Выступление на педсовете Моделирование образовательной среды в начальной школе в соответствии ФГОС



МОУ « Вейделевская СОШ»
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Моделирование образовательной среды в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мартынова Л.Б.
пгт Вейделевка, 2016
Гуманистические принципы начального образования при переходе на обучение по ФГОС позволяют придать обучению подлинно развивающий характер. Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть. Для демократизации и гуманизации обучения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия:
1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу. 2.Учесть возрастные и психологические особенности учащихся.3.Выбрать оптимальный стиль педагогического общения. Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы.
Уже с первых минут каждого урока, я определив настроение каждого ученика, провожу беглый повтор теоретического материала в свободной обстановке в виде непринужденной беседы: "если ты не помнишь, то ничего страшного – кто-нибудь поможет, а ты вспомнишь". Такое начало урока позволяет организовать дополнительную тренировку и повторение изученного. В то же время ребята раскрепощаются, снимают напряжение, которое всегда присутствует перед началом урока. Это позволяет намного продуктивнее им работать в дальнейшем. При отборе материала на урок я пользуюсь современной литературой,  задания и упражнения подбираю разноуровневые, по каждой теме нахожу также задачи олимпиадного характера. Это позволяет хорошо успевающим ученикам не сидеть без дела, а реализовывать свой потенциал.
  Я внедряю в учебно-воспитательный процесс активные формы и методы его проведения, использую нестандартные формы организации учебных занятий: игру, групповые, коллективные, парные формы деятельности, комментированные упражнения, ИКТ, различные формы самостоятельной работы учащихся.  Большие возможности для развивающего обучения таит в себе внутриклассная дифференциация. Ее главный признак - разделение учащихся на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости и работоспособности группы. Причем, урок с этими группами проводится в соответствии с их учебными возможностями и осуществляется в формах фронтальной, групповой и индивидуальной работы. При такой организации учебного занятия учитель имеет возможность осуществлять принцип природосообразности через создание условий для самореализации личности ученика. Коллективные формы работы помогают слить обучение, воспитание, и развитие в единый процесс. На уроках с использованием коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается - двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
  Я уверена – формирование умений коллективной работы нужно начинать с работы в парах постоянного состава. Эту работу я начинаю вводить с первого класса. Сначала дети работают по индивидуальным карточкам, затем учатся работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать. Сигналом об окончании работы служат поднятые совместно с соседом руки. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети оказываются более требовательны, чем я. Эта работа учит детей сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить  товарищу то, что ему непонятно, заставляют повторить еще и еще раз. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе и виде урока. Дети работают по знакомому им алгоритму:
-прочитайте  и разберитесь в том, что дано в  карточке;
-дайте ответы  на вопросы и выполните  задания;
-договоритесь о том, кто о чём будет рассказывать.
  После успехов в организации работы в парах я перехожу к организации работы в группах. Простейшей формой организации такой работы является организация работы в группах по рядам. Детям достаточно просто объединиться с соседями в ряду.
Дети, работая группами:
решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения;
составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа; разгадывают кроссворды, головоломки.
Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа составляет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?» На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любого ученика могут спросить по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.
Я считаю, что коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса, развивают отношения взаимного уважения учащихся и педагогов.