Выступление на педсовете по теме Использование инновационных методов обучения в начальной школе


Выступление на педсовете по теме: "Использование инновационных методов преподавания в начальной школе"
Выступающий: учитель начальных классов
Дорофеева Надежда Владимировна
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Процессы, происходящие в таком обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе образования выдвигаются высокие требования: она должна готовить детей к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают необходимость стратегических изменений при решении нестандартных задач. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.
Человек запоминает
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
На первое место выдвинулись новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода в обучении. Это требует и новых методов обучения.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. 
(Ю. К. Бабанский). 
Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
(И. Ф. Харламов).
Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, формировать активность, самостоятельность и инициативу в обучении школьников, развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки, формировать умения, нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Требования к методам обучения
Научность методов.
Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.
Выбор методов обучения зависит:
От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. 
От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
От уровня подготовленности учащихся.
От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, информационно-коммуникативные технологии, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве.
Проблемное обучение. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Данный метод  привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Игровая деятельность.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игры проводятся с целью повышения мотивации к обучению, тренировки навыки самостоятельной работы, усиления коммуникативных процессов в группе, выявления лидеров (командная игра).
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
 1) Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль);
2) В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) . Использую игры и игровые моменты - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов
3. Метод проектов
Данный метод относится  к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей, , с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Метод проектов главным образом ориентирован на самостоятельную работу.

Групповая , парная работа (обучение в сотрудничестве);
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.  На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
В этой технологии уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.
В данной технологии работа в командах предполагает выполнение различных ролей: лидер, организатор, докладчик, исследователь. Учащиеся являются помощниками педагога, помогают руководить групповой работой, отслеживать её результативность. От урока к уроку роли должны меняться. Учителю при подготовке к уроку по данной технологии следует определить объём материала, чтобы обеспечить его выполнение
ИКТ
Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
5.Методы активного обученияМетоды начала урока
Методы выяснения целей: «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей»
Метод дискуссии - дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а учитель направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и подводит их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение.
​Методы подведения итогов - позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.  Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
​ Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.