Разработка урока на тему Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом









Урок по теме:



«ПРОЩАНИЕ ВЛАДИМИРА ДУБРОВСКОГО С ОТЦОМ И РОДНЫМ ДОМОМ»
(по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»)












разработала и провела учитель
русского языка и литературы Барышникова И.Е.
муниципальное бюджетное учреждение «Лицей№60»
г.Уфа Республика Башкортостан













ПРОЩАНИЕ ВЛАДИМИРА ДУБРОВСКОГО С ОТЦОМ И РОДНЫМ ДОМОМ.

ЦЕЛЬ УРОКА: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ; РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
Раскрыть внутренний мир героя через сцены прощания с отцом и родным домом.
Воспитательные задачи:
Воспитывать внимательного читателя.
Прививать любовь к общечеловеческим ценностям: доброте, отзывчивости, чуткости.
Развивающие задачи:
Продолжить сбор информации к творческой работе (отзыву, сочинению) по образу В.Дубровского.

Ход урока
Орг.момент. Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, членам комиссии и начнем урок. Садитесь, пожалуйста.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число 2 декабря и тему урока «Прощание Владимира Дубровского с отцом и домом». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Поработаем в парах. Я даю 1 минуту посмотреть еще раз на тему обсуждения и предложить свою версию. Все предположения я буду записывать на доске, а вы в тетрадь. ( на доске записали примерно следующее: как прощался Владимир с домом, отцом? Легко ли ему это далось? почему это произошло? Как это случилось? и т.д. Можно ответы записывать и в виде утверждений, например: скорее всего Дубровскому было легко/тяжело прощаться с домом. Старайтесь записать все версии, выдвинутые учащимися, даже если они неверны ) Замечательно.
А теперь скажите мне, вы когда-нибудь путешествовали во времени? Нет? Тогда текст А.С. Пушкина поможет нам в этом. Цель нашего путешествия – узнать как можно больше о герое произведения. У каждого из вас на парте есть листочек с названием «Бортовой журнал»
Бортовой журнал

ЧТО УЖЕ ЗНАЮ О ГЕРОЕ?
ЧТО УЗНАЛ
СЕГОДНЯ?
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

 
 
 

 
 
 


Прежде, чем отправится в путь, мы должны выяснить, что мы знаем о главном герое. А помогут нам в этом вопросы-подсказки на слайдах.
Вопросы со слайдов:
ГДЕ ЖИЛ ВЛАДИМИР, КОГДА МЫ ВПЕРВЫЕ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С НИМ ?
На что он тратил деньги, присланные отцом?
Кто сообщил ему о болезни отца?
Что предпринял Владимир?

2 мин. Заполнение 1 колонки журнала. Вот что у вас должно получиться.
ЧТО УЖЕ ЗНАЮ О ГЕРОЕ?
ЧТО УЗНАЛ
СЕГОДНЯ?
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

Владимир жил в Петербурге
 
 

Играл в карты и входил в долги
 
 

О болезни отца сообщила ему няня
 
 

Владимир взял отпуск и поехал домой
 
 


4. Каким перед нами предстает герой? (2-3 ответа, например: беззаботным, расточительным, легкомысленным, но имеющим совесть)
Ваши предположения о том, каким он станет в будущем? (варианты ответов учащихся)
Проверим наши предположения. На одну минуту закройте глаза и вслушайтесь. (музыкальный фрагмент на 20 сек.)
Ребята, где это мы с вами оказались?
Смотрите, кажется это 1832 год. Всюду валяются листки посмотрим, что на них. Комментированное чтение первого и других значимых эпизодов ( см. приложение ниже). Заполнение бортового журнала колонка № 2.
Как ведет себя герой?
Какие черты характера он проявляет в эпизодах 2-4? (возле умирающего отца, во время похорон, в березовой роще после похорон, во время встречи с чиновниками, во время прощания с домом?)
Что нового мы о нем узнаем?
Изменилось ли ваше мнение о Владимире Дубровском? Какие черты его характера вам понравились?
(примерные ответы учащихся: Дубровский проявляет заботу об отце, он тяжело переживает его смерть, герой испытывает одиночество, грусть и печаль, чиновники оскорбили его, но он повел себя благородно, не дал их убить дворовым людям и т.п. )
Подведем итоги урока:
1.Какие предположения, сделанные в начале урока, подтвердились?
2. Можем мы предположить, что случиться с нашим героем дальше? Что именно? Эти предположения мы проверим на следующем уроке.
А сегодня наше путешествие во времени подошло к концу.
Записываем домашнее задание.
Заполнить графу бортового журнала 3
Прочитать к следующему уроку гл.6-7
Надеюсь, что у вас будет еще много таких путешествий. А пока урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.
































Приложения на листах
Эпизод 1 для анализа.
Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича, и противуположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние, наконец, восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа - и въехал прямо на двор.
В это время больной сидел в спальней у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его - багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Сын его, сидевший тут же за хозяйственными книгами, поднял голову и поражен был его состоянием. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся - и вдруг упал. Сын бросился к нему, старик лежал без чувств и без дыхания - паралич его ударил.
- Скорей, скорей в город за лекарем! - кричал Владимир.
- Кирила Петрович спрашивает вас, - сказал вошедший слуга.
Владимир бросил на него ужасный взгляд.
- Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора - пошел. Слуга радостно побежал исполнить приказание своего барина; Егоровна всплеснула руками.
- Батюшка ты наш,- сказала она пискливым голосом, - погубишь ты свою головушку! Кирила Петрович съест нас.
- Молчи, няня, - сказал с сердцем Владимир, - сейчас пошли Антона в город за лекарем.
Егоровна вышла.
Дворня с шумом толковала о сем происшествии. Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался».
Эпизод 2
Похороны совершились на третий день. Церковь полна была кистеневскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему. Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился - но лицо его было страшно. Печальный обряд кончился. Владимир первый пошел прощаться с телом - за ним и все дворовые - принесли крышку и заколотили гроб. Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком. Владимир и тех же 3 слуг понесли его на кладбище - в сопровождении всей деревни. Гроб опустили в могилу - все присутствующие бросили в нее по горсти песку - яму засыпали, поклонились ей, и разошлись. Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистеневскую рощу.
Эпизод 3
Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, - он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки - в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев - и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться - он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.
Эпизод 4
Приближаясь, увидел он множество народа: крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. У сарая стояли две тройки. На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках, казалось, о чем-то толковали.
- Что это значит, - спросил он сердито у Антона, который бежал ему навстречу. -Это кто такие, и что им надобно?
- Ах, батюшка Владимир Андреевич, - отвечал старик, задыхаясь,- суд приехал. Отдают нас Троекурову, отымают нас от твоей милости!..
Владимир потупил голову, люди его окружили несчастного своего господина. - Отец ты наш, - кричали они, целуя ему руки, - не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, государь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим. Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его.
- Стойте смирно, - сказал он им, - а я с приказными переговорю.
- Переговори, батюшка, - закричали ему из толпы, - да усовести окаянных.
Владимир подошел к чиновникам. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя. Исправник, высокой и толстый мужчина лет пятидесяти с красным лицом и в усах, увидя приближающегося Дубровского, крякнул, и произнес охриплым голосом:
- Итак, я вам повторяю то, что уже сказал: по решению уездного суда отныне принадлежите вы Кирилу Петровичу Троекурову, коего лицо представляет здесь г. Шабашкин. - Слушайтесь его во всем, что ни прикажет, а вы, бабы, любите и почитайте его, а он до вас большой охотник.
При сей острой шутке исправник захохотал, а Шабашкин и прочие члены ему последовали. Владимир кипел от негодования.
- Позвольте узнать, что это значит, - спросил он с притворным холоднокровием у веселого исправника.
- А это то значит, -- отвечал замысловатый чиновник, - что мы приехали вводить во владение сего Кирила Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру- поздорову.
- Но вы могли бы, кажется, отнестися ко мне, прежде чем к моим крестьянам - и объявить помещику отрешение от власти...
- А ты кто такой, - сказал Шабашкин с дерзким взором. - Бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею божиею помре, мы вас не знаем, да и знать не хотим.
Эпизод 5
- Стойте, - крикнул Дубровский. - Дураки! что вы это? вы губите и себя и меня. - Ступайте по дворам и оставьте меня в покое. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети. А как ему за вас будет заступиться, если вы станете бунтовать и разбойничать.
Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. Народ утих, разошелся - двор опустел. Члены сидели в сенях . Наконец Шабашкин тихонько отпер двери, вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление. Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал.
- Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать; а то уж темно, и ваши мужики могут напасть на нас на дороге. Сделайте такую милость: прикажите постлать нам хоть сена в гостиной; чем свет, мы отправимся восвояси.
- Делайте, что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь уже не хозяин. С этим словом он удалился в комнату отца своего, и запер за собою дверь.

Заголовок 415