Конспект урока по литературному чтению по теме: «Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»


Сценарий урока
 
Предмет: литературное чтение
Класс: третий
Тема: «Восприятие мира глазами героя в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»
Тип урока: урок - исследование
Форма урока: работа в группах
 
Цель:
·        формирование  умения работать с литературным авторским текстом; умение выражать своё отношение к прочитанному;
·        развитие  у   младших  школьников  представлений  о литературе как искусстве слова;
·        развитие воображения и творческого потенциала детей.
Задачи:
·        образовательная: учить читать-думать, читать-чувствовать, читать- моделировать,  читать-жить;
·        развивающая: развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа, грамотную доказательную речь, мышление, память, внимание;
·        воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе; поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.
Учебно-методическое обеспечение – Э.Э.Кац,  3 класс, 2 часть, М.:Астрель, 2008 г. 
Время реализации занятия: 1урок (30 минут)
Авторскиймедиапродукт: презентация  28 слайдов (среда PowerPoint)
 
                                       МЕДИАПРОДУКТ
 
1. Среда: программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint, текстовый MicrosoftWord2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
3 Содержание кадров
 
  № слайда                              Содержание
 1 Титульный лист: предмет, класс, учитель
 2 Эпиграф урока,портрет писателя
 3-6 Стадия вызова: мотивирующие вопросы
7 Тема исследования
8 Определение видов деятельности
9 Выдвижение гипотезы;
10 Определение цели и задач урока
11 Правила совместной работы в группе
12 Задания группам
13 Задание 1 группы
14 Задание 2 группы
15 Задание 3 группы
16 Итоги исследования 1 группы
17 Итоги исследования 1 группы
18 Аллегория
19 Итоги исследования 3 группы
20 Композиция рассказа
21 Результаты, вывод
22-23 Комментарий учителя
24 Рефлексия
25 Домашнее задание по выбору
26 Слова благодарности
27 Зимний пейзаж
28 Список источников и используемой литературы
 
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
·       повышение мотивации к обучению;
·       повышение эффективности усвоения материала;
·       развитие проектно-исследовательской и коммуникативной компетентностей  обучающихся;
·       интенсификация учебно-воспитательного процесса;
·       эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
·       развитие их творческих   способностей;
·       развитие понятийного мышления за счёт возможностей и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.
 
Необходимое оборудование и материалы для занятия – портретА.П.Чехова, выставка книг писателя, детские рисунки-иллюстрации к рассказу,компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, карточки с заданиями для групп.
 
Технологии, методы:
1.    ИКТ
2.    РКМЧП: «Ключевые слова».
3.    Частично – поисковый, наглядно- иллюстративный методы
 
Категорийный аппарат: сюжет, развитие событий, кульминация событий, развязка, главные герои, второстепенные герои, художественное, научно-познавательное, историческое произведение, сравнение, точное слово, юмор, моделирование.Ход урока
 
1.     Организационный момент.
Учитель:
Включение в деловой ритм
– Здравствуйте, ребята. Наслышана о вашей небывалой любви к литературе, поэтому я здесь, чтоб предложить вам небольшое исследование творческой лаборатории известного русского писателя, нашего земляка…… А.П.Чехова.
Вижу, что вы готовы к уроку.С каким настроением начинаем урок?Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.
2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности
(Выявление уровня знаний, создание ситуации, при которой повторяются ранее усвоенные действия, создаётся ситуация затруднения).
-С творчеством какого русского писателя, драматурга вы начали знакомиться на прошлом уроке?
-Что вы уже знаете об А.П. Чехове?
Дополнить предложения.
А.П.Чехов –….. (писатель, драматург.)
Он писал - … (рассказы, повести, пьесы.)
-C каким произведениями вы уже познакомились? («Белолобый»).
- Понравился ли он вам?
Что вам особенно понравилось в этом произведении, может быть, даже удивило?
А.П.Чехов –великий художник слова. Даже в коротком рассказе может разместить необычайно глубокий смысл. Так ли это? Попробуем убедиться сегодня.
Звучит вой волка.
В густом лесу, среди берез,
Как будто чувствуя вину,
Не проливая лишних слез,
Волчица воет на луну…
- Как вы думаете, почему мы начинаем урок с такого слайда? (Мы читаем рассказ А. П. Чехова «Белолобый».Волчица – одна из героев рассказа.)
- Волк – частый герой русских народных сказок. Каким мы знаем его из фольклора?(Чаще всего, в сказках волк бывает наивным, доверчивым, глупым и злым.)действительно ли он таков? Послушайте, что волки хотят сказать в своё оправдание:
Чтение стихотворений о волчьей жизни:
Мы, волки, по закону злые,
И пусть простят нам бешеный оскал,
Что делать? Мы с рождения такие
И не умеем улыбаться вам.
А нас не любят, бьют и в хвост и в гриву,
На цепь в ЗОО сажают.
Что с того?
Мы в сказках обязательно лихие
И зла желаем всем до одного.
А вы побудьте в шкуре ненадолго,
На мир взгляните так, как видим мы,
Хоть раз почувствуйте себя вы волком.
Поймете нас до глубины души!
– Чьими глазами позволил нам взглянуть на мир А.П.Чехов в этом рассказе? (Волчихи)
3. Постановка учебной задачи.
– Сформулируйте тему нашего урока.(Восприятие мира глазами волчихи).
-Все ли нам известно о жизни волков? Легко ли жить волку?
-Какую гипотезу (предположение) мы можем выдвинуть? Жизнь волка трудна и опасна.
-Да, постараемся по-другому взглянуть на этого страшного хищника. Попробуем вместе с А. П. Чеховым проникнуть в мир чувств и мыслей волчицы, в мир отношений человека и животного. А главное, попробуем определить главную мысль произведения. Что пытался донести до читателя этим рассказом великий мастер слова?
-Как мы сможем это узнать или опровергнуть? (путём исследования)
поиск и анализ информации
сравнение и обобщение
вывод
Наш автор -великий актёр и поэт
Готовит для нас необычную встречу
Глазами волчихи увидим мы свет,
Готовы ли вы к превращениям дети?
Попробуем переодеться в волчью шкуру?
4. Продолжение работы по теме (работа в группах)
Предлагаю распределить наши усилия: каждая группа выполнит небольшое задание. Внимательно прочтите задание, записанное на карточках, и сразу приступайте к его выполнению. Как только будете готовы, прошу дать знать.
– Всем понятно задание? Можно обращаться за помощью. Помним о правилах работы в группе. Обсуждайте очень тихо, чтобы не передавать свои мысли другим.
5.Анализ прозаического произведения (обсуждение результатов)
1группачитает – думает  над сюжетом.
Какие новые наиболее интересные факты о жизни волка вы для себя открыли?(ответы, выборочное чтение)
Вредный или полезный зверь волк?
Совпадает ли образ волка в русских народных сказках с реальным характером этого животного?
В сказках: на самом деле:
6.Физминутка «Волки»
Вот три волка шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок- малютка просто.
Он вертелся, чесал ухо,
Лапой он поймал две мухи,
А потом устал и сел.
Сколько ж важных сделал дел.
2группачитает-живёт жизнью героев произведения.
Дать полную характеристику волчихи
Портрет литературного героя
Внешний вид.
Поступки.
Мысли.
Переживания.
Черты характера.
Отношение автора к герою.
Мое отношение.
-Какой была главная забота волчихи? (Прокормить своих детей и не попасться человеку )-Какие трудности были в ее жизни?(Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на крупную дичь, страх за волчат, постоянное чувство голода)
-Докажите словами текста, что автор понимает заботы волчихи, ее трудности, хорошо знает повадки и особенности поведения.
-Как автор относится к героине?(Сочувствует ей, сопереживает )
-Как он пишет о волчихе?(Как о человеке, наделяет ее человеческими эмоциями и переживаниями)
Такой приём в литературе называют аллегорией (очеловечивание).
-Найдите и прочитайте глаголы, подтверждающие, что автор пишет о волчихе, как о человеке.(Думала, вспоминала, помнила, соображала)
-А из каких предложений мы видим, что автор проникается ощущениями и переживаниями своей героини? (Выборочное чтение)
-Что вы поняли, взглянув на мир глазами волчихи? Легко ли живётся животным? Сделайте вывод. (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы.Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)
3группа: читает-моделирует . Ваша задача: найти особенности авторского языка, определить жанр произведения, тему, композиционное строение, главного героя, главную мысль произведения.
Определить жанр произведения (выделить правильный ответ цветом)
Рассказ –небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.
Цель написания рассказа: передать некоторую мысль, а не рассказать о каком -либо событии или герое.
Тема – ( коротко о чём произведение) ____________________________________________
Композиция (построение) произведения:
-завязка (с чего всё началось, начало конфликта)___________________________________
-развитие действия(основные события, конфликт)_________________________________
-кульминация(самый острый момент, напряжение)________________________________
-развязка (разрешение конфликта, противоречий)__________________________________
«Герой главный- литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, чья судьба — в центре событий”.
Главный герой-_______________________________________________________________
Действующие лица (кроме главных героев) _______________________________________
Главная мысль произведения(идея) - то, что хотел донести до читателя автор-
_____________________________________________________________________________
Время действия- ______________________________________________________________
7. Включение с систему знаний и повторения
 – Давайте повторим, что такое композиция текста, т.е. элементы сюжета. Для этого закончите фразы:
1. В сказке есть зачин, а в рассказе, повести… (завязка)
2. Самый напряжённый момент рассказа…(кульминация)
3. Заключительная часть рассказа…(развязка)
8. Подведение итогов (5мин).
– Удалось ли нам увидеть мир глазами волчихи? Кто нам в этом помог?
– Какое настроение у вас вызвало прочтение рассказа?
– Для чего Чехов написал это произведение?(Чтобы люди стали внимательнее относиться к природе, животным)
- Какой литературный прием использует автор в рассказе?(аллегория)
- Что такое аллегория? (очеловечивание животных)
-Что вы сегодня поняли, легко ли побывать в волчьей шкуре?(У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы.Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)
Антон Павлович с детства любил животных. В доме его постоянно жили разные звери. В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привез дикуюпальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки. Одно время сразу две таксы: Бром и Хина. Они получили свои клички по названию двух самых популярных в то времялекарств.
А. П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказ «Белолобый» и рассказ «Каштанка». Прочитайте его!
Вывод А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Мастер слова “очеловечивает” животных. Язык произведения прост, герои показаны очень ярко, образно ,открытый финал помогает нам вмешаться в творчество писателя, поучаствовать в додумывании концовки. Каждый персонаж несёт свою смысловую нагрузку. Всё кратко, но так ёмко и с глубоким смысловым содержанием. На этом мы лишь завершаем нашу тему исследования, но не завершен анализ рассказа «Белолобый»: в нём еще много загадок.
9. Рефлексия учебной деятельности(3мин).
– Смогли ли мы достигнуть поставленных перед собой задач?
-Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?
 Выбирают на экране по одному высказыванию и продолжают его («Урок дал мне для жизни..», «Меня удивило…», « Я познакомился с.. », «Было трудно…, но…» и т.д.).
Каково же ваше настроение на данный момент?
10. Домашнее задание
Домашнее задание по выбору:
1. Пересказать любой отрывок из рассказа;
2. Составить рассказ от лица волчихи;
3. Ответить на вопрос: «Почему хорошо известный вам житель лесов и степей – волк получил такое название?»
4.Проанализировать образ Белолобого.
5. Сочинить своё продолжение рассказа.
Если вы пожелаете написать свои творческие работы и поделиться со мной, я буду очень рада. Я оставлю вам свой электронный адрес и адрес нашей группы в Контакте, где освещается жизнь и учёба моих третьеклассников. Буду рада вашим письмам и обещаю ответить, а также выставить работы своих деток. Я им о вас обязательно расскажу.
– Вы все сегодня были активными, показали высокий уровень вашего исследовательского мастерства. Особо хочу поблагодарить тех учеников, которые были самыми активными, открытыми  на уроке.Выставление оценок. В память о нашем уроке хочу подарить вам небольшой текст, обращенный к вам, но с глубоким смыслом . Желаю вам творческих открытий и побед.

Говорят, что в нас живёт два волка:
Один - добрый, белый; другой- злой.
Кто одержит верх, не знаем, только
Хочется, чтоб белый одержал.
Чтоб любовь, добро и пониманье
Жили в сердцах каждого из вас,
Ведь, они несут нам радость, созидание
В каждый день и каждый жизни час.
Стрельцова Людмила Юрьевна
Тезисы
1 часть
Слабого здоровья, немолодая, мнительная…
Заботливая мать. Облизала волчат перед уходом. Думала о том, как бы дома никто не обидел ее волчат.
Автор сочувствует волчихе, жалеет ее.
Он говорит: приходилось кушать. Так уважительно говорят о людях.
Испугалась лая собаки и схватила, что первое попалось в зубы.
2 часть
Не съела щенка, от него сильно пахло псиной,
Описание логова волчихи
Тощий живот. Грызла сухую лошадиную кость.
Приучала детей к охоте, давая поиграть со щенком.
Вспоминала запах ягнят и молока. Грызла старую кость, воображая, что это ягненок.