Педсовет: «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»


Педсовет: «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Форма проведения: «круглый стол»
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
Повышать методический уровень;
Способствовать творческому поиску.
Подготовительная работа.
1. Отбор методической и познавательной литературы по созданию экологических проектов и подготовка первичного материала силами творческой группы.
2. Консультация на тему «Как мы создаём проект», рекомендации педагогам по работе в рамках проекта.
3. Совместная работа взрослых и детей в рамках проекта.
4. Создание проектов.
6. Анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание в семье»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.Доклад старшего воспитателя Титовой Л.Ю.
«Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».
2. Анализ анкетирования родителей по теме «Экологическое воспитание в семье».
3. Предложение о создании долгосрочного проекта «Экологическая тропа»
Ход педагогического совета.
Вступительное слово заведующего ДОУ.
Доклад старшего воспитателя Титовой Л.Ю.
Как вы знаете 2017 год – год экологии. Слайд 2.
Слайд3.Птица 2017 года - буроголовая гаичка.так же её называют пухляком за манеру сильно распушать оперение в холодную погоду.Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали социологические опросы, дети неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…а этого не случиться, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Слайд 4. Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Слайд 5. Содержание и формы работы по экологическому воспитанию дошкольников:
Экологические занятия;
Экологические экскурсии;
Уроки доброты;
Уроки мышления;
Экологические кружки;
Экологические конкурсы;
КВНы, аукционы, марафоны, викторины;
Экологические акции;
Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
Трудовой десант;
«Зеленый патруль»;
Клуб исследователей природы;
Лаборатория юного эколога;
Ведение календарей природы;
Коллекционирование природных объектов;
Экологические выставки и экспозиции;
Экологические праздники и фестивали;
Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.)
Экологические сказки;
Экологические тренинги;
Инсценировки. Театрализации и т.д. на экологические темы.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, цветы, насекомые, травы. Изучать их лучше в процессе проектной деятельности, так как (Слайд 6.) участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
- Что такое экологический проект? (Слайд 7.)
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру. Проекты могут быть краткосрочнымии долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач. Ну вы уже не раз занимались созданием проектов, знаете, что это такое, как работать над проектом. Если кому-то понадобится помощь, то подойдёте в рабочем порядке.
А сейчас небольшая игра «Объяснялки»
Очень часто дети что-то вам обьясняют. Вот и сейчас представьте, что дети объясняли вам понятия, а вы должны догадаться, что это.
Объяснялки:
Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах. (Океанолог)
Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям, когда там опасно жить. (Вулканолог)
Подводится итог.
Анализ анкетирования «Экологическое воспитание в семье»
Анализ анкетирования родителей
«Экологическое воспитание в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
В анкетировании приняло участие 22 родителя.
Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)
а) да -77% б) нет – 23%
Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
а) да -90% б) нет -10%
Кто ухаживает за животными или растениями? Родители -75%
Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает) -2 ? - Подчеркнуть или дописать.
_______________________________________________________________
Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да – 77% б) нет -23%
Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)
а) да - 100%, нет – 0%
Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да – 98% б) нет -2%
Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
а) да – 98% б) нет -2%
Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
а) да – 3% б) нет - 97%
-Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду
нет предложений - 12
доверяют воспитателям - 3
озеленить участок -1
сделать живой уголок -1
читать книги, показывать фильмы-1
сажать побольше растений - 1
побольше говорить о пользе экологии - 1
ходить на экскурсии - 1
завести в детском саду попугая – 1
В анкетировании приняло участие 22 родителя.
После обработки анкет были получены следующие результаты:
77% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.
23% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.
3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.
Следующий вопрос нашего педсовета – это продолжение вопроса о проектной деятельности. А именно экологическая тропа в нашем детском саду. Она вроде бы и есть, но то что есть – это не экологическая тропа, а отдельные её зоны, точки, которые до конца не оформленные так , как это должно быть.
- Слайд 8 – 39.
5. Обсуждение и принятие проекта решения.
1. Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке программы, планов, подбору средств решения проектировочных задач в воспитательно-образовательной работе с детьми и родителями.
2..Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
3.Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию, самостоятельной деятельности.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
Включить в рабочие программы на следующий год исследовательские проекты.
Дата: август .Ответственные: воспитатели. Дата: в течение лета
6.Разработать долгосрочный общий проект «Экологическая тропа» и проекты зон экологической тропы для каждой группы.
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных
объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
- Составление паспорта всех точек тропинки.
- Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
5. Активизировать деятельность педагогов по оптимизации детско-родительских отношений:
- создать библиотеку познавательной и художественной литературы для детей дошкольного возраста;
- подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Подготовка самостоятельных творческих работ родителей и детей» (тематический журнал для родителей, папки-передвижки, листовки и т.п.);
- привлечь родителей для реализации проекта «Экологическая тропа».
- в годовой план включить проведение презентаций семейных проектов: «Мой любимый уголок в детском саду», «Каким я вижу свой участок» и т.д.).
6.Рефлексия. Оценка участия в педсовете.
Этот педсовет принес пользу;
Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;
Появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерная структура проекта
Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(по Н.А. Рыжовой)
Подготовительный: постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в ДОУ
Экологические занятия;
Экологические экскурсии;
Уроки доброты;
Уроки мышления;
Экологические кружки;
Экологические конкурсы;
КВНы, аукционы, марафоны, викторины;
Экологические акции;
Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
Трудовой десант;
«Зеленый патруль»;
Клуб исследователей природы;
Лаборатория юного эколога;
Ведение календарей природы;
Коллекционирование природных объектов;
Экологические выставки и экспозиции;
Экологические праздники и фестивали;
Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.)
Экологические сказки;
Экологические тренинги;
Инсценировки. Театрализации и т.д. на экологические темы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Схема экологического паспорта участка детского сада.
План участка детского сада (вид сверху) с условными обозначениями.
Растительный мир:
Деревья (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
Кустарники (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
Травянистые растения: первоцветы, луговые, лекарственные, полевые, садовые, злаки (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
Животный мир:
Животные (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
Птицы (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
Насекомые (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.
Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
Фотосессия
Анализ реализации экологических проектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)
а) да б) нет _______________________________________________________
Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
а) да б) нет _______________________________________________________
Кто ухаживает за животными или растениями?______________________
Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать._____________________
_______________________________________________________________
Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да б) нет
Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)
а) да ______________________________ б) нет
Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да б) нет
Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
а) да б) нет
Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
а) да б) нет
Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.____________________________________________________
_______________________________________________________________