Урок русского языка на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов (4 класс)


Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глагола»
Программа УМК Л.В.Занкова
Учебник: Русский язык 4 класс (часть 1)
Авторы: А.В.Полякова.– М: Просвещение, 2013
Учитель: Мартынова Л.Б.
Класс 4
Предмет русский язык
Тема урока «Правописание безударных личных окончаний глагола»
Дата проведения в соответствии тематическому плану
Тип урока, вид урока, методы, формы обучения тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) на основе системно - деятельностного подхода;
вид урока: урок-путешествие
методы: проблемно-поисковый, словесный, практический
формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная.
Место и роль урока в изучаемой теме На изучение темы «» курсе преподавания «Русского языка» в 4 классе по УМК Л.В.Занкова отводится 11 уроков. Данный урок- 8.
Цель урока Закрепление знаний о правописании безударных личных окончаний глаголов
Задачи урока
Предметно-содержательная: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов.
Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.
Планируемые результаты:
Личностные - Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
Метапредметные Регулятивные УУД
-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- умение контролировать правильность записей;
- умение работать в парах, группах при решении орфографических задач;
Познавательные УУД
-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);
- умение осуществлять анализ и синтез;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения;
- умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;
- умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;
- умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов;
Коммуникативные УУД
- умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;
- умение прислушиваться к мнению собеседников;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Предметные - умение стремиться к совершенствованию собственной речи;
- умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;
- умение развивать устную и письменную речь;
- умение расширить активный словарный запас;
- умение определять спряжение глаголов;
- умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;
- умение определять лицо и число глагола;
- умение объяснять смысл пословиц;
Оборудование Учебник А.В.Полякова.– М : Просвещение, 2013
ИКТ : ПК, мультимедийный аппарат,
Презентация к уроку создана в программе Power Point
Листы с заданиями для детей.
сигнальные карточки «И-Е»
маршрутные листы
разноуровневые карточки
Ресурсы урока Учебник А.В.Полякова.– М : Просвещение, 2013
Ход урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
– Здравствуйте! Сегодня у нас много гостей. Повернемся к ним и поприветствуем. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам сегодня удачи.
- А урок у нас сегодня необычный. Нас приглашает снежинка Слайд 1 совершить путешествие. Отгадайте загадку, к кому мы пойдем в гости:
Слайд 2 (играет музыка П.И.Чайковского «Декабрь»)
Тройка, тройка прилетела,Скакуны в той тройке белы,А в санях сидит царица,Белоока , белолица.Как махнула рукавом–Все покрыла серебром.
– К кому идем в гости? Назовите признаки зимы Правильно, мы совершим путешествие в зимний лес.
- Ребята, в зимнем лесу, таком голом и пустом на вид, обитают его хозяева - звери и птицы. А люди в нем - только гости. А когда приходишь в гости, принято вести себя вежливо по отношению к хозяевам. Не стоит громко кричать и оставлять после себя мусор.
У каждого из вас есть маршрутный лист, чтобы нас метель не замела, вы должны оценить свою работу на каждом этапе. Подготовка класса к работе.
Высказывания учащихся
(К зиме).
(морозно, холодно, снег лежит, метель, вьюга, кругом белым-бело…). Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Выявляет уровень знаний. Разминка для рук. - Прежде чем приступить к письму, давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к письму.- Запишите число, классная работа. Слайд 3
-В царство зимы тихо входим.Вот зимний лес…В него заходим…Идти вперед готовы,Преодолеем-ка сугробы.
На слайде 4: Ллл Лллл
-Какую букву видите? Какую заметили закономерность? Продолжите запись красиво и аккуратно. - А какой она обозначает звук? Посмотрите на следующую строчку.
 ла лу ло лы ля ле ли лю- В каких слияниях звук /л/ звучит твердо? В каких слияниях звук /л / звучит мягко?  Запишите красиво и каллиграфически правильно.
-Лес – придумайте задание к слову–  лес лесной лесник лесок– Почему они однокоренные?– Разобрать слова по составу (один ученик работает у доски).
–Какое слово является проверочным?– Молодцы! Преодолели это препятствие. Оцените свою работу в маршрутном листе.
Словарная работа.
- Задание от снеговика. (Гореть, лаять, адресовать, город, обучать, лагерь.) Слайд 5-6
Написать слова под диктовку, поставить ударение и подчеркнуть буквы, которые запоминаем. Оцените свою работу в маршрутном листе.
-Возьмите первые буквы от слов, и должно получиться слово, определяющее нашу работу на протяжении нескольких уроков. Какое слово получилось? Слайд 7
Интересная часть речиВ русском языке живёт.Кто что делает, расскажет:Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит –Все расскажет нам … (глагол!)
-Проведём блиц – опрос : Слайд 8
- Глагол – это …
-Глагол обозначает…
- Глагол отвечает на вопросы …
- Не с глаголом пишется …
- В предложении глагол чаще всего является …
- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы …
- Глагол в начальной форме имеет суффиксы …
- У глаголов на –ишь и –ешь пишется…
- Глаголы изменяются ….
- Спряжение - ….
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Разминка для рук.
-Эль.
-Увеличение строчных букв.
- Согласный, звонкий.
– Записать однокоренные слова
– Общая часть  лес. – Лес.
(глагол)
(самостоятельная часть речи)
(действие предмета)
(что делает? что сделает? (раздельно) (сказуемым) (что делать? что сделать?) (ть, ти, чь) (мягкий знак) ( по временам, лицам, числам, а прошедшем времени по родам) (изменение глагола по лицам и
числам и его окончаний) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3.Постановка учебной задачи и целепологание.
Создаёт проблемную ситуацию.
- Посмотрите на слова, записанные на слайде. Слайд 9
мёрзн…т
мороз…шь
сковать
- Что их объединяет?
- Какой глагол можно исключить?
- Почему?
- Как определили, что это глагол неопределённной формы?
- Посмотрите на то, как записаны оставшиеся глаголы, чего в них не хватает, определите тему урока. Слайд 10- 11
- Какие цели и задачи поставим перед собой? Слайд 12
Обобщить……  (правописание глаголов)
Учить ….. (правильно писать окончания глаголов)
Развивать… (мышление, внимание, память)
Ставят цели, формулируют тему урока
(это глаголы)
(сковать)
(глагол неопределённой формы)
(правописа-ние безудар-ных личных окончаний
глаголов). (правописа-ние глаголов)
(правильно писать окончания глаголов)
(мышление, внимание, память) Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Повторение шагов алгоритма
-Как же нам написать правильно безударное окончание глагола?
мёрзн…т
мороз…шь
-Вспомним алгоритм определения спряжения глаголов.
Слайд 13 Алгоритм.
Чтобы правильно  написать  безударные  окончания  глаголов,  надо определить спряжение. Для  этого  нужно  поставить  глагол  в  неопределённую  форму  и  посмотреть    на  окончание. Ко II спряжению относятся  глаголы, имеющие в неопределённой форме  -ить (кроме  брить,  стелить) + 11 глаголов – исключений:
слышать,  видеть  и  обидеть,гнать,  держать  и  ненавидеть,и  дышать,  смотреть,  вертеть,и  зависеть,  и  терпеть.
К I спряжению относятся  глаголы на -ать, -оть, -уть, -ыть, ять  +  2 глагола  на   -ить:  брить, стелить.
-Значит, морозишь – II спряжение, т.к. морозить на –ить; окончание – ишь, а мёрзнет – I спряжение, т.к. мёрзнуть на –уть, окончание – ёт. Слайд 14
-Давайте проспрягаем глаголы мёрзну и морожу по вариантам.
Спряжение глаголов у доски и запись в тетрадь( 2 ученика-по вариантам)
I II
я мёрзну мы мёрзнем Я морожу мы морозим
ты мёрзнешь вы мёрзнете Ты морозишь вы морозите
он мёрзнет они мёрзнут Он морозит они морозят
Оцените свою работу в маршрутном листе.
Физминутка для глаз. Слайд 15
Вот метель гулять пустилась.Сюда снежинка прилепилась.(показываю на кончик указки).Вот она порхает, кружится, следите за ней глазками.
– Отдохнули.
.
Составления плана достижения цели (алгоритм).
Самостоятельная работа по вариантам.
Учащиеся проводят физкульт-минутку для глаз.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.
познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. мнения других разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1)Задание от зайца. Слайд 20
-Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? Угадайте, чьи следы на снегу?
Комочек пуха, длинное ухо. Летом серый, зимой белый (заяц)
- Работа с сигнальными карточками. Определите спряжение глаголов.
Шептать, торопить, рубить, морозить, холодить, выбивать, лепить, болеть, бегать, чистить, кружить.
Оцените свою работу в маршрутном листе.
2) Задание от белки. Слайд 21-22
-Отгадайте загадку и вы узнаете, какое животное нам встретится в зимнем лесу.
Зверёк спрятался в дупло,В нем и сухо и тепло.Запас себе грибов и ягодСтолько, что не съесть и за год.
Работа в парах. - Вспомните, что такое синонимы? (слова, близкие по лекическому значению) Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов) Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика. Соедините стрелкой. Вставьте пропущенные окончания глаголов, объясните спряжение..
Дремл…т вод…т за нос
Убега…т унос…т ноги
Обманыва…т клюёт носом
Запомн…т заруб…т на носу
Оцените работу своей пары в маршрутном листе.
Физкульминутка. Слайд 23
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
( вращение туловищем вправо и влево)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки)
Хоть приятно здесь кататься,Надо снова заниматься. (садимся) (Следы.)
(следы зайца)
Обратная связь. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Работа в парах.
(ученики ставят оценку напротив упражнения) Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
6.Включение в систему знаний и повторение. 1)Задание от лисы. Коллективная работа. Слайд 24
В зимнем лесу можно встретить ещё одного хищного зверя.
Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее...
(Лиса.)
Продолжить пословицу, вставить окончание, определить спряжение и объяснить значение (ребята ищут продолжение в классе). Запись в тетрадь.
1) Декабрь год конча…т, а зиму начина…т.
2) По одёжке встреча…т, по уму провожа…т.
3) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда.
4) Дела…шь наспех – дела…шь на смех.
Оцените свою работу в маршрутном листе.
2.)Задание от медведя. Работа в группах. Слайд 25
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (медведь)
- Вспомните правила работы в группах.
-Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.
Очень – очень хочетсяЧерез стёклышко ________________Целый мир прекрасно  ______________ ,Всё плохое _______________ .
Научиться боль ______________Чтоб никто не мог ________________,Чтоб от сильных  не _____________________,Чтобы слабым не ________________.
Как же хочется всё _______________ .Птицу синюю в руках _______________ ,Чистым воздухом _________________ ,
Не спешите мысли ______________ .Как прекрасно помечтать.
Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией? Поаплодируем за красивое чтение!
Оцените работу своей группы в маршрутном листе.
Слайд 26
Через стеклышко СМОТРЕТЬ – Целый мир прекрасно ВИДЕТЬ,Всё плохое НЕНАВИДЕТЬ.Научиться боль ТЕРПЕТЬ,Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬЧтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.
Как же хочется: все СЛЫШАТьПтицу синюю в руках ДЕРЖАТЬ,Чистым воздухом ДЫШАТЬ,Не спешите мысли ГНАТЬ,Как прекрасно помечтать!
3) Задание от волка. Работа по учебнику стр. 118 упр. 175
Комментированное письмо. Определить спряжение глаголов.
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? Слайд 28
Оцените свою работу в маршрутном листе.
4) Задание от сороки. Работа  по  развитию  речи.
Белобокий ПочтальонСто вестей разносит он.По деревням и садам,По деревьям, проводам.
- Ребята, нам сорока на кончике хвоста принесла слова: слайд 29
ЗИМА, ТРЕСКУЧИЙ, МОРОЗ, ПУШИСТЫЙ, СНЕГ, ПТИЦЫ, КОРМУШКА, ГОЛОДНО, ХОЛОДНО, СПАСИБО.
А какие здесь части речи встретились? А чего не хватает? Давайте добавим глаголы и составим предложения с этими словами.
- А как мы можем помочь птицам зимой? (Птицам надо помогать, кормить зимой, делать кормушки, помнить: черный хлеб вреден птицам; сало надо давать не соленое, а свежее, семечки лучше жаренные). Слайд 30
Запись под диктовку и синтаксический разбор предложения. (1 человек у доски)
Школьники повесили кормушки в садах и парках. Объяснение смысла значения пословиц.
Нахождения продолжения в классе.
Работа в группах.
Творческая работа.
(Коллективная проверка выполнения задания).
Работа по учебнику.
Комментированное письмо.
Работа  по  развитию  речи.
Синтаксиче-ский
разбор предложения. Регулятивные:
- умение контролировать правильность записей; умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.
7.Информация о домашнем задании. Слайд 31
- Домашнее задание у вас будет индивидуальным для каждого, у вас лежат карточки разного цвета.
Дифференцированные задания по уровням (карточки разного цвета):
1 уровень
Определить спряжение глаголов, опираясь на неопределённую форму глагола. Вставить пропущенные окончания в глаголы 3л., ед.ч. (он что делает?)
Кол…т – колоть
Говор…т – говорить
Пиш…т – писать
Устан…т – устать
Ход…т – ходить
Науч…т – научить
2 уровень
Определить спряжение, вставить пропущенные окончания.
Плач…т, собира…т, узна…т, дремл…шь, дар…т, друж…т, люб…т, устан…шь
3 уровень Образуйте от данных имён существительных однокоренные глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа.
Игра –
Свет –
Холод –
Подход –
Прыжок –
Письмо – Дифферециро-ванное задание. 8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок! Слайд 32
- Над какой темой мы сегодня работали?
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу. Скоро Новый год и мы нарядим ёлочку. Слайд 33
- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, выберите красный шарик.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, выберите зелёный шарик.
- А кому надо ещё много потренироваться в определении безударного окончания глаголов, то выберите синий шарик.
- Путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.
- Урок закончен. Спасибо за внимание! Слайд 34
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразова-ние.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.