Сила трения. Учет свойств трения в технике 7 класс


Урок 32 7 класс
Тема «Сила трения. Учет свойств трения в технике»
Цель
-создать условия для формирования знаний по данной теме
-способствовать развитию навыков решения задач, приводить число к стандартному виду, навык вывода рабочей формулы из основной, выделять главное
-интерес к предмету, связь с жизнью
Оборудование
Ход
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент Организация класса, приветствие, проверка по списку Актуализация 1. С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни объемом 0,5 м3? Плотность латуни 8500 кг/м3.
2. Мальчик массой 50 кг надел на плечи рюкзак массой 5 кг. С какой силой мальчик давит на пол?
Что такое сила? (сила – мера взаимодействия тел, сила физическая величина, её можно измерить)
От чего зависит результат действия силы? (результат действия силы на тело зависит от её модуля, направления и точки приложения)
Какие силы мы уже знаем? (силу тяжести, силу упругости, вес тела)
Дайте характеристику силы тяжести. (сила, с которой Земля притягивает к себе тело; приложена к телу и направлена вертикально вниз; сила тяжести прямо пропорциональна массе тела)
Дайте характеристику силы упругости. (сила возникающая при деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение ;приложена к телу; направлена перпендикулярно поверхности тела или вдоль опоры или подвеса)
В чем различия между силой тяжести и весом тела? (сила тяжести приложена к телу, а вес приложен к опоре или подвесу; сила тяжести возникает вследствие взаимодействия тела и Земли, а вес в результате взаимодействия тела и опоры )
Как называют прибор для измерения силы? (динамометр)
Единица измерения силы. (ньютон)
Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А?
Чему равна равнодействующая трёх сил, приложенных к телу в точке А?
Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении
Операционный Сообщение темы и определение задач урока
Обратимся к опыту. Рукой толкнём брусок по поверхности стола. Через некоторое время он остановится. На наклонную плоскость помещаем деревянный брусок. Он начинает скользить, а затем останавливается. Приведём в колебание маятник. Что происходит с его движением?
От каких факторов зависит сила трения?
Что необходимо сделать чтобы увеличить\уменьшить силу трения?
Задания для групповой работы
Группа N1
Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела.
Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт., 4) карандаши круглые - 2 шт.
Порядок выполнения работы
1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу.Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Запишите показание динамометра, соответствующееначалу движения бруска.
3. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.
4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в таблицу.
Сила трения покоя Сила трения скольжения Сила трения качения.
5. Ответьте на вопрос: какая сила больше:
а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?
б) сила трения скольжения или сила трения качения?
Вывод: Величина силы трения зависит от вида трения. Сила трения покоя больше силы трения скольжения, а сила трения больше силы трения качения.
Запись формулы в тетрадь

Запись основных определений в тетрадь
Закрепление Решение задач
Решение задач, в тетради
Рефлексия Выводы
-Что узнали нового?
-На что необходимо обратить внимание?
Отвечают на вопросы, делают умозаключения и выводы
Итог Подведение итогов, д/з
Вопросы учителю