Урок русского языка на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов (4 класс)


Правописание безударных личных окончаний глаголов
(4 класс)
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» правила правописания безударных личных окончаний глаголов и зависимости их от неопределённой формы.  
Задачи урока:
формирование умения писать безударные личные окончания глаголов;
развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени;
воспитывать орфографическое чутьё, прививать интерес к слову.
Формирование УУД:Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию2) формирование  мотивации к обучению и познанию3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии 4) формирование уважительного отношения к иному мнениюРегулятивные УУД:1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.Познавательные УУД:1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;2) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;3) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях.Коммуникативные УУД:1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
– Настрой на продуктивную работу,– запись числа и слов Классная работа.
Словарная работа.
Запишите, пожалуйста, однокоренные глаголы к данным словам:
Сочинение, жёлтый, сверкающий, фантазия, решение.
Образуйте все временные формы от глаголов
1 вариант: фантазировать
2 вариант: решить.
- Сколько форм времени у вас получилось?
- Почему у второго варианта только 2 временные формы?
Актуализация знаний и повторение.
- Над изучением какой темы работали на последних уроках?
- Как определить спряжение глагола с ударным личным окончанием?
Постановка проблемы.
- Всегда ли на слух можно определить, какое спряжение у глаголов?
- Попробуем?
(Учитель называет слова. Учащиеся показывают спряжение сигнальными карточками.) Гудит, пьешь, стережешь, гремит, трещит, бьют, приносим, считаем.
- Почему два последних глаголы вызвали у вас затруднения?
- Как же определить спряжение глагола, если окончание безударное?
Формулировка цели урока и постановка учебных задач:
- Какова цель сегодняшнего урока? (Определение спряжения глагола, если окончание безударное.)
- Каковы учебные задачи?
- Учиться ставить глагол в н.ф.
- Определять спряжение глагола при ударном и безударном окончании.
Решение проблемы.
Учащиеся высказывают гипотезы, проверяют их.
Запишите глаголы в столбик, выделите окончания, определите спряжение, рядом запишите неопределенную форму:
Благодарят - …
Владеет - …
Летаете - …
Колете - …
Белишь - …
Пилишь - …
- Что заметили интересного?
Вывод: если н.ф. глагола оканчивается на –ить, то глагол относится ко 2 спряжению. Все остальные глаголы – к 1 спряжению.
- Проверим свое предположение по учебнику. (Правило, с. 162)
Физминутка.
Первичное закрепление.
– Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
Игра «Самый внимательный»
- Если можно определить спряжение глагола, показываем сигнальную карточку, если нет – хлопаем в ладоши.
Благодарим, мешаем, сотрешь, привезут, читаем, рисуем, трём, говорят.
Составление алгоритма.
- Давайте вместе попробуем составить алгоритм определения спряжения глаголов.
- С чего начнем?
(Схема-алгоритм составляется на доске.)

292989016057991059056070555816545593043815779780004381563690500
2348865111760001872615302260 -и- - II спр.
32918403721103644265372110397764037211043395903721104720590372110288226537272923488659715500- н.ф. • ть
-а- -е- -у- -я- -о- -ы- - I спр.
10. Упражнения.
Упражнение 257 (выполняется на доске).
Домашнее задание.
Правило, с. 162, упр. 258 или составить з предложения по теме урока.
Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа (по уровням).
Уровень 1. Запишите глаголы в форме 3-го лица единственного числа.
Колоть, тушить, беседовать, готовить, тонуть.
Выделите личные окончания глаголов.
Уровень 2. Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы 1 спряжения в форме 3-го лица мн. числа, а II спр. – в форме 2-го лица мн. ч.
Ручкой … . Ножницами … .Шилом … .Солью … .
Выделите личные окончания глаголов.
Рефлексия.
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
- Со всеми ли задачами мы справились?
- Все ли у нас получилось?
Подведение итогов.
Игра «Крестики-нолики»
Глаголы изменяются по лицам.
Глаголы в н.ф. изменяются по числам.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
У глагола 2 спряжения.
Чтобы определить спряжение глагола, его всегда надо ставить в н.ф.
В предложении глагол всегда является второстепенным членом предложения.
У глаголов II спряжения в личных окончаниях буква и.
К I спряжению относятся глаголы, н.ф. которых оканчивается на – ить.
Лицо – постоянный признак глагола.