Конспект урока по литературе для 7 класса Смерть ради жизни (по рассказу И. А. Бунина Лапти)

Урок литературы в 7 классе.
Учитель: Ковалева Алла Евгеньевна
Класс: 7 класс
Автор программы и учебника: Коровина Я. В.
Предметная область: литература
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти»; портрет писателя; иллюстрации с изображением крестьянских детей; портреты старцев И.Н. Крамского «Полесовщик» и В.Г. Перова «Странник»; запись музыки Свиридова «Метель»; лапти, пузырёк с красной жидкостью; тетради, ручки.  
Тема урока: Смерть ради жизни (по рассказу И.А.Бунина «Лапти»)
Тип урока: Открытие нового знания
Цели:
познакомить с творчеством И.А.Бунина;
развивать умение анализировать прочитанное,
развивать творческие способности и читательскую наблюдательность;
формировать исследовательские навыки обучающихся и навыки выразительного чтения.
Формирование УУД.
Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УД: работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.
Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.
Конспект.
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Во всех случаях лучше
надеяться, чем отчаиваться.
Гёте



Чем жизнь тяжелее, тем
одни люди становятся черствее,
а другие – милосерднее.
Шевелёв

Цель урока:
1. Познакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти»
2. Развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, прием устного рисования.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти»; презентация с портретом писателя; иллюстрацией с изображением крестьянских детей; портреты старцев И.Н. Крамского «Полесовщик» и В.Г. Перова «Странник»; запись музыки Свиридова «Метель»; лапти, пузырёк с красной жидкостью; тетради, ручки.  
Ход урока:
I. Мотивация – 2 мин
-  Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.
Но прежде чем мы с вами окунемся в это прекрасный мир, у нас будет одно важное правило – если вы хотите что-то сказать, ответить на мой вопрос, поднимите, пожалуйста, руку, и я вас спрошу.
- На этом уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Слайд с портретом)
- А что вы знаете о биографии Ивана Алексеевича Бунина?
(Ответы детей). Молодцы.
Биографическая справка о писателе.
Трудной и драматичной оказалась судьба самого писателя, судьба скитальческая и неуютная. Потомок знатного дворянского рода, он ещё в детстве столкнулся с материальной необеспеченностью: отцовское имение было разорено после земельной реформы, и впавшая в бедность семья Буниных доживала свой век на небольшом одиноко стоящем хуторе. Повседневный быт господ мало отличался от крестьянского: семья жила в большой нужде. Будущий писатель хорошо представлял, как жили простые крестьяне. Не у каждого деревенского мальчишки был новый армяк, кожаные сапоги.
II. Актуализация - 2 мин
А теперь обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Как вы думаете, мог бы Бунин взять для себя такой эпиграф: «Во всех случаях лучше
надеяться, чем отчаиваться»? (Слайд с эпиграфами)
Почему? (Слова Гёте – «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться», потому что из любой ситуации есть выход). (Слайд с эпиграфом Гете)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
-О войне.
-О смерти.
- О жизни.
ТЕМА нашего урока: «Смерть ради жизни». (Слайд с названием)
- Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»? (Смерть помогла кому-то выжить)
- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (Слайд на экране «Лапти»)
- Ребята, расскажите мне, что же такое лапти? (Ответы)
Давайте с вами обратимся к словарю (слайд с определением)
-  Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа? (Да. Нет. Не знаю.)
(ЗАТРУДНЕНИЕ)
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
III. Цель деятельности: проанализировать рассказ и подумать, как связано содержание рассказа с выражением «Смерть ради жизни». – 1 мин
- Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками. Я предлагаю погрузиться вам в ту атмосферу, в которой оказались главные герои. Но вы будете не только слушать, но и подчеркивать в тексте, который перед вами, незнакомые, малоупотребительные слова.
IV. Осмысление содержания. (Под музыку Свиридова «Метель») – 7 мин
       Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак, и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...         Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит.
       Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые
валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..
1-я остановка:
- Ребята, перед вами карточки с основными эпизодами рассказа. Предположите, в какой последовательности они должны быть. Положите их по порядку на стол. В конце урока мы к ним вернемся. (Слайд с карточками)
Болезнь мальчика.
Страшная ночь.
Непроглядная вьюга утром.
Эпизод со спасшимися в пургу новосельскими мужиками.
Решение Нефёда идти в Новосёлки.
- С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)
-Ребята, какое вам встретилось незнакомое слово? (Словарная работа.)
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает? Ответы ребят.
Справка из словаря на слайде:
Фуксин – красная анилиновая (маслянистая) краска; широко применяется для
окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
- Как вы думаете, что обозначает имя Нефёд, если мы знаем, что имя Федор значит с греческого «Бог») (ответы детей)
(Слайд со значениями имен Федор и Нефед)
- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)
- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)
- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)
- Предположите, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)
- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
- Вот так выглядели крестьянские дети того времени конца 18 века: худой, латаный-перелатаный кафтанчик, старые штаны, шапка да лапти. Их можно покрасить фуксином, чтобы они стали красными, но в народе этого не делали. Красные лапти в бреду пригрезились мальчику, герою рассказа Бунина. (слайд на экране)
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)
- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)
- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев. (Слайд на экране)
- Похож Нефёд на них? Чем? А на кого больше?
- Почему – больше на старца Перова?
- Закрепите тот образ, которому, по вашему мнению,   соответствует портрет.
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? (Добрые.)
- Почему вы так решили? (Она называет его Нефёдушкой.)
- Пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст или нет, об этом мы узнаем из следующего эпизода. – 3 мин
        Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
        И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда- то бешено несущемся степном море
2 остановка.
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)
- Что взял с собой Нефёд? (КНУТ – изображение на слайде) Для чего?
(!!!) (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки.)
(Слайд с изображением метели и под звуки бурана)
- Каждый ли человек отважится идти куда-то в такую погоду?
Представьте, что мы с вами на улице. Мы с вами идем по заснеженной степи. Давайте встанем вместе. А здесь холодно, очень холодно. Нам в лицо летит колючий снег, забирается под одежду ледяной ветер А как человек может согреться?
Физкульт-минутка. – 1 мин
Давайте потрем щечки. А теперь мочки ушей. Разотрем ладошки. И потопаем – согреем ноги.
Вот теперь мы согрелись и можем продолжать урок. Присаживайтесь.
- Предположите, Нефеду было страшно?
- Долго ли он размышлял об этом?
- А в это время в доме . (Читаем текст). – 3 мин
          Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься.
Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем.
Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
           И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
          И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно
- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)
- Вот об этом мы узнаем из последнего отрывка. (чтение под музыку учителем) – 7 мин
          Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
            За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
3- я остановка:
- А теперь давайте обратимся к нашим карточкам, с которыми мы работали в начале урока. Проверьте, правильно ли вы расположили карточки? Кто желает зачитать эпизоды по порядку? (Слайд с карточками).
ОБРАЗЕЦ для проверки:
Непроглядная вьюга утром.
Болезнь мальчика.
Решение Нефёда идти в Новосёлки.
Страшная ночь.
Эпизод со спасшимися в пургу новосельскими мужиками.
- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)
         - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Как вы думаете, смерть Нефёда была напрасной?
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас новосельских мужиков? (Да, раскопав его, мужики поняли, что жильё рядом, близко).
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)
- А какой эпиграф сейчас может нам пригодиться? (Слова Шевелёва)
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)
- Связано ли выражение «Смерть ради жизни» с содержанием рассказа? Обоснуйте свой ответ.
Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
За образами героев, как вы, наверное, заметили, стоит сам автор. К чему призывает И.А.Бунин? (К человечности, состраданию)
 V. Работа в группах. – 5 мин
В этой шкатулке помещены качества, о которых мы говорили на уроке, которые являются жизненными ценностями для каждого из нас, для того чтобы уметь строить взаимоотношения между людьми: самопожертвование, стремление помочь, милосердие, сострадание, человечность.
А теперь объединитесь в группы по 4 человека и обсудите, в каких жизненных ситуациях проявляются лучшие качества человека. По одному представителю подойдите ко мне и возьмите качество, с которым вы будете работать в группе. На размышления я вам даю 2 минутки. Если у вас возникли трудности, то можете обратиться к «Газете Жизни», которая находится у вас на столе.
Пожалуйста, начинаем защищать свое качество.
VI. Рефлексия. – 1 мин
 Вы сегодня очень хорошо работали.
Актуальны ли эти вопросы сегодня?
Я рада, что рассказ Бунина заставил трудиться ваши души и что наш разговор нашёл отклик в ваших сердцах.
VIII. Д/з по выбору: (слайд)
1) пересказ рассказа «Лапти»;
2) составить характеристику Нефёда;
 3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».









13PAGE 15


13PAGE 141015