Программа воспитания и социализации учащихся класса-комплекта Ступени совершенства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШОКШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕНЬГУШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ



«Согласовано»
Руководитель ШМО
_____________/Новикова Р.Я./

Протокол № ___
от «__»__________201__г.

«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Шокшинская СОШ»
_____________/Шемякина М.И./

«__»____________201___г.

«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Шокшинская СОШ» ________________/Каторова Г.М./
Приказ № ___
от «__»__________201__г.






ПРОГРАММА
воспитания и социализации
учащихся класса-комплекта
(2, 4)
«Ступени совершенства»
на 2015 – 2016 учебный год





Составитель: классный руководитель
Чекмаева Татьяна Ивановна

с. Шокша
2015 г.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше
всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
А. С. Макаренко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Ступени совершенства» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа».
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Программа воспитательной работы «Ступени совершенства», поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
 
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.

Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
3.   Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
    умение выслушивать его до конца;
    не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
    открытость и доступность учащихся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
 
Содержание программы
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
 
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
 
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
 
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1.      Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3.      Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5.      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6.      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи воспитания и социализации учащихся
по каждому направлению:
1.      Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2.      Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.

3.      Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
первоначальные навыки коллективной работы, ;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
5.      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
бережное отношение к растениям и животным;

6.      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
 
1.            Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·  ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

·  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3.            Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;

·         первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
 
4.      Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5.      Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
 
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
 

Программа рассчитана на учащихся начального звена.



Результаты  реализации плана воспитательной работы
и  самоанализ  его исполнения за 2014– 2015 уч. год 

Список класса-комплекта

Формы проведения мероприятий
классный час
интерактивные игры
психологические игры
викторины
праздники
конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
фотовыставки
экскурсии
спортивные праздники
конкурсы для всей семьи
КВН
театрализованное представление
исследовательская деятельность
диагностические исследования
 
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
 
 
 
Методические рекомендации
 
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.

 














Мероприятия
по реализации программы воспитания
 










Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи  работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом села с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с  родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
4. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия  «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме.





Сроки
Название мероприятия

   Задачи мероприятия
  Форма проведения

Сентябрь


«Готов к труду и обороне»
Расширение знаний учащихся о ГТО
Видеоурок



Октябрь
«Мы - за режим дня!»

Убедить учащихся в необходимости соблюдения распорядка дня; учить составлять режим дня; ознакомить с правилами распределения времени на работу и отдых.
Беседа-размышление

Ноябрь

«Слагаемые здоровья»

Актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, обратив особое внимание на организацию режима дня школьника и гигиенические аспекты учебной деятельности.
Классный час

Декабрь
«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»
Выявить сильнейшие команды, пропагандировать ЗОЖ
Музыкально-спортивный час

Январь


«Умей сказать: «нет!»»

Познакомить учащихся с составом табачного дыма, показать его токсичность и воздействие на организм; подвести к выводу, что курение вредно для окружающих людей; познакомить с законодательствами разных стран.
Классный час

Февраль
«Твоё здоровье – в твоих руках»

Пропаганда здорового образа жизни
Спортивный час

Март
«Чистое помещение – залог здоровья»
Расширение знаний и умений в уборке классной комнаты
Беседа

Апрель
«Расти здоровым»,
Расширение знаний учащихся о важности здоровья
КВН

Май
Познай себя
Разучивание подвижных игр с детьми
Подвижные игры на спортивной площадке

Направление II. «Интеллект»

Цель:  оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:
- Определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.
Основные понятия направления «Интеллект»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к  творчеству,
- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, среди школ района, республики;
- интеллектуальные бои;
- спецкурсы для  интеллектуального развития. 








Строки
Название мероприятия
   Задачи мероприятия
  Форма
проведения

Сентябрь
«Как? Что? Почему?»

Развивать интерес к художественной литературе; воспитывать бережное отношение к книгам.
Классный час- путешествие

Октябрь


«Обо всём на свете»
Прививать интерес к энциклопедическим знаниям, развивать желание больше знать.
Игра-соревнование между
командами

Ноябрь
«Хочу всё знать»
Организация путешествия по тропинке «Учение с увлечением»; пробуждение у детей интереса к знаниям.
Инсценированный час

Декабрь
«О русских фамилиях»
Познакомить детей с основными способами образования русских фамилий; воспитывать уважение к русским традициям.
Творческая мастерская

Январь
«Мир вокруг нас»

Расширять представление о природном окружении; развивать умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.
Живая газета


Февраль
«Станем друзьями природы»

Воспитать любовь, сопереживание, бережное отношение к природе.
Экологический праздник

Март
«Учение и труд все перетрут»
Воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям.
Устный журнал

Апрель
«Зачем людям нужны словари и энциклопедии?»
Ознакомить учащихся с историей появления словарей; способствовать развитию интереса к чтению словаря как необходимого помощника на пути к знанию.
Обзорный информационно-познавательный час

Май
«В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу?

Дать первоначальное представление об обитателях леса; воспитывать чуткое отношение к ним.
Классный час





Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного),  опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,  «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в  детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
- Изучение способности к общению каждого ученика  детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование  умений  общаться, проявляя эмпатию и положительные  эмоции.
- Организация просвещения и  консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения  отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с  использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»:
-эмоции и чувства, рефлексия, сочувствие, сопереживание, умение  управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество.

Форма работы классного руководителя  в направлении «Общение»:
- интерактивные игры;
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
-праздники, конкурсы, ролевые игры.









Сроки
Название мероприятия
  Задачи мероприятия
Форма проведения

Сентябрь


«Правила поведения в школе»
Вспомнить правила поведения в школе, понять для чего нужна школа
Классный час
Презентация

Октябрь

«О себе, о дружбе, о друзьях...»

Формировать понятие дружбы;
учить детей вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживаний другого;
развивать внимание, мышление, речь.
Беседа-игра

Ноябрь
«Настроение»

Познакомить детей с понятиями «настроение», «оптимист», «пессимист», с некоторыми способами коррекции своего настроения; развивать внимание, мышление, воображение, артистические и коммуникативные способности.
Практикум

Декабрь
«Зимушка-зима»

Познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширять кругозор учащихся.
Игра «Поле чудес»


Январь
«Первые шаги к выбору профессии»

Познакомить детей с некоторыми профессиями, их особенностями.
Классный час

Февраль
«Я могу волшебником быть»
Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
воспитывать у учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.
Беседа

Март
«Пословицы и поговорки»

Рассказать о ценности пословиц и поговорок; способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся.
Час общения

Апрель

«Школьный дневник»

Познакомить и дать понять учащимся для чего нужен дневник, который поможет стать организованными, научит планировать свой день и учебную неделю, оценивать свою работу.
Праздник

Май
«Вот и стали мы на год взрослее»

Проанализировать результаты внеклассной работы за год; учить детей самоанализу; способствовать формированию адекватной самооценки.
Час общения


Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятия направления «Нравственность»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Шефская работа учащихся.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».
-  Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым  местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира. 








Сроки
Название мероприятия
  Задачи мероприятия
Форма проведения

Сентябрь


«Глаза – зеркало души»
Расширять представления учащихся о глазах не только как об органе зрения, но и как об органе чувств, который помогает раскрыть внутрен-ний мир человека.
Классный час

Октябрь

«День пожилого человека»
Принять участие в конкурсе рисунков, концерте, посвященных Дню пожилых людей
Концерт
Подготовка к выступлению
Конкурс рисунков

Ноябрь
«О вреде сквернословия»
Воспитывать негативное отношение к порокам человечества; побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Классный час

Декабрь
«Мы труд воспеваем и славим работу»

Формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии.
Тематический вечер

Январь
«Колесо жизни»
Способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали.
Беседа

Февраль
«Жизнь дана на добрые дела»

Формирование личности ребёнка с преобладанием духовно - нравственных качеств: доброта, любовь, милосердие, толерантность.
Час общения

Март
«Порадовать близких – как это просто»
Учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; учить анализировать свое поведение, свои поступки.
Семейный праздник

Апрель

«Услышать сердце человека»

Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.
Классный час

Май

«Мой прадедушка»
«Подвигу народа жить  в веках»
«Великая Победа»
Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа
Исследовательская работа
Конкурс чтецов
Митинг

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в  реальных  жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4.  Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и  становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций.
- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.
- Предоставление  родителям учащихся класса необходимой  информации об участии учеников в жизни классного коллектива,  демонстрация достижений учащихся.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни  школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»:
- празднование памятных дат в жизни  учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок,
- театрализованные представления;
-  фестивали, презентации;
- литературные  балы, конкурсы талантов;
- дискотеки, танцевальные вечера. 











Сроки
Название мероприятия
Задачи мероприятия
Форма

Сентябрь


«Осень»
Развивать положительные эмоции
Конкурс рисунков и поделок об осени

Октябрь


«Мой добрый учитель»
Дать возможность учащимся класса проявить свой талант и способности
Конкурс стихов

Ноябрь
«Мамочке»
Через систему художественных образов подчеркнуть важность доброжелательного отношения к женщине-матери
Творческая мастерская

Декабрь
«Новогодняя сказка»

«Новогоднее представление»
Подготовить поделки к районному конкурсу новогодней игрушки.

Поздравить с наступаю-щим Новым годом, подвести итоги уходящего года
Республиканский конкурс

Утренник

Январь
«Живи, народная душа!»
Подготовиться к районному конкурсу народной песни.
Муниципальный конкурс

Февраль
«Парад профессий»

«Папочке»

«Честь имею»
Познакомить детей с некоторыми профессиями, их особенностями

Формировать чувства патриотизма и гордости за наших защитников

Проект


Творческая мастерская

Праздник

Март
«Я люблю тебя, Россия»

«Восьмое марта - праздник мам»
Подготовиться к районному конкурсу патриотической песни.

Воспитание уважительного отношения к мамам, бабушкам, девочкам
Муниципальный конкурс


Концерт

Апрель
«Танцевальная гармония»

«Птицы –наши друзья»
Подготовиться к районному хореографическому конкурсу

Углублять знания о мире птиц, их роли в природе
Муниципальный хореографический конкурс
Конкурс рисунков


Май
«Восходящая звезда»

«Наш первый выпускной»
Подготовиться к районному вокальному конкурсу

Развивать положительные эмоции
Муниципальный вокальный конкурс

Утренник






Направление VI. «Гражданин»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами  морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с  правовыми организациями в  целях правового  просвещения учащихся.
- Организация и проведение  внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские  конференции по праву. 






Сроки
Название
Задачи мероприятия
Форма

Сентябрь


«Как избежать пожара в доме»

«Пожарным можешь ты не быть»
Повторить правила пожарной безопасности, познакомиться со средствами тушения пожара
Участвовать в конкурсе поделок на данную тему
Видеосюжет


Классный час
Конкурс поделок

Октябрь


«В гостях у светофора»

Формирование знаний правил дорожного движения
Игра-конкурс

Ноябрь
«Нет на свете родины красивей»

Познакомить детей с Конституцией России; закреплять знания детей о государственной символике; формировать у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Беседа

Февраль
«Права человека»

Подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дать общее представление о понятиях: «ООН», «Всеобщая декларация прав человека»; создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
Конкурс чтецов




Апрель
«Удивительный космос»
Рассказать о покорителях космоса

Оформление тематического плаката

Классный час


Конкурс плаката

Май
«Как вести себя при сигнале: «Внимание всем!»»

Охарактеризовать обстановку в районе по месту жительства детей (возможные пожары, аварии, катастрофы); обучить действиям согласно обстановке при предупредительном сигнале «Внимание всем!».
Игра-соревнование

 










Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга  детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления  «Семья»:
- семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное  общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя,  День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых  дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
-    Читательские конференции  по проблемам семьи. 
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.
 
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.
В  системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.





















Планирование работы с родителями класса
   Месяц
Родительские собрания
Тематические
консультации
Индивидуальные
консультации
Совместные дела с классом

Сентябрь


Общешкольная линейка «Первый звонок»

 Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)






Урок мира
Видеосюжет

Октябрь
Родительское собрание по итогам I учебной четверти
Беседа «Как поддерживать в школьниках желание учиться»
 Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем
Индивидуальные консультации по предметам
 

Ноябрь
Общешкольное родительское собрание
 
Индивидуальные консультации по предметам


Декабрь
Родительское собрание по итогам II учебной четверти
Беседа «Развитие самостоятельности школьника при выполнении д/з»
  Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем
 Индивидуальные консультации по предметам
Праздник «Новогоднее представление»

Январь
 

Индивидуальные консультации по предметам
 

Февраль
Общешкольное родительское собрание
 
Индивидуальные консультации по предметам
«Честь имею» (ко дню защитников Отечества)

Март
Родительское собрание по итогам III учебной четверти
Беседа «Стиль общения взрослых с детьми»
  Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем
Индивидуальные консультации по предметам
Праздник «Восьмое марта - праздник мам»

Апрель
Дни открытых дверей в классе


Май
Родительское собрание
Беседа «О здоровье всерьёз. Итоги прошедшего учебного года».
«Последний звонок»
 
Индивидуальные консультации по предметам
Утренник «Наш первый выпускной»


Ожидаемые результаты: 
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к мордовскому фольклору и песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215