Консультации для родителей Организация сюжетной игры в детском саду

Консультация для молодых педагогов "Организация сюжетной игры в детском саду"
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире”. В.А. Сухомлинский
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.
Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими детьми.
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка включать в игру и условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинировать разные события).
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть “не только коллективная проработка знаний” или тем “Космос”, “Стройка” и т.д., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную, творческую игру детей.
Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Такая стратегия обеспечивает и индивидуальную самостоятельную игру детей и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. И все эти принципы “повиснуть в воздухе” если мы не определим реальной опоры и реального средства, на которое может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжетная игра. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастной характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Рассмотрим конкретные приемы, позволяющие реализовать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада.
1-я младшая группа. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. К 3-м годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.
Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного, предметного взаимодействия детей друг с другом. Начиная формирование простейшего взаимодействия между детьми, можно использовать любые “катающиеся” предметы (мячик, тележка и т.д.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленных друг на друга. “Давай поиграем! Будем мячик катать!” – воспитатель перекатывает мячик ребенку. “А теперь ты мне!” (4–6 перекатыванием)
Чтобы переключить в дальнейшем детей на партнеров – сверстников, надо продемонстрировать им целостную систему взаимодействия. Воспитатель катает мяч вдвоем с младшим воспитателем. “Ребята, посмотрите, как мы играем! Кто хочет так поиграть?” Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принять другие формы (совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамиды и т.д.). “Давайте построим башню! Я положила первый кубик. Саша, теперь ты клади кубик сверху. Оля, теперь ты. Получилась высокая башня! Ох, башня сломалась! Давайте снова строить!”
Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат – изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слезы и крик, реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе.
Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей воспитатель решает задачи формирования условного игрового действия, замещающего реальное действие с “настоящими” вещами.
Задача педагога – сформировать у ребенка к 3-м годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2–3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, действие, начатое партнером-воспитателем, а затем сверстником.
Овладение ребенком действиями с предметами-заменителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простую игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.
2-я младшая группа.
К 4-м годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действие с предметами “понарошку” подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то “понарошку” -мамой, доктором, шофером. Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль, как специфический способ построения игры?
Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, чтобы партнер понимал, что он не Петя, а шофер автобуса.
Ролевое поведение всегда имеет 2 аспекта.
Первый – это специфические действия с предметами, например, доктор делает укол.
Второй – ролевая речь, направленная на других людей (доктор узнает у пациента, что у него болит).
Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только осуществлять специфические для роли действия, но и уметь развертывать ролевое воздействие – ролевой диалог. Задача воспитателя при этом с детьми 4-го года жизни – построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действие с игрушкой на взаимодействие с партнером-взрослым.
Воспитатель строит совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя. Первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру – я – доктор, буду лечить детей. Здесь у меня больница. Катя, твоя дочка заболела? Веди ее в больницу. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т.е. ориентирует детей друг на друга. Значение такой совместной игры со взрослыми заключается в свободной самостоятельной игре детей, действия с игрушками будут сопровождаться ролевыми диалогами, появится название своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему.
Показателями успешного формирование ролевого поведения у детей 4-х лет является следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстниками, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Средняя группа.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывание игры.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером игры.
Игра должна развертываться так, чтобы для ребенка “открылась” необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем 2-х условий:
Использование много персонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры: персонажей в игре должно быть больше, чем участников.
Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими ролями. Возможно состав ролей принимает вид “куста”, например: матрос, Капитан пассажир. водолаз.
Такой сюжет развертывается постепенно, в первом событии взаимодействуют капитан и матрос, во втором – капитан и пассажир, в третьем – капитан и водолаз. Таким образом, одна роль (капитан) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных.
Ребенку предлагается главная роль героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей. (Давай играть в Емелю, я буду Емелей, а ты – щукой). С каждым ребенком игру по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2–3 раза, каждый раз меняя конкретную тематику. После этого воспитатель может переходить ко II этапу формирования – учить детей менять первоначально принятую роль, а ребенку предлагает дополнительную.
Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. Постепенно, с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла – у них формируется умение планировать игру.
В игре педагог учит детей обращаться друг с другом. Первые диалоги в дальнейшем обрастают подробностями и становятся привычно употребляемыми.
Старшие и подготовительные группы.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?
Для того, чтобы действительно переводить детей на более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшею ее эволюцию. Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников – это игра – фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы.
Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение игры – совместным сюжетосложением.
Эффективным средством формирования сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на предыдущих этапах.
На данном этапе – это совместное сюжетосложение. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно воспитатель переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобным для такого постепенного изменения являются сюжеты волшебных сказок. Например, сказка “Иван-Царевич и Серый Волк ” Какие здесь возможны преобразования? Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-Царевича. Можно заменить Жар-птицу – новогодней елкой, отправляет не Ивана-Царевича, а слугу. Герой может встретить не Серого Волка, а другого обладателя волшебного средства (Бабу-Ягу, Фею) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет и т.д.
Общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание, знать, как можно изменить знакомый сюжет, а не детям. Ни в коем случае нельзя специально объяснять им схему сюжета. В таком случае игра превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность.
По мере овладения умениями совместно комбинируя разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба-Яга и продавец). Характер игры –придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:
совместное “вспоминание” (пересказ) известной сказки;
частичное преобразование известной сказки;
придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
развертывание нового сюжета с разнообразными ролями в процессе “телефонных разговоров”
придумывание новых историй на основе реалистических событий.
В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится более развернутой. Ребенок для нее использует множество дополнительных деталей. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев.
В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.
В заключение хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.
Литература:
“Организация сюжетной игры в детском саду” Н.Я.Михайленко.
“Развитие игровой деятельности дошкольников” А.В.Калинченко.
“Воспитателю о детской игре” Д.В.Менджерицкая.
“Игровая деятельность в детском саду” Н.Ф. Губанова.






















Сюжетно – ролевая игра в жизни младшего дошкольника
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связанно с рядом условий наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.
В своей группе я организовываю предметные игровые взаимодействия, что облегчит детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. На первом этапе обучения детей играть, я формирую простейшие условия с сюжетными игрушками. Для этого развертываю сюжетную игру на глазах у детей, одушевляю кукол и другие игрушечные персонажи.
По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками я перехожу к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом. Например, варю суп на игрушечной плите, а затем кормлю им кукол; стираю кукольное платье в игрушечном тазике, а затем глажу его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни. Сначала я сама разыгрываю сюжет на глазах у детей. При последующем повторении подключаю к игре одного-двух малышей: «Соня, я мишку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?»
На этом этапе работы, наряду с сюжетными игрушками, ввожу в совместную игру предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка). Это способствует развитию воображения.
Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со мною могли развертывать игровые действия, я следую сохранению предметно-игровой среды или специально ее организовываю. Усложняю, обогащаю предметно-игровую среду за счет увеличения игрушек. Учу детей пользоваться в играх строительным материалом (кубы, бруски, пластины), простейшими деревянными и пластмассовыми конструкторами, природным материалом (песок, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; пускать по воде игрушки). Развиваю умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают его внутренний эмоциональный комфорт.
 
В игре развивается:
-способность к воображению;
-образное мышление;
-умственное развитие;
-развитие личности;
-развитие способности взаимодействовать с другими детьми;
-ребенок приобретает опыт взаимопонимания;
-развитие речи (ребенок учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать с другими детьми);
-общение;
-фантазирование;
-социальное развитие.
В своей работе использую методы и приемы педагогического воздействия, что повышает уровень игровой деятельности, влияет на игровые интересы детей, обогащает их новыми впечатлениями. Знакомлю детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок.
Хочу подчеркнуть, что семья является основным фактором формирования игровой деятельности. Поэтому я наметила пути работы с родителями. До сведения родителей был доведен тот факт, что все игры могут и должны использоваться для всестороннего развития детей. Рассказала родителям, как можно играть с ребенком, не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже и т.д. Для повышения педагогических знаний родителей провела: консультации, анкетирование, дала рекомендации, провела родительское собрание по теме: «Сюжетно-ролевая игра в жизни младшего дошкольника».
В результате проводимой работы родители стали больше обращать внимание на советы и рекомендации. Помогли в создании развивающей среды группы. Это – изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, пошив  костюмов для уголка ряженья, одежды для кукол. 
Результаты наблюдений за игрой детей, после проведенных мероприятий, говорят о том, что повысился показатель взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
Можно сделать следующий вывод: что образовательный процесс, включенный в систему современных социальных целей и основанный на обогащении сюжетно-ролевой игры способствует успешной адаптации личности ребенка в обществе.
Список литературы:
Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 7. - С. 45-50.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Мысль, 1989. – 420 с.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.– М.: Радуга, 1988. – 410с.
Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. //Дошкольное воспитание. – 1993. - №3. – С. 15; № 4.– С. 18-23.
Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. – М.: Просвещение, 1987. – 390 с.
Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А.П.Усовой. – М.: Мысль, 1986. – 430 с.
Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения. //Дошкольное воспитание. – 1994. - №2. – С. 43-46.  








Анализ сюжетно-ролевой игры «Покатаем кукол на машине»
Сюжетно – ролевая игра, которую я провела, называется «Покатаем кукол на машине». Целями данной игры являются: научить детей объединяться для самостоятельных игр; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир). Для её проведения мне понадобились следующие материалы и оборудование:
набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики) ;
рули (2 шт., в данном случае я использовала игрушки-заместители: кольцо от пирамиды;
куклы;
в строительном уголке заранее была построена машина;
Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, потребовалось провести предварительную работу с детьми. Это прогулки, на которых мы наблюдали за машинами. В ходе наблюдений внимание детей обращалось на разнообразие машин, на то, что перевозят машины, и т. д. После прогулки в беседе с детьми задавались им следующие вопросы на закрепление: Какие машины они видели на улице? Что везли машины? Как называется профессия человека, который управляет машиной? Так же предварительная работа заключалась в сооружении машины из мелкого строительного материала на занятиях по конструированию.
Для игры я выбрала простой сюжет с четырьмя персонажами и элементами-действиями – «шофер» управляет машиной и везет «пассажиров», в роли которых выступают мамы со своими дочками.
Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети играют роль взрослого. В данном случае мальчики были шоферами, а девочки в роли мам со своими дочками были пассажирами. И те и другие передают в игре не только отдельные действия: действия шофера и действия пассажира, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочки, держа своих кукол, явно подражают мамам, а мальчики, держа руль и управляя машиной, подражают папам. Вопросом «Илюша, ты хочешь быть шофёром? » и утвердительным предложением «Максим, ты тоже будешь шофёром» я дала им четкую установку на выполнение ими в игре роли шофёра.
Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Илюша катает куклу. Я подсказываю: «Посмотри, Илюша, к тебе пришли еще мамы. Они тоже хотят покатать своих дочек», постепенно фиксирую внимание девочек на сходство их действий с действиями взрослых. Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: куклы и рули.
В сюжетно-ролевую игру «Покатаем кукол на машине» я включила элемент интеграции: игра с куклой, игра с машиной и игра со строительным материалом.
Кукла занимает особенно важное место среди всех игрушек. Ребенок берет в руки куклу и при этом сам «взрослеет»: действия выполняет серьезно, солидно, обстоятельно. Это, в свою очередь, обучает и его самого. Игры с куклами всегда социально мотивированы, они способствуют воспитанию у детей добрых чувств (нежности, доброты, жалости, сочувствия, ласки) .
Играми с машинами увлекается большинство детей третьего года жизни. Однако уровень содержания этих игр не обеспечивает дальнейшее развитие детей. Игры с машинами возникают по несколько раз в день. Как правило, это бывают индивидуальные игры, а совместные отличаются кратковременностью и бедным содержанием. Обычно дети примитивно катают машины, иногда перевозят в них что-то. Все это дает возможность развивать новые сюжеты.
Новым сюжетом в данной сюжетно-ролевой игре является сооружение второй машины из строительного материала. Дети применяют здесь выработанные навыки конструирования машины. Чтобы не затягивать время мы строили машину совместно.
Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре я сама встаю на позицию ребёнка и участвовую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Я думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило мне реализовать поставленные задачи.
Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у детей интерес к ней, желание играть, я использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования, пение песенки про шофера.
В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры положительный. Дети были активны, эмоциональны.
Я думаю, что с поставленными целями и задачами и дети и я как воспитатель справилась.










Этапы развития сюжетно – ролевой игры
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.
Но жизнь в режиме детского сада построена так, что на игру остается очень мало времени.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н.Леонтьева, только самый конец дошкольного возраста характеризуется переходом к «рубежным» формам игры – игре фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» определяется тесной связью с другими видами деятельности: литературным и художественным творчеством, учебной деятельностью, своеобразным сдвигом мотива игры с процесса на ее результат.
В концепциях игровой деятельности конца 20 века (Л.А. Венгер, Е.М.Гаспарова, Н.Я.Михайленко) убедительно доказано, что развитие игры в дошкольном детстве – процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно - отобразительной и индивидуальной режиссерской игр, которые затем образуют две самостоятельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссерская игра продолжает развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин. Наличие сверстников способствует тому, что из индивидуальной режиссерская игра превращается в развернутую форму совместной детской деятельности. По-видимому, по отношению к ребенку старшего дошкольного возраста возможно говорить о развитии субъектной позиции – как в сюжетно- ролевой, так и в режиссерской игре.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е.Кравцова). Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что происходит не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами, действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих “актеров”. Поэтому такая игра и получила название режиссерской.
Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Активно присваивая культуру, ребенок отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает свои замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра - важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.
Игровой мир режиссерской игры позволяет ребенку «опредмечивать» сюжет, видеть его как бы со стороны.
После – игра-фантазирование, драматическая игра, игра с правилами (связаны с литературой, художественным творчеством, учетов).
Акцент переносится с процесса игры на результат.
Связь образных областей: игра – труд – отражают знания о труде взрослых, игра – фантазирование связана с речевым творчеством.
- условия, необходимые, чтобы дети имели возможность проявить творчество, и чтобы эти игры были привлекательны:
- содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, учету окружающей детей обстановки.
2) педагогическое сопровождение должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
3) предметно – игровая среда должна быть динамично изменяющейся, и в её создание должны принимать участие дети;
- Появление сюжетных игр у детей 3 года жизни – вся жизнь в группе должна быть насыщена игрой.
Например, кукла – медсестра осматривает детей и кукол перед обедом: «Пойдёмте руки мыть и т.д.».
Потом укладывают кукол спать, качают, затем наступает очередь детей.
- Забота взрослого о ребенке становится ведущим источником сюжетно – отобразительных и сюжетно-ролевых игр на 4ом году жизни.
Сюжетно-отобразительная игра – ребенок копирует бытовые действия взрослого.
Сюжетно-ролевая – отражает людей, их характера, настроения.
Роли: сначала взрослый в главной роли (шофер, доктор, повар и т.д.) задает так в игре, завязывает сюжет. Задает вопросы ребенку, побуждает его к ответам, действиям, побуждает вспомнить собственный опыт ребенка (как бы у врача, как делали прививку, как ходят с мамой в магазин и т.д.) и применить его в игре. Потом позиции меняется: педагог приводит на прием к «доктору - ребенку» свою «дочку - куклу», потом представляет детям самостоятельно играть, подсказывает дальнейшее развитие сюжета.
- Условия для индивидуальных режиссерских игр в группе должны быть разнообразные мелкие образные игрушки (куклы, матрешки, зверюшки, машины, строительные наборы, мебель детская и т.д.).
Педагог разыгрывает, используя игрушки различные бытовые оценки, сказки, втягивает ребенка в игру, подсказывая ему действия его игрушки.

Сюжетно - ролевые игры на прогулке в дошкольных учреждениях
Консультация для воспитателей

Мир дошкольного детства тесным образом связано с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении дошкольников; при этом в разных странах сформированы собственные подходы к использованию игры в педагогической практике. Так в дошкольном образовании нашегоj детского сада используется сюжетно – ролевая игра в дидактических цепях. Игра, традиционно являющаяся основой учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, считается одним из ключевых факторов эффективной практики дошкольного образования.
Что такое игра? Это жизненно – важная потребность ребёнка, познающего мир. Чтобы дети имели возможность проявлять творчество в таких играх, чтобы они были для них интересны и привлекательны, мы соблюдаем следующие условия: 1) содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; 2) педагогическое сопровождение игр строится с учётом постепенного развития самостоятельности и творчества ребёнка.
Размышляя над тем, какие игровые конструкции должны быть на участках мы определили цель – разнообразие предметно – ролевой среды на участке, обогащающее ролевое взаимодействие детей, а основной принцип размещение конструкций - сочетание групповых площадок с общими тематическими игровыми площадками, на которых были размещены наиболее крупные формы.
Так в «Беседка сказок» обогащена героями разных сказок, хорошо знакомых детям. Здесь дети играют в сюжетно – ролевые игры: «Театр», « Путешествие на сказочную полянку» В «Туристическом городке» ребята играют в сюжетно – ролевую игру «Мы спортсмены», здесь дети учатся лазать по лесенке, проводят упражнения на турнике, укрепляют мышцы. Дети, играя в путешествия и походы «в поисках клада», имеют возможность остановиться для отдыха в хижине (избушке), где их «накормит и напоит чаем» хозяюшка. В таких играх – походах у детей формируются такие нравственные ценности, как долг, дружба, взаимовыручка, мужественность.
На территории «Цветовода» дети, играя, учатся ухаживать за растениями, выращивать цветы. В этой игре у ребят а сталкиваются с трудом цветовода, воспитывается чувство любви к природе, открывается красота рироды.
В тёплое время года мы с ребятами отправляемся в «Песчаное царство», где ребята играют в игру «Строителей». В царстве строим замки, гаражи, мосты и другие сооружения. Туда съезжаются самые красивые машины, все герои, люди, желающие жить в этом царстве. А сами строители живут очень далеко от «Песчаного царства». Им приходится долго идти. Поэтому «жители» нашей страны «Детство» решили создать маршрут, по которому каждый день проезжает «Автобус». Водитель автобуса – опытный, соблюдает все правила дорожного движения.
По дороге водителю автобуса встречаются грамотные пешеходы. Они очень хорошо знают, где нужно переходить дорогу, на какой сигнал светофора нельзя двигаться через дорогу. На нашем участке есть домик, в котором ребята проводит различные сюжетно – ролевые игры: больнице, парикмахерская, дом, библиотеку, магазин.
«Крылатые прогулочные веранды» дети очень любят. Они с удовольствием «отправляются» на них в дальнее путешествие.
Воспитателям следует менять игровую среду. Так дети ходят на участки других групп. Это позволяет обогащать известные игры эмоциями и новыми, необычайными сюжетами.
Организация сюжетно – ролевых игр на площадке должна подчиняться определённым принципам:
1. Чтоб дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
3. Чтобы дети могли сотрудничать в игре, при формировании игровых умений, необходимо ориентировать их как на осуществление игровой действия, так и на пояснение его смысла партнерам по игре.
4. Игра должна быть организована так, чтобы у воспитателя была возможность формировать игровые умения, а у детей – возможность развёртывать самостоятельную игру
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Игра увлечёт не детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметом, если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитания у них умения жить в коллективе.
Приведём примеры некоторых приёмов:
1. Беседа с детьми с целью выявления их представлений о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.
2. Чтение произведений, относящихся к той или иной игре (беседуя о прочитанном, мы уточняем участников той или иной игры)
3. Решаем с детьми, какие атрибуты или игрушки – самоделки нам необходимо взять для игры (набор посуды, припасы продуктов, воду)
4. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам. При этом воспитатель подсказывает детям слова, которыми можно начать рассказать. Следующие приёмы можно использовать на улице, непосредственно перед игрой .
5. Уточнение важных моментов . Вместе с детьми решаем, какие правила игры могут быть установлены на нашей площадке, в нашей ситуации (куда поплывём, чем займёмся, как и что мы будем делать)
6. Распределение ролей перед игрой. Воспитатель предлагает детям самим решить, кто, кем хочет быть. Чтобы дать им возможность действовать самостоятельно, не надо заставлять их делать то, что они не хотят. Не доступны со стороны взрослого принуждения, навязчивание тем, игровых ролей, форм игры. У детей не должно возникнуть чувство, что в детском саду надо играть, как велят, а не как хочешь. Надо много общаться с детьми, наблюдать и предлагать разные варианты взаимодействия. В этом наш главный помощник – игра. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать её в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовать такие сюжетно – ролевые игры, в которых каждый ребёнок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415