Литературное чтение. 3-й класс. Рассказ А.П. Чехова Белолобый


Литературное чтение. 3-й класс. Рассказ А.П. Чехова "Белолобый"
Цели урока: познакомиться с биографией и творчеством А.П.Чехова;
Прочитать рассказ, провести литературный анализ главных героев произведения “Белолобый”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие.Проверка домашнего задания ( мини-тест)
2. Проверка первичных знаний о творчестве А.П.Чехова.
А.П.Чехов – писатель, драматург. С 157
Он писал: рассказы, повести, пьесы.
- С какими произведениями вы уже познакомились? О каких слышали? (Ответы детей…)
Молодцы!
3. Сообщение темы урока. Постановка цели.
- Сегодня мы продолжим работу над рассказом А.П.Чехова “Белолобый” Перед нами стоит задача: проанализировать образы главных персонажей. Дать им общую характеристику. Высказать свое мнение и отношение к этим героям. Во второй половине урока вас ждет сюрприз. Каждый из вас сможет побывать в роли главных героев. Кроме того, эта работа поможет вам успешно выполнить домашнее задание, которое будет дано в конце урока.
4. Чтение и анализ произведения. Разбор образов и характеров главных героев на основе выборочного чтения.
1 часть
-Найдите описание волчицы. (Два ученика читают отрывки)
- Молодцы!
- Как вы думаете, почему автор использовал слово “кушать”? (Ответы детей: сочувствует, жалеет…)
- Докажите мне словами из текста, что волчица не просто хотела кушать, а была зверски голодна.
(…Ее мучил голод… два огонька)
- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу? (Ответы детей)
Мы поработали с первой частью.
- Давайте попробуем дать общую характеристику волчице.
- Какая она? (Ответы детей: старая, голодная, заботливая мать, мнительная, осторожная, немолодая, слабая здоровьем, умная)
2 часть
- Сейчас мы будем разбирать одновременно образ волчицы и Белолобого.
- Что испытала волчица, когда положила свою ношу на снег? (…Волчиха остановилась…с отвращением)
Продолжают читать: образ Белолобого…
- Найдите слова в тексте, в которых говорится, о чем думала волчиха. (Дети читают ..Зачем он бежит за мной……съела)
- Может ли волчиха думать и рассуждать как человек?
- Зачем автор ввел этот прием сравнения с человеком?
“Д” - Показать нам, что волчица добрая и нежестокая.
- Как вы понимаете выражение “с досадой”, подберите синонимы - близкие по значению слова. (Вывешиваю слово на доске)
“Д” - С сожалением, с огорчением.
- Чувство раздражения и неудовольствия вследствие неудачи, обиды. Плакать с досады.
- Почему с досадой? (Не хочет его есть, жалко…)
- Еще раз приведите мне словами из текста, что волчицу мучил голод. (Дети стр.136 ..Волчата сосали свою мать…разорвать его)
- Как выглядел Белолобый? Стр.136 (дети читают).
5. Момент неожиданности на уроке. Проблемный вопрос.
Активизация работы. Возможность высказаться каждому.
- Ребята, скажите мне честно, бывали или бывают у вас в классе проблемы с поведением. (Драки, ссоры)
... Молодцы! (Правда)
- Мы не просто читаем и разбираем каждое произведение, ведь книги учат нас жить, находить верное решение, общаться друг с другом.
- Попробуйте найти строчки, которые учат нас дружить, понимать друг друга. (Дети читают…Волчата погнались за ним…стало шумно и весело)
- Значит, играть надо так, чтобы играть хотелось всем, и чтобы никому не было больно. Волчата и щенок, маленькие и глупые, и то понимают как надо играть. Ну, а уж мы с вами, подавно. Правда?...6. Проверка понимания целостности образов героев.
- Но вернемся к нашим героям.
- Есть такое выражение – фразеологизм (устойчивые обороты речи и выражения).
(Вывешивается на доске) “Пороха не нюхал”.
- Как вы его понимаете?
- К кому из героев подходит это выражение и почему? (Ответы детей: общительны, глупый, беззаботный, баловной, не знает жизни, мало испытал на своем веку…)
 3 часть
- Удалось ли волчице во следующий раз добыть ягненка?
- Если нет, то почему? (Ответы детей)
7. Игровой момент на уроке. Активизация творческих способностей детей.
- А сейчас, как я вам и обещала, вы сможете побывать в роли волчицы и Белолобого.
- Какой разговор мог бы состояться между ними на крыше сарая? Не забывайте, что свои эмоции, кроме слов, герои могут очень хорошо передавать с помощью жестов. (Игра: Оживи куклу)
Молодцы, кроме всех прочих достоинств, у вас у всех присутствует талант артиста!
Игра “Словесный клубочек”. Повтори и продолжи. Кто сможет создать самую длинную цепочку из прилагательных?
- Волчица какая?..
- Белолобый какой?..
- Молодцы! Вот мы и дали характеристику главным героям.
- А теперь ответьте мне на такой вопрос:
- Почему волчица не съела Белолобого? (Ответы детей)
- Она была в первую очередь мать. Белолобый хоть и был щенком, но для волчицы он был детенышем. Собаки произошли от волков.
- Понравился рассказ? Чему он нас учит? (Ответы детей)
- Доброму отношению к животным. Узнали что-то новое о жизни диких животных. Попытались понять вынужденную жестокость волчицы.
8. Физкультминутка (выполняется под песню “Большой собачий секрет”).
Мы много читали, глазки наши устали, закройте их. Можно повращать плечами, головой.
9. Расширение кругозора детей.
1. Как звали одну из героинь басни И.А.Крылова ?(Стрекоза)
2. Как называется человек, пришедший в театр посмотреть, например, пьесу А.П.Чехова “Вишневый сад” (Зритель)
3. Что попало в сердце Кая? Из сказки Х.К.Андерсена “Снежная королева” (Осколки)
4. Столица нашей Родины.( Астана)
5. Без ног, а ходит,Без рук, а указывает.Не петух, а будит. (Будильник)
МОЛОДЦЫ! Справились с заданием.
10. Домашнее задание.
- Читать рассказы А.П.Чехова, подготовить пересказ рассказа “Белолобый” по плану, который у вас есть в рабочей тетради. С 155-157 выразительное чтение.
12. Итог урока. Выставление отметок.
Спасибо за урок! Вы много знаете и умеете. Вы очень хорошо работали! Молодцы!