Выступление на педсовете: Формирование УУД на уроках в начальной школе


Формирование УУД на уроках в начальной школе
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - мы должны сформировать умение учиться. 
 Если раньше всех интересовало, сколько ученику выдано уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.
Еще совсем недавно на своих уроках мы формировали ЗУНы.
Знания  – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром. Знания хранятся (запоминаются); воспроизводятся; проверяются; обновляются, в том числе; преобразуются.
Умения – это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.
От знаний –к умениям, от умений к навыку. Однако навык актуален в отдельно взятой области или даже в рамках одного вопроса.
УУД не имеет границ. Само слово "универсал" не предполагает этого. Но без ЗУНов нет УУД.
Таким образом, ЗУНы от УУД отличаются не сильно, с точки зрения того жизненного багажа, который получает каждый ученик, обучаясь в школе. Принципиальное различие, как я понимаю, заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт ученикам: «Смотри на меня, повторяй за мной, делай как я!» (поэтому мы были УЧИТЕЛЕМ), а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования
Продолжая разговор о знаниях и  универсальных учебных действиях, позволю себе привести расхожий пример о том, что лучше: накормить голодного рыбой, или научить  его ловить рыбу? Знания - это некая информация, которая , как известно, довольно скоро устаревает. Так что лучше? Дать ребенку знания или научить его способу получения знаний? Безусловно. способу.
Вот, на мой взгляд, в чем заключается главное отличие знаний от универсальных действий.
Все сказанное позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Но представить сегодня, что первоклассники или выпускники начальной школы  смогут овладеть всеми УУД в полной мере, и в средней школе учителям уже не надо будет продолжать формирование УУД, не получается. А значит, уже сейчас всем учителям надо быть готовым планировать свои уроки так, чтобы универсальные учебные действия формировались (или развивались, если удастся их сформировать, учитывая возрастные и психологические особенности учеников начальной школы) при решении задач, работе с текстом, чтении стихотворения и т.д.  Рассмотрим фрагменты уроков, в которых деятельность учителя и учащихся направлена не только на усвоение конкретных знаний, но и на выделение и усвоение способов деятельности для расширения зоны ближайшего развития.
Предмет/Тема; этап урока Задание Деятельность учащихся Универсальные учебные действия (УУД) Результат
Русский язык/ произвольная тема;
постановка цели и задач урока. Если бы вам задали вопрос, «Что вы ждете от урока? « Что можете узнать?»Какие навыки, необходимые для жизни, хотите получить?» Учащиеся высказывают свои мнения. Регулятивные (целеполагание, прогнозирование)
Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог). Таким образом, учащиеся сами ставят перед собой задачи урока, решив которые, сформулируют в конце занятия вывод.
Русский язык/ «Исконные и заимствованные слова»;
первичное усвоение новых знаний. Поработайте с двумя словарными словами: «пассажир» и «корова». Сравните эти слова. Предположите варианты происхождения слов, какое точно принадлежит русскому языку? Попробуйте выделить две группы, на которые можно разделить все слова. Учащиеся разбирают каждое слово, сравнивают слова, предлагают формулировки классификации. Познавательные (анализ, классификация, подведение под понятие). Анализируя происхождения слов, учащиеся сами создают классификацию по происхождению, таким образом, сами формулируют понятия: исконные и заимствованные
Литературное чтение/ «Басни»; Первичная проверка понимания. Представьте, если бы вы оказались на месте вороны в басне, поверили бы вы в то, что заслуживаете самых лучших комплементов?
Что помимо принятия лести высмеивается в басне? Учащиеся транслируют сюжет басни в ситуацию современной жизни, выбирают себе роль, выделяют человеческие качества. Личностные (соотнесение поступков с моральными нормами). Учащимся дается возможность проанализировать часть своей «Я-концепции», ответить на вопрос: «Действительно, я так хорош, как об этом говорят?». Для этого каждому необходимо проанализировать себя в искусственно-созданной ситуации. В этот момент происходит переход в читательском восприятии на уровень «героя».
Технология/ «Моделирование из пластилина»; Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Практические задачи: создание композиции из пластилина на тему «Фольклор». Группе учащихся надо создать по одной модели. Каждый из работающих в группе, должен презентовать свою часть работы. Учащиеся вспоминают произведения фольклора, выбирают фрагмент произведения для моделирования. Коммуникативные (коллективное обсуждение, продуктивное взаимодействие и сотрудничество). Выполнение задания возможно только при коллективном взаимодействии, но при этом, каждый из учащихся создает и отвечает за свою часть композиции. Данное задание развивает у детей, как способность самоорганизации, так и навыки работы в коллективе.
           
Из приведенных примеров следует, что развитие УУД возможно на каждом этапе урока вне зависимости от выбранного учителем предмета при условии применения проблемного метода в обучении.
Теперь поговорим о педагогических приемах для формирования УУД
Представлю приемы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив его логическую стройность. 
Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов. 
Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных; ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ. 
Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться. Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их. 
.Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. 
Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель может реагировать на запись в "Листе защиты" следующим образом: "Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? Я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра контрольный тест" (срез, контрольная), и "Лист защиты" не работает. Все должны быть готовы».
Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция (см. прием "Защитный лист"), то не следует применять этот прием часто. 
. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться. 
1.Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю: -Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств. 2. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет". Вот иллюстрация одного из фрагментов игры. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку). 
№ Вопросы детей Ответы Комментарии
1 Этот предмет используется людьми давно?   И да и нет Вопрос слабый. Понятие "давно" - очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.
2 Это предмет сельского быта? И да и нет Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно четко разделить на "сельские" или "городские".  
3 Это приспособление для приготовления пищи? Нет Вопросы 3-5 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опыт нее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав еще несколько вопросов из этой серии. 
4 Это инструмент для обработки чего-то? Нет 5 Прямое назначение предмета – отдых? Нет 6 Может ли человек обойтись без него? И  да и нет Вопрос слабый. Что значит - "обойтись"? В какой-то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу.
7 Им пользуются взрослые и дети? Да Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет.
8 Предмет относится к мебели? Нет Вопросы 8-10 сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом. 
9 Предмет относится к посуде? Нет 10 Это электрический прибор?  Да 11 Это магнитофон? Нет Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к "гаданию" методом сплошного перебора.
12 Этот прибор используется для передачи звука? Нет Вопрос хороший. Отсекает широкую группу электронных приборов. Задан вовремя.
13 Это осветительный прибор? Да  
14 Это лампа? Да! Контрольный ответ найден
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.