Статья Анализ конкурентоспособности образовательного учреждения как этап в проектировании программы развития школы

Анализ конкурентоспособности образовательного учреждения как этап в проектировании программы развития школы

Коробкина Татьяна Владимировна, МБОУ «Гимназия № 131» г. Барнаул

Аннотация: в статье рассматривается проблема конкурентоспособности образовательных учреждений, автором предлагается вариант анализа конкурентоспособности образовательных учреждений как начальный этап в проектировании программы развития общественно активной школы.

В современных условиях становится актуальной проблема обеспечения конкурентоспособности муниципальных общеобразовательных учреждений. Несмотря на то, что муниципальные общеобразовательные учреждения не являются коммерческими организациями, существует конкурентная борьба школ за обучающихся на рынке образовательных услуг.
Почему учащиеся и их родители выбирают ту или иную школу? Что влияет на их выбор? Почему в одних школах нет проблем с набором учащихся, они являются лидерами школьного образования, а другие приходится закрывать? Из чего складывается конкурентоспособность образовательных учреждений?
Публикации результатов исследований по вопросам конкурентоспособности школ практически отсутствуют. Однако существуют так называемые «рейтинги» высших учебных заведений. В рамках Всероссийского образовательного форума проходит конкурс «Лучшие школы России». По словам экспертов, критерием определения хороших школ является не только сама по себе программа учебного заведения, но и востребованность школ родителями, а главное – успешность выпускников в обществе, и прежде всего процент поступивших в высшие учебные заведения.
Мы предлагаем один из вариантов определения факторов конкурентоспособности школ.
Для решения поставленной задачи были проведены два опроса. Первый – с использованием открытых вопросов для определения набора факторов конкурентоспособности школ. В исследовании принимали участие учащиеся и их родители МОУ «СОШ № 114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)». Им предлагалось ответить на вопрос: «На какие факторы Вы прежде всего обратите внимание при выборе школы?» В результате был сформирован набор из 16 факторов, влияющих на конкурентоспособность ОУ:
1. Наличие договора о сотрудничестве с вузом.
2. Уровень медицинского обслуживания.
3. Профильное обучение в 10–11-х классах.
4. Квалификация педагогов, преподающих в школе.
5. Качество питания.
6. Удобное месторасположение (близость к дому, остановке общественного транспорта).
7. Уровень обеспеченности вычислительной техникой.
8. Наличие денежных сборов в фонд школы.
9. Уровень обеспеченности лабораторным оборудованием и инвентарем.
10. Наличие охраны.
11. Уровень обеспеченности библиотечного фонда (учебники и др. литература).
12. Наличие группы продленного дня.
13. Наличие кружков, секций.
14. Наличие спонсора, помогающего школе.
15. Регулярные культурно-развлекательные мероприятия.
16. Строгость школьной формы.
Для определения степени влияния каждого фактора на конкурентоспособность ОУ был проведен второй опрос, в котором приняли участие три категории анкетируемых: учащиеся одиннадцатых классов, родители учащихся одиннадцатых классов и родители учащихся начальных классов. Участникам опроса предлагалась анкета с набором вышеперечисленных факторов. Родители школьников и учащиеся одиннадцатых классов каждому фактору присваивали балл от 0 до 10 в зависимости от степени его важности при выборе школы. При этом «0» выставлялся в том случае, если фактор не влиял на выбор школы. Полученные баллы по каждому фактору каждой анкеты суммировались, и затем определялось процентное отношение каждого фактора к общей сумме баллов, набранной всеми факторами в анкете. Таким образом, определялась степень влияния каждого фактора на конкурентоспособность ОУ. Общие средние баллы факторов по трем категориям анкетируемых приведены в диаграмме.

Диаграмма 1. Средние баллы факторов конкурентоспособности школ

Как видно из диаграммы, наибольший вес имеют следующие факторы:
1. Квалификация педагогов, преподающих в школе (средний балл – 10,59).
2. Удобное месторасположение (близость к дому, остановке общественного транспорта) (средний балл – 8,27).
3. Профильное обучение в 10–11-х классах (средний балл – 7,84).
Для проверки данных, полученных в результате опроса, необходимо непосредственно оценить влияние факторов на конкурентоспособность школ. Возникает вопрос, в чем выражается конкурентоспособность школ? В качестве результирующего показателя мы предлагаем использовать численность контингента обучающихся, а точнее темп (динамику) изменения количества учащихся в рассматриваемом периоде по сравнению с предыдущим. Для его определения вычислялось процентное отношение численности обучающихся в рассматриваемом периоде к численности обучающихся в прошлом году.
Таким образом, необходимо определить степень влияния различных факторов конкурентоспособности на темп изменения количества учащихся. Другими словами, необходимо оценить меру зависимости переменных, или корреляцию. Для определения тесноты связи между различными показателями может быть использована простейшая система корреляционной связи – парная линейная корреляция. Коэффициент корреляции изменяется в пределах от –1.00 до +1.00. При значении коэффициента корреляции, близком к +1, предполагается наличие между показателями тесной прямой связи, при значении, близком к –1, предполагается наличие тесной обратной связи, а при значении, близком к 0, делается заключение об отсутствии связи между показателями.
Были определены коэффициенты корреляции для факторов, получивших в ходе опроса наибольший вес, а именно для факторов «Квалификация педагогов, преподающих в школе», «Месторасположение школы» и «Профильное обучение в 10–11-х классах». Расчеты производились на основании данных за 2007–2009 гг. Результаты представлены в таблице.
Факторы конкурентоспособности
Коэффициент корреляции
Коэффициент детерминации

Квалификация педагогов, преподающих в школе
0,57
0,325

Месторасположение школы
0,47
0,223

Профильное обучение в 10–11-х классах
0,497
0,247

Таблица 1. Коэффициенты корреляции и детерминации факторов конкурентоспособности, получивших наибольший вес
Полученные результаты подтверждают данные опроса учащихся и их родителей о непосредственном влиянии рассматриваемых факторов на конкурентоспособность образовательных учреждений. Так, коэффициент детерминации фактора «Квалификация педагогов, преподающих в школе» составил 0,325, то есть 32,5% вариации темпа изменения численности учащихся в школе связаны с вариацией уровня квалификации педагогов.
Для анализа совокупного влияния трех рассматриваемых факторов на конкурентоспособность школ использовалась множественная (многофакторная) регрессия. В результате расчетов получили, что коэффициент множественной детерминации равен 0,391. Следовательно, доля вариации результата за счет этих трех факторов в общей вариации результата составляет 39,1 %, что указывает на их достаточно тесную связь с результатом.
Таким образом, существует прямая зависимость между конкурентоспособностью школы в виде темпа изменения численности учащихся и факторами конкурентоспособности, получившими наибольший вес.
Образовательные учреждения, которые хотят не только сохранить, но и увеличить свой контингент обучающихся, должны стремиться повышать уровень конкурентоспособности школы. Для этого необходимо особое внимание уделять повышению уровня квалификации преподавателей, создавать благоприятные условия для профессионального роста работающих учителей. Кроме того, использование различных вариантов профилирования образования: профилирование классов, углубленное изучение предметов, дополнительное образование и т.п. – поможет школе стать лидером на рынке образовательных услуг.
Уделяя большое внимание организации образовательного процесса, в современных условиях нельзя недооценивать роли маркетинга образовательных услуг. Необходимо систематически исследовать рынок образовательных услуг, активно проводить мероприятия по рекламированию учебного заведения.

Литература
Ансоф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997
Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента Пер. с англ.-М.:Дело, 1999.
Моисеев А.М, Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. – М. Центр педагогического образования, 2008
Пипко Е.Г.Стратегическое управление.-ПТИС.-2000.
Управление развитием школы пособие для руководителей образовательных учреждений /Под редакцией М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995.
Куров С.В. Особенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. 2001.№6;
Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» // Вестник образования. - №16.
10. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003.-N 4. - С.53-68.

15