Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу И.А. Бунина Косцы. Изображение природы и народного труда. Образ Родины.

Конспект урока литературы в 5 классе
по рассказу И.А. Бунина "Косцы".
Изображение природы и народного труда. Образ Родины.
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ Россошинская СОШ Урюпинского района
Никитина Светлана Викторовна

Цель: ознакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии И.А. Бунина, с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
Задачи:
развивать умения анализировать произведение малой формы; определять способы выражения авторской позиции;
развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения;
показать роль пейзажа как средства создания настроения свободы, любви к родной стороне, к родине;
воспитывать чувства патриотизма, любви к природе.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материале учебника.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Оборудование:
Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова «Косцы» и А.А. Пластова «Сенокос»; аудиозапись русской народной песни “Ты прощай, друг любезный”, компьютер, проектор.
Словарь урока:
Нобелевская премия
лексический повтор
эмиграция
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.
И.А. Бунин
Организационный момент.
Здравствуйте.
Сегодня на уроке мы познакомимся с небольшим рассказом И.А. Бунина «Косцы». Наша задача – выяснить, как изображена природа и народный труд в рассказе; определить, из чего складывается образ Родины в рассказе.
Работа с текстом до чтения.
Прочитайте, пожалуйста, фамилию писателя. Вы видите его портрет на доске и в учебнике.
Знакомо ли вам это имя?
Что вы знаете об этом писателе?
Просмотр презентации. Что вам больше всего запомнилось? Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.
А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Сообщение заранее подготовленного ученика. Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика А.Б. Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. за выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.)
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А. Бунину? Читаем статью в учебнике.
Как вы понимаете название его рассказа «Косцы»? (Люди, которые косят траву.)
Можно ли по названию предположить о ком или о чем пойдет речь в произведении? (О людях, о природе.)
Рассмотрим репродукции картин художников Г.Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» и А.А. Пластова «Сенокос». Как вы думаете, какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу «Косцы»? Почему?
Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения.
Работа с текстом во время чтения. (Чтение рассказа учителем или учениками). Диалог с автором. Комментированное чтение.
Какую картину вы представили, читая начало рассказа?
Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
Если бы вы оказались в поле, какие запахи вы бы почувствовали?
Какие звуки услышали?
Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?
(Эпитеты, олицетворения, метафоры). Ответ докажите текстом.
О какой теме мы с вами говорим? (Тема природы.) Поместим это слово на доску. (Природа.)
Кто из вас когда-нибудь видел процесс кошения травы на лугу, в поле или где-нибудь еще? Что вы можете сказать об этом труде? (Это очень тяжелый труд.)
А как этот труд описывается в рассказе? Работа с текстом. («Без малейшего напряжения, без усилия»)
Это вас не удивило?
Как вы думаете, почему же тяжелый труд дается им легко? (Косцы сильные, тяжелый труд им не в тягость, а наоборот, приносит радость. Они чувствуют единство с природой и родиной.)
Кто еще ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик. « в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...»).
Какое словосочетание использует автор, чтобы передать единство человека и природы? (Кровное родство.) Поместим слово на доску.
Что еще вас удивляет? (Выполняют тяжелую работу и при этом поют песню.) (Включается фонограмма русской народной песни «Ты прощай, друг любезный».)
Какие у вас чувства вызвала эта песня «Ты прощай, друг любезный».
Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. («....и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...». Рассказчик любуется и восхищается ими).
Как вы считаете, какая тема прослеживается в этом эпизоде? (Тема крестьянского труда, тема народной песни в судьбе русского человека.) Поместим эти слова на доску. (Крестьянский труд, песня.)
Комментированное чтение.
Обратите внимание на два абзаца, начинающихся со слов «Прелесть ее была» и «Прелесть была в том». Не спешите их читать.
Прелесть ее - кого (чего) ее? Как вы думаете?
Выразительно прочитаем эти эпизоды.
Оправдались ли ваши предположения?
На что вы обратили свое внимание? (Повтор слова прелесть.)
Зачем Бунин это делает? (Повторение слова привлекает внимание читателя.)
Найдём в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой значение этого слова.
Обаяние, очарование, привлекательность. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления. 3. О ком-то, чём-то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.
В каком значении употреблено слово «прелесть» в данном фрагменте текста «Косцы»? Ответ аргументируйте.
В данном случае подходят первые три значения слова, особенно первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).
В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. (« прелесть была в том, что мы дети своей родины...)
Как вы понимаете эти строки? Что значат слова «были все вместе», «наш общий дом была - Россия...»? (Русские люди едины в любви к Родине).
Так мы переходим к центральной теме в рассказе - теме Родины. Поместим и это слово на доску. (Родина.)
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
3. Работа с текстом после чтения.
Что является домом (в широком смысле слова) для русского человека? (Родина, Россия.)
Найдите в тексте предложение, в котором звучит мысль, что Россия – наш общий дом («эта родина, этот наш общий дом была – Россия»)
Назовите ключевые слова, из которых, по вашему мнению, складывается образ Родины в рассказе «Косцы»? (Природа, труд, народная песня, кровное родство, родина, Россия.)
Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе? Выполнили ли мы поставленную задачу? (Да.)
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину. Эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину.)
Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда, поэтому в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
Обратите внимание еще раз на эпиграф к уроку: «Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Понятен ли вам теперь смысл этих строк?
Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме урока, написав синквейн. Напомню правила написания синквейна.
Схема написания (на проекторе):
В первой строке заявляется тема или предмет (одно слово - существительное).
Во второй строке даётся описание темы/ предмета (два прилагательных).
Третья строка состоит из трёх глаголов, характеризующих действие темы/ предмета.
Четвёртая строка представляет собой фразы обычно из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к теме/ предмету.
Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы / предмета (одно слово).
Ребята, в ходе урока мы записывали на доску и в тетрадь ключевые слова, из которых, как мы уже сказали, складывается образ Родины в рассказе И.А. Бунина «Косцы». Их вы можете использовать для составления синквейна.
(Обучающиеся пишут синквейн, затем зачитывают, что у них получилось).
Например:
Родина
Бескрайняя, великая
Заботится, защищает, вдохновляет
Где родился, там и пригодился
Дом.
Домашнее задание.
1. Составить сообщение на тему: «Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А. Бунина «Косцы» (устно).
2. Написать сочинение-миниатюру: «Что является для меня малой родиной» (письменно).
Отметки за работу на уроке.








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Заголовок 1 Заголовок 315