Конспект урока по рассказу И.А.Бунина Чистый понедельник (11 класс)


Конспект урока по литературе в 11 классе. Анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».
Цель урока:
1.Показать своеобразие рассказа, новизну в изображении психологического состояния героев, философский смысл рассказа, понять философию писателя в его отношении к жизни, выборе жизненных приоритетов.
2. Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся при анализе рассказа, развивать навыки творческого чтения, углубляющее понимание и переживание событий рассказа, совершенствовать навыки анализа художественных средств, используемых автором для выражения идеи произведения.
3. Прививать любовь к слову; воспитывать стремление к духовному совершенствованию; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
1.Портрет писателя.
2. Компьютерная презентация «Тема любви в творчестве И.А.Бунина».
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: проблемный диалог
Ход урока.
I.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог.
1.Мотивация к УД.
-Сегодня мы продолжим изучать творчество И.А.Бунина.
- Вспомните, с какими произведениями И.А.Бунина мы уже познакомились и какая тема их объединяет? («Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско». Тема прошлого и настоящего, тема уходящей дворянской России и наступление нового капиталистического мира).-Какое событие в истории страны явилось переломным в жизни писателя и почему? (Революция 1917 г., которую писатель не принял. Поэтому покинул Россию навсегда).2. Побуждающий диалог.
-Прочитайте выдержки из дневника И.А.Бунина:
«Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли? И что там встречу?»
«Разве мы можем забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я – очень русский человек. Это с годами не пропадает».
- О чем свидетельствуют эти дневниковые записи? (о любви писателя к Родине, о тоске по Родине, о раздумьях о судьбе Родины).
- Несмотря на трудную эмигрантскую жизнь и в материальном, и душевном плане. И.А.Бунин создает в 1944 году всего за две недели цикл рассказов о любви – чистой, возвышенной, всепоглощающей, которые составили сборник «Темные аллеи». Особняком стоит в нем рассказ «Чистый понедельник». На обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей он написал: «Благодарю Бога, что Он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
3.Формулирование проблемы. Целеполагание.
- Какой будет проблема урока? Сформулируйте тему, проблему и цели урока.
(Высказывают свои предположения. Совместное формулирование темы, проблемы, целей урока. Запись на доске.
1.Тема. Анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».
2. Проблема: Почему рассказ «Чистый понедельник» И.А.Бунин считал одним из лучших своих рассказов цикла «Темные аллеи»? Как в этом рассказе проявляются основные мотивы его творчества: любовь и судьба Родины?
3. Цели.
1)Раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа.
2) Проследить, взаимосвязь темы любви и темы Родины.
3) Раскрыть философию писателя.
II.Выдвижение версий.- Какие у вас есть предположения по решению проблемы?
(Выдвигают версии, пытаются их обосновать, выразить свое прочтение рассказа).
III. Планирование деятельности по решению проблемы.
- Что нам нужно узнать для решения проблемы? Давайте спланируем свою дальнейшую деятельность.
(Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть). Составляют план действий.
1.Проследить развитие сюжетной линии, выявить взаимосвязь темы любви и темы Родины.
2.Дать характеристику героям рассказа.
3.Выявить концептуальный смысл рассказа, его философский смысл.)V.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Фронтальная работа по анализу рассказа, сюжета, образов.
- Когда происходит действие в рассказе? (1912 г.)
- Кто является главными героями рассказа? Почему герои не имеют имен?
(«Он» и «Она», двое молодых людей, влюбленных друг в друга. Нет имен: не это важно для автора, а что-то другое; прием типизации – их образ жизни типичен для того времени, поэтому автору не нужны имена собственные, чтобы отразить трагедию времени). - Что представляет собой главная героиня и какими художественными
средствами автор создает этот образ? Подберите эпитеты к этому образу.
(1.Эпитеты: таинственная, непонятная, романтичная, мечтательная, загадочная, противоречивая, совершенная, недосягаемая.2. Художественные средства создания образа.
*Происхождение: из знатного купеческого рода, отец живет в Твери, просвещенный; сама тоже было образованна и близка к народной среде.
*интерьер: смешались языки, стили, предметы со всего мира – турецкий диван, дорогое пианино, «Лунная соната», книги современных писателей, портрет преданного анафема Толстого;
*портрет: изысканность, недосягаемое совершенство, все оборачивались вслед, красота «индийская», «персидская», дорогая бархатная одежда, туфли с золотыми застежками, алмазные сережки, но могла ходить и в скромной одежде курсистки;* занятия: чтение современных, которых она не любит, и древних книг, летописей, посещение ресторанов, званых ужинов за городом, ненужных курсов, «капустников» Художественного театра, хотя считает их пошлыми», Рогожского кладбища, Ордынки, кремлевских соборов, Марфо-Мариинской обители.* манера поведения: ела изысканные блюда, много курила, могла пить, веселиться, как, например, на «капустнике», могла быть молчаливой, немногословной, но и в то же время веселой, разгульной, бесшабашной;
*отношение к молодому человеку, который ее любит: принимает его подарки, проводит с ним время в модных ресторанах, театрах, позволяет дерзкие ласки, но нет любви к нему, часто он мешает ей, замуж за него не пойдет: «Нет, в жены я не гожусь…».) - В чем противоречивость этого образа?
(Несоответствие внешнего и внутреннего мира: яркая, смелая, броская, легкомысленная физическая оболочка и глубина душевных переживаний героини).
- Почему Бунину это было важно показать?
(Внешняя оболочка связана с современностью. Она ведет себя как современная эмансипированная девушка. Через ее образ жизни, а также и молодого человека появляются в рассказе реалии жизни России десятых годов 20 века. Давайте найдем такие примеры и выявим отношение автора к той эпохе, на которую он смотрит с высоты 40-х годов 20 в., постараемся понять, для чего он это делает). - Какой предстает у Бунина Москва того времени?
(*мерзкий город, испорченный цивилизацией; человек удален от природы, не видит и не чувствует её; люди в спешке не обращают внимание на «романтические» мелочи; железный город лишил их индивидуальности, неповторимости, Бунин подчеркивает их безликость – они только «прохожие»;
* бездуховный образ жизни молодых людей как трагедия поколения, в судьбе главных героев – отражение судьбы всей культурной России: жизнь наполнена пустым
времяпрепровождением: рестораны, ужины и обеды за городом; отсюда – обилие названий ресторанов, которые они посещают;
*мир творческой интеллигенции:
а) В.Брюсов и его роман «Огненный ангел» - написан «до того высокопарно, что его совестно читать» (роман о любви, о соблазнах, искушении, покаянии и монастырском затворничестве; героиня Бунина «досмотрела» и свою судьбу до конца в брюсовском романе); авторская позиция: нельзя именем Божьего посланника называть напыщенно написанное произведение; ангел охраняет человека от греховных соблазнов, а преувеличенная важность, ведущая к гордыне, - грех; ставит под сомнение польза воздействия на молодые умы);
б) А.Белый, который лекцию сою пел, «бегая и танцуя на эстраде» (о романе «Северная симфония»), что напоминает бесовский танец, но публика смеялась; авторская позиция: лекция превращена в театральное представление, игривое, с внешними эффектами, а потому потеряла свое истинное предназначение; но публика этого не понимает, ей нужно не содержание, а пустая зрелищность);в) «капустник» в Художественном театре: карикатурный вид известных актеров, режиссеров («актеры с бойкими выкриками и припевами изображали нечто будто бы парижское», корытообразное лицо Москвина, Станиславский и Москвин «с нарочитой» серьезностью «выделывали под хохот публики отчаянный канкан, «бледный от хмеля» Качалов, Шаляпин «не в меру разудал был», все изображаемое ими на сцене – «противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра», танец-полька с Сулержицким, который «кричал козлом»; авторская позиция: отвратительно, пошло, безвкусно в Художественном театре; игра современных актеров похожа на выступление бродячих комедиантов; громкое название театра не вяжется с пошлостью, изображаемой на сцене, ведь театр должен нести культуру, эстетику, нравственность);
Вывод. Все в России потеряло первоначальный смысл, истинные ценности утратили былую значимость. Этот «сусальный» стиль только имитирует национальное, не отражая сути русской культуры. Творческая интеллигенция должна быть носителем не только «высокого» искусства, но и высокой этики общения. Следовательно, И.А.Бунин отказывает жителям предвоенной Москвы в духовности, нравственности, не понимая и не принимая ту культуру, которой они теперь живут). - Среди названий модных ресторанов автор упоминает храм Христа Спасителя.
Почему?
(Это напоминание автора москвичам и главному герою о том, помнят ли они о заповедях Христа? Живут ли они по совести? Пока же веселая карусель жизни не дает им задуматься о предназначении человека, о здоровье души: «И опять весь вечер мы говорили о чем-нибудь постороннем…»
- Соответствует ли внутренняя жизнь героини переживаниям
современников, в частности, молодого человека? Докажите.
(Внутренняя жизнь героини значительно богаче, духовнее, чем ее внешняя жизнь. Она стремится познать себя в этой жизни, обрести духовность, сохранить свою душу через русскую историю, литературу. Именно там и надо, по мнению автора, искать потерянное в современном обществе величие русской души). - Как же автор утверждает свою позицию через образ
главной героини? Какова ее внутренняя жизнь?
Чем она живет?(- любовь к запаху морозного воздуха;
- преклонение перед древней архитектурой Москвы – квартира «ради вида на Москву»;
- интерес к историческим местам Москвы и округа: раскольничье кладбище, кремлевские соборы, могилы Эртеля, Чехова, дом Грибоедова на Ордынке, Марфо-Мариинская обитель, Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, а хочет побывать в вологодском или вятском монастыре где-нибудь в глуши; ее привлекает все русское, национальное, герои, красота, связь с богом, возможность обрести духовное через покаяние, через очищение души, ведь и раньше люди ходили в церковь, что было неотъемлемой их жизнью, образ Руси, там она обретала «чувство родины, ее старины», единство с народом, с людьми;- восхищение героями Куликовской битвы Пересветом и Ослябей;
- увлечение церковными песнопениями;
- чтение древних летописей, повестей, сказаний, которые она перечитывает, старается запомнить наизусть и цитирует; ей интересна история вечной любви Петра и Февроньи («Повесть о Петре и Февронии», 16 век, автор - древнерусский писатель Ермолай-Еразм), чтение в тишине, чтобы никто не мешал, даже герой, ей нужно обдумать прочитанное, на порой по 3-4 дня не выходила из дома и читала, думала, «во что-то мысленно вникала»;
- изучение философских воззрений Л.Н.Толстого, размышление о назначении человека вместе с Платоном Каратаевым (о счастье и любви);
- знание русской литературы: Грибоедов, Чехов как подлинные русские интеллигенты.
Вывод. Героиня живет богатой внутренней жизнью. Для нее дорого все то, что связано со стариной. А для Бунина «старина» и «родина» - это слова синонимы. Идеализируя прошлое, Бунин указывает единственно возможный путь России. Который бы спас Родину от катастрофы, которую несли с собой все революции и войны начала 20 века: гуманизация общества, верность лучшим национальным традициям, сохранение исторической памяти, сохранение духовности.) - Закономерен ли был уход героини в монастырь от суеты мирской?
(Уход не был спонтанным, решение обдуманно и подготовлено внутренней жизнью. И дело здесь не столько в религиозности, а желании жить одухотворенной жизнью, ведь ее привлекала атмосфера церкви, красота, отношение людей друг к другу, жизнь по заповедям Христа. Она все знает о современной жизни, она испытала ее на себе, но это узнанное принять она не может. Также и Бунин не понимает и не принимает жизнь своих соотечественников накануне Первой мировой войны)
-Что представляет собой герой?
(Герой хорошо чувствует себя в современной жизни Красив, здоров, богат, но не русской красотой. Знаком с современным искусством, но не задумывается о том, что оно несет в себе. Нет той внутренней жизни, которую ведет героиня. Его судьба – типичная судьба молодого поколения того времени. Он чужд по духу ей). -Почему не состоялась любовь у героев?
(1.Это связано с философией любви автора: любовь- это земная радость, это загадочное влечение друг к другу, это миг, это пробуждение в душе возвышенного. У героев нет духовного влечения, что смогло бы перевернуть их жизнь. Они существуют параллельно, но не вместе.
2.Любовь трагична в трагичном мире.
3.Жить до старости и умереть в один день – это не по Бунину). IV. Выражение решения проблемы.
1)Почему рассказ «Чистый понедельник» И.А.Бунин считал одним из лучших своих рассказов цикла «Темные аллеи»?
(Вся сила души, боль сердца вложил Бунин в рассказ. Наверное. Он нашел ответ на мучивший его вопрос: «Как случилось, почему русский человек потерял «правый путь»?» Ответ – потеря духовности. Но автор этим не ограничился. Все же в его душе жила вера в новую Россию, молодую, свежую. Рассказ писался в то время, когда Красная Армия одерживала блистательные победы, что вызывало восхищение и подъем духа писателя: вполне возможно, война очистит наконец-то сердца соотечественников от скверны и примирит прошлое и настоящее.
- Как художественно выражена эта вера в новую Россию?
*судьба главного героя: 1914 г. приход в церковь, встреча с великими князьями и кем-то из толпы, возможно, он тоже обретет духовность, которая не так просто дается, надо совершенствовать себя; главное, что герой начинает это понимать, хотя финал открытый;
* символическое название рассказа. Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Великий пост - 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие- христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост
установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».Чистый понедельник - в православной традиции - своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную)2. Как в этом рассказе проявляются основные мотивы его творчества: любовь и судьба Родины?
(«Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного, но до конца не состоявшегося.
«Чистый понедельник» - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» - портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи).V.Рефлексия учебной деятельности.VI. Домашнее задание. Выполнить самостоятельно анализ рассказа И.А.Бунина «Солнечный удар», «Легкое дыхание» (на выбор).