Урок литературы по рассказу И.Бунина Лапти


«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Цели урока:- познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»;
-развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский «замысел»;
-воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать другому человеку.
Тип урока: урок - размышление.
Используемые технологии: критического мышления, стратегии чтения (прогнозирование)
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.
Оборудование:
-тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти»,
-презентация о И.А.Бунине, по рассказу,
-запись музыки Свиридова «Метель»,
- выставка книг писателя.
Ход урока
Учитель Учащиеся
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас
сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века
В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине и за границей,  встречаются самые разнообразные русские  характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.
Тема нашего урока: «Смерть ради жизни» Рассказ ученика о писателе.
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении  своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.
Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось  дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский.
Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина,  посвящены  чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.
Октябрьскую революцию Бунин  встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны  и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции.   Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.
III.Мотивация.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?
-А можно ли погибнуть в мирное время?
Посмотрите на название рассказа, который мы сегодня будем изучать. Слайд на экран «Лапти».
Как вы думаете, как будет связана тема урока с названием рассказа?
-Предлагаю начать читать рассказ, но не весь сразу, а поэтапно останавливаться и обсуждать прочитанное. -О войне.
-О смерти.
- Когда смерть помогла кому-то выжить
-Приводят примеры.
-Сначала учащиеся ставят цели урока, затем вместе с учителем: проанализировать рассказ и подумать над высказыванием «смерть ради жизни».
IV.Осмысление содержания.
Чтение учителем (можно подготовленным учащимся) до слов(…ужас дойти!)
1-я остановка.
-С какими героями вы познакомились?
Вам встретилось слово «фуксин»
-Кто может сказать, что оно обозначает? (на слайде читаем: Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
-В какое время года происходит действие рассказа?
Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
Что просит больной ребёнок?
Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?
Об этом узнаем из следующего отрывка (читаем до слов ... степном море)
остановка.
Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
Что взял с собой Нефёд? Для чего?
Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читаем до слов...стук в окно
Переживали ли домашние о Нефёде?
-Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.
Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
Так ,что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.
3- я остановка
Почему автор назвал этот стук зловещим?
Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
Ребята, на Руси было народное поверье, что, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? Ради чего?
Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
V.Физкультминутка.А сейчас представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. Протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
VI Обобщение и систематизация. Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд - носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия сострадания, человеколюбия.
Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда?
– Типичен ли данный характер для русских людей?
– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?
– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?
VI.Рефлексия.- Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова- подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда .(схема синквейна на экране)
Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух

Итог урока.Что понравилось сегодня на уроке?
VII.Домашнее задание( по выбору):
1) пересказ рассказа «Лапти»
2) Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…» Почему? Составить характеристику Нефёда.
3)Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране)
VIII. Оценки за урок.
-Больной ребенок, Нефед, барыня, муж.
-Вьюжной зимой.
-Пятый день несло непроглядной вьюгой.
-Эпитет - «непроглядная вьюга»
-Больной ребёнок просит красные лапти

-У крестьянских детей.
-Нефёд был слугой.
-Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный...
-Добрые. Она называет его Нефёдушкой.
Варианты ответов детей
- Да.
- Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель.
- Догадывался.
- Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.
-Варианты ответов учащихся.
- Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.
Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
- Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
- Он предвещает что- то плохое.
- Так как привезли мертвое тело Нефёда
- Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.
-Думаю, что он выздоровеет
-Да. Ради жизни мальчика.
- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
-Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.
- Способный к самопожертвованию
Мини-дискуссия
1) Тяжелую болезнь ребенка;
2) надежду на выздоровление;
3) желание помочь;
4) способность к самопожертвованию;
5) горечь смерти;
6) уважение автора к крепостным людям.
1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.
2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.
Пример:
Нефед
Добрый бескорыстный
Идет, находит, погибает
Смерть ради жизни
Сочувствие
Высказывания детей .