Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов», УМК Перспективная начальная школа


Урок русского языка
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
УМК Перспективная начальная школа
Чапарина Галина Евгеньевна( учитель начальных классов)

Тема урока. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цели и задачи урока:
научить детей писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить;
учить правильно писать безударные личные окончания и правильно употреблять глаголы в своей речи;
учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.
Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, разноуровневый раздаточный материал.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности учащихся к уроку
– Добрый день. Начинаем урок русского языка.
Быть должны у нас в порядкеКнижки, ручки и тетрадки.А девиз у нас такой:"Все, что надо, под рукой".
– Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.
– Откройте конверты. У каждой группы есть конверт с заданиями и оценочный лист.
– Положите перед собой лист самоконтроля. Отметьте свое настроение перед началом урока.
II. Словарная работа.
Слайды 2-28 – словарные слова (Презентация)
– Начнем урок с повторения словарных слов. Прослушайте внимательно песенку А. Кушнера «Что я узнал!» и запишите словарные слова
Пейзаж.Если видишь: на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина,Или поле и шалаш,То подобная картинаНазывается пейзаж.
Натюрморт.Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большомГрафине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай, что это – натюрморт.
ПортретЕсли видишь, что с картиныСмотрит кто-нибудь на нас,Или принц в плаще старинном,Или в робе верхолаз,Лётчик или балерина,Или Колька, твой сосед, –Обязательно картинаНазывается портрет.
– Это все произведения ( )Искусство.
– Помещение для постоянной выставки картин называется ( )Галерея.
– Какие словарные слова нам встретились? Запишите по памяти. Сверьтесь в группе.
СЛАЙД 30 – проверка
– Составьте предложения со словарными словами, используя глаголы н. и б. вр. Разберите предложение по членам, определите спряжение глагола.
III. Актуализация знаний
Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Кто много видит и слышит, тот много знает.
– Как вы ее понимаете? О чем эти строки?
Что без него предметы? Лишь названья.Но он придет, все в действие придет.Бегут машины, люди строят здания,И рожь в полях растет.
IV. Сообщение темы и целей урока
1. Мы уже знаем, что глагол – это не отдельное понятие, как имя существительное. Это сообщение о чем-то. Когда-то глаголом называли всякое слово. В русском языке среди сотен тысяч слов третью часть занимают глаголы. У А.С. Пушкина каждое третье слово – глагол.
2. СЛАЙД 31 – Логическое задание
– Достаньте из конверта карточку «логическое задание». Поработайте самостоятельно. Вычеркните буквы Б, В, Ч и сформулируйте тему урока
БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ ГЧЛБАВГОБЛЧОВ
3. Чистописание: ЕМ ЕШЬ ЕТЕ ЕТ УТ ЮТИМ ИШЬ ИТЕ ИТ АТ ЯТ
– Что обозначают сочетания букв? Уделите им минутку чистописания. Слайд 32
Цель сегодняшнего урока: "Из большой группы глаголов с безударными личными окончаниями выделить глаголы-исключения".
V. Закрепление.
1) Учитель: Готовность к восприятию материала я проверяю в ходе выполнения теста, который сегодня проводится в форме игры “Крестики-нолики”. Верное высказывание - х, неверное высказывание О".
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. О
В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяю по начальной форме. Х
Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами - и, ть, Х
У глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени на конце слов Ь не пишется. О
– Сверьте свои ответы. Кто допустил ошибки? Слайд 33
2) Письмо по памяти (Дом. з.) Слайд 34
– Вам было задано выучить загадку. Вспомните ее и запишите по памяти.
Бусы красные горят,Из кустов на нас глядят.Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи.(Малина)
– Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните глаголы, определите спряжение записанных глаголов.
Слайд 34 проверка
– Вспомните другой алгоритм определения спряжения у глаголов.
Слайд 35
– Все ли глаголы подчиняются этому алгоритму? Подготовьте сообщения по заданиям в группах.
3) Работа в группах. Сообщите известную вам информацию о глаголе. Работаем с карточкой 1.
1 группа
Что такое глагол?
Что он обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Каким членом в предложении является?
2 группа – подготовить сообщение о глаголе
«Термин глагол – это перевод латинского слова, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать, то есть говорить много. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...»)
3 группа – Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.
Глаголы:А) склоняются; Б) спрягаются.
Спряжением глагола называется изменение глагола: а) по падежам; б) по родам и числам; в) по лицам и числам.
4 группа
Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ютА) относятся к 1 спряжению;Б) относятся ко 2 спряжению.
Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ятА) относятся к 1 спряжению;Б) относятся ко 2 спряжению.
Почему окончания глаголов называются личными?
Лицо глагола определяюта) по предлогу;б) по частице бы; в) по существительному;г) по личному местоимению.
Физкультурная минутка
У. Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
У. Что общего между словами, которые я называла?
Д. У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко.
Алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжений СЛАЙД 35
– Все ли глаголы подчиняются этому правилу?
5 группа
Глаголы: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, брить, стелить относятся
а) к 1 спряжениюб) ко 2 спряжению (брить, стелить?) 
VI. Работа над новым материалом.
– Продолжаем работу над темой «Глагол». Оказывается, вы еще не все знаете о глаголах? Есть желание узнать новое? Значит, в добрый путь и в добрый час позову я вас сейчас!
VII. Исследование.
– Исследовательскую работу мы проведём в группах. Слайд 36
Дети при помощи учебника формулируют тему урока «Спряжение глаголов брить, стелить». Ставят задачи, которые необходимо выполнить в течение данного урока.
Проблемный вопрос. Как вы считаете, почему спряжение данных глаголов изучается отдельно? Какие еще глаголы мы изучали отдельно? Почему? (Высказывания детей) Ученики предположили, что у данных глаголов какая-то особенность при спряжении и это необходимо выяснить.
Работа с учебником. Учебник 1 часть, стр. 90, упр. 64. Работа с Обратным словарем (учебник 2 часть, стр. 146-147).
VIII. Закрепление нового материала.
1. Самостоятельная работа.
Просклонять глаголы БРИТЬ, Стелить. Индивидуальные разноуровневые карточки.
– Распределите карточки в группе по уровням:
1 уровень – самые сильные ученики;
2 уровень – средние
3 уровень – послабее
1 уровень
брить
лицо    
1-е бре____ бре____
2-е бре____ бре____
3-е бре____ бре____
2 уровень
брить
лицо    
1-е я бре_ бре__м
2-е ты бре__шьбре__те
3-е он (а, о) бре_тбре__т
3 уровень
брить
лицо    
1-е я что делаю? бре_ бре__м
2-е ты что делаешь? бре шьбре__те
3-е он(а,о) что делает? бре_тбре__т
1 уровень
стелить
лицо    
1-е стел____ стел____
2-е стел____ стел____
3-е стел____ стел____
2 уровень
стелить
лицо    
1-е я стел__ стел__м2-е ты стел__шьстел__те3-е он (а, о) стел_ т стел__т3 уровень
стелить
лицо    
1-е я что делаю? стел__ стел__м2-е ты что делаешь? стел__шьстел__те3-е он (а, о) что делает? стел_ т стел__тСлайды 37-42
2. Взаимопроверка.
Судя по результатам взаимопроверки, как вы считаете, выполнена ли задача, поставленная в начале урока (Высказывания детей)
Хорошо. Однако, как говорится «Доверяй, но проверяй». Вам необходимо выполнить еще одно задание.
– Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания
3. в творческой работе, выполнив задание 3: (Слайды 43-44)
– Откройте обратный словарь на -ить.
Найдите подчеркнутые слова.
Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.
(Ходит) он по свету,(Бродит) по лесам,(Ездит) он в карете,(Дарит) чудеса.(Варит) борщ и кашуИ капусту (солит).Фартук всегда (носит).Вкусно всех он (кормит).Он с природой (дружит).Верно, он ей (служит),(Лечит) всех животных,(Сторожит) леса!      Плотник (строит),Шофер (водит) машины.А кто же (бреет) бороды,Пожалуйста, скажите!
Проверка:
– Читаем по группам, все отгадывают.
– Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)
– Оцените последнее задание.
IX. Обобщение знаний.
Когда возникали трудности при написании личных окончаний? Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов?
Таблица спряжений глагола (обобщение). Слайды 38 - 41
1 спряжение 2 спряжение
бритьстелить(стлать)зиждитьсязыбиться -ить4 глагола на -ать7 глаголов на -етьX. Итог урока.
– Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?
– Что для каждого из вас было интересным на уроке?
– Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки?
– А кому надо быть поактивнее?
– Над какой темой работали? Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока? – Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению? Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению? - Что должны запомнить? – Поднимите руки кто «горел» сегодня на нашем уроке? – Оцените, на какую оценку вы сегодня горели (смотри оценочный лист)? - Какие приемы работы использовали для достижения цели урока?
Оценка – слайд 42
– Выставите итоговую оценку. Какая группа сработала на оценку “5”?
– Какое настроение в конце урока? Зарисуй на листе самоконтроля.
– Если на листе самоконтроля выставлено 4-5 плюсов – оценка за урок "5", 3 плюса – оценка "4".
XI. Домашнее задание.
Учебник 1 часть стр. 92, упр. 65.
XII. Рефлексия
Поделитесь своими впечатлениями друг с другом (работа в группах по 6 человек) оцените урок и свое настроение после урока. (От каждой группы один ученик высказывает мнение группы, и на доске появляется цветок).