Программа воспитания и социализации для учащихся 5-9 классов Ступени к успеху



Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
На заседании
методического совета
МБОУ СОШ № 23
г.Липецка
Протокол № 1
от 30.08. 2013 года СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по воспитательной работе
_______Т. А. Кирикова УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
№ 23 г. Липецка ___________А.В. Мочалов Приказ № 288
от 30.08. 2013 года
Программа воспитания и
социализации для учащихся 5-9 классов
«СТУПЕНИ К УСПЕХУ»
Разработчик
программы
Классный руководитель 5В класса
Москвина И.А.
2013 год
Паспорт программы
Наименование
программы Авторская программа воспитательной деятельности для учащихся 5 – 9 классов "Ступени к успеху"
Основание дляразработки программы Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы
Заказчик Администрация МБОУ СОШ №23
Разработчик программы Москвина И.А., классный руководитель 5В класса
Цели программы создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы формировать классный коллектив как благоприятную среду для развития и жизнедеятельности школьников;
формировать у учащихся адекватную самооценку, уверенность в себе;
учить преодолевать трудности в достижении поставленных целей;
побуждать учащихся к самовоспитанию и самообразованию;
создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности каждого учащегося;
оказывать педагогическую поддержку творческих устремлений и действий каждого учащегося;
повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
содействовать сплочению родительского коллектива.
Сроки реализации 2013 – 2018 гг.
Основные направления воспитательнойсистемы «Обучая - воспитываем»;
«Духовно – нравственное воспитание»;
«Патриотическое воспитание»;
«Личность, коллектив, самоуправление»;
«Профилактика»
«Физическое совершенствование и здоровый образ жизни»;
«Трудовая деятельность»;
«Семья».
Участники реализации Учащиеся 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23 города Липецка
Контингент Учащиеся 5 -9 классов, учителя, родители
Дополнительные
сведения Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся среднего звена
Ожидаемые результаты Воспитание достойного человека, расширение круга общения и
овладение важными для жизни коммуникативными умениями и навыками, проявлять и развивать творческие способности; самореализоваться и самоутвердиться
Организация контроля
за ходом исполнения Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Ступени к успеху».
Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтобы уметь дружить, надо активным и вежливым быть.
Чтобы Родину любить, надо патриотом быть.
Чтобы в жизни быть успешным, надо всюду быть прилежным.
Все зависит от старания и человеческого внимания.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Поэтому воспитание следует рассматривать как целенаправленное управление процессом развития личности.
Потенциал основной ступени образования позволяет интересно, творчески организовать не только урочную деятельность, но и воспитательный процесс.Это дает возможность подойти к каждому учащемуся с позиции уважения его индивидуальности, самобытности. Всестороннее развитие личности является ведущим принципом работы педагогов школы. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого обучающегося, мы всегда должны помнить о том, что воспитываем прежде всего личность, человека будущего. Ему, нашему ученику, жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель - ученик».
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа воспитательной работы
Конституция РФ 12 декабря 1993 г.;
закон Российской Федерации «Об образовании» от 01 сентября 2013 г.;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., №15785;
концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана учреждением Российской академии образования "Институт стратегических исследований в образовании" под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной, официально размещена на официальном интернет-сайте Минобрнауки России 01.06.2009;
федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;
конвенция «О правах ребенка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
приоритетный национальный проект «Образование»;
Положение о программах воспитательной работы классных коллективов МБОУ СОШ №23 г. Липецка.
Сведения о программе
Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для учащихся среднего звена и рассчитана на пять лет.
Цель программы: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи воспитательной деятельности:
формировать классный коллектив как благоприятную среду для развития и жизнедеятельности школьников;
формировать у учащихся адекватную самооценку, уверенность в себе;
учить преодолевать трудности в достижении поставленных целей;
побуждать учащихся к самовоспитанию и самообразованию;
создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности каждого учащегося;
оказывать педагогическую поддержку творческих устремлений и действий каждого учащегося;
повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
содействовать сплочению родительского коллектива.
Принципы реализации программы
Принцип общественной направленности: школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности – уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей– осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте. Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Основные направления:
«Обучая - воспитываем»;
«Духовно – нравственное воспитание»;
«Патриотическое воспитание»;
«Личность, коллектив, самоуправление»;
«Профилактика»
«Физическое совершенствование и здоровый образ жизни»;
«Трудовая деятельность»;
«Семья».
Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы сентябрь 2013 года – май 2018 года
Сроки реализации Этап Содержание деятельности
Май 2013- сентябрь 2013 Подготовительный - изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса;
-выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;
-составление плана деятельности;
-проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;
-изучение диагностических методик;
-изучение и анализ нормативно - программных документов
Сентябрь 2013-
октябрь 2013 Организационный - знакомство с классным коллективом;
-диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;
-постановка целей и задач программы;
-привлечение родителей к сотрудничеству;
-консультации со школьной психолого-педагогической службой;
-планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;
-разработка индивидуальных программ развития учащихся
Октябрь 2013-апрель 2018 Деятельностный- работа по основным направлениям программы воспитательной работы;
- сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью;
- необходимая корректировка запланированных мероприятий;
-промежуточный мониторинг успешности реализации программы;
-отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом
Апрель 2018-июнь 2018 Рефлексия -соотношение результатов с целями и задачами;
-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;
-подведение итогов;
-оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.
Механизм реализации
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 9 классов.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
через сотрудничество с детскими общественными организациями города Липецка;
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; ЦДТ, ДК).
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми.
Таблица 1 - Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации программы
Критерии эффективности воспитательной системы Показатели Методики
1. Интеллектуальная развитость 1. Освоенность образовательной программы
2. Развитость познавательных интересов.
3. Способность к проведению научного поиска Методики изучения развития познавательных процессов и мотивов личности ребёнка;
педагогическое наблюдение;
тест Р.Кеттелла2. Нравственная развитость 1. Сформированность основных нравственных качеств личности.
2. Социальная активность учащихся.
3.Отношение друг к другу тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение
Социометрия
3. Коммуникативная развитость 1. Коммуникабельность.
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся «Я в глазах других» (анализ портфолио).
Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение, самопрезентация4.
Развитость креативных способностей 1. Способность к оригинальному мышлению.
2. Стремление к творчеству Тест П. ТоррансаПедагогическое наблюдение
5.
Сформированность классного коллектива 1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2. Сформированность индивидуальности классного коллектива Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия
6.
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.
2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
7.Гражданская позиция 1. Отношение учащихся к своей стране
2.Соблюдение Устава школы, Правил для учащихся
3.Ответственное отношение к своим поступкам Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.
Анализ состояния правонарушений в классе
8.Здоровье учащихся
1.Уровень развития навыков саморегуляции2. Отсутствие школьного травматизма Анализ листков здоровья.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате осуществления программы нравственный уровень обучающихся должен достигнуть высокого показателя, должно быть сформировано патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация, должна появиться потребность в творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях различного уровня. Результативность воспитательной работы заключается в том, чтобы учащиеся стали:
- образованными, интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества;
- гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
- чувствующими прекрасное;
- добрыми, гуманными, милосердными;
- здоровыми духовно и физически.
Результат программы: всесторонне развитая личность
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа строится по 8 направлениям, каждое из которых направлено на решение определённых задач. Комплексное же решение всех задач будет способствовать формированию всесторонне развитой личности.
Направление «Обучая - воспитываем»
Содержание данного направления программы предполагает:
- обогащение умственного потенциала учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
- содействие становлению и проявлению субъектности (индивидуальности) личности каждого учащегося;
- усвоение учащимися умений и навыков познавательной и практической деятельности.
Направления «Духовно - нравственное воспитание» и «Патриотическое воспитание».
Содержание данных направлений программы предполагает:
- формирование у учащихся гражданско - патриотического сознания, устойчивых нравственных позиций, взгляда на мир, основанный на культурных традициях;
- создание благоприятных условий для развития толерантности (уважения к другому, не такому, как я);
- формирование навыков культурного общения, поведения в школе и общественных местах;
- воспитание чувства единства с природой, бережного отношения к ней;
- привитие трудовых навыков посредством участия учащихся в уборке класса и территории школы.
Направление «Личность, коллектив, самоуправление»
Содержание данного направления программы предполагает:
- формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы;
- изучение потребностей, интересов, личностных характеристик членов классного коллектива;
- определение уровня сформированности классного коллектива, состояние в нём деловых и межличностных отношений;
- формирование коммуникативной культуры учащихся путём привлечения каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, к участию в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях;
- создание органов самоуправления в классе с целью принятия учащимися участия в их работе;
- формирование благоприятной эмоционально - психологической и нравственной атмосферы в классе.
Направление «Профилактика» (безопасность, «трудный» подросток)
Содержание данного направления программы предполагает:
- знакомство учащихся с их правами и обязанностями на примере «Конвенции о правах ребёнка» и «Декларации прав человека»;
- знакомство с понятием ответственности за свой выбор;
- содействие формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Направление «Физическое совершенствование и здоровый образ жизни»
Содержание данного направления программы предполагает:
- формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью;
- формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
- формирование личной стратегии жизни оучащихся.
Направление «Трудовая деятельность»
Содержание данного направления программы предполагает:
- формирование у учащихся осознанного отношения к труду;
- привитие учащимся основных трудовых навыков, чувства уважения к людям труда.
Направление «Семья»
Содержание данного направления программы предполагает:
- формирование у учащихсяуважительного отношения к семейным традициям, к членам своей семьи;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания;
- профилактика неверных действий родителей по отношению к собственным детям.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая носит личностно ориентированный и творческий характер.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«СТУПЕНИ К УСПЕХУ»
на 2013 – 2014 учебный год
5 класс
№ п/п Мероприятие Сроки проведения Ответственный
Направление
«Обучая - воспитываем»
1 Классный час «60 лет Липецкой области»
Минута памяти «Дети Беслана» Сентябрь Классный руководитель Москвина И.А., актив класса
2 Круглый стол «Поведение на уроках и переменах» Октябрь 3 Круглый стол «Роль книги в жизни человека» Ноябрь 4 Участие в игре - конкурсе «Русский медвежонок» Ноябрь 5 Беседа «Конвенция о правах ребёнка» Декабрь 6 Оформление стенда
«Скоро, скоро Новый год!!!» Декабрь 7 Ролевая игра «С кого можно брать пример» Январь 8 Беседа «Книга - путешественница. Как поделиться с другими интересной книгой» Февраль 9 Участие в конкурсе «Кенгуру – математика для всех» Март 10 Викторина - космическое путешествие «Нам космос покоряется» Апрель 11 Игра - конкурс «Знатоки ПДД» Май Направление
«Духовно - нравственное воспитание»
1 Круглый стол «Умеешь ли ты общаться?»
Диагностика взаимоотношений в коллективе. Социометрия. Сентябрь Классный руководитель Москвина И.А., актив класса
2 Диспут «Что такое этикет и с чем его едят.»Диагностика уровня воспитанности Октябрь 3 Классный час – беседа «Права человека в современном обществе». Ноябрь 4 Ролевая игра «Прекрасное в человеке» Декабрь 5 Диспут «Как правильно дружить» Январь 6 Беседа «Покормите птиц зимой!» Февраль 7 Беседа «Будем дружбой дорожить.»Март 8 Беседа «Земля - наш общий дом» Апрель 9 Конкурс рисунков «Моя семья» Май Направление
«Патриотическое воспитание»
1 Классный час «Никто не забыт» к 70 -летию Курской битвы Сентябрь Классный руководитель Москвина И.А., актив класса
2 Заочное путешествие «С чего начинается Родина?» Октябрь 3 Беседа «Любовь к родине начинается с любви к матери» Ноябрь 4 Викторина «Символы России» Декабрь 5 Урок Мужества Февраль 6 Экскурсия в областной краеведческий музей Март 7 Конкурс рисунков «В космосе» Апрель 8 Классный час – викторина «12 апреля - День космонавтики» Апрель 9 Поздравление ветеранов ВОВ с праздником Победы, участие в акциях, посвящённых Дню Победы май 10 Беседа «Памяти С.В. Добрина», участие в митинге, посвящённом памяти С.В. Добрина май 11 Классный час – беседа «Города-герои» Май Направление
«Личность, коллектив, самоуправление»
1 Классный час «Выбираем актив класса» Сентябрь Классный руководитель Москвина И.А., актив класса
2 Акция «Досуг» Сентябрь 3 Диагностика взаимоотношений в коллективе. Социометрия. Октябрь 4 Акция «Чистый город» (сбор макулатуры) Ноябрь 5 Участие в конкурсе «Вместо ёлки - букет»
Новогоднее украшение помещений школы Декабрь 6 Изготовление «Валентинок» Февраль 7 Конкурс загадок Март 8 19 апреля - День защиты детей (конкурс рисунков) Апрель 9 Анкета «Ваши впечатления. Ваши предложения» Май Направление «Профилактика»
1 Беседа по ТБ «Дорога в школу»
Викторина по ПДД
Сентябрь Классный руководитель Москвина И.А., актив класса
2 Месячник безопасности «Внимание: дети!» Сентябрь, май 3 Международный День борьбы с наркомафией и наркобизнесом (беседа)
Март 4 Классный час – беседа «Азбука безопасности летом» Май 5 Инструктажи по ТБ В течение учебного года Работа с детьми девиантного поведения
1 Собеседование с родителями В течение года Классный руководитель
22 Контроль и помощь в подготовке домашнего задания Акция «Досуг» Вовлечение в творческую деятельность Собеседование с учителями, работающими в классе Наблюдение и коррекция поведения Беседы с инспектором ОП №2 Классный руководитель, инспектор ОП №2
Направление «Физическое воспитание и здоровый образ жизни»
1 День здоровья.
Беседа «Энтеровирусная инфекция» Сентябрь Классный руководитель Москвина И.А., актив класса
3 Викторина «Зимняя олимпиада 2014 года.»Октябрь 4 Классный час – диспут «Я и моё здоровье» Ноябрь 5 Участие в мероприятиях месячника «Здоровье» Ноябрь 6 Классный час – беседа «ЗОЖ - главный путь сохранения здоровья» Декабрь 7 Круглый стол «Осторожно - грипп!» Январь 8 Ролевая игра «Если хочешь быть здоров!» Февраль 9 Классный час – диспут «Улыбка и смех приятны для всех» Март 10 Всемирный День здоровья. Апрель 11 Беседа «У похода есть начало. Как вести себя в походе»
Инструктаж по ТБ во время летних каникул. Май 12 Участие в спартакиадах, Днях здоровья и др. спортивных мероприятиях В течение учебного года Направление «Трудовая деятельность»
1 Организация дежурства
в классе
Сентябрь Классный руководитель Москвина И.А., актив класса
2 Трудовой десант
В течение учебного года Направление «Семья»
Профилактика энтеровирусной инфекции (беседа) Сентябрь Классный руководитель
Изучение условий семейного воспитания: посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке Сентябрь- октябрь Классный руководитель
Родительские собрания
1 раз в полутриместрКлассный руководитель
Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия В течение
года
Классный руководитель
Беседы, анкетирование родителей В течение
года Классный руководитель
Профилактика энтеровирусной инфекции (беседа) Сентябрь Классный руководитель
ЛИТЕРАТУРА
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. –
Групповые формы обучения/ Составитель Сохранная Н.А. – Мн, 2007
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Дзятковская Е.Н. «Учусь учиться - 5класс» - М.: Центр «Образование и экология», 2009
Журавлёв В.И., Елизаров А.А. Педагогический практикум – М., 2009
Классному руководителю Учебно-методическое пособие под редакцией М.И.Рожкова – М.: Гуманист Изд. Центр Владос, 2010
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе –М., 2009
Психологические эффекты для решения школьных проблем. Учебно-методическое пособие, составители В.В.Васильев, Ю.В.Кондратова, Воронеж: издательство «Наука-Юнипресс», 2010