План — конспект урока: Образ крестьянских мальчиков в рассказе Бежин луг.


Тема урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Их портреты, рассказы, духовный мир.
Цели урока:
Образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.
Воспитательные: формировать воспитательную портретность. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к неопознанному.
Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической, диалогической речи учащихся, выразительного чтения, навыки работы со словом, навыки анализа текста.
Задачи: 1) Найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2) Показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) Выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.
Эпиграф: «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»
И. Смольников «Середина столетия».
Ход урока:
Орг.момент.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, какой рассказ читали мы на прошлом уроке? От имени кого ведется повествование? Как он попал на Бежин луг?
- Кого он увидел на лугу?
- Что делали ночью на лугу ребята? (стерегли табун лошадей?).
Тема нашего урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Прочитаем эпиграф к уроку:
«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом – неповторимая душа..».И. Смольников «Середина столетия».
III. Понятийный диктант.
Наш урок начнем с понятийного диктанта. Слушайте внимательно. Вы должны дописать слова – термины.
1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер __________(портрет)_________
2. Изображение природы в лит-ре и живописи_____(пейзаж)______
3. Построение, структура художественного произведения __(композиция)
4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___(страшилки)
5. Слова, характерные для определённой местности_______(_диалектизмы)
6. Слова, характерные для простого разговорного языка___(просторечные слова).
- Что такое портрет? (Описание внешности человека).
- Эти понятия связаны с произведением, которое мы анализируем.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель нашего урока – дать характеристику героям рассказа «Бежин луг»).
- Давайте вспомним, сколько мальчиков встретил охотник-рассказчик в лесу?
- Как их зовут?
- Сейчас вы будете исследователями. Дадите характеристику героям.
Вспомним план характеристики литературного героя:
Портретная характеристика
Характер
Рассказы мальчика, его речь.
Поступки мальчиков.
Отношение автора к мальчику.
IV.Словарная работа.Армячок – одежда из грубой ткани.
Подслеповатый – плохо видящий.
Лесовщик – тот, кто занимается рубкой леса.
Тщедушный – хилый, худой, слабый.
V. Кто из мальчиков самый старший? Начнем с характеристики Феди.
Расскажет Данил.
- Сколько ему лет?
- Какая у него внешность?
- Из какой семьи мальчик?
- Как ты это определил?
- Как он одет?
Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: Многие крестьяне были так бедны, что сапоги были только у главы семейства, и то не всегда. А у Феди были собственные сапоги, не отцовские. Это говорит о том, что семья была зажиточной.
- Как он говорит? (Он говорил мало, словно боясь уронить свое достоинство).
- Как он ведет себя? (Как старший, солидно, с достоинством. Он серьезный).- Как автор относится к герою? (Положительно. Мальчик из богатой семьи дружит с простыми ребятишками из бедных семей).- Как вы думаете, как сложится в дальнейшем судьба Феди?
2. Илюша. (Мирослав).
- Сколько лет Ильюше? (12)
- Внешность какая?
- О чем он рассказывает? Перечисли. (основная тема: утопленники, покойники).
- Илюша где работает? (на фабрике лесовщиком). Семья многодетная. Маленькие дети за гроши занимались тяжелым трудом.
- Как автор относится к Илюше? (Ему жалко мальчика. На лице Ильюши лежит печать заботы).3. Павлуша. (Саша).
- Сколько ему лет?
- Внешность какая?
- Характер. (У него сильный характер, он сильный духом, смелый, умный, решительный, рассудительный).
- Как автор относится к Павлуше?
( С любовью, уважением описывает мальчика).
- Как сложится жизнь Павлуши в дальнейшем? (Он погиб, упав с лошади). Автор пишет об этом с горечью, с болью.
4. Костя.
-Давайте вместе охарактеризуем Костю.
- Сколько ему лет?
- Внешность какая?
(У него худое лицо, в веснушках, книзу заострено как у белки, губы тонкие, черные большие глаза. Он был маленького роста, одет бедно. Характер трусливый. Он боится всего, задумчивый, печальный).- О чем он рассказывает? (О русалке. Русалка звала заблудившегося плотника Гаврилу к себе. В итоге он стал несчастным).- Как автор относится к Косте? (Костя – интересный рассказчик. Его рассказ похож на народную сказку).5. Ваня.
- Сколько ему лет? (7 лет). Он самый младший из ребят.
- О нем написано мало. Мальчик лежал на земле под рогожей. У него русая кудрявая голова. Тихий. Из бедной семьи.
VI. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая про себя до пяти. Повторить 3 раза.
Для улучшения мозгового кровообращения.
Сидя на стуле. На счет 1-2 – плавно наклонить голову назад. 3- 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 раза.
VII. Итак, мы раскрыли образы крестьянских мальчиков. Давайте еще раз вернемся к их портретам. Игра «Узнай героя».
1.….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой.
(Федя)
2. …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее.
(Павлуша)
3.Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое.
(Илюша)
4.…..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что – то высказать.
(Костя)
5. только изредка выставлял из – под рогожи свою русую кудрявую головку.
(Ваня)
6.Его некрасивое лицо , оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.
(Павлуша)
VIII. Рассказы мальчиков. Сейчас вы будете творческими людьми.
- Представьте себе летнюю ночь. Вы сидите у костра. Какие рассказы мальчиков вам понравились? Расскажите.
- Какой вывод можно сделать? Рассказы какие? О чем? (Это страшилки. Рассказы детей красочные, яркие, у детей богатое воображение. И то, что дети верят в страшилки, свидетельствует об их темноте, о том что они суеверны).
- Дети интересны охотнику –рассказчику? (Да, они интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. С любопытством наблюдал за ребятами).- А вам ребята понравились? Кто особенно?
IX. Обобщение.
- О чем мы говорили на уроке?
- Сегодня мы раскрыли образы крестьянских мальчиков.
- Мальчики какие? (добрые, у них богатый духовный мир, они пытливые, любознательные, отзывчивые. Хотя они суеверные, темные, необразованные).Мир детства в рассказе многоцветный. Это и радость и горе.
X. Домашнее задание.- представьте себе, что вы находитесь рядом с этими мальчиками. Какую быличку, страшилку вы бы рассказали? Подготовить свою быличку.
Кому принадлежат эти слова?
Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить?..
(Феде)
Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…
(Павлуше)
А ведь вот и здесь должны быть русалки.
(Феде)
Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.
(Павлу)
С нами крестная сила.
(Илье)
Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.
(Павлу)
Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.
(Илюше)
Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.
(Илюше)
И зачем эта погань на свете развелась? Право!
(Павлу)
Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!
(Ване)
Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.