Урок по русскому языку Правописание безударных личных окончаний глаголов,


Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Цель: развитие умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.
I. Оргмомент- Ребята, меня зовут Марина Геннадьевна. У нас на уроке гости, поприветствуйте гостей улыбками. Улыбнитесь друг другу, пожмите руку, подарите капельку тепла и займите свои места. Когда я ехала к вам в школу, у меня было отличное настроение. Как думаете, почему?
- Всё, что сказали верно. Ещё я ждала интересных открытий на уроке русского языка.
II. Словарная работа.
- Предлагаю вам стать строителями. Какое значение имеет слово строитель? (мнение ребят)
- Отправимся в справочное бюро и узнаем значение слова
« строитель» по толковому словарю Дмитрия Николаевича Ушакова. (слайд 1)
- Обратите внимание на второе значение слова «строитель». Прочитайте ещё раз вслух. (Строитель - человек, который создает что-нибудь, деятель). И мы будем деятелями, будем строить урок.
- Для этого нам потребуются знания и умения, красный и зелёный карандаши, рисунок домика, который лежит у вас на парте. На домике должны появиться кирпичики успеха, сейчас они ещё белые. Вы готовы? Тогда за работу!
- Откройте тетради, положите их правильно, запишите число, классная работа.
III. Постановка проблемы, тема, цель (слайд 2)
- Прочитайте про себя загадку на экране. Кто желает прочитать выразительно вслух.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит,
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про …
- Что такое глагол?
- Вернёмся к загадке. Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом . Какой части речи эти слова?
- Послушайте задание: выпишите из текста глаголы, выделенные жирным шрифтом, обозначьте ударение и выделите окончание. Работать будем на доске и в тетради. Кто желает записать 1-е слово на доске? Записывать слова будем в столбик, поэтому пишем со строчной буквы
Оживляет, говорит, строит
- В каком глаголе легко было записать личное окончание? (говорит) Почему? (окончание ударное)
- Что можно сказать о личных окончаниях других глаголов? Надо подумать, чтобы их записать правильно? Почему? (безударные)
- Какую тему урока предложите?
(слайд5)
- Исходя из темы, сформулируйте цель урока (научиться писать правильно глаголы с безударными личными окончаниями)
- Спланируем нашу деятельность на уроке. Что будем делать для того, чтобы добиться цели? (определять спряжение глаголов, распознавать безударные личные окончания)
IV. Работа по теме урока
- Ребята, давайте рассмотрим, как надо действовать, чтобы определить, какой гласный писать в безударном личном окончании глагола.
- С чего надо начинать? –
I. Определю, какое окончание – ударное или безударное?- Если личное окончание ударное?
II. Ударное окончание пишу как слышу.
- Если личное окончание безударное? Что делать?
III. Если личное окончание безударное:
1) ставлю глагол в неопределённую форму,
- Что смотрим у глагола в неопределённой форме?
2) смотрю, какой суффикс перед –ть-,
- Какой глагольный суффикс показывает, что глагол 2-го спряжения?
3) если суффикс –и- - глагол II спряжения, пишу в личном окончании –и, -ат (-ят)
- Как узнаем, что глагол 1-го спр.?
4) если не –и – глагол I спряжения, пишу в личном окончании –е, --ут, (-ют)
5) смотрю глаголы-исключения
-Как ещё можно узнать, какой гласный писать в безударном личном окончании глагола?
IV. Поставлю глагол в 3 лицо множественного числа.
- Возьмите домик, который лежит на парте.- Кто хорошо знаком с этим материалом, закрасьте кирпич №1 зелёным цветом. А кому было трудновато отвечать на вопросы, закрасьте 1-й кирпич красным цветом.
V. Первичное закрепление темы урока.
(Быстро переодеться в бабушку)
- Я бабушка-рассказушка. Я знаю много сказок, пословиц, поговорок. А вот как пишутся в них личные безударные окончания глаголов, не помню. Прочитайте мою фразу. Если есть ошибки, то захлопайте в ладоши. Если записано всё правильно, то затопайте.
Скоро сказка сказываится, да не скоро дело делаится
(быстро снять косынку)
- Ребята, в каких частях речи ошибки? А в какой части слова? Кто объяснит бабушке-рассказушке, как записать правильно безударные личные окончания глаголов?
- Теперь на экране прочитайте пословицы. Что заметили? Послушайте задание: измените выделенное слово так, чтобы окончание глагола сочеталось с существительным. Правильные глаголы запишите в тетрадь самостоятельно. На выполнение 1 мин.
Труд человека красить.
Труд кормить, а лень портить
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом и быстро проверьте выполненное задание по образцу. Закончили?
Поменяйтесь тетрадями, посмотрите результат проверки.
- О чём эти пословицы? (о труде). И мы старательно трудимся. У кого выполнено всё верно – раскрасьте кирпичик №2 цветом успеха. У кого есть ошибки или замечания - красным цветом.
- Поднимите руку. У кого появился красный кирпичик? В чём трудности?
Вывод: Что определяли у глагола, чтобы правильно записать безударные личные окончание глаголов? (спряжение). Молодцы!
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, мы всё работаем. Глаза наши устали, приглашаю отдохнуть на цветочной полянке, поиграйте глазами вместе с цветами.
(слайд 8)
VI. Следующее задание. Возьмите на парте карточку с разноуровневыми заданиями. Прочитайте требование всех уровней, выполните то, с которым считаете, что можете справиться. На выполнение 3 минуты.
- Самопроверка по образцу. Возьмите жёлтую карточку на парте и проверьте своё задание.
Закрасьте самостоятельно кирпич №3.
- Назовите способы определения правильного написания безударных личных окончаний глаголов.
1) на слух по ударным личным окончаниям
2) по неопределённой форме глагола
3) по безударному, но ясно слышимому окончанию 3-го лица мн. Числа.
- На карточке встретили инструкцию, как построить дом из бумаги. Это домашнее задание. А также повторите дома всё о глаголе.
VII. Развитие речи.
- Посмотрите внимательно отрывок мультфильма
(слайд 9)
- Ребята, вы тоже построили домик. Объединитесь в группу с соседней партой и составьте вместе сообщение о том, кто будет жить в ваших домиках, для кого их построили.
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Предлагаю подвести итог урока игрой «Закончи предложение». Надо выбрать на слайде фразу, которую вы хотели бы закончить.
- Ответы учеников. Как думаете, вы добились цели урока?
- На уроке все ребята активно работали, а особенно …, …, … .Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
3 . Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Цель: развитие умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.
I. Оргмомент- Ребята, меня зовут Марина Геннадьевна. У нас на уроке гости, поприветствуйте гостей улыбками. Улыбнитесь друг другу, пожмите руку, подарите капельку тепла и займите свои места. Когда я ехала к вам в школу, у меня было отличное настроение. Как думаете, почему?
- Всё, что сказали верно. Ещё я ждала интересных открытий на уроке русского языка.
II. Словарная работа.
- Предлагаю вам стать строителями. Какое значение имеет слово строитель? (мнение ребят)
- Отправимся в справочное бюро и узнаем значение слова
« строитель» по толковому словарю Дмитрия Николаевича Ушакова. (слайд 1)
- Обратите внимание на второе значение слова «строитель». Прочитайте ещё раз вслух. (Строитель - человек, который создает что-нибудь, деятель). И мы будем деятелями, будем строить урок.
- Для этого нам потребуются знания и умения, красный и зелёный карандаши, рисунок домика, который лежит у вас на парте. На домике должны появиться кирпичики успеха, сейчас они ещё белые. Вы готовы? Тогда за работу!
- Откройте тетради, положите их правильно, запишите число, классная работа.
III. Постановка проблемы, тема, цель (слайд 2)
- Прочитайте про себя загадку на экране. Кто желает прочитать выразительно вслух.
Он предметы оживляя.т,
Всех их в дело вовлека.т,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говор.т,
Строго сам за тем следит,
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про …
- Что такое глагол? Приведите примеры глаголов из жизни. Назовите глаголы из загадки. В какой части слова выделенных глаголов пропущена буква? В каком глаголе легко написать окончание? (Говорит). Почему? (ударное) Что можно сказать про окончание остальных выделенных глаголов? (безударное)
- - Какую тему урока предложите? (слайд 3)
- Исходя из темы, сформулируйте цель урока (научиться писать правильно глаголы с безударными личными окончаниями) (слайд4 с загадкой)
Запишем 1-е выделенное слово из загадки на доске и в тетрадях.
- Кто желает записать 1-е слово на доске?
оживляет (ударение. окончание) Спасибо!
(работа с классом)
- Рассмотрим способ определения правильного написания безударных личных окончаний глагола.
- С чего надо начинать? (слайд 5)
I. Определю, какое окончание – ударное или безударное?- Если личное окончание безударное? То ?
II. Если личное окончание безударное:
1) ставлю глагол в неопределённую форму,
- Что смотрим у глагола в неопределённой форме?
2) смотрю, какой суффикс перед –ть-,
- Какой глагольный суффикс показывает, что глагол 2-го спряжения?
3) если –и- - глагол II спряжения, пишу в личном окончании –и, -ат (-ят)
- Как узнаем, что глагол 1-го спр.?
4) если не –и – глагол I спряжения, пишу в личном окончании –е, --ут, (-ют)
5) смотрю, является ли глаголом исключения
- Запишем следующий глагол из загадки – вовлекает (ударение, окончание).
- Как определил, какую букву надо писать в безударном личном окончании? (ответ) Молодец!
- Возьмите домик, который лежит на парте.- Кто хорошо знаком с этим материалом, закрасьте кирпич №1 зелёным карандошом. А кому было трудновато отвечать на вопросы, закрасьте 1-й кирпич красным карандашом. (бесцветный слайд)
V. Первичное закрепление темы урока.
(Быстро переодеться в бабушку)
- Я бабушка-рассказушка. Я знаю много сказок, пословиц, поговорок. А вот как пишутся в них личные безударные окончания глаголов, не помню. Прочитайте мою пословицу. Если есть ошибки, то захлопайте в ладоши. Если записано всё правильно, то затопайте (достать из корзинки листок с пословицей и прикрепить к доске)
Труд кормить, а лень портить
Теперь послушайте задание: измените выделенные слова так, чтобы окончания глаголов сочетались с существительным. Запишите пословицу правильно самостоятельно. На выполнение 1мин. (ходить подсматривать в тетради)
- А, вспомнила, спасибо ребята! (снять косынку)
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом и быстро проверьте выполненное задание по образцу Образец на слайде. Закончили?
Поменяйтесь тетрадями, посмотрите результат проверки. Если есть вопросы – обсудите с соседом.
- О чём эти пословицы? (о труде). И мы старательно трудимся. У кого выполнено всё верно – раскрасьте кирпичик №2 цветом успеха. У кого есть ошибки или замечания - красным цветом.
- Поднимите руку. У кого появился красный кирпичик? В чём трудности? Молодцы!
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, мы всё работаем строим, а я приглашаю вас отдохнуть, потанцевать. Вставайте со своих мест и делайте как я.
(слайд 8)
VI. Следующее задание. Возьмите на парте голубую карточку с разноуровневыми заданиями. Прочитайте требование всех уровней, выполните то, с которым считаете, что можете справиться. На выполнение 3 минуты.
- Самопроверка по образцу. Возьмите жёлтую карточку на парте и проверьте своё задание.
Закрасьте самостоятельно кирпич №3.
- Как определяли правильное написание безударных личных окончаний глаголов?
- На карточке встретили инструкцию, как построить дом из бумаги. Это домашнее задание. А также дома повторите алгоритм спряжения в учебнике на стр. 73 №256
VII. Развитие речи.
- Посмотрите внимательно отрывок мультфильма
(слайд 9)
- Ребята, вы тоже построили домики. Вместе с соседом составьте текст из 2-х – 3-х предложений о том, кто будет жить в ваших домиках, для кого их построили.
- Кто желает рассказать.
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Предлагаю подвести итог урока игрой «Закончи предложение». Надо выбрать на слайде фразу, которую вы хотели бы закончить.
- Ответы учеников.
- На уроке все ребята активно работали, а особенно …, …, … .Спасибо за работу на уроке на память об уроке дарю закладку для учебника русского языка. Когда будете выходить с урока, прикрепите свои домики к доске с помощью магнита.
Урок окончен.