Урок по рассказу И.А. Бунина Лаптина тему Смерть ради жизни… (7 класс)

7-й класс. Урок по рассказу И.А. Бунина "Лапти" .
Разработала Волкова Яна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №18 им. Н.П.Симоняка ст.Темижбекская Кавказский район Краснодарский край
Тема: «Смерть ради жизни»
Цели:  
Обучающая:     познакомить учащихся с рассказом «Лапти» ;
                          помочь  постичь философскую концепцию жизни, воплощенную в рассказе              
                            И.А.  Бунина “Лапти” в связи с православными христианскими понятиями.
Развивающая: развивать умение анализировать прочитанное;
                          развивать творческие способности и читательскую наблюдательность;
                          умение оценивать художественное произведение; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел; продолжить работу по формированию навыков сравнительного анализа художественных текстов,
Воспитательная: рассмотреть поведение человека в ситуации выбора; воспитывать          
                               милосердие, доброту, умение сострадать на основе рассказа , а также при обращении к современности-на примерах судеб из проекта «Горячее сердце»
Словарная работа: 
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо                      
                          из сострадания, человеколюбия.
 Нравственность - это внутренние духовные качества, правила  
                                 поведения человека.
Нравственный выбор - соответствующий требованиям высокой  
                                           нравственности
Эпиграф:            Одно есть только в мире счастье -              
                        Весь божий свет душой любить
И.А.Бунин

Тип урока: урок -открытие.

Рассказ И.А. Бунина «Лапти» невелик по объёму, текста в учебнике-хрестоматии нет, но заставляет задуматься о серьёзных философских вопросах. Именно это обусловило выбор форм и методов при разработке урока. Рассказ стоит прочитать и обсудить на уроке. Предлагаю сделать это по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Основной методический прием – «чтение с остановками». Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения.
Технологическая карта урока выглядит так:
Вызов
Осмысление
Рефлексия

Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета
Сопоставление версии с новым фрагментом текста
Выдвижение новой версии развития сюжета


Подготовка к уроку.
Текст рассказа заранее разделить и разрезать на пять частей, соответственно по числу учащихся
Тему урока до определенного момента не раскрывать. Записать на доске технологическую карту, правила синквейна, лексико- понятийный материал.
Найти в «Толковом словаре» лексическое значение слов: зипун, кнут, отвал (кровати), фуксин, а также слова самопожертвование,


Ход урока
Стадия вызова.
Вопрос к классу:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который называется «Лапти»?
Дети предлагают свои варианты ответов. Составляем из них первую колонку вариантов предложений: «Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти» и «как их правильно носить». «Случай о том, как лапти пропали странным образом» или «кто – то потерял лапти».
После этого учащиеся приступают к чтению рассказа до того места, где предполагается сделать остановку. (Чтение вслух, про себя, вполголоса).
Первая часть текста.
«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие–то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?».
Стадия осмысления и стадия вызова.
Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.
Учитель. Совпали ваши версии с авторским вариантом? Как на самом деле развивается сюжет?
- Речь идет о больном мальчике. Врач не может приехать из-за пурги.
- Мать в отчаянии: ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.
Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?
На доске составляется вторая колонка предположений: «Мать сделает что-то, что спасет ребенка». «Случится чудо». «Пурга вдруг закончится и приедет врач».
Вторая часть текста.
«Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит
- Лапти? Что за лапти такие?
- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.
На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут, и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».
Стадия осмысления и стадия вызова.
Вторая остановка в чтении и беседа.
-        Почему мальчик просил лапти в бреду, а мама и Нефед не могли понять его? Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барина?
Ответы учащихся: - Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.
-        В какое время года происходит действие рассказа?
Ответ: вьюжной зимой.
-Что случилось с мальчиком ? Почему мать мальчика не могла ничего сделать ? 

- Почему Нефед решился идти в такую погоду за лаптями, утопая в снегу, в  буран?
      Ответ: - Потому что хотел выполнить просьбу больного мальчика.
Комментарий учителя.
Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Обратите внимание на взаимоотношение между барыней и Нефедом. Как она называет его?
Ответ: - Нефедушкой
-     О чем это говорит?
( Это говорит о том, что барыня была добрая по отношению к дворовым людям)
-    Просила ли барыня о том, чтобы Нефед отправился за лаптями?          Ответ: - Нет.
-   Обратите внимание на речь Нефеда и его портрет. Какой он? Прочитайте         отрывок из текста.

Ответы: - Он немногословен. Человек дела. Решительный.

- Нефед решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Для этого пошел в соседнее село один, не боясь пурги.
Учитель. Как вы теперь полагаете, о чем пойдет рассказ?
Заполняем первую колонку предложений: «Нефед вернется, принесет лапти». «Нефед придет с врачом». «Пока Нефед ходит, ребенку станет легче».
Третья часть текста.
«Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
Стадия осмысления и стадия вызова.
Третья остановка в чтении и беседа.
- Нефеда нет всю ночь. Что-то случилось. Мать просит защиты у Бога. Мальчику совсем плохо. Страшно.
 К кому мама обращается за помощью?Почему?
Ответ: - Отец в отъезде. Нефед - слуга.  К Богу с молитвой.
 - Что же такое молитва?  Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников ещё стоит наш мир А труд их называется духовным деланием.
   В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва – это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Бога. В Евангелие от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и немногословно. - Ребята, а вы знаете хотя  бы одну молитву? Как научились вы творить молитву?
- Приходилось ли вам  молиться за ваших родителей?
   Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»

Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?
Заполняем вторую колонку предложений: «Утром все изменится». «Пурга утихнет». «Придет Нефед».
Четвертая часть текста.
«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».
Стадия осмысления и стадия вызова.
Четвертая остановка в чтении и беседа.
- Утро наступило. Пурга не утихла, но все-таки кто-то добрался.
Версии детей как будто совпали с тем, о чем пишет автор.
Учитель. Как вы теперь думаете, о чем пойдет речь?
Заполняем вторую колонку предложений: «Наверно, приехал Нефед и привез врача, который вылечит ребенка». «Приехал человек, который спасет мальчика (спаситель)». «Молитвы матери дошли до Бога: случайно забрел человек, который оказался врачом». « Никто не стучал, просто показалось».
Чувствуется ожидание счастливого финала.
Последнюю часть текста лучше прочитать учителю.
Четвертая часть текста.
«Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,- белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек
Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».
Тишина в классе. Никто не ожидал такой драматической развязки. И все же задаю детям тот же самый вопрос.
-Предполагали ли вы , такой финал?
-        Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор? И что означает слово выбор? Ответы: - Да, он мог не идти. Выбор - это то, из чего можно выбрать. Выбор - путь,
который выбираешь.
-        А что значит нравственный выбор и нравственность? Каковы значения этих слов?
Работа по тетради. (Домашнее задание. Работа по толковому словарю).
Ответы: - Нравственность - это внутренние духовные качества, правила поведения
человека.
Нравственный выбор - соответствующий требованиям высокой
нравственности.
-    Значит, как поступить?
    Ответ: - Сделать так, как подсказывает совесть.

- Напрасна ли смерть Нефёда?
Ответы детей. –открывается тема урока на доске.

- А если мальчик не выживет? Напрасна?

- Нефед замерз, но он достал лапти.

- Мужики заблудились, но нашли замерзшего Нефеда и так спаслись сами.

Стадия рефлексии.

Текст разделен на 5 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свой версии сюжета. После того как прочитана заключительная часть текста, наступает последняя стадия – рефлексия.

Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда?
(“В белом от снега и холодном хуторском доме”, “в жару плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”. Цвета: красный, белый, чёрный)
- Как представлен красный цвет в рассказе?
(“жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”.)
- Получается, что красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, выступает как антитеза (противопоставление) чёрному и белому, это рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному мальчику. Почему так важен цвет в рассказе? Символика цвета наиболее распространена и сознательно используется в богослужении, литературе и изобразительном искусстве. Красный  цвет  ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа.

Учитель: Здесь мы видим, что цвет крови Христа и мучеников символизирует страдания, мучения, самопожертвование. Вспомните, в рассказе “Лапти” есть ли тема страданий, жертвенности ?

  Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги на отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). И, наверно, такая сложная символика красного цвета (цвет жизни и цвет войны, опасности, смерти) и отразилась в бунинской характеристике видений бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”.
   Возможно, таким образом в рассказе отражается представление Бунина о тайне человеческой жизни, в которой всё движется волей Господа, а не силой зла.


-О чем заставляет задуматься рассказ? ( Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям. Он о жизни и смерти. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь.)

- Как вы думаете, нужно ли сострадать людям, помогать, оказывать
милосердие?-обращение к эпиграфу урока
Ответ: Да, нужно.
-      Как вы понимаете слова страдать, сострадать, милосердие, гуманный.
Ответы: Страдать - самому переживать что-либо.
Сострадать - сопереживать какому-то человеку.
Милосердие - любить кого-то, проявить к нему сострадание, помочь в чем-нибудь.
-     Оказывали вы когда-нибудь помощь людям? Испытывали ли когда-нибудь
беспомощность и приходили ли вам на помощь люди?

Слово учителя.
Полторы странички текста , а сколько мыслей, тем, затронутых автором.
Главный герой рассказа Бунина Нефед - носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердия, сострадания, человеколюбия.
Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

Обращение к современности – знакомство с проектом «Горячие сердца». 17 февраля 2017 года- день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце».
Просмотр видеопрезентации с историями проявленного мужества из Почётной книги «Горячее сердце».
В качестве домашнего задания
- составьте синквейн к рассказу, выбрав одно из нравственных понятий, прозвучавших на уроке,
-расскажите об известном Вам человеке с «горячим» сердцем.

ИТОГ УРОКА:
- Ребята, вам понравился урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
- А что особенно запомнилось?
-Кто активно работал на уроке? Давайте оценим работу этих ребят.