Мотивная структура рассказа Темные аллеи И.А. Бунина — на примере темноты.


Мотивная структура рассказа "Темные аллеи" И.А. Бунина - на примере темноты.
Центральным событием в творчестве И.А. Бунина поры пребывания писателя за границей явился цикл рассказов, который составил книгу "Темные аллеи", вышедшую в окончательном варианте в 1946 году, в Париже.
Как известно, "Темные аллеи" представляют собой цикл из 37 новелл. Цикл - это ряд художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия. [4]
В своей работе мы попытаемся доказать, что именно мотив темноты создает особое лирическое настроение, особый психологизм, что именно он является неотъемлемой частью в концепции любви Ивана Алексеевича Бунина.
Мотивная структура - это концептуально значимая конструктивная связь повторяемых и варьируемых элементов текста, сообщающая ему неповторимую поэтику. [4]
Если рассматривать цветопись произведения, то уже из самого названия цикла и названий некоторых рассказов можно сделать вывод: доминантой художественного мира Бунина будет черный цвет и его оттенки. Остается только определить, как варьируется значение мотива темного цвета.
Цикл рассказов открывает новелла "Темные аллеи". Уже в самом названии мы видим мотив тьмы.
Если рассматривать композицию рассказа с точки зрения цветовой гаммы, то можно будет увидеть её цикличность, закольцованность. В начале новеллы дается обрисовка времени и места: "В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями к длинной избе <...> подкатил закиданный грязью тарантас...", "На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника". [2, с.7]
Все, что окружает героя, окутано в темную вуаль: дорога, по которой он едет, время года и время суток и даже "крепкий мужик", сидящий на козлах. Откуда-то из темноты, спустя тридцать лет, в светлой горнице частной гостиницы, хозяйкой которой была Надежда, появляется проезжающий. В его лице она узнает Николая Алексеевича, того самого человека, к которому она хранила уже не одно десятилетие любовь.
Что же видит герой, когда попадает в дом: "В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом.."[2, с.8]
Как резко, на контрасте, меняется цветовая гамма: темные оттенки сменяются более светлыми, яркими.
А что же герой оставил там, в темноте прошлого? О самом Николае Алексеевиче нам мало, что известно. Это человек разочарованный в жизни. Он безумно любил жену, а она ему изменила и бросила. Он обожал сына, а тот вырос негодяем, наглецом без сердца, без совести и чести. Герой очень одинок, жизнь утратила всякий смысл, он переживает духовную гибель. Но судьба предоставила ему ещё один шанс (в той самой чистой, озаренной светом горнице), вернуть те самые "лучшие минуты жизни". Именно тогда у героя выступают слезы на глазах, именно тогда он целует её руку, именно тогда говорит ей, что потерял все самое дорогое, что имел в жизни.
Изменилась не только цветовая гамма произведения, но и с цветом изменилось настроение героя. В этой чистоте и белизне ему представился шанс начать жизнь с чистого листа, с женщиной, которая любила только его всю свою жизнь. Выйдя из темноты на свет, он вспомнил много прекрасного из того, что было в его жизни.
Но и как прежде, победу одерживает не влюбленность героев, а то социальное неравенство, которое их разлучило в первый раз. Николай Алексеевич о той любви, которая была у него с Надеждой, отзывается как о пошлой, обыкновенной истории, как о "протекшей воде"; говорит Надежде, что "Все проходит, все забывается". [2,с.10] И, как противовес трусливой любви Николая Алексеевича, возвеличиваются над ним слова Надежды: "Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело" [2,с.9], "Все проходит, да не все забывается". [2,с.10]
Он бежит от Надежды. Символично само словосочетание "бежит от Надежды". В конце герой вновь из чистой и светлой горницы попадает на грязную и черную дорогу, к тому самому темноликому кучеру: "Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные...".[2,с.11] И уже там на черной, грязной дороге он окончательно решил для себя, что, действительно, он не был бы счастлив с Надеждой.
Благодаря фатальным обстоятельствам, герой не может быть счастлив, он не может выбраться из темноты, которая его окружает. Темнота выступает как одиночество, как проклятие, которое не в состоянии сбросить с себя герой. В этой темноте слышится отклик душевной гибели героя. Ему так и суждено блуждать по этим бесконечно-темным дорогам его существования. В самом начале он ниоткуда приезжает по черной дороге, и в конце, по той же самой дороге, герой уезжает в никуда. М. Алданов, говоря об эмигрантской прозе Бунина, заметил, что основное настроение его рассказов - "...это одиночество, полнейшая изоляция человека от ему подобных". Недаром "лирикой уничтожения и человеческого бессилия" называли позднюю бунинскую прозу в эмигрантской критике.[1,с.10]
Список литературы
Алданов М. Предисловие к книге И.А. Бунина "О Чехове", Нью-Йорк, 1955. - 19 с.
Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 томах. Т.7. - М: Худ. лит-ра, 1966. -399 с.
Михайлов О.Н. Путь Бунина художника – [Электронный ресурс]: http://www.imli.ru/litnasledstvo/Tom%2084-1/LN84-1_2_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2.pdfЧубарова В.Н. Введение в литературоведение. – [Электронный ресурс]: http://litved.rsu.ru/index.htm