Методический материал по истории Приёмы изучения исторической личности на уроках истории на примере военной деятельности Г.К.Жукова

Содержание:
Введение 2
Глава1. Георгий Константинович Жуков, его политическая деятельность в годы Великой отечественной войны . 5
1.1.Биография Жукова. 5
1.2.Политическая деятельность Георгия Константиновича Жукова. 7
Глава 2. Георгий Константинович Жуков- военный полководец. 9
2.1.Военная деятельность Г.К.Жукова. 9
2.2.Военная операция Г.К.Жукова. 18
Глава 3. Изучение личности Г.К.Жукова на уроках истории в общеобразовательной школе. 19
3.1. Изучение исторической личности на уроках истории 19
3.2. Методика изучения исторической личности на примере личности Г.К.Жукова 24
Заключение 31
Литература 33
Приложение.













ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении, причем не только в положительном, но и в отрицательном смысле. 
Понятие историческая личность обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учётом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной личности.
Науке известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований.
Историческим личностям, по мнению В.О.Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности.
Молодежь должна знать историю своей родины, быть достойными гражданами и патриотами своего Отечества. Не должна померкнуть память  о Великой Отечественной войне, о людях, с оружием в руках, мужественно и самоотверженно отстоявших честь, свободу и независимость Отечества от черных сил фашизма. Это светлая память о живых и павших, сражавшихся за мир и счастье на земле.

Актуальность исследования определяется рядом противоречий:
между настоящим обликом исторической личности и попав на страницы новых учебников, публикаций и трудов, часто “преображаются” до неузнаваемости;
между проявлением общей тенденции - единства общего алгоритма изучения личности и создания возможности выбора, от которого зависит своеобразие путей при изучении той или иной личности.
Объект исследования: личность Г.К.Жукова.
Предмет исследования: приемы изучения исторической личности на уроках истории
Цель исследования: выявить различные приёмы для изучения исторической личности.
Задачи исследования:
1.Изучить политическую деятельность в годы Великой отечественной войны Г.К.Жукова.
2. Рассмотреть личность Георгия Константиновича Жукова как военного полководца.
3. Рассмотреть приемы и формы, используемые для изучения личности на уроках истории в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. ;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками.


Методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта); методом работы с текстами научного стиля, источниками Интернета и биографическими справочниками.
Экспериментальной базой исследования выступило МБОУ БГО СОШ №10. В исследовании принимали участие дети подросткового возраста в количестве 21 человека.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться в практике работы педагога образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения.

















Глава 1 . Георгий Константинович Жуков, его политическая деятельность в годы Великой отечественной войны.
1.1. Биография Жукова
Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября (по старому стилю) 1896 года в деревне Стрелковка Калужской губернии. Родился в православной крестьянской семье. Был назван в честь Святого Георгия Победоносца. Отец Жукова сапожничал в городах, мать подрабатывала на перевозке грузов. Заработки были такие, что по признанию самого Георгия Константиновича "нищие зарабатывали больше". Ещё он напишет: "Спасибо соседям, они иногда выручали нас то щами, то кашей. Такая взаимопомощь в деревнях не была исключением, а скорее традицией дружбы и солидарности русских людей, живших в тяжёлой нужде". В семилетнем возрасте Георгий пошёл учиться в церковную школу к своему первому учителю Сергею Николаевичу Ремизову. Закончив, пел в церковном хоре[8] .
В Калужской губернии было заведено отправлять мальчиков - подростков учиться в города какому-либо ремеслу. В июне 1907 года Жуков отправился в Москву к своему дяде учиться скорняжному делу. Одновременно с обучением ремесленному делу Георгий вместе с сыном хозяина изучал русский язык, математику, географию. Через год он поступил на вечерние общеобразовательные курсы и с успехом закончил их [8].
7 августа 1915 г. Жуков был призван в драгунский полк. На склоне лет Маршал рассказывал писателю Константину Симонову: "Я мог бы оказаться в школе прапорщиков. Я окончил в Газетном переулке четырёхклассное училище, которое давало достаточный образовательный ценз для поступления в эту школу [16]. Но я подумал: вот окончу школу прапорщиков и буду, 19-летний мальчишка, командовать бывалыми солдатами - бородачами. Мне не хотелось этого, было неловко. И кто его знает, как бы вышло, если бы я оказался не солдатом, а офицером... и к этому времени разразилась бы революция... Может быть, доживал бы где-нибудь свой век в эмиграции?" Поэтому Георгий Константинович поступил в унтер-офицерскую школу, которую окончил в августе 1916 г. Воевал младший унтер-офицер Жуков храбро, но недолго [8]. В сентябре он получил лёгкое ранение во время конной атаки на Юго-Западном фронте, в горном районе Быстрица, и получил Георгиевский крест за захват языка. Но уже в октябре Георгий Константинович подорвался на мине и получил тяжёлую контузию. Лечиться пришлось долго. На фронт Жуков больше не вернулся. Февральскую революцию Георгий Константинович встретил в маршевом эскадроне. Он сочувственно отнёсся к свержению монархии. Жукова избрали председателем эскадронного комитета и членом полкового совета. После Октябрьского переворота его расквартированный в Харьковской губернии эскадрон "встал на платформу большевиков", отказался подчиниться украинским властям и был распущен по домам [8].
В декабре 1917 г. Жуков уехал на родину, в Стрелковку - в деревне было легче прокормиться. В сентябре 1918 г. его мобилизовали в Красную Армию. Будущий полководец Жуков служил в 4-м Московском кавалерийском полку. Там он дорос до помощника командира взвода и в марте 1919 г. вступил в коммунистическую партию [11]. Сражался против уральских казаков и с армией генерала П. Н. Врангеля под Царицыном, где в октябре 1919 г. был ранен осколком гранаты в левую ногу и левый бок. После выздоровления попал на Рязанские кавалерийские курсы. В августе курсантский полк перебросили на Кубань для борьбы с десантом генерала Сергея Улагая [14].
Таким образом, Жуков стал старшиной взвода и участвовал в "очистке" Северного Кавказа от остатков белой армии и отрядов "зелёных". В конце года он отправился подавлять восстания на Тамбовщине и в Воронежской губернии. За успешные действия против плохо вооружённых и слабо организованных крестьян-повстанцев командир эскадрона Жуков получил первую советскую награду - орден Красного Знамени.



1.2.Политическая деятельность Георгия Константиновича Жукова.
После Гражданской войны Георгий Жуков продолжал службу в кавалерии. В 1924 - 1925 гг. учился на кавалерийских курсах усовершенствования командного состава. В 1929-1930 гг. Жуков опять учился - теперь на Курсах усовершенствования высшего начальственного состава, а затем стал командиром кавалерийской бригады [14]. В марте 1933 г. он возглавил 4-ю кавалерийскую дивизию; в 1936 г. получил орден Ленина за успехи дивизии в боевой подготовке. В 1937 г. Жуков принял 3-й кавалерийский корпус [11]. Осенью того же года комкора (командира корпуса) попытались обвинить в связях с бывшим командующим Белорусским округом Иеронимом Уборевичем и другими "врагами народа". Жуков резонно возразил, что по роду службы не мог не контактировать с командующим округом.
В итоге в январе 1938 г. дело ограничилось партийным выговором "за грубость, за зажим самокритики, недооценку политработы и недостаточную борьбу с очковтирательством". Выговор не помешал карьере. В связи с массовыми репрессиями освободилось много вакансий, и уцелевшие командиры быстро продвигались по служебной лестнице - нередко, чтобы вскоре тоже стать жертвами террора[12]. Но Жукова миновала чаша сия. Помогло и то, что он командовал дивизией 1-й Конной армии. Командиры-конармейцы традиционно пользовались покровительством наркома обороны Климента Ворошилова [12].
Уже в июне1938 г. Жуков стал заместителем командующего Белорусским военным округом по кавалерии. На высоком посту во всю мощь развернулся его талант военачальника и умного воспитателя войск. В мае 1940 года Жукову присвоили звание генерала армии [1]. Блистательная победа для Георгия Константиновича имела и глубокое личное значение. Он показал, на что способен волевой начальник в то время, когда с 1937 года боеспособность Красной Армии ежегодно, ежемесячно и ежедневно подрывалась массовыми репрессиями [1].
По указке И.В.Сталина и его подручных десятки тысяч командиров были уничтожены, брошены в тюрьмы, томились в лагерях. Сам Г.К.Жуков едва не пал жертвой расправы - в 1937 году в Смоленске он, ощутив нависшую угрозу ареста, пошел на страшный риск - отправил в Москву Сталину и Ворошилову грозную телеграмму[12]. В те годы судьбы людей складывались по-разному, но Жукова оставили в покое. Все лето и осень 1940 года Жуков постоянно находился в войсках, шла напряженная учеба в условиях, приближенных к боевым. Командующий округом был требователен к себе и другим - учить тому, что действительно потребуется на войне [12]. В советском генштабе уже обсуждались возможные варианты войны в случае нападения Германии.
В конце декабря 1940 начале января 1941 в Москве прошло совещание высшего командования Красной Армии. За его работой следил И.В.Сталин. Присутствующие были поражены глубиной и смелостью суждений Жукова, изложенных в его докладе "Характер современных наступательных операций" [1]. Он со всей серьезностью подчеркнул: перед лицом сильнейшей армии Запада нельзя терять ни минуты, нужно быть готовым во всеоружии встретить ее яростный натиск. На следующий день Сталин вызвал Жукова и сообщил: Политбюро решило назначить его начальником Генерального штаба. Полководец современной войны Жуков отводил первое место стремительным действиям танковых и механизированных соединений, имеющих мощную поддержку с воздуха. Не сразу и не вдруг ему удалось убедить в правильности своей точки зрения Сталина [1]. На склоне лет Жуков много размышлял о событиях кануна и начала великой и страшной войны. Конечно, надо было реально себе представлять, что значило тогда пойти наперекор Сталину в оценке общеполитической обстановки.
Таким образом, у всех в памяти еще были недавно минувшие годы; и заявить вслух, что Сталин неправ, что он ошибается, попросту говоря, могло тогда означать, что еще не выйдя из здания, ты уже поедешь пить кофе к Берии. И все же это лишь одна сторона правды.
Глава 2. Георгий Константинович Жуков- военный полководец.

2.1.Военная деятельность Г.К.Жукова.
В ночь на 22 июня руководство Наркомата Обороны бодрствовало. Телефоны в кабинете Жукова работали непрерывно, поток тревожных сообщений нарастал. Обстановка разъяснилась после трех часов утра - немецкая авиация обрушилась на наши аэродромы, посыпались бомбы и на приграничные города. После 4-х часов с минутами поступили донесения - под прикрытием ураганного артиллерийского огня немцы перешли советскую границу. Война! Жуков дозвонился до Сталина и потребовал, чтобы его подняли с постели. Тот страшный день навсегда запал в память Жукова [2].
В 4.30 утра собралось Политбюро. Вскоре последовало сообщение - Германия объявила войну. Жуков был в центре событий, он добивался от войск и штабов, прежде всего глубокого построения стратегической обороны. Обстановка обострялась и становилась кризисной то на одном участке фронта, то на другом... К исходу третьей недели войны враг продвинулся на 500-600 километров в глубь нашей страны [2]. Он мог сосредоточить крупные силы на одном стратегическом направлении и добиться там серьёзного прорыва. Наши войска развернулись на рубеже Старая Русса-Ельня -Брянск. После тяжёлых сражений в районе Смоленска бои временно стихли. Обе страны приводили войска в порядок.
В июле 1941 года Георгий Жуков получает назначение командующим резервным фронтом, развернутым в районе Ельнинского выступа. В штаб фронта он прибывает 31 июля 1941 года [4]. Жуков со своей обычной обстоятельностью вникает в дела подчиненных ему соединений. Оказывается, гитлеровцы основательно укрепили Ельнинский выступ: вырыли траншеи, натянули проволочные заграждения, вкопали в землю танки. Ельнинский выступ, захваченный немецкими войсками, был очень выгодным, исходным плацдармом для удара на Москву. Немцы стремились удержать его, во что бы то ни стало [4].
Ликвидировать плацдарм без основательной подготовки было невозможно. "Жуков поставил командованию 24-й армии задачу: всеми видами разведки вскрыть систему вражеской обороны, установить местонахождение огневых точек и подтянуть 2-3 дивизии, а главное - артиллерию". Он приказал, не давая покоя врагу, перемолотить на месте огнем артиллерии его подвижные части [5]. Ельнинский выступ постепенно превращался в кладбище отборных гитлеровских частей и техники. Железными клещами наши войска сжимали горловину Ельнинского выступа, не давая и часа передышке врагу. То были, по словам Жукова "незабываемые бои": впервые с 22 июня вражеские дивизии неумолимо оттеснялись. В результате этой операции в войсках укрепилась вера в победу. Части увереннее встречали контратаки противника, били его огнём и дружно переходили в наступление. Силы врага иссякли, и, воспользовавшись темнотой, остатки его дивизий 6-го сентября вырвались через горловину Ельнинского выступа [5]. 6-го сентября Сталину поступает телеграмма: "Ваш приказ о разгроме ельнинской группировки противника и взятии г. Ельня выполнен ... Жуков". Немцы потеряли до 45-47 тысяч убитыми и раненными, массу боевой техники. И всё же это была не просто первая победа Красной Армии над немцами, но и первый кусок земли во всей Европе каких-нибудь 150-200 квадратных километров отвоеванный у гитлеровского вермахта[5].
Сложная обстановка сложилась на Ленинградском фронте. Сталин вызвал Жукова в Москву. "Неплохо у Вас получилось с Ельнинским выступом", -сказал он Жукову. Далее он отметил, что сложилось "безнадёжное" положение под Ленинградом, что видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придется считать потерянным[2]. А с потерей Ленинграда произойдёт соединение немцев с финнами, и в результате там создастся опасная группировка, нависающая с Севера над Москвой.
10 сентября 1941 года Жуков вылетел в Ленинград. Город уже жил и работал по-фронтовому: не покладая рук, ленинградцы готовили оборонительные рубежи. Врага, подступавшего к городу, командование не сумело удержать [4].
Первые решения Военного совета фронта под руководством Жукова: Ленинград защищать до последнего человека. Не Ленинград боится смерти, а смерть боится Ленинграда - вот лозунг момента. Навсегда забыть о мерах на случай, если враг ворвётся в город. Этому не бывать. Были предусмотрены два важнейших фактора: внедрение в сознание наших воинов и населения непоколебимой уверенности в нашей победе и необходимость накопления резервов с целью увеличения глубины обороны фронта [7]. Видный американский публицист Г.Солсбери написал об этом времени: "Если немцы и были остановлены, то этого добились, пустив им кровь. Сколько их было перебито в эти сентябрьские дни, никто никогда не подсчитает.... Остановила немцев железная воля Жукова. Он был страшен в эти дни сентября". Стратегия и тактика Жукова заключались в том, чтобы не дать врагу создать новые ударные группировки. Достигалось это путём проведения атак. В те дни Жуков проявлял высокую требовательность [7].
22-23 сентября ушли из-под Ленинграда разбитые части танковой группы Гота, которой предстояло наступать на Москву [9]. В начале октября разведка установила: немцы ставят мины, роют землянки, укрепляют блиндажи "Впервые за много дней мы осознали, - указывал Жуков в приказе по войскам Ленинградского фронта, - что фронт на подступах к городу выполнил свою задачу и остановил немецкое наступление.... Это свидетельствует о том, что среди личного состава соединений начал создаваться необходимый перелом, приобретается уверенность в победе" 22 сентября Гитлер отдаёт директиву: "Стереть с лица земли город Петербург [7]. Город надлежит блокировать и путём обстрела артиллерий всех калибров и непрерывными бомбардировками сровнять с землёй" Началась эпохальная оборона Ленинграда, которая продолжалась 900 дней. Но город выстоял.
12 января 1943 года Ленинградский и Волховский фронты ударили по обеим сторонам вражеского коридора, упиравшегося в Ладожское озеро и не допускавшего связи Ленинграда со страной по суше [9]. Немцы понимали: идёт битва за вызволение Ленинграда из тисков блокады, что навсегда похоронит их надежды уничтожить город. Звериному упорству врага наши воины противопоставляли исключительное мужество. На седьмые сутки не прерывавшегося ни на минуту сражения войска Ленинградского и Волховского фронтов подали друг другу руки. Солдаты по- братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость. В это же день, 18 января 1943, Президиум Верховного Совета СССР присвоил Георгию Константиновичу Жукову высшее воинское звание - Маршал Советского Союза [9]. Г.К.Жуков никогда не забывал: он стал Маршалом Советского Союза в битве под Ленинградом.
5 октября Жукову позвонил Сталин и вызвал в Москву - на подступах к столице сложилось тяжёлое положение. Ставка, - хотела с Георгием Константиновичем посоветоваться [3]. 7 октября Жуков в Кремле. Жуков отметил, что Сталин выглядел как никогда растерянным. Снова и снова вглядываясь в карту обстановки, он с нарастающей нервозностью говорил: "Смотрите, что Конев нам преподнёс. Немцы через три - четыре дня могут прийти в Москву". "Он сказал мне, - вспоминает маршал Г.К. Жуков в своей книге, что назначает меня командующим Западным фронтом, что Конев с этой должности снят". Потратив два часа на изучение обстановки в Генеральном штабе, Жуков в ту же ночь отправился на Западный фронт [3]. На Московском направлении враг сосредоточил 77 дивизий численностью до 180 тыс. человек, 1700 танков и штормовых орудий, 14 тысяч орудий и миномётов, 1390 самолётов. "Тайфун" - так была зашифрована гигантская операция вермахта по захвату Москвы [7].
10 октября Г.К.Жуков принял командование Западным фронтом и тут же поставил задачу: перекрыть танкоопасные направления, создать мощный заслон врагу имеющимися силами, ускорить прорыв и выход из окружения наших войск. Всё это дало возможность выиграть время для занятия обороны [15]. Из тыла и с других фронтов на московское направление направили 11 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артиллерийских полков. Жуков и штаб Западного фронта твёрдо держали управление войсками, молниеносно реагируя на любую опасность. Жестокой обороной наши войска изматывали врага. За каждый шаг продвижения немцы платили чрезмерную цену. В ноябре Сталин поставил Жукову задачу - обеспечить проведение в Москве, в честь двадцать четвёртой годовщины Октября, торжественного заседания и парад войск на Красной площади. 7 ноября многие из частей, прошедшие перед Мавзолеем, отправлялись прямо на фронт. Назревал перелом [15].
Маршал Жуков и штаб фронта в последние дни ноября завершали подготовку плана разгрома врага под Москвой. 29 ноября Г.К.Жуков доложил обстановку и попросил Сталина отдать приказ о начале наступления: на основании кропотливого изучения штабом фронта возможностей вермахта был сделан вывод: враг истощён [7]. Немцы истратили свои силы, потому что не рассчитали силу нашего сопротивления. 6 декабря войска Западного фронта обрушились на немцев, на их ударные группировки севернее и южнее столицы. Контрнаступление развернулось в полосе 1000 километров, от Калинина до Ельца. Вражеский фронт затрещал и попятился под натиском наших войск, они отходили, бросая тяжёлые вооружения и технику. 8 декабря Гитлер отдаёт приказ перейти к стратегической обороне по всему фронту. Вымуштрованные немецкие войска немедленно стали создавать сильные узлы сопротивления в населённых пунктах, перекрывать дороги [9]. За первые три дня наступления наши войска прошли 30-40 километров. Неслыханно много по прошлым боям!
13 декабря всю нашу страну, да и весь мир всколыхнуло сообщение о разгроме фланговых группировок врага под Москвой. Освобождено более 400 населённых пунктов, немцы понесли большие потери в живой силе и технике. И самое волнующее: наступление продолжается! К началу января 1942 года Западный и смежные фронты отбросили врага от столицы на 100-250 километров [8]. Непосредственная угроза Москве ликвидирована. Только 20 апреля Ставка приказала перейти к обороне. Группа армий "Центр" оказалась глубоко охваченной с двух сторон. Что дало возможность впоследствии возобновить наступление на запад с выгодных для нас позиций. В тылу оккупантов возникли обширные партизанские районы. Жуков, отвечавший за западное направление, естественно, гордился тем, что вермахт потерпел у Москвы крупнейшее поражение и перешёл к обороне на всём советско-германском фронте. Все помыслы нашего народа были направлены на то, чтобы скорее выгнать врага из пределов Отчизны [10]. И без промедления. Бои и оккупанты продолжали опустошать русские, украинские и белорусские земли. После разгрома под Москвой Гитлер поставил задачу: окончательно уничтожить Красную Армию, лишить СССР военно-промышленных центров.
27 августа 1942 года Сталин сообщил Жукову: "Может случиться так, что немцы возьмут Сталинград", и он решил послать Жукова выправлять дело. Георгий Константинович отлично понимал, что направлен на самый ответственный участок советско-германского фронта, где происходило решающее сражение [11]. На Сталинград надвигалась 6-я немецкая армия, лучшая в вермахте. Под руководством Г.К.Жукова ожесточённое сражение на подступах и в городе шло более 3-х месяцев. Героизм бойцов и командиров, отстоявших город, не померкнет в веках. 19 ноября наши войска под гром артиллерийской канонады ударили по вражеским флангам. С упорными боями они взломали вражескую оборону и рванулись навстречу друг другу. В 16 часов 23 ноября немецкие войска в Сталинграде и у города были окружены [11].
С утра 24 ноября, во исполнение приказов Ставки, приступили к их уничтожению. Кольцо попавшей в окружение группировки Паулюса стало методически сжиматься. 2 февраля 1943 года остатки 330-тысячной немецкой группировки капитулировали. " Битва в районе Сталинграда, - писал Жуков Г.К., - была исключительно ожесточённой. Лично я сравниваю её лишь с битвой под Москвой [12]. Общие потери вражеских войск в районе Дона, Волги, Сталинграда составили около 1,5 миллиона человек, до 3500 танков и штурмовых орудий , 12 тысяч орудий и миномётов, до 3 тысяч самолётов и большое количество другой техники". Победа Красной Армии на Волге внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Вечером 11 апреля 1943 года Жуков вернулся в Москву с Воронежского фронта, и весь следующий день согласовывал с Василевским и его заместителем Антоновым доклад Верховному [13]. Они трое сошлись во мнении: гитлеровцы попытаются ликвидировать далеко вдавшийся в их расположение Курский выступ или Курскую дугу. Если они преуспеют и разгромят наши войска внутри Курского выступа, может претерпеть изменения общая стратегическая обстановка в пользу врага. Eще 8 апреля Жуков определил место предстоящего сражения и предложил способ разгрома вермахта [13].
12 апреля Ставка согласилась с ним. "Основной замысел, предложенный Жуковым в предстоящей операции, был развитием мер, которые он применял в яростных боях под Москвой и планировал в битве под Сталинградом. Сначала оборона. Затем, в классическом стиле Жуковских операций, по мере того, как немецкий натиск утрачивал силу, а вражеские войска уничтожались превосходящей русской огневой мощью, ход сражения изменится [8].
Жуков, тщательно следящий за всеми перипетиями боя, определяет момент - немецкое наступление выдохлось. Именно в этот момент Жуков и бросит свои армии на орды вермахта", - так пишет американец М. Кайлен в книге "Тигры" горят!", посвященной Курской битве [7].
Два месяца - май и июнь - полководец Жуков безотлучно провел в войсках Воронежского и Центрального фронтов. Он вникал в мельчайшие детали подготовки к сражению. Все звенья нашей разведки работали с точностью часового механизма - в ночь с 4 на 5 июня удалось установить: немецкое наступление начнется в 3 часа утра. Жуков тут же позвонил Сталину и доложил о принятом решении: немедленно провести артиллерийскую контрподготовку[14]. Сталин одобрил, и в 2.20 утра там, где ожидались удары врага, зарокотала наша артиллерия. Впоследствии выяснилось, что на Центральном фронте оставалось всего 10 минут до вражеской артподготовки. Потерпев серьезный урон, противник смог начать наступление против Центрального фронта с опозданием на 2.5 часа, против Воронежского - на 3 часа. Хотя враг иной раз наступал силами до 300-500 танков, примерно за неделю боев его максимальное продвижение на Центральном фронте не превысило 6-12 километров [14].
Жуков и Рокоссовский умело руководили сражением, фронт отбил наступление собственными силами, не обратившись за помощью к стоявшему в тылу Степному фронту. Первый этап сражения закончился, и 15 июля Центральный фронт перешел в наступление. 3 августа грянула операция "Румянцев". В 5.00 утра перешли в контрнаступление войска Воронежского и Степного фронтов. Оборона противника была взломана уже к двум часам дня [15]. Тут же были введены в прорыв главные силы танковых армий, которые к 18.00 прошли до 20 километров. К вечеру Воронежский и Степной фронты отбросили противника на 35 километров.
Утром 5 августа красное знамя взвилось над Белгородом, в тот же день был взят Орел. За пять дней непрерывных боев наши войска продвинулись западнее Харькова до 80 километров, и 23 августа войска Степного фронта взяли Харьков. Взятие Харькова военные историки считают эпилогом Курской битвы [1].
Во второй половине августа 1943 года Ф. Рузвельт и У. Черчилль на конференции в Квебеке попытались оценить последствия наших побед, одержанных под предводительством плеяды наших полководцев во главе с Жуковым: "По окончании войны Россия будет занимать господствующее положение в Европе [16]. После разгрома Германии в Европе не останется ни одной державы, которая могла бы противостоять военным силам России..."
Как в 1943 так и в 1944 годах Г.К.Жуков по поручению Ставки координировал действия фронтов за Днепр, в Белорусской стратегической операции возглавлял войска 1-го Украинского фронта. Его действия, как всегда, отличали высокая ответственность за порученное дело, решительность и мудрость замыслов [8]. На завершающем этапе войны маршал командовал войсками 1-го Белорусского фронта, действовавшими на главном стратегическом направлении. В Висло-Одерской операции войска этого фронта вместе с соседними фронтами разгромили одну из крупнейших немецко-фашистских группировок и вступили на территорию Германии. Главной и завершающей задачей Красной Армии оставалось взятие Берлина. Георгий Константинович Жуков не прерывал работы над планом овладения столицей Германии с конца ноября 1944 года [4].
16 апреля 1945 года началась историческая битва, венчавшая войну. "За всю войну не приходилось брать такого крупного, сильно укрепленного города, как Берлин. Берлин был фактически превращен в крепость, подходы к нему - сплошная зона оборонительных сооружений". Но, несмотря на яростное сопротивление, Берлин был взят [3]. 2 мая в 1.50 утра радиостанция штаба Берлинской обороны объявила о прекращении военных действий. Утром 2мая командующий обороной Берлина Ведлинг отдал приказ немецким войскам прекратить сопротивление. К 15 часам все было кончено. За взятие Берлина Жуков был награжден третьей медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. 9 мая 1945 года в 0 часов 43 минуты фельдмаршал Кейтель подписал акт о капитуляции. Война закончилась [6].
Таким образом, 24 июня 1945 г. на Красной площади маршал Георгий Константинович Жуков принимал Парад Победы .



2.2.Военная операция Г.К.Жукова.
Жуков на реке Халхин-Гол.1 июня 1939 г. Жукова внезапно вызвал Ворошилов. В приёмной наркома командир корпуса услышал о вторжении японцев на территорию союзной СССР Монголии в районе реки Халхин-Гол. "Думаю, - заявил Ворошилов, - что затеяна серьёзная военная авантюра и на этом дело не кончится... Можете ли вы вылететь туда немедленно и... принять на себя командование?" - "Готов вылететь сию же минуту", - ответил Жуков [9]. 5 июня он прибыл в штаб особого советского 57-го отдельного корпуса, находившегося в Монголии. Несколько дней машина комдива колесила по степи, Жуков лично хотел осмотреть все. Опытным глазом командира он оценивал слабые и сильные стороны немногочисленных советско-монгольских войск, вышедших в район Халхин-Гола [16]. Он отправляет в Москву срочное донесение: немедленно усилить советскую авиацию, направить в Монголию не менее трех стрелковых дивизий и танковую бригаду. Цель - готовить контрнаступление. Предложения Жукова были приняты.
В ночь на 3 июля японцы форсировали Халхин-Гол и захватили гору Баин-Цаган. Чтобы не дать противнику закрепиться, Жуков решил атаковать неприятельскую пехоту двумя танковыми бригадами. Утром 5 июля японцы начали отступать к переправе, которая оказалась взорвана [16]. Почти вся группировка, переправившаяся на западный берег, была уничтожена или захвачена в плен. Благодаря тщательно продуманной Жуковым системе дезинформации, удалось скрыть от противника подход крупных подразделений из Советского Союза. Окружение основных японских сил намечалось с помощью фланговых ударов танковых и механизированных частей. Задача облегчалась тем, что японцы практически не имели современных танков, а советская авиация после упорных боёв смогла завоевать господство в воздухе. 20 августа 1-я армейская группа Жукова начала наступление, а уже 31-го окружённые войска противника прекратили сопротивление [16].
31 августа Георгий Константинович докладывает об успешном завершении операции. Сражение на реке Халхин-Гол, затерявшейся где-то в Азии, и до сих пор известное только историкам и географам, круто повернуло все в международной жизни. Г.К.Жуков, за эту победу был достоин звания Героя Советского Союза, что способствовало не только ликвидацию опасности, нависшей над союзной нам Монгольской Народной Республикой, но и стабилизации всей обстановки на Дальнем Востоке [2].
Таким образом, Халхин-Гол начисто стер в памяти японцев представление о нашем солдате, которое у них сложилось по опыту русско-японской войны 1904-1905 годов.

Глава 3. Изучение личности Г.К.Жукова на уроках истории в общеобразовательной школе.

3.1. Изучение исторической личности на уроках истории
Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки.
Существуют приемы изучения исторических деятелей на уроках истории .
Прием 1. Изучение личности по алгоритму
1. Запоминание фамилии, имени личности.
2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.
3.Усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и т. д.) платформ изучаемой личности.
4. Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала.
5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.
Прием 2. Изучение личностей через решение биографических задач.
Учитель, не называя фамилии, дает общую справку по предстоящему изучению личности. Учащиеся, осваивая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня узнаваемости.
Прием 3. «Сравни мнения – сделай вывод»
В основу предлагаемой модели уроков положена идея Ю. Л. Троицкого о построении исторических версий на уроках истории.
Ученикам предлагаются авторские тексты, содержащие разные мнения о личности, часто противоречащие друг другу, современников и историков, разные по жанру тексты – научные, художественные, письма, мемуары.
Прием 4. «Пишем историю вместе»
Исторические личности совершали поступки, от которых зависела судьба страны. Они принимали решение и за себя, и за весь народ. Особенно в эпоху абсолютных монархий. Да и в эпоху демократии, что мы сейчас наблюдаем, многое зависит от человека, который стоит во главе государства.
Интересен подход к изучению человека в истории, предложенный западноевропейской исторической школой «Анналов». Марк Блок, Люсьен Февр и Фернан Бродель утверждали, что необходимо сначала понять человека (простых людей или исторические личности), а потом их оценивать. Трудно не согласиться с их мнением о том, что человек является отражением эпохи, без понимания его мировоззрения невозможно понять суть исторических процессов.
Ученики должны видеть, как творится история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств. Вот поэтому, сначала необходимо изучить личность, а затем – события, которые вершились с участием этого человека.
На итоговом уроке учащиеся не только повторяют изученные события, но и создают обобщенный образ эпохи, связывая события с характеристикой правителя, давая событиям объяснения, выявляя, что зависело от воли императора, а что – от внешних обстоятельств. Изучение личности может быть результатом групповой проектной деятельности
Итог работы:
– составленная краткая статья энциклопедии или раздел учебника по изученной теме или создание исторического журнала.
Учащиеся включают в свои издания хронику событий, термины, краткие сведения об исторических персонажах, мнения историков, современников, но у каждого характеристика личности будет разная, так как основой становится собственная историческая версия, объясняющая причинно-следственные связи в данный исторический промежуток и содержащая собственную оценку.
Прием 5. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности В начале учебного года учитель ориентирует учащихся, во-первых, на глубокое изучение отдельных личностей и, во-вторых, на основные направления жизнедеятельности каждого из них.
От урока к уроку, при рассмотрении того или иного периода деятельности личности учащиеся вносят новую информацию в соответствующие блоки.
К концу изучения конкретного периода истории у каждого учащегося накапливается биографический материал, позволяющий достаточно глубоко понять личность.
Прием 6. «Историческая личность в поэзии»
Учащимся предлагается отрывок из поэтического произведения и вопросы к нему:
1. Назовите литературное произведение, его автора и исторического деятеля, изображённого в приведённом отрывке.
2. Какие чувства, по вашему мнению, испытывает поэт?
3. Согласны ли вы с ним? Свое мнение аргументируйте.
Прием 7. «Сравни исторические личности»
Вариант I. Учащимся предлагается сравнить деятельность исторических деятелей разных эпох.
Вариант 2. Учащимся предлагается заполнить таблицу и дать сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например, руководителей государств, главных реформаторов, руководителей народных восстаний, полководцев и т. п.
Прием 8. Игра «Пять подсказок»
Фрагмент игры, который можно использовать на уроках и во внеурочном мероприятии.
Учитель. Я предлагаю вам по 5 подсказкам узнать историческую личность. Если ваш ответ верный с первой подсказки, вы получите 5 очков. Если ответ неверный, заработаете штраф в минус 1 очко. Ответ после второй подсказки оценивается в 4 очка. И так далее..
И чем больше подсказок услышите, тем меньше очков заработаете. После последней, пятой подсказки стоимостью в одно очко, вы обязательно поймете, о ком идет речь. Чем меньше подсказок, тем больше очков.
Может получиться так, что вы уже дали ответ, но после следующей подсказки сообразили, что поспешили, он неверный. Тогда вы можете дать новый ответ. Один и тот же ответ дважды давать не стоит. Правильный ответ засчитывается только один раз
Вам нужно как можно раньше сообразить, о каком человеке идет речь. Но не слишком торопиться, чтобы не набрать штрафные очки, уменьшающие ваш результат.
Примечание: за каждое очко могут даваться жетоны.
Прием 9 «Что в прозвище тебе моем?»
Многие исторические личности имели прозвища. По мере изучения материала учащиеся должны дать объяснение, почему были даны такое прозвища и что они означают.
Можно усложнить задание: «Кто из исторических деятелей носил прозвище и почему он его получил?» Это может потребовать предварительной подготовки, поиска дополнительной информации.
Прием 10 «Фраза, вошедшая в историю»
Немало высказываний, выражений, произнесенных или приписываемых той или иной знаменитой личности, вошли в историю. Использование их при написании исторического портрета может только его обогатить. На уроках можно предложить ученикам то или иное высказывание и задание к нему: «Кем, когда и в связи с чем было сказано».
Прием 11. «Исторический суд»
«Исторический суд» – увлекательное зрелище, когда обсуждается деятельность какого-либо политика, военачальника.
Учащиеся (участники судебного заседания) выступают в роли «обвиняемого», «адвокатов», «прокуроров», «свидетелей обвинения», «свидетелей защиты», зрители выступают в роли «суда присяжных». Жюри оценивает работу каждого участника ролевой игры.
Данное мероприятие не преследует цели «приговорить» историческую личность. Его цель – научить учеников собирать источники, анализировать их, выбирать и аргументировать свое мнение, позицию, грамотно и убедительно строить свою речь.
Таким образом, это лишь некоторые приемы, которые может использовать учитель для изучения исторических личностей. Трудно не согласиться с А. Т. Степанищевым, который считает, что, какой бы путь изучения исторических личностей ни был бы учителем и учащимися избран, каждый должен понимать, что полностью объективную оценку человеку может дать только время.
3.2.Методика изучения исторической личности на примере личности Г.К.Жукова
При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики.
Поэтому представляется важным рассмотреть вопрос о типологии портретных характеристик лидера.
Основные типы политических портретов:
– политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет;
– политико-психологический портрет;
– исторический портрет;
– политическая биография
Наиболее целесообразно при составлении политико-идеологического портрета использовать метод аналитической интерпретации биографических данных, контактов, связей, а также иных форм политической активности лидера.
При этом важно иметь в виду, в каком стиле проводится портретная диагностика – информационном или же ценностном.
При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики.
Поэтому представляется важным рассмотреть вопрос о типологии портретных характеристик лидера.
При использовании первого варианта (информационного) речь обычно идет об удовлетворении потребности пользователя в сгруппированной и версифицированной информации с акцентом на событиях и фактах политической деятельности лидера.
В этом случае необходимо акцентировать внимание на соответствии тех или иных действий и высказываний лидера определенным моделям политико-идеологического поведения, принятым в данном обществе
Политико-психологический портрет лидера
Особое внимание уделяется прежде всего взаимосвязи и взаимовлиянию особенностей психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления и других психологических компонентов лидера, с одной стороны, и его политической карьерой – с другой.
В этом случае наиболее целесообразно переплетение событийной, фактологической информации о карьере лидера, его политическом поведении с интерпретацией психологического архетипа личности.
Большое эвристическое значение в каждом конкретном случае может иметь адекватное выявление политико-психологического типа лидерства.
Определив тип лидерства, можно так построить политико-психологический портрет, чтобы его содержательные характеристики благодаря исходной гипотезе приобретали бы логическое обоснование, могли бы быть концептуализированы, что и составит, в конечном счете, сам результат диагностики
Несколько особняком среди различных типов политических портретов лидеров стоит исторический портрет.
Это определяется его назначением, не всегда актуальным, если исходить из потребностей анализа современных политических ситуаций и событий.
В этом его диагностические возможности ограничиваются возможностями сравнительного анализа политических портретов с целью определения отношений преемственности разных поколений политиков, поиска некоторых характерных черт лидерства в различных политических системах и организациях.
В то же время исторический портрет лидера весьма интересен, если мы имеем дело с ретроспективным политическим исследованием. Данный тип портрета может включать в себя элементы описанных выше типов портретной диагностики.
Однако первостепенное значение в нем будет уделяться хронологической последовательности тех или иных событий в политической, служебной или деловой карьере лидера, его контактов с другими людьми, оказавшими влияние на ключевые моменты его жизненного пути
Такой же хронологический подход характерен и для возможной политико-идеологической составляющей исторического портрета, когда мы можем проследить весь цикл эволюции мировоззрения и идеологических предпочтений лидера не только на основании публичных, иногда конъюнктурных высказываний, но и привлекая к анализу дополнительные источники: воспоминания современников, дневники, письма и т. д.
Важная характеристика исторического портрета состоит в том, что в нем обязательно присутствует аксиологический ряд: оценочные суждения (как воспроизводимые мнения современников, так и суждения составителя) об исторических масштабах личности, той роли, которую данный лидер сыграл в политическом процессе.
Отсюда большой удельный вес имеют исторические сведения фонового значения, общая характеристика исторической эпохи, в которую жил тот или иной политический деятель.
Памятка «Как дать характеристику исторической личности»
1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:
– историческая обстановка;
– ближайшее окружение;
– путь формирования личности;
– основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.
2.Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального слоя он выражал; его сподвижники.
3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.
4. Раскройте связи и противоречия личности – в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
6.Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.
7. Оцените его роль в истории:
– по результатам его деятельности;
– по значимости этой личности для страны, народа;
– по его влиянию на последующий ход событий и т. д.;
– по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.
8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля.
Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т. п.).
Памятка-алгоритм «Как составить исторический портрет»
1. Как происходило становление личности исторического деятеля?
– Где и когда он родился?
– Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?
– Как формировались его взгляды?
2. Личные качества и черты характера.
– Как личные качества деятеля влияли на его деятельность?
– Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие нет?
3. Свершения исторического деятеля.
– Охарактеризуйте основные дела его жизни.
– Какие успехи и неудачи были в его делах?
– Какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему?
– Кто был его друзьями, а кто врагами, и почему?
– Какими были последствия его деятельности: для современников, для потомков?
– За что человечество помнит этого человека?
4. Ваше личное отношение к историческому деятелю.
– Какое чувство вызывает у вас его деятельность?
– Как вы относитесь к средства и методам его деятельности?
Обоснуйте свою позицию.
''Исторический портрет Георгия Константиновича Жукова''.
Имя маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова - в ряду имен прославленных героев нашего отечества. Оно неразрывно связано с борьбой советского народа за свободу и независимость, с разгромом фашизма. Родился Г. К. Жуков в 1896 году в Калужской области в семье крестьянина-бедняка. В 11 лет его отдали в ученики к скорняку (меховых дел мастеру). Так началась его трудовая жизнь. С годами ученик скорняка сам стал мастером, но мирным трудом заниматься ему пришлось недолго [10].
В 1915 году Жукова призвали в армию. Он стал кавалеристом, участвовал в первой мировой войне, дослужился до унтер-офицера. С тех пор делом жизни Георгия Константиновича стала служба в армии. Он настойчиво учился, много работал над собой [11].
Впервые о Г. К. Жукове заговорила вся страна, когда в 1939 году он руководил военной операцией против японцев на реке Халхин-Гол, но впереди была новая война, война с фашистской Германией.
Г. К. Жуков встретил эту войну генералом. Ему доверяли самые трудные и ответственные посты. Он был начальником Генерального штаба, заместителем Верховного Главнокомандующего (И. В. Сталин). Во время войны все знали, если на фронт прибывает Г. К. Жуков - жди больших событий. Так было в битве за Москву, при прорыве блокады Ленинграда, под Берлином [10].
Нелегкой была жизнь Г. К. Жукова после войны. Не жаловали его руководители страны, ведь он был человеком независимым и очень уважаемым в народе [6]. Отправили маршала Победы в отставку.
В мае 1994 года в новой России в память о маршале Жукове утвержден ''Орден Жукова'' [6].
Он никогда не позволял себе покрасоваться показной удалью, без нужды идти в опасное место, под огонь, чтобы только заставить солдат говорить о своей личной храбрости.
Цельность и монолитность его сильной и яркой личности начисто исключали какую - бы то ни было трусость, всякое малодушие. Он не терпел людей, пытавшихся увильнуть от ответственности, укрыться за уклончивыми рассуждениями, уйти от прямого ответа на поставленный вопрос. ''Да или нет?'' - настойчиво он спрашивал у подчиненного. Попытки ускользнуть от ответа с ним были бесполезны и лишь вызывали его раздражение [6].
Прямой и даже резкий с подчиненными, а порой и резкостью в отношениях с начальниками любых степеней. Жуков был всегда дисциплинированным. Он всегда предстает в воспоминаниях своих современников суровым человеком и, видимо, только времени суждено будет сгладить его резкие черты с исторического портрета [11].
История выдвигает на авансцену людей, чьи характеры отвечают характеру эпохи. Война - всегда суровое дело, Великая Отечественная война особенно сурова. Характер Жукова в соответствии этому суровому времени неизбежно испытывал на себе его воздействие [10].
Таким образом, всякая поза была органически чужда ему. Нет почти портретов военных лет, интервью с журналистами тоже, мало материала и кино-архивов.
Заключение.
Оптимальное формирование представлений об исторической личности обеспечивается при наличии следующих условий:
- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. ;
- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории.
Г.К. Жуков был удостоен 34 советских и 29 иностранных наград. По ориентировочным подсчётам главного хранителя Государственного музея Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в селе Жуково Калужской области, вес их составляет 6кг. Последние 17 лет жизни Г.К. Жукова отнюдь не были для полководца отдыхом. Он проходил в условиях тяжёлой опалы. Опала носила оскорбительный характер, унижающей честь и достоинство народного героя. Отчуждала его от общества широкого круга друзей, была направлена на то, чтобы изъять имя Г.К. Жукова из победной истории войны. Вынуждала Георгия Константиновича находиться под негласным домашним арестом без права длительного выезди из Москвы без особого на то разрешения высшего партийного руководства.
Вопрос о промахах и ошибках Государственного и военного руководства, высокой цене их последствий и конкретных виновниках занял видное место в воспоминаниях Г.К. Жукова о войне. Педагогические взгляды Г.К.Жукова ждут своего исследователя в наши дни. За долгие годы службы он прошел почти все ступени командирского и полководческого становления. Служба эта убедила его в особой значимости педагогики, как важнейшего общественного и научного инструмента для формирования оборонного сознания человека и народа в целом, их готовность к защите Отечества.
Будучи командиром и полководцем Г.К. Жуков не полагался только на личный опыт и жизнь как единственных учителей, а всегда искал научно обоснованные формы и методы организованного, в том числе массового воздействия на человека, которому предстоит вооружённая борьба с врагом. Одним из средств формирования оборонного сознания он считал, в частности, нашу героическую историю, подчёркивал необходимость её конкретного изучения и объективности исторических оценок.









Источники
1. Жуков Г.К. сб. ст. / сост. В.И. Десятерик. М., 1995. С.3.
2. Жуков Г.К. Воспоминания и рассуждения – 3 том. – М.: Издательство Агентства Печати Новости, 1974г – 349с.
3. Маршал Победы: Вспоминая и размышляя. М., 1996. С.230
Литература

4. Алексеев С. П. Рассказы о маршале Жукове. Издательство «Малыш», Москва – 1977 г. – 20с.
5. Блюментрит Г. Роковые решения вермахта. Ростов-Дон, 1999. С.99
6. Газета ''Правда" 1989г. 20 января.
7. Журнал «Огонек» № 48-50 1996 года.
8. Кавалеры ордена Жукова о великом полководце. М.,1998. С.102
9. Кучеров А.М. Полководцы Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение, 1988г-234с.
10. Литературная газета 1988г.24 февраля.
11. Маршал Жуков. Москва, Политиздат, 1989 год, стр. 17.
12. Маршал Жуков. Москва, Политиздат, 1989 год, стр. 25.
13. Маршал Жуков. Полководец и человек. Т.1. М.,1988. С.145
14. Миркина А.Д., Яровиков В.С. Маршал Жуков – полководец и человек. – М.: Издательство Агентства Печати Новости, 1988г – 214с.
15. Пережогин В.А. Г.К.Жуков и партизанское движение // Отечественная история. 1995. N5. С.29
16.Энциклопедия для детей. История России XX век – 5 том. – М.: Авента + 1995г. – 476с.










13PAGE 15


13PAGE 14115