Конспект урока русского языка (4 класс) «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание». УМК «Перспектива»


Конспект урока русского языка по учебнику Климановой, Бабушкиной для 4 класса по УМК "Перспектива" 
«Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание»
Тема урока. Повторение. Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание.
Тип урока. Систематизация и обобщение знаний.
Вид урока. Урок закрепления.
Форма проведения урока: урок с применением групповой формы работы.
Универсальные учебные действия.
Личностные: освоить личностный смысл учения, дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха.
Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»; обобщить и систематизировать знания о глаголе, формировать умение писать окончания глаголов.
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, работа в группах.
Используемые технологии: работа в парах, группах, дифференцированная, ИКТ, здоровьесберегающая.
Средства обучения: тест, раздаточные листы с индивидуальными заданиями, конверты для работы в парах, тренажёр, SMART Notebook File
Ход урока:
1. Орг.момент.
Психологическая установка на урок.
Сколько правил!Правил сколько!С непривычки бросит в дрожь.Будь старательным и только!Будь внимательным и только!Все запомнишь, все поймешь!
Я желаю вам успеха!
2. Целеполагание и мотивация.
-Посмотрите на доску. Постарайтесь запомнить буквы по порядку. Напишите их в тетради каллиграфически правильно.
ПХГЛСШАГКОЛ
Зачеркните глухие согласные.
Какую цель перед уроком мы сегодня поставим?.-Сегодня мы будем вспоминать о глаголе, выясним, что знаем об этой части речи.
3. Актуализация знаний.
- Что же такое глагол?
- Сейчас проверим ваши знания и выполним минутку чистописания.
4.Минутка чистописания.
Соединения с буквой С, слова СВЕТ, СВЕТЛЯЧОК, СВЕТЛЫЙ.
Что можете сказать об этих словах? Какие однокоренные слова вы сможете придумать? Запишите, выделите корень.
5. Составление предложений. Деформированный текст.
На моей ладони сиял светлячок. (Разбор предложения. Морфологический разбор глагола СИЯЛ) Для тех, кто быстро выполнит задание, дополнительное предложение.
Слова «рассыпаны».
Зелёным, он, светом, светился, в, темноте, полной.
6. Упражнение в распознавании спряжений глагола.
Найди лишний глагол.
Пишем, вяжем, стираем, дружим.
Строим, клеим, говорим, отвечаем.
Молчат, посеют, думают, живут.
Украшает, тратит, рисует, поют.
7. Развитие речи.
Посмотрите на картинку. Какое время года изображено?
Пользуясь словами на доске, составьте текст. Какие слова вы добавили?
Для чего необходимы глаголы в речи?
8.Самостоятельная работа.
Списать текст. Выполнить грамматическое задание. Выполнить морфологический разбор глагола ГОВОРЯТ.
Найти в тексте глаголы, близкие по смыслу. Выписать. Определить, чем различаются эти глаголы.
9. Работа с пословицами.
Прочтите пословицы, подумайте, какие слова необходимо добавить. Посоветуйтесь в парах. Запишите пословицы, подчеркните глаголы.
10. Физминутка.
- Немного отдохнём, а заодно и подумаем.
У. Если я назову глаголы 1 спряжения – встают мальчики, 2 спряжения – встают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.У. Что общего между словами, которые я называла?
Д. У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко.
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")Кто открыть его бы смог? (повторение движений)Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)И - открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).11. Работа в группах.
В раздаточных листах определить окончания глаголов. (Задание для групповой работы, направленное на изучение правописания безударных личных окончаний глаголов)
1 группа
мы обид . мся
воздух светле . т
ребята спор . т
брат б . ле . т
давно друж . м
он приход . т
забот . мся о родителях
2 группа
ты реша . ш .
он кача . т
она тоску . т
ты открыва . ш .
ты держ . ш .
воздух светле . т
мы встрет . мся3 группа
вы слуша . т . музыку
мы дума . м
ты реша . ш .
он кача . т
она тоску . т
вы нос . те
давно друж . м
4 группа
он приход . т
они слыш . т
забот . мся о родителях
ты дыш . ш . воздухом
вы м . чта . т .
ты держ . ш .
мы обид . мся
5 группа
вы м . чта . т .
мы дума . м
она тоску . т
ты открыва . ш .
давно друж . м
вы нос . те
ребята спор . т
12. Тренажер. Определение спряжений глагола. SMART Notebook File13.Тест.
? Как изменяются глаголы? (по числам, по временам, в наст.вр. и буд.вр. По лицам).? Что такое спряжение?
? Какого спряжения бывают глаголы?
? Какие глаголы относятся к 1 спр.?
? Какие глаголы относятся ко 2 спр.?
14.Упражнение на развитие внимания.
Сейчас проверим ваше внимание и память.
А) - Посмотреть в течен. 10 сек. и запомнить буквы .Б) Составить слово.
В) Жалеть – (жалко)
- Записать в Прош. времени, ед. ч. и мн. ч.
- Выделить суффиксы.
(жалеть – жалел – жалели)
Г) Запишите новое слово, поменяв гласные местами. (желать)
- Образуйте глаголы Прош. вр., ед. ч., ж. р. и мн. ч.
- Выделите суффиксы.
( Желать – желала – желали)
V. Итог.- Что бы вы пожелали друг другу?
- И я вам пожелаю: