в духовном   развитии общества;
способная к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, своего предназначения;
обладающая  культурой мысли, чувств, речи;
адаптированная в социуме

Цель воспитательной работы среднего и старшего звеньев:
моделирование воспитательной системы класса;
сплочение классного коллектива;
развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности.
Можно выделить 6 основных целевых направлений:
Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
Физическое воспитание и гигиеническая культура.
Задачи воспитательной работы школы:
Содействовать обогащению духовного мира, формированию позитивного мировоззрения, развитию познавательной активности.
Создавать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся; развивать систему поддержки одаренных детей, условия для организации подготовки и участия школьников в предметных олимпиадах муниципального, областного и федерального уровня, интеллектуальных конкурсах и турнирах.
Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Активно внедрять систему дополнительного образования в классе и школе.
Содействовать сохранению и укреплению здоровья и физического развития учащихся за счет использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в рамках программы
развить субъективность личности каждого учащегося;
создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
формирование педагогической культуры учащихся;
поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются “Индивидуальность”, “Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Активность”, “Коллектив”, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Принципы воспитания.
1.Принцип созидания:
дайте возможность ребенку творить;
пусть он сам выбирает себе творческое дело, по душе;
направляйте, а не заставляйте.
2.Принцип доверия:
добровольность выбора той или иной деятельности;
дайте возможность доказать ему свои способности;
считайтесь с мнением ученика;
старайтесь, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе.
3.Принцип взаимоуважения:
опирайтесь на активную жизненную позицию ребенка, его самостоятельность, его инициативу;
будьте добрыми сами и призывайте ребенка к добру;
постарайтесь в ребенке увидеть личность, даже если вам не нравятся его жизненные ориентиры.
4.Принцип сотрудничества:
ребенок должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива (класса, школы);
помогайте друг другу;
равнодушие рождает равнодушие.
5.Принцип открытости

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в День знаний, осенний поход, Новогодний праздник, лыжные прогулки, “ папин”, “ дедушкин” день, праздник мам и бабушек, Масленица, встреча с участниками ВОВ, чаепитие и др.
Несомненно, главное в воспитательном процессе – сформировать личность человека на начальном этапе.
Программа развития ученического коллектива « Я открываю мир» (1-4 классы).
Главными целями программы являются: создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности, поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника. Данные цели реализуются при работе по основным направлениям:
учебно – познавательное;
творческое;
гражданско-патриотическое, правовое;
нравственно- этическое;
здоровый образ жизни;
коллектив;
работа с родителями
В программе предлагается модель выпускника начальной школы, представлены показатели результативности, диагностика индивидуальных особенностей личности ученика, изучения межличностных отношений.
Модель выпускника начальной школы:
1. Ценностный потенциал:
Восприятие ценности семьи в своей жизни.
Понимание ценности дружбы со сверстниками.
Авторитет педагога.
Ценность природы родного края, ее исторических памятников.
Доброта.
Честность.
Оптимизм.
Аккуратность.
2. Познавательный потенциал:
Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.
Забота о здоровье.
Умение быстро и осознанно читать.
Навыки этикета.
Внимание.
Воображение.
3. Творческий потенциал:
Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.
4. Коммуникативный потенциал:
Умение слушать и слышать других.
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
5. Художественный потенциал:
Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально – песенном, декоративно – прикладном, танцевальном).
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских на основе педагогических идей:
равенство всех участников;
ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
чередование индивидуальной и коллективной работы;
ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Основная цель работы творческой мастерской – подтолкнуть к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству.
Развитию субъектности личности должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.
В развитии целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции, кружки.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель –родители – шефы – другие учителя – другие классы) базируются на принципах:
много знать – престижно;
помогать друг другу – нормально;
готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
жить в неуютной обстановке – нельзя.
Образ ученика среднего и старшего звеньев складывается из 5 потенциалов личности:
нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “природа”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.
Компоненты воспитательной системы
Урок и внеурочная деятельность по предмету
Школьные предметные олимпиады
Интеллектуальные марафоны и конкурсы
Предметные недели
Исследовательская и проектная работа
Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики)



















Социально - психологическая служба
Внеурочная деятельность в рамках программы «Я и мой мир» (культурные практики)
Традиционные общешкольные мероприятия
Досуговые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, викторины
Профилактические мероприятия: лекции, беседы, консультации, деловые
игры, профилактические декады.
Общественно- полезные и социально - значимые акции, операции
Конкурсы, выставки
Спортивные мероприятия
Система работы с семьей
Органы ученического самоуправления
Направления воспитательной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание
Спортивно-оздоровительная работа
Художественно-эстетическое развитие
Воспитательно-профилактическая направленность
Профессионально-ориентационная направленность
Работа с родителями и общественностью

Основные формы деятельности
Единые классные часы
Конкурсы (школьные, муниципальные, региональные)
Организация школьных и участие в муниципальных выставках
Социально – значимые акции
Общешкольные мероприятия различной тематики (вечера, утренники и др. )
Организация работы органов ученического самоуправления

Работа с семьей
Задачи:
Повышение роли семьи в воспитании детей.
Изучение проблем, возникающих
у родителей в воспитании детей.
Оказание педагогической помощи родителям
в учебно-воспитательном процессе их детей.
Оказание социально-правовой помощи родителям.
Поддержка малообеспеченных,
многодетных и неполных семей.
Формы и способы взаимодействия с родителями
Индивидуальные беседы
Правовое просвещение родителей через родительские собрания
Дни открытых дверей
Проведение семейных праздников
Участие в субботниках
Привлечение родителей к проектной деятельности детей
Анкетирование, групповые консультации
Подготовка и поведение внеурочных мероприятий
Совет профилактики
Социально-психологическая служба.
Основные задачи:
Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку;
Психолого-педагогическая диагностика
Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
Оказание помощи детям и подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
Консультирование родителей по вопросам воспитания детей
Основные направления работы :
Профилактическая работа;
Диагностическая работа;
Коррекционная работа;
Консультационная работа
Социальное сопровождение;
Просветительская деятельность;
Охранно-защитная деятельность;

Система методов воспитания
    Используемые нами классификация  и система с некоторыми добавлениями и поправками выглядит таким образом.
   Система включает в себя ниже изложенные методы по группам: методы педагогического воздействия (убеждения, требования, педагогическая поддержка), методы организации воспитательного коллектива.
   В рядах расписана логическая последовательность использования педагогических методов.
   В нижнем ряду прописаны методы самоорганизации коллектива, которые начинают работать при сформированности школьного социума.


Методика организации воспитательного процесса
Методика педагогического воздействия
Методика убеждения
Методика практического обучения

Исходные методы
1.Перспективы коллектива.
2.Организация деятельности (организационная структура)
1. Перспектива для учащихся.
2. Мотивация уч-ся.
3. Единые требования
1. Информация.
2. Пример.
1.Инструктаж.
2.Показ. Пример.
3. «Делай, как я».
4.Образец. Идеалы.

Ведущие методы
1.Самообслуживание.
2.Соревнование. Состязание.
3. «Организация» защищенности.
4.Формирование «среды»
1.Требования к учащимся от прямого к косвенному.
2.Педагогическая поддержка
1.Аргументы. 2.Примеры.
3.Здравый смысл.
1.Упражнение.
2.Соц. закаливание.
3.Поведенческий опыт. Тренировка

Методы корреляции
1.Контроль-информация.
2.Анализ-диагностика.
3.Коррективы.
1.Поощрение, наказание.
2.Педагогическая поддержка
1. Обсуждение.
2.Дискуссия.
1.Контроль.
2.Коррекция. 3.Переучивание.
4.Переориентация

Методы самоорганизации
1.Самоуправление.
2.Традиции.
3.Положительный культурный нравственный опыт коллектива.
1.Воздействие через общественное мнение.
2.Через органы ученического самоуправления
1.Взаимопросвещение.
2. Взаимоубеждение
1.Взаимообучение. 2.Самообучение









Педагогическое наблюдение, анкетирование, классный час “Твой режим дня” показали, что у учащихся низок уровень самоорганизации учебного труда, навыков самообразования и самовоспитания. Это говорит о том, что в нынешнем году программа “УЧЕНИЕ” должна включить в себя деятельность не только по развитию познавательных интересов учащихся, но и по формированию у них умений и навыков самоорганизации, самообразования, самовоспитания.
В рамках программы “ОБЩЕНИЕ” ведется работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществляется в досуговой и самоуправленческой деятельности, на специальных классных часах – тренингах общения, этических играх. Работу надо вести не только в совместной деятельности мальчиков и девочек, но и дифференцированно.
Программа “ДОСУГ” тесно взаимосвязана с программой “общение”. Досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создает особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммутативные способности. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество детей, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. Досуговая деятельность позволяет “втянуть” в свое поле трудных учащихся и тех, кто не может отличиться в учебе. Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой, пусть даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.
Деятельность по программе “ОБРАЗ ЖИЗНИ” включает в себя работу по воспитанию этической культуры школьников, формированию нравственных отношений, развитию способностей эмоционально отзываться на переживания других людей.
Целевая программа “ЗДОРОВЬЕ” направлена на обследование здоровья школьников. Малоподвижный образ жизни, дефицит свободного времени, неумение организовывать себя, ограничение общения с природой приводят к ослаблению здоровья школьников.
Основные сферы – главные объекты развития, где сосредоточен основной личностный потенциал и дарования:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ – учеба, интеллектуальные игры, шахматы, умственные состязания.
ФИЗИЧЕСКАЯ (МЫШЕЧНАЯ) – спорт, физический (производительный) труд, туризм, подвижные игры, ритмика.
ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ (общественная, организаторская) – где доминируют и выявляются дети с волевыми, лидерскими наклонностями.
ОБРАЗНАЯ, ПРОЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ: конкурсы фантастов и фантазеров, турниры изобретателей, кружки творчества.
КОММУНИКАТИВНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) – свободное общение, неформальные объединения, кружки по интересам.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ: так как чувства лежат в основе отношений.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Направления и формы:
1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗНЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
8. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
развитие коммуникативных умений педагогов;
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
проведение малых пед. советов;
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.
индивидуальная работа по коррекции поведения ;
творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;
индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам.
составление карты индивидуального развития
Коррекционная работа в классном коллективе:
Осн. направления работы школьного психолога:
изучение, диагностика психических процессов развития ученика, личности учителя в системе взаимоотношений “учитель – ученик – родитель”;
обеспечение благоприятных условий для процесса обучения и воспитания в школе;
обеспечение психического здоровья учащихся и педагогов.
Вслед за диагностикой должна идти серьезная целенаправленная коррекционная работа.
Функции психолога:
психологическое просвещение;
психопрофилактика;
психодиагностика;
коррекция;
консультирование.
Модели помощи семье:
Педагогическая модель – психололг, кл. рук. и родители анализируют ситуацию (универсальный способ воспитания).
Социальная модель – анализ жизненной ситуации, рекомендации + внешняя социальная помощь.
Психологическая (психотерапевтическая) модель – трудности ребенка в области общения, личностных особенностей членов семьи. Консультации.
Диагностическая модель – преодоление у родителей дефицита спец. знаний.
Учебная модель – носит профилактический характер.
Разрешение конфликтов в классе:
вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко;
вовлечение конфликтующих в совместную деятельность.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе










МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ
Календарно-тематическое планирование
реализации воспитательной программы на 2014-2015 учебный год
Сентябрь.
Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости
День знаний.

Знает каждый на планете – за учёбу мы в ответе.


Патриотическое и нравственное воспитание
Моя малая родина.
День памяти жертв терроризма в Беслане.

Конкурс сочинений о родном городе

Правовое воспитание

Мы за безопасность.



Эстетическое и половое воспитание


Весёлые стихи А.Л. Барто
Школьный этикет.

Трудовое и физическое воспитание
организация
дежурства
по школе
в классе

Формирование и развитие ученического самоуправления


«Солнечный город» и его жители. (деление на команды, выбор капитанов)


Родительский всеобуч

«Добро пожаловать в 1 класс»



Развивающий день
Помогаем родителям копать картошку.
Ярмарка 2016
Поход в театр. «Весёлые перемены»
Игровой калейдоскоп на природе, посвященный дню Республики.







Октябрь.

Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости
1 октября – день пожилых людей.
Брейн-ринг «Сказки»
Организация и проведение дистанционных олимпиад


Патриотическое и нравственное воспитание
Курбан-байрам.
День Республики Башкортостан.
Конкурс стенгазет, посвященные РБ.


Правовое воспитание

Правила пешеходов.



Эстетическое и половое воспитание
Поговорим о доброте.
Литературная гостиная. Повести о детях ровесниках.

Жизнь дана на добрые дела.

Трудовое и физическое воспитание


«Школа твой дом»
Уборка в кабинете

Формирование и развитие ученического самоуправления

Подготовка и проведение учащимися классного часа «Твоя безопасность»



Родительский всеобуч


Итоги 1 четверти. Поменьше учителя – побольше ученика.


Развивающий день
Поход на представления кукольного театра.
Азбука нравственности.(все о жизни и её правилах)
Задачи повышенной трудности.
Занятия с отстающими




Ноябрь.

Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости
Творчество Гайдара. «Тимур и его команда»

«Жизненные часы» из рубрики оказывается


Патриотическое и нравственное воспитание
День народного единства.
«Не хочу быть плохим» классный час

«Белоречье – край старинный» краеведческая викторина

Правовое воспитание
Конфликт (моё поведение в трудных ситуациях)

Акция «Мы хотим жить завтра», ко Дню борьбы со СПИДом


Эстетическое и половое воспитание

Выпуск школьной газеты «Никого дороже нет на свете» (ко Дню матери) 21.11
День именинника
Что может носовой платок.

Трудовое и физическое воспитание
Работа с циркулем
Весёлые старты



Формирование и развитие ученического самоуправления
Организация
дежурства
по школе
в классе

Родительский всеобуч
Посещение семей частоболеющих детей.

Индивидуальные консультации: Домашние задания и их назначение


Развивающий день
Методобъединение
Подготовка к школьным олимпиадам
Проведение школьных туров
Бал олимпийцев


Декабрь

Сроки
реализации
Направления
деятельности
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости
Работа с отстающими детьми.

Работа с одаренными детьми.
Как встречают Новый год в разных странах.

Патриотическое и нравственное воспитание
Поговорим о дружбе.
День Конституции РФ «Памятная дата России»



Правовое воспитание

День Конституции РБ
Правила поведения в зимнее время года


Эстетическое и половое воспитание
Разучивание новогодних стихов и песен
Говорим мы вам без смеха, чистота залог успеха.
. Инсценирование.


Трудовое и физическое воспитание
Мастерская Деда Мороза

Конкурс новогодних гирлянд и праздничных плакатов


Формирование и развитие ученического самоуправления
Распределение
ролей
для празднования
Нового года

Родительский всеобуч
Новый
год
семейный
праздник

Развивающий день
День здоровья
Новогодняя игровая программа «Ёлочная карусель»
Новогодний спектакль «Новые сказки Шахерезады»
Пельменный поход в лес.









Январь.


Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости


Игра-викторина «Математические ребусы и загадки»


Патриотическое и нравственное воспитание


Акция «Помоги пернатым друзьям»
Ураза-Байрам (беседа)

Правовое воспитание


Правила перехода улиц.


Эстетическое и половое воспитание



Конкурс чтецов.

Трудовое и физическое воспитание


Всё счастье Земли за трудом. (беседа)


Формирование и развитие ученического самоуправления


Дежурство в классе


Родительский всеобуч


Взаимодействие и детей
родителей

Развивающий день


День здоровья (бассейн)
Катание на коньках











Февраль.

Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости
«Почему их так называют»(беседа н\шк 11\98)

Учимся понимать текст


Патриотическое и нравственное воспитание
Викторина «Знаешь ли ты свой край»
Поговорим о честности.
«Защитники Отечества. Герои России, СССР»


Правовое воспитание

Дорожные знаки и указатели
Я и мои друзья.
Вперёд, мальчишки!(турнир-викторина).

Эстетическое и половое воспитание


Готовим сюрприз мальчикам.
День Защитников Отечества

Трудовое и физическое воспитание
Открытки своими руками для пап.

Лыжная подготовка


Формирование и развитие ученического самоуправления
организация
дежурства
по школе


Родительский всеобуч
Посещение квартир

Лекция «Дойти до каждого»


Развивающий день
Экскурсия в музей
Лыжные гонки
Интеллектуальный ринг (литература)
Катание на коньках










Март

Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости

КВН «Русский лес»

Интересное об известном

Патриотическое и нравственное воспитание
«Самая, самая, самая» классная газета

Конкурс «Зеленая планета»


Правовое воспитание

Правила обхода стоящего транспорта



Эстетическое и половое воспитание
Конкурсная программа, посвященная 8 марта
Конкурсы для девочек
Подготовка к смотру художественной самодеятельности учащихся и педагогических работников, посвящённый 70-летию Победы в ВОв


Трудовое и физическое воспитание
Открытки своими руками для мам.




Формирование и развитие ученического самоуправления
организация
дежурства
по школе


Родительский всеобуч
Кафе
«Хорошее
Настроение»


Развивающий день
Фольклорный праздник «Масленица»
Лыжня румяных
Сбежавшие головоломки
Экскурсия в выставочный зал


Апрель


Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости

12 апреля – День авиации и космонавтики»

«Человек – большое чудо света»(диспут)

Патриотическое и нравственное воспитание
Выпуск школьной газеты «Наши увлечения» (итоги каникул: поездки ,походы, экскурсии) 02.04.

«Осознание своей вины» беседа.


Правовое воспитание
Виды транспортных средств.




Эстетическое и половое воспитание


Весь мир – театр. Наш театр.


Трудовое и физическое воспитание
Работа с конструктором

«Скучен день до вечера, коли делать нечего» (встреча с увлеченными людьми)


Формирование и развитие ученического самоуправления
организация
дежурства
по школе


Родительский всеобуч
Предварительные итоги года.
Чем помочь ребёнку.



Развивающий день
Клуб грамотеев
Считай, смекай, отгадывай
Силовое троеборье
Игра «Бросай-ка»(весна)





Май

Сроки
реализации
Направления
деятельности
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Умственное воспитание и повышение успеваемости
«Какой ты видишь нашу планету, глядя на глобус?»

Интеллектуальный футбол


Патриотическое и нравственное воспитание

«Мы этой памяти верны» к 70-летию со дня победы в ВОв.



Правовое воспитание
«Оглянись внимательно вокруг»




Эстетическое и половое воспитание

Театральная постановка. Разыгрываем басню.

Прощай 3 класс

Трудовое и физическое воспитание
Изготавливаем костюмы и маски.


Силовое троеборье среди 3 классов

Формирование и развитие ученического самоуправления
организация
дежурства
по школе


Родительский всеобуч
Праздник
Итоги года
«Здравствуй, лето»



Развивающий день
Экскурсия в аллею героев
ГДК. Праздничная программа к 70-летию Победы в ВОв «Пусть небо будет вечно ясным!»
Репетиция выпускного вечера







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новик Р.Л. Специфика воспитательной системы. – М. 2007.
Степанова Е.Н. З.М. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М. 2007.
Степанов И.Н., Лузина П.М. Педагогу о современных подходах и концепция воспитания, Москва «Сфера», 2008.
Воспитание школьников – Ж. № 3, 2013














;ђ Заголовок 215