Творческая работа по рассказу И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско

И.А Бунин «Господин из Сан-Франциско».

В русской литературе, одной из самых богатых и славных литератур мира, в созвездии блестящих имён горит своим, особенным и загадочным светом, дрожа насквозь, как самоцветный камень, звезда Бунина. Иным свет её кажется холодноватым, блеск - изощрённым; другие восхищаются великолепием её сияния безоговорочно.
«Выньте Бунина из русской литературы, - сказал Максим Горький,- и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души»

Когда я прочитала рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», у меня возник вопрос – обречены ли все пассажиры «Атлантиды» на погибель? Если да, то почему?
Повествование начинается с представления читателю некого Господина из Сан-Франциско, все вращается вокруг него: люди, деньги, сюжет сего произведения. Этим автор показывает нам важность и значимость персонажа. Его имя нам неизвестно. Тут же вопрос: нужно ли оно ему? Богат, влиятелен, но «только начавший жить» мужчина. Его имя - пустое место, купюра из его кармана заменяет всё. Но ведь не все вещи в нашем мире, в нашей жизни можно разрешить с помощью денег.
Нельзя купить радость, совесть, таланты. Можно ли купить доброту?.. Острая социальная проблема встаёт перед нами в этом произведении - проблема общества, его продажность, неравенство между людьми.
Обращаясь к творчеству И.А Бунина, читатели могут заметить подобную проблематику и отметить неразрешимость такой проблемы, как становление человеческой личности.
Рассмотрим такое произведение, как поздний рассказ «Молодость и старость», в котором повествуется о мудром старце и красивом юноше, в нём заключен глубинный смысл о человеческой личности и определении сроков жизни.
Юноша просит у мудреца больше времени для праздной жизни, соглашаясь даже на то, чтобы жить сначала подобно ослу, позже подобно собаке и заканчивая свою жизнь подобно обезьяне.
Финал рассказа таков: мудрец прожил не столь долгую жизнь, но прожил он её человеком, не опускаясь до участи осла и собаки.
Захар Воробьёв из одноимённого рассказа человек, а вот кулак Макар Красов из рассказа «Деревня» и является тем самым ослом и собакой. Тихон всю жизнь сетовал на свою судьбу, не имея разума, словно осёл, и не посмевший поехать в Москву, куда столько мечтал попасть, покорно слушаясь обстоятельств - хозяев, словно собака.
Вернёмся к «Господину из Сан-Франциско». Кто же он? Осёл, собака или всё же человек? Он господин, и этим всё сказано. Господин без имени, не захотевший, а возможно просто не сумевший стать человеком.
Я считаю, что все они, на этом пароходе такие же Господина и Госпожи, сливки общества, вкушающие десерты и наслаждающиеся отдыхом и именно поэтому они обречены на смерть. Там, среди них, нет «человека», чтобы спасти эти тлеющие души.
О смерти их, об их уходе никто не прольёт скупой слезы. Также спустят в трюм и продолжат веселье. Разве это люди?..
Можно связать красной нитью два произведения разных эпох. Это роман И.С Тургенева «Отцы и дети» и рассказ И.А Бунина «Господин из Сан-Франциско». Очевидна игра смерти в финалах произведений - смерть Базарова символизирует конец нигилизма, а вот кончина Господина вскрывает и указывает на то, что станет со всеми на этом пароходе: своеобразная концовка всей жизни на «Атлантиде». А может в мире в целом?
Господин из Сан-Франциско безумно богат материально, но ничтожно беден душой своей. Это ли не самое страшное? А бедны в этом плане абсолютно все, включая жену и дочь Господина, поэтому все они обречены на смерть, не столь физическую, сколь душевную.
Я думаю, что множество проблем, поднятых автором в этом произведении, разрешаются либо трагично, либо не разрешаются вовсе. Но лично для меня рассказ «Господин из Сан-Франциско» является большой трагедией «маленького человека», что смерти не важно, сколько у тебя денег. И.А. Бунин в своих произведениях показывает две силы - любовь и смерть. Также это призыв к тому, чтобы не становиться тем самым Господином, а оставаться человеком.


учащаяся 9 класса
2015-2016 учебный год