Научно-исследовательская работа по литературе на тему Природные ландшафты в лирике И.А. Бунина


Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Мало – Куналейская средняя общеобразовательная школа»
Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Литература»
Природные ландшафты в лирике И.А. Бунина
(доклад)

Выполнила: Беляева Анна, ученица 11 класса
Научный руководитель: Смолина Назира
Мунвировна, учитель русского языка и
литературы 1 категории


2014г.
Оглавление
Введение
И.А. Бунин как творческая индивидуальность………………………………………4
Поэтическая манера И.А.Бунина………………………………………………...........4
Бунин – замечательный поэт – пейзажист…………………………………………….4
Образы природы в поэзии И. А. Бунина……………………………………………5
2.1.Любимые природные ландшафты……………………………………………………. .5
2.2. Самый распространённый ландшафт………………………………………………. ..5
2.3.Сад в предметном мире Бунина……………………………………………………… 6
2.4.Степь как природный ландшафт…………………………………………………….. 7
2.5.Мысль о превосходстве сил природы над цивилизацией………………………… 7
2.6. Проблематика стихотворения «Алёнушка»……………………………………….. 8
2.7.Анализ проведённых исследований………………………………………………... 9
Заключение…………………………………………………………………………………10
Литература
Приложение
Введение
Поэт – всегда индивидуальность, единственная и неповторимая.
Наш интерес вызвало поэтическое творчество И.А.Бунина, отличающееся выразительным многообразием, поиском способов художественного выражения, что стало своего рода средством самоутверждения творческой личности.
Мы сосредоточили внимание на проблеме характеристики художественной системы поэта. Полный ответ на поставленную задачу должен был бы быть очень объемным. Мы попробовали дать лишь один «срез» проблемы, рассмотрев творчество И.А.Бунина на примере произведений с одной тематикой.
Нам важно было проследить, как один и тот же мотив в художественной системе автора развивается в особый образный комплекс, анализ которого открывает путь к пониманию творческой индивидуальности поэта.
В настоящей работе мы поставили перед собой цель: проанализировать особо характерные для поэта образы природы.
Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи: изучить специальную литературу по данной теме, ознакомиться со стихотворениями И.А.Бунина, дать сравнительный анализ природных ландшафтов, провести взаимосвязь между ними.
Работая по теме, мы нашли и отметили изобразительно – выразительные средства, с помощью которых Буниным создаются образы природы, составив краткий словарь к стихотворениям поэта. Также проследили рост творческой продуктивности Бунина, оформив это в виде хронологической таблицы.
Считаем поставленную нами проблему актуальной. Ведь любовь к природе делает нас зорче, способными одухотворить обычное, окружающее нас и склонить его – это обычное, даже обыденное – делиться с нами радостью и красотой. А поэтическое слово вливается в душу, воздействуя всеми своими богатствами, достигая самых тайных глубин нашего сердца.
Лирическая поэзия – это еще и наиболее яркий пример искусства слова.
Итак, объектом нашего исследования является поэзия И.А.Бунина.
Предмет исследования – природные ландшафты в стихотворениях Бунина.
Нами применены следующие методы: поисковый, исследовательский, наглядный,
обзорно-аналитический, метод сравнения.
. И.А.Бунин как творческая индивидуальность
1.1. Поэтическая манера И.А.Бунина
. Среди поэтов конца - веков были такие, чьё творчество не вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. И.А.Бунин – один из наиболее выдающихся мастеров литературы века, стремившийся продолжать традиции русской классической поэзии. [8]
Главная особенность бунинского стиля сразу была понята современниками поэта. Известны слова Зинаиды Гиппиус о Бунине: «король изобразительности». Так оно и есть. Вспомним, например, поэму «Листопад»: «Лес, точно терем расписной…». Бунин не был бы Буниным без необычайной впечатлительности. Жизненную свою впечатлительность и связанную с ней словесную изобразительность он рано осознал в себе. Эти два момента – жизненный и собственно художественный – слились в нём воедино. [1]
Основное настроение лирики Бунина – элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние, как желание радости, как естественное чувство.
Поэзии Бунина присуще постоянное стремление найти в мире «сочетание прекрасного и вечного», обрести желанное слияние личного существования с вечностью. [8]
1.2.Бунин – замечательный поэт – пейзажист
Детство и юность И.А.Бунина прошли на лоне природы, что сказалось на формировании в будущем поэте творческих качеств. [3]
Бунин вступил в литературу поэтом. Уже в его юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего, зрелого творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда воссоединения с ней.
Представлена природа в различных пространственно – временных сферах: «лес», «поле», «степь», «сад», «море», «гора», «зима», «весна», «лето», «осень». [2] Пейзажная лирика наиболее характерна для бунинской поэзии в начале творчества. Она обладает удивительной конкретностью, точностью обозначений. Поэт тонко детализирует картины природы. У Бунина в стихах нет просто лесов, полей, степей, деревьев, животных, птиц, насекомых. Все они названы. Так, мы встретим в его стихотворениях дрозда и сову, чайку и соловья, сороку и скворца, березу и ель, сосну и дуб.
Каждая птица показана в её своеобразии. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только, какая птица поёт, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе её голоса.
Можно сказать, что всё это – естественный результат хорошего знания природы человеком, который много лет прожил в непосредственной близости к ней. [5]
Итак, мы приходим к выводу: И.А.Бунин любит и знает природу. У Бунина природа – объект художественного восторга, эстетического наслаждения.
. Образы природы в лирике И.А.Бунина
2.1. Любимые природные ландшафты
Что же собой представляет природа в поэзии Бунина? В ней – обострённое чувствование природно - предметного мира. Поэт словесно живописует картину леса, причем в описании объективируется не только авторское видение (зрение), но и обоняние, осязание, слух. Бунинский пейзаж – отражение природы подвижной, переменчивой, красочной.
Буниным равно любимы все природные ландшафты лесостепной зоны России, где прошло его детство: лес, парк и сад, поле, луг и степь – пожалуй, никто другой из русских поэтов не привлекал их столь часто для зачина поэтических произведений. «Седое небо на до мной / И лес раскрытый, обнажённый…», «Вчера в степи я слышал отдалённый / Крик журавлей…», «За рекой луга зазеленели…».
Часто образы и картины родной природы сходятся в пределах одного лирического пространства. К примеру, лес, поле и степь в стихотворениях «Не видно птиц. Покорно ахнет…» и «В степи». [7]
Особенно характерно для поэта обращение к среднерусским пейзажам на раннем этапе творчества, до периода путешествий по миру. Позже он стал вводить в свои произведения и море, и горы, и африканские дали.
Число обращений к так называемым «экзотическим пейзажам» по сравнению с лесными и полевыми у Бунина невелико. Причину этого поэт раскрывает в стихотворении «Ночлег», имеющем эпиграф «Мир – лес, ночной приют птицы» и помеченном местом создания: «Индийский океан». Начинается «Ночлег» описанием тропической природы: «В вечерний час тепло во мраке леса, / И в тёплых водах меркнет свет зари…», завершается ностальгическим призывом: «Вернись на родину, душа!» [9]
2.2. Самый распространённый ландшафт
Самый распространённый ландшафт в поэтических произведениях Бунина – лесной. Лучшим стихотворным произведением является поэма «Листопад», поразительная по краскам, живописному изяществу.
Некоторые стихотворения, такие как «Лес шумит невнятным ровным шумом…», «Лесная дорога», «Псковский бор», целиком построены на описании лесных пейзажей с выходом на широкие обобщения.
Лесные чащи и манят, и страшат поэта. Бунин даже противопоставляет враждебный человеку лес доброму к нему полю. Такая авторская оценка леса и поля в русле фольклорной традиции, издавна населяющей лесные дебри мифическими существами, «лесной нечистью».
Есть у Бунина и такая характеристика леса, как «разбойничий». Враждебно человеку настроен не только сам лес, но и его нечаянный спутник на тёмном пути сквозь дебри:
Едем бором, чёрными лесами,
Вот гора, песчаный спуск в долину.
Вечереет. На горе пред нами
Лес щетинит новую вершину.
И темным-темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога,
И враждебен мой ямщик молчащий,
И надежда в сердце лишь на Бога…
Однако в большинстве случаев лес в произведениях поэта – это часть реального пейзажа, и характеризует его поэт оценочными эпитетами: поблёкший осинник, яркий орешник, сумрачный ельник, сонный бор и т.д. В зависимости от времени года и душевного состояния лирического героя меняется цветовая и звуковая гамма леса: зелёный, изумрудный, лиловый, золотой, багряный, чёрный, синий, белый; молчаливый, тихий, унылый. [7] 2.3. Сад в предметном мире Бунина
Особое место занимает в лирике И.А.Бунина сад. По частоте употребления слово «сад» ( по нашим подсчётам, из 100 прочитанных нами стихотворений встречается 27 раз) уступает только слову «лес» (65 раз). Говоря о впечатлениях от путешествий по дальним странам, лирический герой прежде всех других красот вспоминает сады, им виденные: «О радость красок! Снова, снова / Лазурь сквозь яркий желтый сад…», «Белели стужей облака / Сквозь сад, где падали капели…».
Сад у Бунина получает двойную символику: райский (божий) сад и типичная для России цветочная и кустарниковая композиция.
В отличие от таящего опасность леса, сад у Бунина (как и поле) всегда добр к человеку, но вместе с человеком и слаб перед ликом вечности как всякое рукотворное дело, проявление цивилизации. Обычные эпитеты, связанные Буниным с садом, - заглохший, старый, пустой. Даже райский сад не избегает у него общей участи запустения: «И шли века, и стены рая пали, / И сад его заглох и одичал…». Сад для поэта – символ уходящей дворянской культуры, подобно вишнёвому саду Чехова. Но это не вишнёвый, не яблоневый и не фруктовый сад; бунинский сад – это парк дворянской усадьбы с уходящими вдаль берёзовыми, кленовыми, липовыми – непременно пустынными – аллеями. [4]
2.4. Степь как природный ландшафт
Не менее впечатляющий ландшафт, созданный самой природой, - степь, которая, по выражению Бунина, «пуста и велика». Подобно лесу, она полна таинственной и древней силы, но в дополнение к этому хранит ещё и загадочные следы «великого кочевья».
Исследователь творчества Бунина Л.Н.Юрченко пишет: «Чистое поле в русской традиции – опасное, гибельное, незащищённое пространство, место битвы. Это пространство мужское. Согласно учению историка Дж. Тойнби, такие открытые пространства, как море и степь, бросают сообществу живущих там людей вызов, требующий максимальных условий для выживания. Поэтому у кочевых народов не развивается цивилизация в таких масштабах, как у оседлых».
Дикое поле (древнерусское название степи), где на протяжении веков сменяли друг друга орды скифов, хазар, печенегов, половцев, татаро - монголов, манит к себе лирического героя Бунина именно своей «дикостью», противостоянием цивилизации. [5]
2.5. Мысль о превосходстве сил природы над цивилизацией
Лирический герой Бунина постоянно сопрягает движения своей души с жизнью природы. Однако сама природа у него самодостаточна, она не нуждается в человеке и держит его на расстоянии. Поэтому пейзажи поэта часто безлюдны, подобно полотнам Левитана. Повторяющиеся строки «Как хороши пустынные аллеи! … Как хороши безлюдные равнины!.. Как хороша, как одинока жизнь!» из стихотворения «В пустынной вышине…» можно поставить эпиграфом ко всему поэтическому творчеству Бунина.
В произведениях Бунина наряду с растениями часто присутствуют звери и птицы.
Кроме того, у Бунина природа сильнее человека: она вечна, а человек смертен. Мысль о превосходстве сил природы над цивилизацией прослеживается в стихотворениях «Лесная дорога», «Растёт, растёт могильная трава…», «Солнечные часы» и др.
Мир природы любим Буниным больше, чем мир людей. Даже такое естественное для всего живого явление, как старение, часто вызывает у него раздражение, если речь идёт о людях, и примирение, если о растениях. Вот обращение к старой ольхе: «Только ты красивая, / Хоть давно суха, / В кочках у залива / Старая ольха…». Такое же восторженно – доброе чувство испытывает лирический герой поэта и к старой яблоне:
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся – то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, от солнца золотых…
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
«Другие» - это люди и, прежде всего, сам лирический герой, у которого старость не будет «молодой».
По Бунину, всё, относящееся к цивилизации, преходяще и рано или поздно возвращается в лоно природы. [6]
2.6. Проблематика стихотворения «Алёнушка»
Бурное развитие промышленности в начале века внесло существенные изменения во взаимоотношения человека и природы. Есть у Бунина уникальное в своём роде стихотворение «Алёнушка», равных которому по актуальности для нас теперь мало найдётся во всей русской поэзии:
Алёнушка в лесу жила,
Алёнушка смугла была,
Глаза у ней горячие,
Блескучие, стоячие,
Мала, мала Алёнушка,
А пьёт с отцом - до донушка.
Пошла она в леса гулять,
Дружка искать, в кустах вилять,
Да кто ж в лесу встречается?
Одна сосна качается!
Алёнушка соскучилась,
Безделием измучилась,
Зажгла она большой костёр,
А в сушь костёр куда востёр!
Сожгла леса Алёнушка
На тыщу верст, до лёнушка,
И где сама девалася –
Доныне не узналося!
Стихотворение это, тревожного, набатного звучания, следовало бы начертать на всех плакатах, призывающих беречь лес от пожара, и включить в школьную программу не только по литературе, равно как и другое бунинское стихотворение – «Дурман» («Дурману девочка наелась…»), о трагических последствиях «восторга гармонии небесной», испытываемого при употреблении ядовитой травы. [10]
2.7. Анализ проведенных исследований
Работая по теме доклада, мы провели ряд исследований и пришли к определённым выводам. Пейзажная лирика Бунина относится к наиболее идеальной сфере его поэтического бытия.
В данной работе мы проанализировали поэтические создания Ивана Бунина от стихов 80-х г. 19 века до 30-х г. 20 века. Прочитано 100 стихотворений. Творческая продуктивность Бунина возрастает к рубежу веков. Проследить это можно по хронологической таблице, нами составленной ( см. «Приложение 1»). Если в 80-е годы было написано 9 стихотворений, в 90-е годы – 12, то в период 1900 – 1909 гг. – 43 стихотворения. В 10-е, 20-е годы стихотворений написано меньше: поэт был увлечён прозой и создал великолепные творения.
В стихотворениях Бунина мы нашли самые разнообразные природные ландшафты: лес, степь, поле, луг, сад , море, гора. В пределах одного стихотворения отдельно взятый образ встречается чаще, чем несколько их в одном художественном пространстве. Лес как природный ландшафт – самый близкий Бунину мир природы. Это слово наиболее употребительное в лирике поэта. Сравнили мы слова «лес» и «сад» по частоте применения ( см. «Приложение 2»).
Составили также словарь по теме «Природа». Сгруппировали языковой материал по микротемам: «Лес», «Поле», «Сад», «Деревья» и др. ( см. «Приложение 3»).
Поразило богатство языка, отличающееся изящными определениями, метафорами, олицетворениями. Например: завороженный лес; как юные черницы, смиренно ёлочки зелёные стоят; сад идёт, темнея; листва вся серебристой млела дрожью.
Наши исследования не претендуют на полный анализ природных ландшафтов в стихотворениях И. А. Бунина. Мы лишь попытались открыть страницу небольших общих исследований.

Заключение
Для И. А. Бунина природа - один из важнейших атрибутов идеального мира. Мир природы поэта бесконечен. Образы природы тонко изображаются в лирике.
Природные ландшафты вызывают в душе Бунина и радость восхищения от увиденных картин, и мучительные раздумья, и безответные вопросы.
Удивляет богатство и разнообразие языка пейзажной лирики Бунина.
На протяжении всего творческого пути Буниным написано немало замечательных лирических произведений, связанных с мотивом природы. Однако наибольшее количество их создано на рубеже 19 – 20 вв.
Можно ли не поразиться поэту, творения которого, поистине, - шедевры искусства слова.

Список литературы
Бунин И. А. Антоновские яблоки: Повести и рассказы. / Сост. и предисл. В. И. Кулешова. – М.: Дет. лит., 1982. – 365 с.
Бунин И. А. Деревня: Повести и рассказы. / Вступ. статья Л. Крутиковой. – М.: Худож. лит., 1981. - 319 с.
Бунин И. А. Несрочная весна: Стихотворения. Избранная проза. / Сост., вступ. ст. и примеч. С. Н. Морозова. – М.: Шклоа - Пресс, 1994. – 544 с.
Бунин И. А. Стихотворения. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 432 с.
Бунинская Россия: Коллективная монография. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. – 135 с.
Журнал «Русский язык в школе». – М.: Просвещение, 1990. - № 4.
Меженко Ю. С. 60 знаменитых писателей: Судьба и творчество. – Донецк: ООО ПЕФ «БАО», 2006. – 336 с.
Русские писатели. Биобиблиогр. слов. [ В 2 ч. ]. Ч. 1. А – Л / Редкол.: Б. Ф. Егоров и др.: Под ред. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 432 с.
Русская поэзия 19 – начала 20 в. / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья, примеч. Н. Якушина. – М.: Худож. лит., 1987. – 863 с.
Эпштейн М. Н. Стихи и стихия: Природа в русской поэзии 18 – 20 вв. – Самара: Изд – о Дом «Бахром - М», 2007. – 263 с.
Приложение 1
Пейзажная лирика
Таблица 1
Рост творческой продуктивности И.А.Бунина (%)80-е годы 90-е годы 1900-1909 годы 10-е годы 20-е годы
9 12 43 24 10
Приложение 2
Таблица 1
Природные ландшафты в стихотворениях Бунина
Природный ландшафт Соотношение частей (%)Гора 7
Лес 23
Море 8
Поле 6
Река 5
Роща 3
Сад 13
Степь 10
Лес, поле, степь 2
Река, поле 1
Степь, сад 1
Поле, степь 3
Поле, море 4
Гора, лес 3
Море, гора 2
Сад, река 1
Море, река 1
Луг, сад, гора 2
Лес, озеро 1
Луг, поле, сад 1
Река, луг 2
Лес, равнина 1
Таблица 2
Соотношение слов «лес» и «сад» в стихотворениях Бунина
Слово Количество
Лес 65
Сад 27
Приложение 3
Бунинский словарь пейзажной лирики
Гора
алый пик
глухие предгорья
глядевшая гора
гора унесла
горная прохлада
застыли скалы
знойно-голубое подобье гор
каменные скалы
нагие холмы
пермские горы
свой пик
эти скалы
Деревья, кустарники
берёза:
белые берёзы
жёлтые берёзы
зелёные берёзы
молодые берёзы
роняют тихий дождь алмазных слёз
улыбаются сквозь слёзы
дуб:
ветвистые дубы
ель:
влажно-зелёные тёмные ели
густой ельник
ёлочки темнеют
зелёный ельник
как юные черницы, смиренно ёлочки зелёные стоят
летняя хвоя
смолистая ель
чёрная ель
клён:
клёнами синеют
липа:
столетние липы
осина:
высокие осины
высохшие осины
дрожащие осины
сирень:
.сирень с отливом млечно-голубымсосна:
сосною пахнет
угрюмые сосны
тополь:
гулкие тополя
дымные тополя
тополь тянется в открытое окно
шиповник:
росистый шиповник
яблоня:
все яблони в цвету
Животные
волчьи очи зелёным светятся огнём
гривастые кони
звенит далёкий плач козла
златые стремена
косматые кони
куница рада
львы лежат, как сфинксы
могучий олень
пантера черна, как копь
пёстрый жгут - змея
соболь рад
слоны стоят
стремительность радостно-звериная
сурки скликаютсясырые хоботы
тонконогий олень
тяжкие рога
шёл олень
Лес
багряный лес
бежит зелёный лес
больной лес
бор бушует
великолепие вершин
весел лес
вырубленный лес
глубина лесов
голая тайга
деревья сквозят
дремучий бор
жаркий лес
ждёт лес
заалевшие вершины
завороженный лес
замирает лес
звучный лес
зелёная глушь
зелёный лес стоит
золотой лес
кора груба, морщиниста, красна
леса багряны и недвижимы
лес белым светом залитойлесная глушь
лес молчит
лесная тишина
лес шумит невнятным, ровным шумом
лес шумит невнятным, тихим шумом
лиловый лес
молчанье бора
опустевший лес
освежённые леса
пёстрый терем
потемнел и полинял
раскрытый терем
свой терем
синь лесов
сказочные тропы
сосновый бор
сосновый лес
терем опустелый
терем расписной
тихий лес
чащи строги
чернел холмистый бор сосновый
Листва
блёклая листва
густая листва
кружится листва
лепет листьев
листва вся серебристой млела дрожью
листика шуршанье
мёртвые листья
несутся листья
пёстрая листва
поблёкшая листва
сквозная листва
сухие листья
сырая листва
тёмная листва
тяжёлая листва
янтарный отблеск льёт
Море
влага голубая
всё море – как жемчужное зерцало
жидкий изумруд
зелёный цвет морской воды
море поднимается, синея
моря длинная аллея
перлы морские
скалистые берега
тишина морей
чистый двор морей
шумная волна
Насекомые
бабочка лиловая снуёт
жёлтые мухи
золотистая муха
золотой сухой шмель
мотылёк припал к листве
угрюмо шмель гудит
цветная бабочка в шелку
чёрный бархатный шмель
шмель, заунывно гудящий певучей струной
Поле
далёкие поля
полевые пути
пустая поляна
солнечная поляна
уходящие поля
чёрная пашня
чистое поле
Птицы
божьи птицы
вещая птица
вольная птица
гуси длинным караваном держат перелёт
заквохчет дрозд
изумрудная птица
канарейка золотая
кричит павлин
носились чайки
петух бежит ладьёй
петухи распевают
поют и свищут птицы
притихший соловей
приюты горлинок
ранние птицы
седые крылья
села птичка
скворцов рассыпанная стая
снегири звенят
сова молчит
сова ночует
соловьи поют
стрекочет лёгкая сорока
тёплые гнёзда
Сад
безмолвная аллея
бледный сад
вечерняя аллея
глухой сад
зашумел сад
зелёные сады
июньский сад
лепечут листья сада
ночной сад
обнажённый сад
осенний сад
парка сумеречный сон баюкал
ровный сад
сад идёт, темнея
холодный сад
цвет садов
этот сад
Степь
безмолвная степь
нагая степь
свободная степь
степная прохлада
степные дороги
степь роняла зёрна
широкая степь
Цветы
белый лепесток
влажно-свежий ландыш
водянистый ландыш
жасмином пахнет лес
колокольчик замрёт, запоёт
красным пламенем настурции горят
поздние цветы
цветёт жасмин
цветок безвестный
цветы цвели

Рецензия
на доклад «Природные ландшафты в лирике И. А. Бунина», выполненный ученицей 11 класса МБОУ «Мало – Куналейская СОШ» Бичурского района Республики Бурятия
Беляевой Анной
Тема, выбранная автором, актуальна. На примере лирических произведений мы учимся
искусству слова. Ведь лирическая поэзия – это основа родного языка. Поэтическое слово
достигает самых тайных глубин нашего сердца, воздействуя всеми своими богатствами. И
мы, читатели, становимся настолько умнее и богаче, насколько можем воспринять
творческий опыт художника слова. В поэтической манере Бунина привлекает свежесть,
особая живость и неподдельность выражения. Он открыл новые пути в искусстве слова.
Доклад ученицы интересен, основателен. Он содержит теоретический, исторический и
собственно исследовательский разделы. Автор вдумчиво подходит к определению
понятия «природный ландшафт», выделяет детали ландшафта, рассказывает о его
образах.
Изучение вопроса о пейзажной лирике проводилось методом обзорно-аналитического
исследования литературы по теме доклада. Методом сравнения проводилось исследование
поэтического творчества Бунина на примере произведений с одной тематикой.
Практическая значимость работы состоит в том, что был составлен словарь по данной
теме.
При написании работы автором использовано достаточное количество источников,
которые позволили содержательно раскрыть тему, прийти к определённым выводам, т. е.
найти ответы на поставленные цель и задачи исследования.
Стиль работы и оформление соответствуют предъявленным требованиям.
Работа рекомендована для представления на республиканской научной конференции
«Шаг в будущее»
Рецензент: Некипелова Л. И. , завуч школы, учитель иностранного языка
.