Ролевые технологии в процессе обучения английскому языку как фактор социализации личности ребёнка в системе дополнительного образования

Ролевые технологии в процессе обучения английскому языку как фактор социализации личности ребёнка
в системе дополнительного образования.
И обучение, и воспитание направлены на развитие человека. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сферах, а воспитание – в социальной. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (например, учебное воспитание).
Одним из факторов социализации является микрофактор, т.е. социальная группа, оказывающая непосредственное влияние на конкретных людей. Что это за социальная группа?
Условия социализации подрастающего поколения в современном городе выигрышны – развитие материальной и духовной культуры общества. Город представляет личности возможность широкого выбора кругов и групп общения, системы ценностей, стиля жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации. И среди данного выбора для социализации личности ребёнка выделяются учреждения дополнительного образования. Это и есть та, выше приведённая, социальная группа.
Проблема социализации выходит на уровень коммуникации. В системе дополнительного образования это особенно важно! Общение выступает как система контакта. Важное значение имеет то, как педагог устанавливает контакт, как продумывает обучение.
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности системы дополнительного образования на развитие личности ребёнка поистине уникальны. В процессе овладения детьми новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др. Кроме того, приобщение детей с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определённой социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нём уважение и терпимость к другому образу жизни.
Процесс обучения иностранному языку в системе дополнительного образования призван не только обеспечить детям возможность овладеть ещё одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре изучаемого языка, её народу, является одной из ведущих целевых установок.
Важную роль в обучении языку международного общения, английскому языку, в системе дополнительного образования играют ролевые технологии. Речевые роли соответствуют определённым лексическим темам:
«Знакомство». Роли: русский школьник - английский школьник.
«Семья». Роли: мама, папа, дочь, сын, брат, сестра.
«Магазин «Продукты», «Одежда», «Книги». Роли: продавцы, продавцы-консультанты, кассир - покупатели.
«Волшебные сказки». Роли: герои сказок в различных инсценировках.
«Лондон». Роли: русские школьники, английские школьники, путешественники – журналист.
«В кафе». Роли: официанты – посетители.
«Профессии». Роли: представители разных профессий – журналист.
«Животные». Роли: дети в роли зверюшек – укротитель цирка.
Большой интерес обучающихся и действительно их реальные результаты в области английского языка можно наблюдать в процессе организации и проведения популярных телепрограмм, массовых праздничных мероприятий, театрализации сказок и других спектаклей, и все это на английском языке. К примеру, воспитанники исполняют роли ведущих и участников таких телепрограмм как «Самый умный», «Поле чудес», «Интуиция», «Слабое звено», «100 к одному» и др. Дети любят выступать и в роли различных звезд нашей и зарубежной эстрады: петь песни, танцевать.
Преимущества ролевых технологий в обучении английскому языку в системе дополнительного образования следующие:
Укрепление уверенности личности ребенка в себе
Тренировка неподготовленной речи на английском языке
Доставление удовольствия играющим в ролевые игры
Наличие целой гаммы технологий (коммуникативной, игровой, групповой, творческой деятельности)
В процессе ролевых технологий формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, боле высокой стадии развития. Этим объясняются огромные возможности ролевой игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. В процессе такой игры развивается их память, воображение, дисциплинированность, ловкость, что способствует положительным результатам в обучении иностранному языку.
Таким образом, ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В данной деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Ролевая игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой, т.е. для создания своеобразного механизма ускорения процесса социализации личности ребёнка в системе дополнительного образования.











15