ПРОГРАММА факультативного курса по английскому языку для учащихся 9-х классов «Профориентация.Выбор профессий»


ПРОГРАММА
факультативного курса по английскому языку
для учащихся 9-х классов
«Профориентация.Выбор профессий»

Разработал:
учитель английского языка
Черкасская Мария Вадимовна
Краснодар

Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к сознательному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Программа представляет собой систему модулей, которая дает возможность учитывать возраст и уровень обученности школьников: содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Цель курса – формирование у учащихся готовности к сознательному профессиональному выбору.
Задачи курса:
помощь учащимся в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности;
расширение знаний школьников о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки, получения представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;
знакомство учащихся с содержанием профессиональной деятельности;
подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
обучение учащихся планированию своей профессиональной карьеры;
знакомство с качественными и количественными потребностями общ6ества в кадрах, перспективами профессионального становления в условиях региона.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:
психологическое особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, этапы построения карьеры;
личный профессиональный план;
конструктивное общение;
адекватная самооценка;
профессиональная пригодность и компенсация;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести навыки:
определения психологических особенностей своей личности;
выявления своих способностей и профессиональных интересов;
определения соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам рынка труда;
работы с профессиограммами;
ориентирования в типах и подтипах профессий;
составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;
разработки алгоритма построения своей профессиональной карьеры.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается так же использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Виды контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся: текущий, периодический, итоговый в форме тестирования, анкетирования, диагностики.

Календарно-тематическое планирование курса
«Человек и профессия»
№ п/пДата Тема занятия Кол-во часов Формы занятий
1. Вводный урок 1 Беседа
Раздел 1. Познавательные процессы и способности личности. Психология личности. 7 2. Память. Внимание. Лекция
3. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Лекция. Практическая работа
4. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Лекция. Практическая работа
5. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. Лекция. Практическая работа
6. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер самооценка. Лекция.
Тест
7. Жизненное профессиональное самоопределение. Смысл и цели жизни человека. Мотивационная сфера Лекция. Практическая работа
8. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути предотвращения и разрешения конфликта. Лекция.
Раздел 2. Мир профессий. 13 9. Понятие о профессии, специальности, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Лекция. Практическая работа
10. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Лекция. Практическая работа
11. Матрица выбора профессий. Лекция.
Тест
12. Характеристика профессий типа «человек-человек». Лекция. Практическая работа
13. Характеристика профессий типа «человек-человек». Лекция. Практическая работа
14. Характеристика профессий типа «человек-техника». Лекция. Практическая работа
15. Характеристика профессий типа «человек-техника». Лекция. Практическая работа
16. Характеристика профессий типа «человек- знаковая система». Лекция. Практическая работа
17. Характеристика профессий типа «человек- знаковая система». Лекция. Практическая работа
18. Характеристика профессий типа «человек- природа». Лекция. Практическая работа
19. Характеристика профессий типа «человек-природа». Лекция. Практическая работа
20. Характеристика профессий типа «человек- художественный образ». Лекция. Практическая работа
21. Характеристика профессий типа «человек- художественный образ». Лекция. Практическая работа
Раздел 3.
Профессиональное самоопределение. 8 22. Проблемы выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях. Лекция.
23. Склонности. Интересы, мотивы в профессиональном выборе /«хочу»/. Лекция. Практическая работа
24. Склонности. Интересы, мотивы в профессиональном выборе. /«хочу»/ Лекция. Практическая работа
25. Возможности личности в профессиональной деятельности /«могу»/. Специальные способности. Профессиональная пригодность. Частичная профессиональная пригодность. Понятие о компенсации. Лекция. Практическая работа
26. Возможности личности в профессиональной деятельности /«могу»/. Специальные способности. Профессиональная пригодность. Частичная профессиональная пригодность. Понятие о компенсации. Лекция. Практическая работа
27. Социальные проблемы труда. Потребности рынка труда в кадрах /«надо»/. Лекция. Практическая работа
28. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Лекция.
Тест
29. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Лекция.
Тест
Раздел 4.
Подготовка к будущей карьере. 6 30. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Лекция.
31. Профессиональный рост /построение карьеры по горизонтали и диагонали/. Понятие штатного расписания и должности. Лекция. Практическая работа
32. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Лекция. Практическая работа
33. Построение личного профессионального плана. Зачет Практическая работа
34. Итоговое занятие. Важность выбора профессии в жизни человека. Беседа.
Тест

Список литературы
1. Грановская Р. М.Элементы практической психологии. — 3–е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 1997.2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 1999. 3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2000.4. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учеб. для вузов. — М.: НОРМА–ИНФРА–М, 1999. 5. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: МОДЭК, 2000. 6. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002.7. Изард К. Э. Психология эмоций :Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. 8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2000. 9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. 10. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. — М.: АСТ, 2000.11. Квинн В. Прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000.12. Рогов Е. И. Эмоции и воля. — М.: ВЛАДОС, 2001.13. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. 14. Современная психология: Справ. руководство. — М.: ИНФРА — М, 1999.