Методические материалы Комплексная целевая программа развития в перспективном планировании развития образовательного учреждения

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ В ПЕРСПЕКТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Программно-целевой подход к планированию развития школы несет в себе огромные потенциальные возможности. Его практическое использование равномерно, целенаправленно, интенсивно ведет школу к заветной цели – непрерывно развивающейся школе.
Причина неудовлетворительного использования перспективного планирования, в том числе программно-целевого, кроется в неразработанности целостного механизма внедрения его в процесс текущего планирования.
Цель работы – определить понятие «комплексная целевая программа развития школы как высший уровень программно-целевого планирования», определить, как разрабатывается целевая линия развития школы и выстраивается модель программы развития образовательного учреждения.
Какова же роль комплексной целевой программы в развитии инновационного процесса школы?
Комплексная целевая программа развития является универсальным средством реализации программно-целевого подхода к развитию образовательного учреждения. Она строится на базе научной концепции. Последняя реализует себя прежде всего в экспериментальной работе.
Программно-целевое планирование есть система комплексных планов, увязанных вокруг ядра – комплексной целевой программы развития, в которой сосредоточено радикальной новшество. Эта система планов регулирует процесс развития экспериментальной и опытно-экспериментальной работы, а также внедрение или творческое использование достижений педагогической науки и передового опыта. Она регулирует процесс разработки комплексных планов развития после выстроенной панорамы экспериментальной работы. В целом можно сказать, что система планов на основе программы развития регулирует процесс прохождения развития новшества на столько лет, на сколько лет рассчитана экспериментальная работа.

От адаптивной модели общеобразовательной школы к стабильно развивающееся.
Становление, развитие и функционирование – это разные уровни жизни школы. Для функционирования школы характерна больше случайность, нежели закономерность в процессе циклического воспроизведения функций школы. При функционировании отсутствует направленность изменений, потому что они не могут накапливаться. Повторяемость цикла обеспечивает взаимосвязь только отдельных изменений, не обеспечивающих целостность системы.
Процесс развития можно представить как направленное движение, причем процесс развития школы связан с развитием всех компонентов сразу, с развитием базового и нескольких определяющих компонентов. Отсюда, развитие целостности школы можно достичь благодаря стройному планированию.
Для успешного развития школы как сложной педагогической системы необходимо согласование темпов развития всех ее компонентов, всех субъектов управления этим процессом. Развитие общеобразовательного учреждения во многом зависит от факторов, регулирующих процесс стимулирования инновационной деятельности. Комплексная целевая программа развития, которая может стать универсальным средством управления перспективным развитием школы.
Создание благоприятных условий, направленных на режим развития, может побудить членов педколлектива к творчеству. В ходе разработки стратегических плановых документов педагогические коллективы проявляют большой творческий энтузиазм, что порой приводит к созданию нормативных документов, имеющих значение для всего образовательного сообщества. Для большинства школ творческий поиск существенно улучшает моральную атмосферу в школе.
Комплексная целевая программа развития являются новшеством, рожденным внутри педагогического коллектива стремлением найти себя в новых социально-экономических условиях, лучше осознать свой потенциал и возможности для реализации новых образовательных идей и новых потребностей населения в образовании. Школа самостоятельно принимает решение о разработке такой программы, сама определяет сроки ее реализации, действует осмысленно и свободно.
Таким образом, успех в развитии школы зависит от умения предопределить возможности развития. Эффективное развитие может осуществляться не только в результате сильных управленческих воздействий, а и частных, локальных, если последние точно рассчитаны и дают мощный резонансный эффект во всех компонентах системы.

В развитии как целостном процессе можно выделить три типа работ.
Первый тип работы – формирование концепции развития. Она концентрирует в себе общий смысл в развитии, то есть цели развития, основные текущие задачи, результаты анализа, проблемы в развитии школы, определение основных направлений развития.
Второй тип работы связан с программированием. Основанием для него являются результаты комплексного анализа деятельности педагогического коллектива. Здесь же определяются конкретные способы решения обозначенного круга проблем.
Третий тип работы – планирование действий по реализации программ. По результатам работы составляется план, после чего еще раз уточняется программа и концентрируется концепция как комплекс идей проекта.
Таким образом, развивающаяся школа как саморазвивающаяся система, находясь в непрерывном изменении, имеет концепцию, комплексную целевую программу, перспективные планы развития.
Стратегическая задача теории и практики развивающейся школы – обеспечение интенсивного развития инновационных процессов. Это может произойти, если:
обеспечить приоритет нововведения, которому хотим придать интенсивный характер;
считать основным методом работу школы по единой научно-методической теме;
повысить развитие творческой активности учителей на основе непрерывного совершенствования структуры методической работы;
мобилизовать инновационный потенциал педагогического коллектива для развития приоритетного нововведения (непрерывное повышение квалификации учителей, установка на отношение к новому, нормативное и творческое внедрение достижений педнауки и передового опыта под избранное новшество приоритетного характера);
организовать целенаправленное внедрение новшеств в коллективный педагогический опыт школы, активный перевод инновационной деятельности в текущую работу;
интегрировать инновационные процессы, усиливая взаимодействие между новшествами.

Существуют различные типы моделей развития общеобразовательного учреждения.
Наиболее перспективным можно считать такой тип модели развития школы, когда развитие школы формируется в условиях выстроенного методологического «узла» развития, составными частями которого являются эксперимент, достижения педагогической науки и передового опыта, работа школы по научно-методической теме. Совокупность системно-образующих факторов способствует оптимизации информационной деятельности педколлектива. Эти звенья обеспечивают концентрированную передачу информации сразу всем членам педколлектива. В школе создается Совет по развитию школы, учебно-методический совет, куда входят руководители проблемных, экспериментальных, инициативных групп, а также руководители методобъединений. Создается диагностическая лаборатория школы, которая функционирует под руководством заместителя директора по научно-методической работе.
При этом типе развития в школе работают несколько проблемных, экспериментальных групп по разным направлениям внедрения новшеств, благодаря чему процесс осуществляется интенсивно.
Анализ процесса развития при переходе адаптивной модели школы к непрерывно саморазвивающейся свидетельствует о том, что персептивное планирование можно подготовить на столько лет, на сколько в развивающейся школе заложена работа педколлектива по научно-методической теме и экспериментальной работе.
Перспективное планирование целостного развития общеобразовательное учреждение может быть разделено на этапы (от школы - адаптивной модели к школе – экспериментальной площадке, школа-лаборатория, непрерывно развивающаяся школа) примерно по три года каждый с коррекцией в переходные периоды. Движущей силой, способной довести общеобразовательное учреждение до стабильно развивающейся, является тесная связь на каждом уровне развития научно-методической темы школы, в тематику которой постоянно вносятся коррективы, с главным экспериментом.
Реально действующей моделью целостного развития общеобразовательного учреждения может быть программа развития, структура которой представлена методологическим «узлом» развития с его ядром - работой школы по научно–методической теме. Причем эта модель по структуре может быть разной в зависимости от того, что являеся главным на данный период развития.
Общим для всех способов программно-целевого планирования является то, что комплексная целевая программа развития охватывает социальную, экономическую, научную, организационную сферу образования, ориентирована на достижение приоритетных, конечных целей развития.

Комплексная целевая программа развития – универсальное средство планирования развития школы.
Выделение приоритетных целей в программе дает возможность:
- повысить наукоемкость педагогического процесса в смысле внедрения достижений педагогической науки и инновационной практики под реализацию комплекса приоритетных целей;
- обеспечить наибольшее соответствие результатов поставленным целям;
- помочь включить формирующиеся новации школы в перспективный план ее работы,
- максимально алгоритмизировать большинство операций по планированию.
Разработка программы развития предполагает появление объективных тенденций в изменении планового процесса:
- возрастает диагностичность постановки образовательных целей на длительную перспективу;
- повышается возможность измерения результатов обучения;
- увеличивается возможность перехода от экстенсивной к интенсивной организации обучения передовым и новым технологиям обучения;
- растет исследовательский компонент учебно-воспитательного процесса, основанный на личностно-ориентированном обучении;
- увеличивается удельный вес таких форм организации учебных занятий, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для протекания педагогического процесса, а также форм взаимодействия учащихся и учителей в достижении целей образования. Учебный процесс становится более управляемым.
Комплексная целевая программа развития не является концепцией развития и перспективным планом работы общеобразовательного учреждения. Как высший уровень применения программно-целевого метода планирования, она выступает в определенной степени концепцией перспективного плана развития школы. Этот план позволяет прогнозировать закономерности развития инновационных процессов в школе по мере постепенного перехода ее из одного качественного состояния в другое. Лучше всего эти закономерности проявляются при работе над:
- ориентировочным проектом развития школы,
- комплексной целевой программы,
- концепции развития школы,
- системы комплексных планов развития,
- программными срезами развития школы.
Выстроенные в логической последовательности, эти этапы придают процессу развития школы стройность за счет системности, интегрированности, гарантированности конечных результатов развития.
Можно сравнить комплексную целевую программу развития с образовательной программой школы. В практике образовательная программа представлена в виде свода плановых документов, часто недостаточно увязанных между собой. Не всегда четко определяется объем образовательной программы, в результате чего ее применение необоснованно расширяется, не дает ожидаемых результатов по причине недостаточной прогностической разработки процесса развития. При таком подходе она не выступает инструментом стратегического развития.
Программа предполагает комплексное развитие школы и ориентирована на интенсивную экспериментальную работу и внедрение достижений педагогической науки и передового опыта, итогом которого должно стать развитие творческого потенциала учителей.
Первостепенное значение в технологии развития общеобразовательного учреждения имеет выделение генеральной цели развития школы. Уточнение и дополнение приоритетных целей развития школы после отбора учителями тем программных исследований позволяет преобразовать методическую деятельность в исследовательскую. Конечные результаты развития необходимо рассматривать в совокупности целей и особенно приоритетных. Важно и то, чтобы комплекс приоритетных целей был тесно связан с системой общих целей. Конечная цель – развитие отдельных направлений развития школы.

Комплексная целевая программа развития, как методологическая основа программно-целевого планирования и как высший уровень комплексно-целевого планирования, ориентирована:
- на массовое внедрение достижений педагогической науки и инновационной практики;
- на ускоренный процесс внедрения инноваций, возникающих в системе экспериментальной работы школы;
- на выполнение детально разрабатываемых итоговых и промежуточных творческих заданий учителей, которые становятся для них плановыми заданиями по развитию творческого потенциала.

Эффективность разработки программы может быть обеспечена следующими показателями:
- разработкой приоритетных целей и задач с последующим формированием их в комплексы целей и генеральную цель развития школы;
- наличием точных и диагностически заданных конечных целей развития профессиональной деятельности учителей, как конкретно прогнозируемого и ожидаемого результата;
- использованием в процессе прогнозирования новейших достижений педагогической науки, передового опыта и инновационной практики, жестко увязанной с конечными результатами развития школы;
- последовательностью в логике разработки шагов построения программы развития с использованием разработок научно-методической темы школы и панорамы экспериментальной работы на каждом уровне ее развития;
- мотивационным обеспечением деятельности администрации, учителей, учащихся, воспитателей, направленной на реализацию творческого потенциала.

При разработке программы развития возникает ряд проблем, требующих решения.
Одна из главных методологических проблем при разработке комплексной целевой программы развития – согласование внедрения педагогической науки, передового педагогического опыта с новшествами, появившимися в условиях экспериментальной работы школы.
Важнейшей проблемой планирования является устойчивость процесса развития школы. В комплексной целевой программе развития это осуществляется за счет тесной увязки систем комплексных планов развития с разработкой научно-методической темы.

Основными принципами разработки программы являются:
- принцип разработки комплекса целей;
- принцип согласования промежуточных и конечных творческих заданий учителей;
- принцип согласования промежуточных заданий учителей между собой по мере работы их по программе профессионального роста.
Комплексная целевая программа развития предполагает формирование:
- совокупности комплексных планов, наиболее полно отражающих процесс перспективного развития школы на основе программно-целевых методов планирования;
- универсальных средств, обеспечивающих вхождение научно-методической темы школы в существующую систему повышения квалификации (педсоветы, научно-методический семинар, научно-практическая конференция по результатам экспериментальной работы, научно-методические чтения);
- способов, приемов, процедур включения программы в перспективный план ее работы.
Тематика исследований учителей должна исходить из противоречий в развитии школы, представленных в конечных целях развития. В ходе разработки промежуточных творческих заданий учителей, ориентированных на конечные цели развития, руководители школ должны проследить соподчинение, взаимосвязь промежуточных и конечных творческих заданий учителей с целью вывода их на приоритетные конечные цели развития школы.
При развертывании системы промежуточных и конечных творческих заданий учителей по годам развития на первый план должен быть выдвинут принцип развития генеральной цели, который формируется путем взаимодействия комплексов приоритетных целей развития, знания будущего образования и анализа состояния образования.
Внимание в научно-методической работе должно быть сосредоточено на согласовании тем исследований учителей между собой. Это позволяет упорядочить процесс развития учебно-методических кафедр и школы в целом на длительный период. Процесс согласования промежуточных заданий, ориентирующий учителя на программируемый профессиональный рост в течение ряда лет, позволяет выстроить и процесс непрерывного развития их творческого потенциала. Именно поэтому при анализе потенциальных возможностей развития школы необходимо изучить основные вопросы развития:
Как влияют достижения педагогической науки, передового опыта и инновационной практики на содержание и организацию учебно-воспитательного процесса школы с учетом целей и задач развития.
Какова динамика развития опытно-экспериментальной и поисковой работы за последние три года.
Как стимулируют новые технологии образования разработку научно-методического обеспечения учебно-методического комплекса школы.
Какова эффективность влияния на учебный процесс внеклассной работы по предмету и как последняя обогащает учебный процесс.
Какова сущность содержания обучения в системе дополнительного образования.
Какова динамика развития всех компонентов сложной педагогической системы по годам развития.

В условиях внедрения программы развития учителю следует разработать личный творческий план, выстроенный или на содержании экспериментальной работы, или на творческом использовании достижений педагогической науки и передового опыта, идущих без эксперимента, или на совершенствовании методики обучения. В планирование может входить участие учителя в экспериментальной работе школы, разработка программ экспериментальной работы, распространение учителем идей собственной педагогической системы.
Важнейшими качественными характеристиками инновационной деятельности учителя являются:
- превращение отдельных педагогических функций в систему педагогической деятельности;
- включение учителя 8-12 квалификационного разрядов в инновационную деятельность;
- развитие прогнозно-аналитической деятельности учителя;
- становление личностно-творческой концепции профессиональной деятельности учителя.
Программно-целевой подход целенаправленно ведет процесс взаимосвязи творческого потенциала учителя с профессиональным мастерством.
Непрерывного восходящего развития творческого потенциала педагогический коллектив в условиях программно-целевого планирования развития школы может добиться, если учитель:
- владеет знаниями и умениями экспериментальной работы и может работать в ее режиме;
- может научно обосновать опыт профессиональной деятельности, выделив в нем рациональной зерно;
- подготовить программу экспериментальной работы, выделив цели, задачи, промежуточные и конечные результаты;
- разработать план действий в условиях в экспериментальном режиме, умело преобразовав промежуточные и конечные результаты в систему плановых творческих заданий, легко вписывающихся в существующую систему повышения квалификации школы;
- может провести критический анализ результатов экспериментальной работы.

Комплексная целевая программа развития является основой для технологии перевода адаптивной модели школы в стабильно развивающуюся. Технология представляет собой упорядоченную совокупность процессуальных и операциональных моделей, обеспечивающих достижение генеральной цели развития. Все идеи, системы планов, процессуальные и операциональные модели разрабатываются на основе программы экспериментальной работы, где точки роста школы соответствуют темам экспериментальной работы, а темы эксперимента – комплексам приоритетных действий.
Процесс разработки интенсивной технологии перевода адаптивной модели школы в стабильно развивающуюся, инновационную включает следующие мероприятия:
Знание и формулирование целей образования с учетом перспектив развития образования.
Аналитико-оценочный прогноз потенциальных возможностей школы с учетом анализа ее текущей деятельности и перспектив развития образования.
Разработка ориентировочного проекта развития школы. Приведение приоритетных целей в систему по годам развития.
Формирование возможных вариантов комплексов приоритетных целей с последующим выделением точек роста.
Выстраивание точек роста в целевую линию комплексного развития школы.
Формирование уточняющего проекта развития школы с элементами комплексной целевой программы.
Формулирование тем эксперимента.
Разработка системы экспериментальной работы на основе выделения точек роста. Коррекция приоритетных целей и задач.
Разработка системы экспериментальной работы и связанных с ней комплексных планов развития, реализующих целевую линию развития школы.
Увязка всех комплексных планов развития. Определение новых приоритетных целей в процессе уточнения целевой линии развития.
Организация деятельности школы по доведению экспериментальной работы до систем плановых мероприятий, отраженных в системе комплексных планов развития по годам, а также программных срезов развития школы.
Формулирование основных направлений и разработка концепции развития школы.
Анализ методической работ школы. Выявление потенциальных резервов развития инновационной деятельности педколлектива.
Разработка индивидуальной и коллективной тематики исследования учителей с учетом выделенных проблем развития школы.
Формирование промежуточных творческих заданий учителей, переходящих в плановые задания по годам развития школы.
Развитие творческого потенциала учителей.
Систематизация творческих заданий учителей по видам деятельности, реализуемой в компонентах сложной педагогической системы.
Разработка тематики педсоветов, конференций, открытых уроков, встроенных в систему повышения квалификации и увязанных с экспериментальной работой.
Разработка отдельных положений новых управленческих структур, координирующих процесс программного развития школы.
Разработка системы контрольных мероприятий за процессом развития инновационного процесса.
Кроме вышеперечисленного целесообразно разработать совокупность укрупненных плановых мероприятий по реализации главных приоритетных целей развития школы. Это могут быть разработки индивидуального учебно-методического комплекта школы и научного обеспечения к нему, разработка многоуровневого обучения, перевода методической деятельности учителей в исследовательскую.

Технологическая разработка программно-целевого планирования включает в себя:
создание комплексной целевой программы развития;
разработку систем перспективных комплексных планов развития по количеству лет с учетом концепции развития школы, то есть на столько лет, на сколько разработана программа;
создание комплексных перспективных планов развития школы с учетом экспериментальной работы на год;
разработку программных срезов развития школы на каждый год;
разработку программного плана работы школы на год и выходящего из него календарного планирования работы школы;
комплексная целевая программа развития может быть реализована в двух аспектах: как основа для интенсивной технологии развития школы и как инструмент управления этой системой. Если сосредоточить внимание на первом аспекте, то после достижения целей развития инновационного процесса программа развития органично входит в функционирующую педагогическую систему.

Итак, программно-целевое планирование как методологическая основа и как универсальное средство развития программно-целевого планирования позволяет направленно вести развивающуюся школу к школе саморазвития. Это происходит за счет:
выстроенной целевой линии, где видна последовательность целей развития школы по годам;
выстроенной системы задач развития, по которым можно видеть, как процесс развития постепенно «захватывает» все функционирование школы;
обеспечения зависимости инноваций, возникающих в ходе экспериментальной работы, в итоге формирующих инновационный процесс в школе;
целенаправленного перехода повышения квалификации в развивающуюся функцию, в результате которой непрерывно совершенствуется инновационная деятельность учителей;
совмещения процесса развития и функционирования, в результате чего инновации обновляют учебно-воспитательный процесс, поглощаются им, преобразуя коллективный педагогический опыт в инновационный опыт школы;
комплексного влияния новшеств, формирующихся во всех звеньях сложной педагогической системы школы (содержания образования, методов и организации обучения, работы с кадрами, развития дополнительного образования, воспитательного процесса в школе, управления развитием).
принятие программы развития как основного средства реализации программно-целевого подхода, а научно-методической темы школы как универсального метода ее становления и развития. Программно-целевое планирование становится ключом к пониманию закономерностей становления и развития школы.

Комплексная целевая программа развития – одна из форм прогностической разработки перспектив развития школы на основе программно-целевого подхода. Она выступает универсальным средством реализации программно-целевого подхода к планированию и представляет собой совокупность плановых действий , подготовленных на основе четко выделенной генеральной цели и конечных целей развития, соответствующих панораме экспериментальной работы, реализующих комплекс приоритетных целей развития и научно-методическую тему школы, вбирающую в себя противоречия в развитии между исходным состоянием развития в школе и требованиями образования будущего.


Разработка и осуществление программ развития образовательного учреждения как наиболее крупное и комплексное нововведение в планировании работы школы продолжает совершенствоваться.
Влияние комплексной целевой программы развития на жизнедеятельность школы приводит к целому ряду нововведений в планировании, в системе планосозидающей деятельности школы:
при разработке программы в обязательном порядке проводится анализ состояния и прогноз вероятных направлений изменения окружающей среды;
разработка программы строится на основе представления о завтрашнем социальном заказе, который будет адресован школе (прогнозирование такого заказа – важное управленческое нововведение);
разработка программы стимулирует самоанализ и самооценку достижений школы, ее конкурентных преимуществ (что способствует повышению самоуважения и сплоченности школьного коллектива);
программа развития базируется на специальной технологии проблемно-ориентированного анализа; школы ориентируют свои планы на решение реальных и конкретных проблем, а не всех сразу.

В комплексной целевой программе развития необходимо обоснование и принятие обоснованных решений о ценностных основаниях школы, ее миссии. Коллектив общеобразовательного учреждения разрабатывает собственное представление о сути и назначении своей школы. Например, гимназия как вид образовательного учреждения – это:
- воспитатель нового сознания,
- пространство творческого сотрудничества всех участников образовательного процесса и взаимодействия всех компонентов образования,
- источник мотивации образования и развития личности,
- система, обеспечивающая эталон углубленного гуманитарного образования,
- научно-методическая лаборатория и экспериментальная площадка по разработке и проверке новых образовательных технологий,
- звено в цепи непрерывного культурного развития и образования,
- элемент новой социально-экономической и социально-культурной среды.

Образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, которые стоят перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций. Образовательное учреждение становится важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель – подготовить интеллигентного, образованного и культурного человека с творческим мышлением, чувством собственного достоинства и сознанием ответственности, умеющего строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми. Поэтому при разработке программы развития обсуждаются и формулируются модели выпускника школы, то есть не просто называются приоритетные функции школьного образования, но и проектируются по возможности качественный, а иногда и количественный уровень достижений выпускников в рамках этих функций:
в ходе разработки комплексная целевая программа развития проектируется целостная концепция образовательного процесса и среды, вырабатываются обоснования соответствия ее направлений общим устремлениям и миссии школы;
прописываются стратегии перехода к новому, желаемому образу школы;
программа развития ставит администрацию перед задачей обеспечения операциональной постановки целей;
программа содержит в себе план осуществления важнейших нововведений во всех подсистемах школы, включая и внутришкольное управление;
план реализации основных направлений развития школы составляется с помощью новых механизмов согласования, что делает его качественно отличным от привычных планов мероприятий;
переход на работу с программами развития существенно меняет и все прочие планы работы школы: в части обеспечения развития общеобразовательного учреждения план все больше становится средством конкретизации и выполнения главных ориентиров программы развития. Она же задает учебный план в его главных ориентирах и все другие, более частные плановые документы школы.

Для успеха дела важно, чтобы его участники полностью представляли себе и правильно оценивали средства, которыми располагают. Причем такая оценка должна максимально сочетаться с оценкой целей, достигаемых с помощью имеющихся в данной школе средств и возможностей. При разработке комплексной целевой программы развития необходима предельная адекватность. Для создания проекта программы существуют хорошо зарекомендовавшие себя на практике алгоритмы и модели.
Для подготовки рабочего варианта комплексная целевая программа развития привлекаются все участники учебно-воспитательного процесса, это нужно для сбора полной информации о школе. Подобное планирование связано с получением, обработкой и хранением огромного массива важной для школы информации, что способствует разработке и внедрению современных подходов к оснащению управленческого труда.

Комплексная целевая программа развития – это определяющий стратегию развития не менее чем на 3-5 и более лет важнейший нормативно-управленческий документ общеобразовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

Программа развития может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы. Как и другие общешкольные планы работы, программа развития должна содержать такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей.
Как и другие документы, связанные с планированием, комплексная целевая программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности. В то же время она достаточно существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны прежде всего:
со стратегическим характером программы, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач. Программа акцентирует внимание на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии их решения.
с ярко выраженной инновационной направленностью программы развития. Обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы, комплексная целевая программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в школе.
с ориентацией на будущее, на реализацию актуальных, перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование.
с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении.
с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии.

Комплексная целевая программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.

В комплексной целевой программе развития:
- определяются приоритетные направления;
- раскрываются содержание и организационные задачи;
- определяются сроки и последовательность решения поставленных задач;
- определяется структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности программы.
Она предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач.
Задачи комплексная целевая программа развития:
Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития. Решение этой задачи предполагает: - анализ состояния общеобразовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе; - соотнесение социального заказа с возможностями получения ресурсов извне для ее развития; - анализ и оценку достижений и проблем школы. Все перечисленное находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы.
Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования. Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.
Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода. Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние».
При всей важности каждой из названных задач программы еще большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешенность любой из них или отсутствие тесной связи между их решениями не позволяет создать действительно эффективную программу развития. Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создает точку отсчета для анализа достижений и выявления проблем школы. Знание проблем позволяет разумно ограничить и одновременно интенсифицировать поиск инновационных идей развития школы, которые в совокупности составляют концепцию новой школы. Соотнесение этой концепции с существующим положением дел дает основания для разработки конкретных нововведений, стратегии и тактики их осуществления.

К написанию этого документа привлекаются все участники учебно-воспитательного процесса, все, кто в нем заинтересован. Программа развития как организационная основа учебно-воспитательного процесса принимается коллективом на педагогическом совете общеобразовательного учреждения, согласуется с учредителем и утверждается руководителем.
При принятии решения о начале разработки программы важно учитывать, что программы этого типа нужны прежде всего в ситуациях, характеризующихся:
- высокой степенью неопределенности и непредсказуемости внешней среды и ее требований к общеобразовательному учреждению;
- недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения;
- стремление к достижению высоких, в идеале – оптимальных результатов жизнедеятельности;
- объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоев школьного сообщества и партнеров школы и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей;
- осознанием необходимости именно системных преобразований в школе.
Комплексная целевая программа развития необходима любым коллективам, желающим качественно изменить свою деятельность и ее результаты.

Разработка программы развития общеобразовательного учреждения.
Это важная задача управленческой деятельности в школе, стремящейся перейти в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на создание программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям.
Деятельность по разработке комплексной целевой программы развития состоит из трех взаимосвязанных логических этапов.


Название этапа
Ожидаемые результаты этапов

1
Подготовительный этап
Готовность команды разработчиков к работе над программой

1.1
Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы
Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива

1.2
Создание и запуск системы управления проектом разработки программы
Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работ по управленческому обеспечению и сопровождению разработки программы

1.3
Организация рабочих групп по созданию программы, их обучение и обеспечение
Готовность разработчиков к действиям

1.4
Подготовка необходимых ресурсов и условий для работы
Готовность условий и ресурсов

1.5
Поиск дополнительных ресурсов, дополнительная работа с кадрами
Полная готовность к работе

2
Основной этап – разработка программы
Готовность первого варианта программы

2.1
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды
Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы

2.2
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа
Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы

2.3
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсного потенциала
Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы

2.4
Анализ и оценка достижений и конкурентных преимуществ школы
Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы

2.5
Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы
Данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента программы

2.6
Прогноз восприятия предполагаемых нововведений
Учет результатов прогноза

2.7
Проблемный анализ состояния дел в школе
Структурированный перечень основных проблем школы

2.8
Разработка и формулирование концепции желаемого будущего состояния школы
Концепция нового состояния школы

2.9
Разработка стратегии перехода к новому состоянию школы
Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новой школе

2.10
Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы
Формулировки целей ближайшего этапа развития школы

2.11
Разработка плана действий по реализации программы
Конкретный план действий

2.12
Первичное редактирование полученного текста
Готовность первого варианта текста программы

3
Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений об исполнении программы
Принятие решения о переходе к выполнению программы

3.1
Оценка программы, внесение корректив
Внесение поправок в текст программы

3.2
Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами
Экспертное заключение. Внесение поправок в текст программы на основе экспертных заключений

3.3
Организация обсуждения и утверждения программы в школе
Принятие комплексной целевой программы развития коллективом

3.4
Передача программы на официальную экспертизу. Представление и защита программы в органах управления образованием. Принятие решения по программе.
Принятие окончательного решения о программе и ее финансировании. При негативной оценке – возврат на доработку


Также можно выстроить этапы управления проектирования по направлениям:
Программа развития образовательного учреждения.
Анализ существующей ситуации в школе и социуме.
Выявление проблем.
Формулировка проектного замысла: какие проекты необходимо выполнять в первую очередь.
Формирование советов проектов.
Разработка рабочего материала для написания программы развития школы.
Концепция развития образовательного учреждения.
Характеристика выявленных проблем, формулировка замыслов решения проблем.
Развитие и детализация начальной концепции, апробирование отдельных элементов разработок в экспериментальном режиме.
Написание концепции развития общеобразовательного учреждения.
Разработка конкретных проектов.
Поэтапное решение сформулированных проблем в виде конкретных шагов с определением сроков выполнения, ответственных исполнителей и стоимости выполненных работ.
Разработка проектов и бизнес-план по их выполнению.
Работа советов проектов.
Оформление материалов и нормативно-правовой базы по работе проектов.
Организация конкурса проектов.
Корректировочные действия по выполнению проектов.
Корректировка программы развития общеобразовательного учреждения.

Анализ состояния и прогнозирования тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе,- это важнейшая функция управления современной школой, составная часть аналитико-прогностического обоснования комплексной целевой программы развития. Значимость такого анализа для развития школы огромна: реализация данной функции и входящих в ее состав задач позволяет уточнить миссию школы, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений развития школы.
В современных условиях выполнение этой функции объективно осложнено такими обстоятельствами:
- расширение и усложнение состава потенциальных заказчиков к школе;
- недостаточная компетентность большинства заказчиков в вопросах образования и связанные с этим сложности в формулировании, озвучивании своего заказа;
- несоотнесенность требований заказчиков и реальных возможностей школ (в условиях постоянных ресурсных ограничений) и ряд других.
В этой ситуации школе необходимо изучать, анализировать, прогнозировать и формулировать социальный заказ. Подобный анализ лучше всего проводить динамически, сопоставляя его текущее состояние с данными ретроспективного анализа. Чтобы школа эффективно развивалась, необходимы знания завтрашнего социального заказа, которые можно получить только в ходе прогнозирования. Итогом такого прогноза в рамках программы развития должно стать формулирование исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставлялся с ресурсными возможностями школы.
Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа, в том числе учащихся, их родителей, педагогов.

Структура комплексной целевой программы развития
образовательного учреждения.
Титульный лист.
Приказ директора школы об утверждении комплексная целевая программа развития, о назначении руководителей проектов, о сроках отчетности по работе над проектами.
Паспорт программы.
Информационная справка о школе.
Краткая характеристика основных проблем школьной системы образования. Аналитическое и прогностическое обоснование программы.
Концепция желаемого будущего состояния школы как системы. Концепция развития общеобразовательного учреждения.
Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние. Основные проекты и система мероприятий, реализующих программу.
Финансовое обеспечение проектов или бизнес-план реализации программы.
Приложения.

Паспорт программы.
Наименование программы.
Статус программы.
Заказчик программы.
Исполнители и соисполнители.
Управление программой. Координационный совет программы.
Контроль и реализация программы.
Сроки реализации программы. Начало и окончание реализации программы.
Законодательная база для разработки программы (основные документы, положенные в основу программы, концепции и проектов).
Цели и задачи комплексная целевая программа развития.
Сроки и этапы реализации комплексная целевая программа развития.
Ожидаемые конечные результаты:
- количественные показатели (предполагаемый результат, показывающий в цифрах достижения участников учебно-воспитательного процесса),
- качественные показатели (перечислить параметры, определяющие качественные изменения).

Информационная справка о школе
Это необходимая составная часть программы развития. Информационная справка о школе призвана выполнить важные функции как по отношению к разработчикам программы развития, так и по отношению к ее внешним экспертам. Разработчики программы, собирая материал для справки, начинают лучше осмысливать достигнутый уровень развития своей школы, а внешние эксперты, читая такую справку, способны быстро войти в курс основных достижений и проблем школы.
В справке представлена важнейшая информация о школе. В содержании справки рекомендуется:
- указать наименование и статус школы ( для школ, менявших наименование, номер, статус, следует отметить наиболее существенные из этих изменений и их даты), важнейшие этапы истории школы;
- дать краткую вводную характеристику социального окружения школы и описать характер его влияния на общеобразовательное учреждение;
- коротко описать роль школы в социуме, в территориальной образовательной системе;
- указать важнейшие объемные данные школы (количество учащихся, классов-комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий);
- дать характеристику контингента учащихся;
- дать характеристику педагогическому персоналу школы: общее количество педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по ЕТС, наличия учителей, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);
- дать характеристику действующего программно-методического обеспечения учебного и воспитательного процессов;
- описать подходы к диагностике результатов образовательного процесса;
- дать характеристику состоянию школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно-материальной базы школы;
-коротко описать систему работы с педагогическими кадрами;
- дать информацию об основных результатах образовательного процесса ( в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в школе.
Например, можно представить следующие показатели:
Состояние здоровья школьников:
- нарушение зрения - %,
- нарушение осанки - %
- заболевания нервной системы - %
- заболевания органов пищеварения - %
- заболевания сердечно-сосудистой системы – %
- другие заболевания - %
Состояние здоровья педагогических работников:
- нарушение зрения - %,
- нарушение осанки - %
- заболевания нервной системы - %
- заболевания органов пищеварения - %
- заболевания сердечно-сосудистой системы – %
- другие заболевания - %
Количество неполных семей (школьников)
Дети, состоящие на учете в детской комнате милиции.
Средне-социальный уровень семьи ( средний доход семьи).
Средний возраст педагогического коллектива:
- работники в возрасте от 25 до 35 лет – %
- работники в возрасте от 35 до 47 лет – %
- работники в возрасте от 47 – %
7. Уровень подготовки педагогов к информационной деятельности (% умеющих работать на компьютере).
8. Наличие авторских программ обучения.
9. Наличие рабочих программ (утвержденных директором).
10. Наличие технической и телекоммуникационной базы ( оснащение компьютерами, Интернет, программы, учебники, тесты, энциклопедии на цифровом носителе и степень их использования при обучении).
11. Подготовленность педагогического коллектива к осуществлению новых идей (психологическое отношение к ним педагогов; методы определения).
12. Материально-техническое оснащение:
- обеспечение помещениями - % ( кабинеты лаборатории и т.д.),
- оснащение мебелью (степень износа, степень соответствия гигиеническим и санитарным нормам) - %
- наличие необходимой учебной литературой (степень соответствия современным требованиям) - %
- обеспечение художественной литературой (степень соответствия современным требованиям) - %
- оснащение лабораторным оборудованием -%
- оснащение инвентарем - %
По ходу изложения информации в справке желательно использовать таблицы, графики и диаграммы с краткими комментариями, позволяющие четко и ясно, с цифрами и датами, представить всю картину школьной жизни: число работающих и число вакансий ( с разбивкой по учебным дисциплинам), число работников, получивших звание «Заслуженный учитель», награжденных знаком «Отличник просвещения», заслуженных работников культуры РФ, заслуженных тренеров, кандидатов наук, получивших другие награды и звания (с разбивкой по годам); подсчитать число учителей по всем учебным предметам (с разбивкой по годам); проследить динамику роста профессионального мастерства педагогического коллектива (по категориям и разрядам).

Аналитическое и прогностическое обоснование программы: - анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для школы внешней социальной среды; - анализ состояния и прогноз тенденций изменения адресуемых школе образовательных потребностей, социального заказа; - анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа; - анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ школы за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития; - проблемно-ориентированный анализ состояния школы, описание ключевых проблем школы и их причин; - анализ и оценка инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста; - первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, возможного сопротивления изменениям.

Концепция развития образования
Концепция – это система взглядов на то или иное явление, определенное его понимание, единый замысел.
После анализа основных направлений учебно-воспитательного процесса называются основные проблемы, решение которых и служит основой для концепции развития.
При современных темпах обновления техники и технологии, форм организации труда нужны специалисты с гибким, творческим мышлением. В гуманистической концепции образования представлено видение проблем, которые были сформулированы в процессе анализа учебно-воспитательного процесса. Названия проектов, с помощью которых будет достигнут желаемый результат, определяются при написании концепции.
Концепция желаемого будущего состояния школы
Представляет собой развернутое, хотя еще и не вполне конкретизированное представление об ожидаемом результате развития школы. Текст, в котором оно изложено,- необходимая составная часть программы развития общеобразовательного учреждения.
Концепция желаемого будущего состояния школы является нормативным документом. Она не описывает то, что должно характеризовать новую школу, какой она должна стать в результате системных нововведений. Опирается на результаты проблемно-ориентированного анализа состояния школы на основе связи: проблема школы – общая идея ее решения – идея конкретного способа решения. Состав и структура концепции определяются взглядами ее разработчиков на состав и структуру школы как объекта управляемого развития.
Целостное представление концепции желаемого будущего состояния школы предполагает наличие в ней следующих взаимосвязанных блоков.
Стратегические основания жизнедеятельности школы и главные характеристики внутренней среды школы;
- система ценностей школы, ее философия; главные принципы ее жизнедеятельности; общая направленность школы;
- миссия школы; принадлежность школы к тому или иному виду общеобразовательного учреждения;
- модель выпускника школы, внутришкольный стандарт качества образования;
- принципы построения организационной структуры новой школы, основные организационные единицы и связи между ними;
- характеристика организационной культуры новой школы;
- общий механизм функционирования новой школы и механизм ее перехода в очередной цикл развития.
Концепция образовательной системы новой школы:
- общий принцип, система организации образовательного процесса ( классно-урочная или иная система организации);
- общая структура образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, модели результатов образования (выпускников) для каждой ступени;
- взаимосвязь и взаимодополнение в образовательной системе школы дидактической подсистемы и подсистемы внеучебной воспитательной работы;
- виды потоков учащихся и образовательных траекторий, виды классов, принципы набора учащихся и формирования классов и групп;
- принципы группировки педагогов для работы с различными категориями учащихся;
- подходы к диагностике и оценке результатов образования;
- общие принципы отбора и структурирования содержания образования и их реализация в учебном плане школы;
- принципы и способы обеспечения интеграции отдельных образовательных процессов в целостный общешкольный образовательный процесс;
- требования к учебным и воспитательным программам;
- принципы отбора и использования ведущих образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания школьников;
- базовые обобщенные требования к учебному занятию, воспитательному мероприятию.
Концепция обеспечивающей системы новой школы:
- внутренние условия жизнедеятельности школы, необходимые и достаточные для ее успешного функционирования и дальнейшего развития (социально-психологические, организационно-педагогические, материально-вещественные, социально-бытовые, санитарно- гигиенические, эстетические, пространственно-временные и др.);
- требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования школы и ее новой образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности (по каждому виду ресурсов – кадровых, концептуальных, информационных, нормативно-правовых, материально-технических, финансовых и проч.);
- общие принципы построения и ожидаемое будущее состояние школьных структур, служб, организационных единиц, занимающихся обеспечением школы всеми необходимыми ресурсами (также по всем видам ресурсов);
- внешние связи школы и их вклад в ресурсное обеспечение ее жизнедеятельности.
Концепция желаемого состояния школьного сообщества, коллектива:
- важнейшие свойства и характеристики, необходимые школьному сообществу для решения образовательных и обеспечивающих задач (ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, ответственность, совместимость, стабильность, инновационная мобильность и др.);
- характер групповой динамики и отношений в коллективе.
Концепция управляющей системы новой школы:
- характеристика направленности, главных свойств управляющей системы;
- основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления (планирования, организации, руководства, контроля), методы и средства управления, основные управленческие технологии;
- организационная структура управляющей системы, состав основных субъектов управления связей между ними, функциональные обязанности, полномочия, ресурсное обеспечение субъектов образовательной деятельности;
- организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизированные управленческие подсистемы (аттестация кадров, контроля и т.п.);
- необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности.
При разработке концепции необходимо обеспечить взаимосвязи между ее компонентами. При этом каждый следующий ее блок строится на основе предыдущих, с тем чтобы обеспечить сквозное проведение через все содержание концепции желаемого будущего состояния школы ее важнейших ценностных оснований и целевой ориентации.

Концепция развития школы
Является составной частью комплексной целевой программы развития, следующей по логике за концепцией желаемого будущего состояния школы. Разрабатывается на базе проблемно-ориентированного анализа состояния школы и образа ее будущего. Без концепции развития школы, конкретизированной до тактических и оперативных планов осуществления нововведений, некорректно говорить о программе развития школы. Именно наличие концепции развития школы превращает концептуальные положения в реальную программу развития. Перед началом разработки концепции развития школы авторы программы развития уже имеют образ сегодняшнего состояния общеобразовательного учреждения с его достижениями и проблемами, а также образ желаемого состояния школы. Сопоставление этих образов позволяет увидеть масштабы и объемы предстоящих нововведений. При этом во избежание перегрузки, сумбурной и неорганизованной деятельности, важно не допустить преждевременной детализации списка необходимых инновационных действий. Поэтому в концепции развития школы, прежде всего, важна стратегия перехода общеобразовательного учреждения в новое качество, его общий замысел и лишь потом – тактика и конкретные планы действий.

Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние предполагает: - определение стратегии перехода, основных направлений, этапов, задач осуществления инноваций и достигаемые рубежи; - описание конкретных целей школы на первых этапах цикла развития; - разработку конкретного (тактического и оперативного) плана действий по реализации программы развития школы.
В составе этого раздела выделяются блоки:
1. Стратегия развития школы:
- основные области предстоящих преобразований;
- основные направления развития по выделенным областям (обновление содержания образования, интеграция содержания образования, гуманизация содержания образования и т.д.);
-стратегии, общие замыслы изменений по ступеням школы, областям и направлениям преобразований;
- конкретные задачи обновления школы по всем выделенным направлениям и соответствующие им нововведения вместе с ожидаемыми результатами;
- этапы преобразований, последовательность и сроки их осуществления.
2. Конкретные цели ближайшего шага развития:
- конкретные, измеримые цели и задачи образовательной системы школы (могут формулироваться по ступеням, параллелям, предметам, с выделением целей обучения и внеучебной воспитательной работы и т.д.);
- конкретные, измеримые цели других подсистем школы, организационных единиц и подразделений. Постановка точных целей в программе развития происходит только на этом этапе, ставятся лишь на короткий отрезок времени.
3. Конкретный тактико-оперативный план действий по реализации концепции.
4. Ожидаемые конечные результаты.
Количественные показатели (предполагаемый результат, показывающий в цифрах достижения участников учебно-воспитательного процесса).
Качественные показатели (перечислить параметры, определяющие качественные изменения).
Данный раздел может рассматриваться как относительно самостоятельный текст.

Описание предполагаемых источников финансирования программа развития (из
федерального бюджета, республиканского бюджета, муниципального бюджета, фонда занятости населения, средств родителей, спонсорских средства).
Определение основных направлений программы и затрат на их реализацию.
Составляется таблица с разбивкой по годам и указанием приблизительных затрат на реализацию основных направлений программы из всех источников финансирования.


Будущее в образовании – за программно-целевым подходом. Главная его задача – сформировать умения целеполагания у руководителей общеобразовательного учреждения.
Программно-целевое планирование:
- позволяет видеть динамику процесса развития школы как в целом на 5-10 лет, так и по годам ее развития;
- придает уверенность педагогическому коллективу и администрации в завтрашнем дне школы;
- ведет к стабильности развития, смягчая скачки, упреждая негативные явления;
- стабилизирует научную организацию труда членов администрации на многие годы, перераспределяя их личное время на пользу индивидуально-творческого подхода к развитию личности ученика и учителя;
- создает условия для равномерного развития всех компонентов сложной педагогической системы, пронизывая их творчеством;
- придает устойчивость школе в развитии инновационного процесса по каждому из компонентов развития.
Литература:

Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики. Нововведения во внутришкольном управлении. Москва, Педагогическое общество России, 1998.
Орлова Т.В. Перспективное планирование развития школы. Москва, Сентябрь, 2000.
Ерофеева Н. Управление проектами в образовании. Ж-л «Народное образование» №5, 2002.
Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы. Ж-л «Практика административной работы в школе» №7, 2003.
Хорошая школа: желаемая и реальная. Отчет об исследовании общественного института развития школы, г. Санкт-Петербург. Ж-л «Директор школы» №8, 2000.
15