Конспект урока по русскому языку на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени


Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: научить правильно писать безударные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
Задачи урока:
Образовательная: создавать условия для наблюдения за написанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; создавать условия для необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; развивать умение определять лицо, число и спряжение глаголов.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, умение анализировать задания.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, аккуратность, уважительное отношение к одноклассникам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: выделять безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени; объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; определять лицо, число и спряжение глаголов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ЛИЧНОСТНЫЕ: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация.
ПК ОК ПО У
1.1;1.2;1.3;1.4;1.5;4.1;4.2 1,2,4,7 1,2,3,6,7 1-3,7-12,20-26
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
- Девизом нашего урока предлагаю взять следующие слова:
«Учись, смекай, активней будь!
И к знаниям откроешь путь!»
- Как вы понимаете эти слова? Мнения детей.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Прочитайте глаголы 1 спряжения.
- Прочитайте глаголы 2 спряжения на –ить.
- Назовите глаголы-исключения 2 спряжения. - Назовите глагол 3-го лица единственного числа, который вы образовали.
- Назовите глагол 3-го лица множественного числа, который вы образовали.
- Что такое предлог?
- Как он пишется со словами?
- У вас на столах лежит карточка с текстом. Спишите, раскройте скобки с проговариванием вслух по цепочке.
Природа (до)жила (до)весны. (С)текает вода (с)сосулек. Скоро (по)бегут (по)дорогам ручейки. (На)деревьях (на)бухнут почки. Первой (рас)пустилась ива. (За)ивой (за)зеленеет весь лес. - Веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать.
- Наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить.
- Держать, смотреть, вертеть, обидеть.
- На –ет, -ёт, -ит.
- На –ут, -ют, -ат, -ят.
- Предлог- это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
- Предлог со словами пишется раздельно.
Обучающиеся выполняют задание.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Сравните, глаголы определяет - определит. (Глаголы 3-го лица единственного числа, но употреблены в разном времени и отвечают на разные вопросы).
- Охарактеризуйте, глагол определяет.
- Охарактеризуйте, глагол определит.
- Одинаковые или разные окончания у этих глаголов? Почему?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Чему мы будем сегодня учиться на уроке?
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 96, упр. 196.
- Прочитайте задание.
- Сравните глаголы в каждой паре.
- Выполняем задание по цепочке у доски по образцу. (На доске образец написания)
Физкультминутка. - Определяет - это глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени.
- Определит - это глагол 3-го лица единственного числа будущего времени.
Ответы детей.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
- Мы сегодня будем учиться, правильно ставить вопросы к глаголам, определять их спряжение, писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Читают задание.
- Глаголы в каждой паре употреблены в неопределенной форме, но отвечают на разные вопросы и относятся к разным спряжениям.
Учащиеся выполняю задание у доски.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Откройте учебники на стр. 97, упр. 198.
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать, чтобы было легче поставить глагол во 2–е лицо.
- Выполняем задание с проговариванием вслух.
- На какие вопросы отвечают глаголы, которые у нас получились?
- Что есть в вопросе?
- Если в вопросе есть приставка, то соответственно, что есть и в глаголах?
- Выделите их. Читают задание.
- Чтобы было легче поставить глагол во 2-е лицо, нужно подставить к глаголу неопределенной формы местоимение 2-го лица – ты.
Дети выполняют задание.
- На вопрос что сделаешь.
- В вопросе есть приставка.
- В глаголах тоже есть приставки.
Учащиеся выделяют приставки в глаголах.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- У вас на столах лежат карточки, выполните задание самостоятельно.
Спишите, вставьте пропущенные окончания глаголов, выделите их.
Пил…т пилой, кол…т дрова, пиш..шь письмо, сол...те солью, рису…м карандашами, кос…те косой.
- Теперь обменяйтесь работами с соседом и проверьте. Дети выполняют задание самостоятельно.
Пилит пилой, колет дрова, пишешь письмо, солите солью, рисуем карандашами, косите косой.
Взаимопроверка.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Стр. 97, упр. 199.
- Прочитайте.
- Из какой сказки взяты эти строки?
- Кто её автор?
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Разберите слово «тонет» по составу.
(Один ученик выполняет на доске разбор слова тонет по составу) Дети читают строки из сказки.
- Эти строки взяты из «Сказки о царе Салтане…»
- А.С. Пушкин.
Дети выполняют упражнение.
6. Рефлексия.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Как правильно написать безударное личное окончание глаголов?
- Запишите домашнее задание: упр. 197, стр. 96.
- Урок окончен, спасибо. - Сегодня на уроке мы научились правильно писать безударные личные окончания глаголов.
- Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, нужно правильно поставить вопрос.
Записывают домашнее задание.