План-конспект урока по литературе в 7 классе «Смерть ради жизни» Урок по рассказу И. А. Бунина «Лапти»


Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста
  План-конспект урока по литературе в 7 классе
«Смерть ради жизни»
Урок по рассказу И. А. Бунина «Лапти»
Тип урока: ОНЗ
Основной метод: технология продуктивного чтения.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
 Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 
 Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти»
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютерная презентация о И.А.Бунине, запись музыки Свиридова «Метель», выставка книг писателя, лапти.
Ход урока
I. Работа с текстом до чтения.Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  - Кто он может быть по профессии? (Писатель).
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений И.Бунина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?
Записываю на доске предположения
Давайте прочитаем, как И.Бунин назвал своё произведение?.
Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить, о ком пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.
«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске
Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? 
Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.
Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором. Учитель ставит задачу провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением
IIэтап: Работа с текстом во время чтения:
.Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
 «Чтение вслух с остановками».
После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
ЛАПТИ
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.
-Почему автор обращает внимание на погодные условия?
И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?
-В какое время года происходит действие рассказа?
-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)
-Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)
- Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)
-Почему мать одна переживает за сына?
-Чем можно помочь сыну?
Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
-Что имеет ввиду автор под словосочетанием «в такую страсть»?
-Давайте предположим, чем можно было бы еще помочь?
Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался.
Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
-С какими героями вы познакомились?
-Кто такой Нефед?
- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)
Почему мать мальчика называет его Нефедушка?
-Почему он интересуется состоянием мальчика?
-Что заставило героя задуматься?
-О чем он мог задуматься?
-Почему автор описывает одежду Нефеда?
-Что значит здесь слово твердо?
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.
Словарная работа: фуксин- краситель красного цвета, главным образом для крашения бумаги и кожи
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
-Чем опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?
-Почему он не подумал об этом?
И, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.
Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую пору не вернешься.
Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее.
Словарная работа: зипун- верхняя крестьянская одежда из грубого сукна.
Словарная работа: Обыдёнкой — в тот же день.
-Почему Нефед делал все это , ни слова не говоря?
-Что значат слова писателя «бешено несущееся степное море»?
-Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)
-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
-Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)
-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?
-Почему ночь казалась еще страшнее?
Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями.
-Есть ли надежда на улучшение состояния мальчика?
А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
-Каково состояние матери ? Надеется ли она на положительный исход событий?
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
-Почему стук в окно был «зловещим»? Кто мог стучать в окно?
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,— белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.
-Что произошло? Как мужики нашли Нефеда?
Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
-Что значит фраза автора «решили пропадать»?
-Почему автор заканчивает своё предложение многоточием?
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
-Почему спаслись мужики?
-Как вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?
-Почему автор и это предложение заканчивает многоточием?
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
III. Работа с текстом после чтения.Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом.
Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.
-Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)
         - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)
-Как можно назвать тему нашего урока?( «Смерть ради жизни») Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить)
-Чью жизнь спас Нефед?
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)
-Каково по жанру прочитанное произведение и почему? Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описан 1 эпизод из жизни героев; небольшой объем – 1 страница; несколько героев: мать, Нефед, новосельские мужики, мальчик.)
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора .
-Почему рассказ так назван?
-Заглавие связано с темой произведения или идеей?
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
          Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
2. Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
-Чтение стать в учебнике о И.Бунине.
Вопросы по иллюстрации:
-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
-Точен ли художник в деталях?
-Совпадает ли его видение с вашим?.
VI. Рефлексия.
           Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
Правила составления синквейна.
        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
1.  ЕЛЬ
2.  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
            Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.
 VII. Итог урока.
- Что понравилось сегодня на уроке?
- Оценки.
Домашнее задание. Написать отзыв о произведении И. Бунина.