План — конспект урока литературы 10 класс И.А. Бунин Роман Горбуна (технология развития критического мышления)

Технологическая карта урока

Предмет: литература
Класс: 11 «А»
Учебник: Русская литература ХХ века. 11 класс в 2-ух частях под ред. В.П. Журавлёва.: М. Просвещение, 2012
Тема урока: «А счастье было так возможно»(по произведению И. А.Бунина «Роман горбуна»).
Тип урока: модельный урок
Технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества.
Используемые приёмы: чтение с остановками, прогнозирование по названию, ИНСЕРТ, «мозговой штурм». Формы организации учебной деятельности: в парах, коллективная.

Цель урока: развитие критического мышления при изучении рассказа И.А.Бунина «Роман горбуна».
Задачи: 1.Научиться понимать замысел автора и находить собственный путь осмысления рассказа.
2. Развивать умение сравнивать, обобщать полученную информацию, делать выводы.
3. Воспитывать нравственные качества: сопереживание, сочувствие, решительность.

Этапы урока, цель

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика


1.
Организационный момент.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Приветствие учащихся.
Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.
Объявление темы урока.

Эмоционально настраиваются на работу,
заостряют внимание на необычной формулировке темы урока.


2.
Стадия вызова.

Цель: актуализация имеющихся знаний, выбор собственного пути осмысления рассказа.
Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учеников к личностному восприятию произведения.
Вопросы:
-Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего- то необычного, прекрасного?
-Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?
-А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?
-Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?




Высказывают мнение, приводят примеры из своей жизни.



Участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками.

3.








4





5

6



7
8














9


10











11






12


Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии произведения)






Стадия осмысления.

Цель:
способность анализировать новую информацию

Чтение 1 части текста.

Первая остановка.



Чтение 2 части текста
Вторая остановка.














Музыкальная минутка


Третья остановка
Продолжение
аналитической работы









Четвертая остановка
Прогнозирование финала рассказа.
Цель: способность предугадать финал рассказа, обосновать свое предположение.

Пятая остановка
Чтение текста до конца

Произведение И.А.Бунина называется «Роман горбуна».
-Как вы думаете, о чем произведение?
Краткий рассказ об авторе и
времени написания произведения.




Предлагается учащимся текст, разбитый на отрывки.
Договариваемся о том, что читаем до определенного абзаца, не заглядывая дальше в текст.



Вопросы:
-В чем необычность ситуации?
-Попробуйте описать героя и его состояние
Подумайте, почему у него нет имени.
-Как вы думаете, кто написал письмо?

- Автор письма пишет: «Вы найдете, быть может, душу, родную Вам»В чем может обнаружиться родство?
-Когда и где должна состояться встреча? Почему там?
-Чем настораживает письмо?
- Предположите, как отреагирует горбун.
-Какова проблема рассказа? Почему вы так считаете? (вопрос-прогноз)

Вопросы:
-Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
-Попробуйте передать чувства героя через музыкальный аккорд, или букет цветов, или цветовую палитру. Какие аккорды, цветы, цветовая гамма будет доминировать? Почему? (оценочные вопросы)

Во время выполнения последнего задания-вопроса может звучать музыка Э. Грига «Утро».

Вопросы:- Почему час свидания автор назвал «роковым» для героя
-Случаен ли выбор горбуна?
-Что нового узнали о герое?
Вопросы-прогнозы: -Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
-Какова же проблема рассказа?
Выберите из предложенных проблем ту проблему, которая является наиболее значимой.


-А.П.Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что могло произойти дальше. Свое мнение обоснуйте.




Высказать предположения о том, кого увидел герой
Учителем дочитывается финал рассказа
Почему так заканчивает Бунин свой рассказ?
Кого он назвал словом «кто-то»?
Вовлекаются в работу по прогнозированию сюжета рассказа.
Запись в тетрадях сведений об авторе; особое внимание уделяют жанру
произведения, времени его создания, авторскому своеобразию.






Ученики во время чтения делают пометки на полях: !-удивление,
?-возмущение, несогласие с поступком героя;
*- поступил бы также.
(прием ИНСЕРТ)
Ученики анализируют первый отрывок.

«Мозговой штурм»: на доске ученики записывают возможные формулировки проблемы рассказа, чтобы утвердить или опровергнуть их после чтения 2 части произведения.

Ученики анализируют второй отрывок.

Ученики могут выполнить это задание не только устно, но и с помощью кисти и красок или музыкального инструмента.
Комментарий учащимися выполненных работ.





Ребята обращаются к записям, сделанным на доске в начале урока, и стирают те предположения, которые, по их мнению, не подтвердились.
Групповая работа: обсуждение выдвинутых проблем.













Ученики слушают финал рассказа и отвечают на вопросы

13























14








15
Итог урока. Рефлексия

Цель: обобщить полученную информацию, внести изменение в записи- предположения, определить творческий замысел писателя, дать оценку работы на уроке.

















Оценивание результатов работы.








Домашнее задание.
-Как заканчивается рассказ? –
-В чем неожиданность финала?
- Оправдался ли ваш прогноз? Почему?
-Какие впечатления остались от рассказа?

Предлагаю вернуться к вопросам, которые были заданы в начале урока, и вспомнить на них ответы.
-Изменились ли ваши ответы после прочитанного произведения? Почему?

Предлагаю составить синквейн, ключевым словом которого будет слово..(СЧАСТЬЕ).
Инструктаж по составлению синквейна.


Зачитайте составленные синквейны.
-Что они помогли нам понять? К какому выводу привести?






Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками?

Учитель комментирует высказывания ребят, дает оценку работы класса, объявляет отметки, полученные в процессе работы.

Предлагается творческая работа на выбор учащихся:
1.Ответное письмо горбуна.
2. Описание сбора горбуньи на свидание в стилистике И.А.Бунина.
3.Эссе по впечатлениям от рассказа.

Учащиеся соотносят
«новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Вносят изменения в записи- предположения.



Ученики самостоятельно определяют ключевое слово в формулировке темы урока, составляют синквейн (работа в группах).

Ребята по желанию зачитывают выполненные работы, приходят к выводу, что в синквейне в сжатом виде представлена информация, отражающая не только тему урока и проблему рассказа Бунина, но и эмоциональное восприятие учениками данного текста.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям
(см. приложение).





Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению домашнего задания).





Текст рассказа. А. Бунина «Роман горбуна», разделенный на части для чтения с остановками.
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и  к чему скрывать!  давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой  букетик фиалок...»


ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели...
Потом, наряженный, он сел в кресло,  как гость, как чужой в своей собственной квартире,  и стал ждать рокового часа.


ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел.
Но на улице уже не мог владеть собой  зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.
Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг


ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА

Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой,




ПЯТАЯ ОСТАНОВКА

 горбунья.

ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА


Беспощаден кто-то к человеку!

Справочный материал.
«ИНСЕРТ»- маркировка текста значками по мере его чтения.
Во время чтения текста рекомендуем учащимся делать на полях пометки, выражающие понимание прочитанного и его эмоциональное восприятие:
« ^ »- уже знал,
« +»- узнал новое,
« - »- думал иначе,
« ? » - не согласился с поступком героя,
« ! »- удивился,
« * »- поступил бы также.
Схема написания синквейна.
1.Тема (одно существительное).
2. Описание темы (два прилагательных или причастия).
3. Характеристика темы (три глагола).
4. Отношение к теме (фраза из четырех слов).
5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Пример синквейна, составленный учениками на уроке:
СЧАСТЬЕ
Долгожданное, предвкушаемое
Радует, волнует, томит
Беспощаден кто-то к человеку!
ИЛЛЮЗИЯ


4. Критерии оценивания работы на уроке.
За каждый критерий дается 1 балл, затем они суммируются, и выставляется отметка:
- на всех этапах урока работал активно;
- научился самостоятельно анализировать текст;
- освоил прием работы с текстом «ИНСЕРТ»;
- активно работал в группе во время написания синквейна;
- на уроке чувствовал себя комфортно, настроение улучшилось.
5 баллов - «5»,
4 балла – «4»,
3 балла –«3».
Если ученик набирает меньше 3 баллов, отметка ему не выставляется, а дается рекомендация: учесть все неудавшиеся, трудные для него этапы работы и проявить большую активность на следующих уроках литературы.
Список использованной литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.- Казань, 1998.
2.Асмолова А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе.-М.: Просвещение,2008.
3.Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения.- М.: Сентябрь, 2004.
4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и педагогические основания образовательной технологии.- М.: Просвещение, 2003.
5.Викентьева И. Ода синквейну // Перемена.-2002.- №3.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
7.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение,2004.
8.Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения).
9.Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика.- 2003.- №9.
10.Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.- М.: Просвещение, 2010.
11. Ээльмаа Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы.- М.: Просвещение, 2012.
12.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента РФ Д. Медведевым 4.02.2010).
Интернет- ресурсы
1. Комплексный проект модернизации образования; http://www.kpmo.ru
2. Принципы и положения для работы с технологическими картами;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]...
3.Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР. Электронная публикация; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;
school–collection.edu.ru
5.ФГОС; standart.edu.ru