Урок литературы в 6 классе на тему «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти») .


Урок литературы в 6 классе.
Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»).
Цель урока: создать условия для знакомства с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти».
Задачи урока:
1) Обучающая: Способствовать знакомству с творчеством И.А.Бунина и его рассказом «Лапти».
2)Развивающая: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.3)Воспитательная: воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление
Технология: критического мышления
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, синквейн.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине.

Ход урока
I Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы
II Слово учителя.Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870г. В г. Воронеже (сюда семья переехала, чтобы дать образование старшим сыновьям). В Воронеже Бунины прожили 3,5 года и возвратились в хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Конечно же, Бунин запомнил о Воронеже немногое.
В одном из своих произведений он напишет: «Мне иногда кажется, что я что-то помню из жизни в Воронеже, где я родился и существовал три года. Но всё это вольные выдумки, желание хоть что-нибудь найти в пустоте памяти о том времени».
И всё-таки свою родину И. А. Бунин не забывал никогда. В январе 1907 года ему довелось даже посетить г. Воронеж. А летом 42-го года, когда в Воронеже шли ожесточённые, бои писатель записал в своём дневнике: «…с болью думаю о родном городе, молюсь за него и надеюсь».
Детство и юность Бунина прошли в полевой усадьбе Бутырки. Вот как об этом писал сам писатель: «Пустынные поля, одинокая усадьба среди них. Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов…»
Пас со сверстниками телят да жеребят, бывал не раз в ночном, рассказывал ребятам услышанные от матери и других сказки и предания. Иван Бунин рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1888 году в гимназию в Ельце, проучился там всего 5 лет. Семья не имела средств, чтобы платить за обучение, и завершить гимназический курс пришлось дома. Осваивать программу гимназии, а потом и университета, ему помогал старший брат Юлий, с которым писатель был очень дружен.
. Февральскую революцию воспринял с болью. И в 1918г. Уезжает из Москвы в Одессу, а затем - за границу, во Францию. Постоянная тоска по Родине день ото дня становится всё глубже. В своём дневнике Бунин записывает: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?»
Желание вернуться домой было острым и сильным. В 1939г. Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано за три дня до Великой Отечественной войны. Всё, что имело отношение не к войне, отодвинулось на задний план. Письмо осталось без ответа. Бунину не суждено было вернуться на Родину.
8 – го ноября 1953г. Писатель скончался в Париже, там же похоронен.
Человек умирает дважды: один раз – физически, второй раз, когда умирает память о нём. Бунин жив, благодаря своим произведениям, оставленным нам в наследство.
Тема нашего урока: «Смерть ради жизни»
III Вызов. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- О войне.
- О смерти.
-Объясните, как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?
- смерть помогла кому-то выжить.
-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры,Обоснуйте свой пример.
-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать.
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»
Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.
IV Осмысление содержания.Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)        Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
        Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.
         Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..
1-я остановка
-С какими героями вы познакомились?
+Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.
Словарная работа.
- Вам встретилось слово «фуксин».Кто знает, что оно обозначает?
Открываем файл.
Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
-В какое время года происходит действие рассказа?
+Вьюжной зимой.
- Какое чувство вызывает стихия?
+ Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх.
- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
+ Пятый день несло непроглядной вьюгой.
- Какое художественное средство использует автор в 1-ом
предложении?
+ Эпитет – «непроглядная вьюга»
- Что просит больной ребёнок?
+ Больной ребёнок просит красные лапти.
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
+ У крестьянских детей.
- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
+ Нефёд был слугой.
- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
+ Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный…
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
+ Добрые. Она называет его Нефёдушкой.
- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?
+ Ответы детей.
- Об этом узнаем из следующего отрывка.( читается до слов …степном море).         …Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
        И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…
2 остановка.
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
+ Да.
- Что взял с собой Нефёд? Для чего?
+ Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
+ Догадывался.
- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
+ Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
+ Ответы детей.
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает…Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
           И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
          И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…
(до слов…стук в окно)
-Переживали ли домашние о Нефёде?
+ Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.
Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.
+ Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
+ Он предвещает что- то плохое.
- Так ,что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
            За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
3- я остановка
- Почему автор назвал этот стук зловещим?
+ Так как привезли мертвое тело Нефёда.
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
+ Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
+ Думаю. Что он выздоровеет
- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?
+Да. Ради жизни мальчика.
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
+ Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
+ Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.
– Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.
Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.
Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
V Физкультминутка.А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
VI Рефлексия.Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова- подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
Правила составления синквейна.
        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
1.  ЕЛЬ
2.  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
 
           Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.
VII Итог урока.- Что понравилось сегодня на уроке?
- Оценки.
VIII Д/з по выбору: 1)подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина;пересказ рассказа «Лапти»
2) составить характеристику Нефёда;
3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране).