Разработка урока литературы Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.


Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского".
Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс
Цель: 
формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений;
формировать умение интерпретировать текст художественного произведения
Технология: проблемного обучения
Методические приемы: 
анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
беседа;
составление ассоциограммы;
литературный эксперимент;
устное монологическое высказывание;
составление сопоставительной таблицы.
Ход урока
Оргмомент
Литературный эксперимент
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.
Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
“Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”
(К.П.Троекуров)
“С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.
(А.Г.Дубровский)
Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?
Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).
К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.
3.Формулировка темы и цели урока
Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.
4. Постановка проблемного вопроса
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
5. 1-й этап рефлексии
Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии). 
Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.
6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)
Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:
Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.
Что обозначают эти слова?
В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”?
Приведите примеры употребления данных слов.
Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.
7. Актуализация ЗУНов.
Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.
Работа в парах: 
На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:
пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости
Распределить данные качества в таблице:
К.П.Троекуров А.Г.Дубровский
Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.
Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?
Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.
Работа в парах: 
Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях.
Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?
Покровское Кистенёвка
Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.
Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?
 К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии). 
Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского?(Кистенёвка – маленькое, незначительное). 
Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?
Говорящими являются и имена героев.
Запись на доске:
Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель
Петр - скала, утес, камень.
Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.
О чем говорят имена героев?
Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.
Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?
На чем основывается их дружба?
Что стало причиной ссоры героев?
8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.
Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?
Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)
Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.
Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.
Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)
Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?
С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)
В чем особенность его речи?
Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”)Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)
Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)
Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)
Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”
Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?
Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?
Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).
Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?
Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.
Проведем исследовательскую работу (работа в парах)
Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?
Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”) 
Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?
Почему Дубровский не предпринял ответных мер?
Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?
Анализ эпизода “Суд”.
Работа в группах:
1, 2 группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд  
Слушание протокола  
Подписывание решения  
Отъезд из суда  
3, 4 группа:
Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:
Приезд в суд  
Слушание протокола  
Подписывание решения  
Отъезд из суда  
Анализ работы группы:
В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?
Как ведут себя чиновники после оглашения решения суда?
Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)
А Дубровский?
Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью).
Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость)
9. Проблемный вопрос, 2-й этап рефлексии
Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?
(Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство)
Записать в тетрадь (5-6 предложений) ответ на поставленный вопрос, сравнить с первоначальной записью. Что изменилось в вашем восприятии этих эпизодов?
10. Итог.
Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства.
Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров? А морально?
У вас на карточках дано определение слова “честь”, взятое из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля:
Честь:
внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть
высокое звание, чин, должность.
Какое из значений вам кажется более близким к описанной ситуации?
Кто из героев сохраняет человеческое достоинство, а кто – нет?
В своем романе «Дубровский» Пушкин описывает два типа дворян. Представителем первого из них является Троекуров, второго – Андрей Гаврилович Дубровский. Эти люди совсем непохожи друг на друга: даже странно, что они были друзьями.
Сравнение помещиков:
Несмотря на то, что оба героя – дворяне, их положение в обществе неравно. Троекуров – богатый "русский барин" и благодаря своим деньгам и связям обладает большой властью. Соседи и чиновники побаиваются его и всячески стремятся ему угодить. Дубровский же беден, не имеет веса в обществе. Образы их жизней также различаются: Троекуров проводит время за пирами и развлечениями, Андрей Гаврилович же ведет скромный образ жизни.
Также различаются и характеры героев. Дубровский – честный, благородный дворянин. Несмотря на свое положение, он сохраняет чувство собственного достоинства. Особенно ярко выделяется его образ идеального дворянина на фоне невежественного, грубого и надменного Трубецкого.
Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.
Троекуров позволяет себе многое по отношению к другим людям, зависящим от него. Он издевается над крепостными, жестоко шутит над гостями. Рассорившись с Дубровским, он без сомнений незаконным путем отбирает у него имение, воспользовавшись своими связями. Свою дочь Машу он против ее воли выдает за старика, руководствуясь расчетом. Андрей Гаврилович же относится к во всем одинаково, уважает крестьян и не раболепствует перед теми, кто богаче его. Грубое отношение Троекурова к своим слугам Дубровский осуждает:
...псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам.
Дворянское общество:
Как уже было сказано, среди дворян Пушкин выделял два типа. Образ Дубровского - это представление автора об идеальном дворянине, просвещенном и образованном. Но в реальности того времени власть принадлежит представителям второго типа, таким деспотам, как Троекуров. Однако будущее страны, считал писатель, именно за благородными дворянами.
Урок развития речи
Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
ЦЕЛИ:
1. Проверить знание текста произведения.
2. Формировать умение отбирать тематический материал и готовить сообщения.
3. Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.
4. Развивать связную речь и логическое мышление.
Задачи:
Обучить составлению плана сочинения.
Подготовить учащихся к письменному сочинению о героях изучаемого произведения.
Усилить связь теории с практикой.
Выработать умения самостоятельно применять знания при написании сочинения.








Ход урока
Ì. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока.
- Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский». (слайд№1)
ÌÌ. Работа по теме урока.
Формулировка и выбор тем сочинения.
- Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы. ( слайд №2)
а) «К. Троекуров и А. Дубровский »
б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского »
в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»
- С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой, поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.
2. Работа по 1-ой теме.
- Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.
План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский »
Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.
ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.
Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
Характер героев.
Отношение с людьми.
Причина гибели А. Дубровского.
ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.
- Что касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который подготовил краткую историческую справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.
- Пока ученик рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)
Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово "дворянин" буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.     Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены.      В эпоху правления Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления - самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.    Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокругМосквы и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.При Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана "Табель о рангах", которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.     Екатерина II продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации - буржуазии.       После революции 1917 года в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.
- Спасибо за сообщение. Я думаю, что ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.
персонажи
критерии оценки
К. Троекуров
А. Дубровский
Сходство персонажей
1. Ровесники. 2. По происхождению дворяне. 3. Оба служили и вышли в отставку. 4. Оба женились по любви и стали вдовцами.
Различие
Соц. положение
Богатство - власть, связи.
Бедность – отсутствие власти, авторитета.
Характер героев
Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.
Мягкий, порядочный, добрый, благородный.
Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)
Грубо, строго, властно, жестоко.
Гуманно, уважительно,
Отношение автора к героям
Осуждение, неприязнь
Сочувствие, симпатия
Беседа по вопросам.
Каково было положение героев в обществе?
Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
Как они относились друг к другу?
Какой случай спровоцировал их ссору?
Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
Какова причина гибели Дубровского?
Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
Работа по 2-ой теме.
- Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь. (слайд №4)
План к теме «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского ».
Ì. Вступление. История героев и их семей.
ÌÌ. Основная часть.
Начало их отношений.
Объяснение Дубровского с Машей.
Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
Сватовство и венчание с Верейским.
ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?
- А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.
1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.
2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?
3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?
4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?
5. Как относились к учителю в доме Троекурова?
6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?
7. Как относится к Дубровскому Маша?
8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?
9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична? Ответить на этот вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева «Неравный брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви стояла карета».(слайд №5)
10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?
4. Работа по 3-ей теме.
- У нас осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать полную характеристику персонажа и в итоге высказать свое личное мнение к этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)
План к теме «История жизни Владимира Дубровского»
Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.
ÌÌ. Основная часть.
Болезнь и смерть отца.
Дубровский вступает на преступный путь.
Отношения с Машей Троекуровой.
Дубровский – благородный разбойник.
Главный герой покидает родные края.
ÌÌÌ. Заключение. Мое отношение к герою.
- Разберем этот план, ответив на вопросы.
1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?
2. Каковы были отношения отца и сына?
3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?
4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?
5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?
6. Почему крестьяне пошли за ним?
7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?
8. Почему он не стал мстить врагу?
9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?
10. Как автор относится к герою?
11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?
ÌÌÌ. Устное сочинение.
-

ÌV. Итог урока.
-Итак, мы с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились характеризовать героев произведения, составили план сочинения, а самое главное – собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке, получают оценки.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.



Сочинение
Троекуров Кирила Петрович — родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского.Самый тип русского барина-причем современного, а не взятого напрокат у допетровской истории, не был детально разработан отечественной словесностью. Новизна героя предполагала большую подробность и колоритность изображения; социальный портрет барина Т. отчасти затмил собою образ «благородного разбойника» Дубровского. Т. именно самодур; то есть человек избалованный и распущенный до безобразия, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи — вот формула его жизнеощущения. Обжорство, пьянство, сластолюбие (по двору бегает множество крестьянских ребятишек, как две капли воды похожих на Т.; во флигеле, как в гареме, заперты шестнадцать горничных — трагическая проекция замка «двенадцати дев» из поэмы «Руслан и Людмила») — вот его времяпрепровождение. Унижение слабых, «благородные увеселения русского барина» вроде травли зазевавшегося гостя медведем - вот его удовольствие. «Совершенная повариха» — вот единственное его чтение. (Притом что в доме — обширная библиотека, ключи о которой отданы дочери Маше.)При этом Т. — не прирожденный злодей; уважает чужую решительность — именно поэтому он до поры до времени искренне дружил с бедным соседом, владельцем 70 душ Андреем Гавриловичем Дубровским. (В первоначальном варианте тема «богатства» Т. и «безродности» Дубровского-старшего, его бывшего сослуживца, была осложнена политическим мотивом: после екатерининского переворота 1762 г., расколовшего дворянство, один продолжил службу, другой вышел в отставку.) А если в конце концов, после ссоры на псарне, решил «наказать» старика Дубровского и с помощью взяток отсудить у него единственное имение Кистеневку; если довел прежнего товарища сначала до умопомешательства, а затем и до смерти, — то не из корыстолюбия, а единственно по самодурству, из желания удовлетворить прихоть мести. Недаром после «победного» приговора суда совесть в Т. ропщет; он гневно насвистывает гимн «Гром победы раздавайся» (что делает всегда в дурном расположении духа); и в конце концов едет мириться. Другое дело, что поздно — поздно и физически (старик уже при смерти), и метафизически. (Дела переходят в руки Дубровского-младшего, который через слугу передает Т. унизительный приказ убираться восвояси.) Точно так же, когда Владимир, ставший «благородным разбойником», под видом француза-учителя Дефоржа поселяется в доме Т. — и хладнокровно убивает «увеселительного медведя», Т. не только не жалеет о смерти любимого Миши, но и восхищается «Дефоржем», как некогда восхищался стариком Дубровским. Беда не в Т. лично, а в социальном устройстве российской жизни; оно развивает в необразованном, непросвещенном — хотя и родовитом— дворянине худшие наклонности; слабого делает слабее, а в сильном порождает веру в безграничие его власти: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Даже самое живое и естественное из всех человеческих чувств — любовь к детям — искажается до предела; Т. души не чает в своей Маше, но устраивает судьбу дочери не только вопреки ее воле, но и вопреки ее счастью, исходя из соображений выгодЭто тем более страшно, что помещик как бы отражается в подвластных ему крестьянах; «троекуровские» столь же спесивы, сколь он сам. Недаром сквозь весь текст романа проходит метафора своры, псарни: именно троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему — и как бы сталкивает помещиков лбами; слуга Дубровского-младшего, посланный барином прогнать Т. со двора, переиначивает приказ: «Пошел вон, старый пес», после чего няня Егоровна удовлетворенно замечает: «небоев поджал хвост». Может поможет !?
Материалы к уроку № 3
Сюжет и композиция романа А.С. Пушкина «Дубровский»
Прочитайте с. 155-156 учебника литературы .
Восстановите истинный ход событий романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Венчание.
Два мальчика.
Дефорж открывается Спицыну.
Дубровский предлагает Маше свое покровительство.
Маша под арестом.
Обед в селе Покровское.
Объяснение Дубровского с Машей.
Отец и сын
Пожар.
Последний бой.
Похороны отца Владимира Дубровского.
Появление князя Верейского.
Появление разбойников.
Превращение Дубровского в Дефоржа.
Сватовство князя Верейского.
Смерть Андрея Гавриловича Дубровского.
Ссора Троекурова и Дубровского.
Суд.
Француз Дефорж наедине с медведем.
С какой целью А.С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?
А. С. ПУШКИН. РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»  Сюжет и композиция произведения
Цели: продолжить работу над романом; раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Рассматривание иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» (с. 96 учебника).
– Какой момент запечатлен на иллюстрации?
– Озаглавьте иллюстрацию строчками из романа.
– Какие чувства и переживания героев изобразил художник?
– Перескажите этот эпизод романа.
2. Слово учителя, анализ VIII–XI глав.
– Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности или ее с нарушением.
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов называется композицией.
Запись в тетрадь.
3. Чтение статьи учебника «Композиция» (с. 155).
– Какова же композиция VIII–XI глав? Составьте план основных событий в той последовательности, в какой они описаны в романе.
– Восстановите истинный ход событий. С какой целью, по-вашему, А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?
Сюжет (фр. sujet – «предмет, содержание») – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Запись в тетрадь.
4. Просмотр фрагмента «Увеселения русского барина» (из кинофильма «Дубровский»).
5. Инсценировка «Обед в Покровском» (гл. IV).
Подготовленная  группа  учащихся  представляет  индивидуальные  задания.
6. Художественные пересказы.
Пересказ учащимися:
1) рассказа Анны Савишны Глобовой (с. 107–108).
2) диалога Антона Пафнутьевича Спицына с Кирилой Петровичем Троекуровым.
– Почему никто из гостей Троекурова не узнал Дубровского?
– Почему А. П. Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем?
Просмотр фрагмента «Пробуждение Антона Пафнутьевича».
7. Анализ X–XII глав романа.
– Расскажите, как Дубровский стал Дефоржем.
– Какие качества характера Дубровского проявились во время пребывания его в Покровском?
– Почему Пушкин нарушил последовательность изложения событий?
– Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и почему он отказался от своей мести?
8. Анализ заключительных глав.
– Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чем их различие?
– Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?
Близкий к тексту пересказ эпизода с кольцом (гл. XVII).
– Как вели себя Митя и Саша во время допроса?
– Почему Троекуров и исправник отпустили Митю, и какие последствия имело это обстоятельство?
– Как складывались отношения Марии Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?
Рассматривание иллюстрации художника Лансере (с. 145).
9. Анализ XIX главы.
– Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими деталями текста он опровергает свое определение?
– Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
Рассматривание иллюстрации  Шмаринова  «Дубровский»(с. 149).
10. Выставка иллюстраций  А. Бахомова  (1936)  и  Б. Боймы(1948).
Обратить внимание учащихся на своеобразие этих рисунков.
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению; начать подготовку  к  сочинению  по  одному  из  изученных  произведенийА. С. Пушкина.