Конспект урока русского языка на тему Правописание безударных окончаний глаголов


Конспект урока Русского языка, 4-й класс. УМК "Школа XXI века"
Тема урока: «Правописание безударных окончаний глаголов. Личные окончания глаголов".
Цель: совершенствовать умение правописания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи:
1) образовательные: формировать умение правильно писать
безударные личные окончания глаголов, углубить и расширить знания о
глаголе как части речи; углубить и расширить знания о составе слова; учить
определять спряжение глаголов
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую
зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества,
уважение к себе и окружающим.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: обучающийся научится:
- правильно писать безударные личные окончания глаголов;
- выделять окончания глаголов;
- указывать спряжение глаголов;
- объяснять орфограммы.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- задания, нацеленные на проверку понимания информации.
Регулятивные УУД: - контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.
Личностные УУД: Самоопределение и смыслообразование.
Оборудование: учебник Русский язык 4 кл. С.В.Иванов, презентация, карточки с заданием.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Орг. момент
(1-2мин)
II. Актуализация знаний
(5 мин)
III. Систематизация и обобщение знаний и умений.
(15мин)
IV.Физминутка(2 мин)
Продолжение
работы (15мин)
Работа в тетради
VI. Домашнее задание.
V. Итог работы.
Рефлексия.
(5мин)
- Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
Станьте ровно, распрямитесь
И друг другу улыбнитесь.
-Давайте вспомним, что такое спряжение?
-Как определить спряжение глагола?
-Когда это легче сделать?
-Как определить спряжение глагола, если окончание ударное?
Приведите пример.
- Но в безударном положении звук слышится нечётко и можно допустить ошибку.
- Как же правильно написать безударное личное окончание у глаголов?
Прочитаем правило на стр. 138
(Составление алгоритма для работы)
Итак, наша цель: правильно определить спряжение глагола. С чего начнем работу, как вы думаете?
-Продолжим работу над правописанием безударной гласной в личном окончании глаголов. (Учащиеся работают в тетрадях). (слайд 1)

- Обоснуйте выбор гласной в безударном личном окончании.
- Объясните смысл пословиц.
- Мы поработали с пословицами, а теперь я предлагаю поработать с фразеологическими оборотами.
- К фразеологическим оборотам подберите глагол-синоним в том же лице и числе, объясните выбор буквы в окончании глагола. (слайд 2)
Вставляет палки в колеса –
Обведет вокруг пальца –
Клюете носом –
Гладите по головке –
Зарубить на носу –
-Назовите орфограммы, которые вам встретились при написании глаголов.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Какие признаки глагола можно назвать по его окончанию?
Посмотрите на экран. Вам дан текст, в котором пропущены личные окончания глаголов.
Вставьте необходимую букву и объясните ваш выбор. (Слайд 3)
День прибавля..тся. Ярче свет..т солнце. Оно скоро растоп..т снег. Вскро..тся река. Прилет..т первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты ид..шь по полю, с радостью слыш..шь песни ручейков, любу..шься ярким синим небом.
- Какие глаголы не подходят к теме урока?
-Вставьте безударные гласные в окончания. Укажите грамматические признаки глаголов.
Я предлагаю образец выполнения задания: спр., лицо, число.
-Есть ещё семь глаголов-исключений. Несмотря на то, что личные окончания у них безударные, и глагольный суффикс - е – в начальной форме, они относятся ко 2 спряжению
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу. (по карточкам)
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.
Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно ______________ ,Всё плохое _______________ .Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.
Как же хочется всё _______________ .Птицу синюю в руках _______________ ,Чистым свежим воздухом _________________ ,Не спешите мысли ______________ .Как прекрасно помечтать.
- Молодцы, научились использовать слова исключения.
Стр. 140 упр. 4
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Какие трудности вам пришлось преодолеть?
-Что запомнилось? Понравилось?
-Оцените (с помощью карточек) свою удовлетворённость уроком. (солнышко и тучка)
Спасибо, вы хорошо потрудились.
Выставление оценок. Приветствуют учителя.
Изменение глаголов по лицам и числам.
По окончанию личных форм глагола.
Когда окончание ударное.
Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению (спишь), а глагол пить — к I спряжению (пьешь).
Если личные окончания безударные, ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит глагол (как правило!) 2 спряжения, если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1 спряжения.
1. Определим ударное окончание или безударное. Для этого ставим глагол в форму 2 лица ед. числа, или 3 лица мн.числа2.Если личное окончание ударное, то спряжение определяем по букве окончания
-е (ё), - у(ю) - 1 спр. -и , -а(-я) – 2 спр3. Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс.
Если - и-, то 2 спр.
Сеет – 1 спр. 3л, ед.чРазрушает- 1 спр. 3л, ед ч
Судят-2 спр. 3л. мн.ч1.Пословица говорит, о том, что те, кто творит добро, делает хорошие дела – непременно будет жить с счастье и согласии с другими.
2. В мирное время все строится, а на войне все хорошее рушится, умирают люди, гибнут города.
3. по количеству и качеству плодов дерева судят на сколько дерево хорошее. Много плодов- хорошее, мало- плохое. А человека судят по поступкам: сделал гадость- нехороший человек, помог кому-нибудь- молодец.
мешает. 1спр,3л, ед.ч.
обманет. 1 спр, 3л, ед.ч.
засыпаете. 1 спр.2 л, мн.чхвалите. 2 спр, 2л, мн.чспр,2л, ед.чзапомнить.2 спр,
выполняют движения
спряжение, число, лицо
День прибавляется (1 спр.,3 лицо, ед. ч.). Ярче светит (2 спр., 3 лицо, ед. ч.) солнце. Оно скоро растопит (1 спр.,3 лицо, ед. ч) снег. Вскроется (1 спр., 3 лицо, ед ч.) река. Прилетит первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты идешь по полю, с радостью слышишь (2 спр., 2 лицо, ед. ч.) песни ручейков, любуешься (1 спр., 2 лицо. ед. ч.) ярким синим небом.
С ударным окончанием
смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть
слышать
держать
дышать
гнать
- закрепили знания о правописании личных окончаний глаголов.
-оценивают удовлетворенность уроком с помощью карточек.