Урок по теме Кто виноват в смерти Бэлы? (9 класс)

Поурочный план по литературе в 9 классе.

Тема: «Кто виноват в смерти Бэлы?» по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Цели: развивать понятие о сюжете и фабуле художественного произведения, раскрыть смысл негативного влияния Печорина на судьбы людей, совершенствовать навык аналитического чтения, воспитывать в учениках чувство справедливости, уважения к личности, почтение к законам.

Наглядность и оборудование: портрет поэта, иллюстрации к роману, интерактивная доска, слайды..

Методы и приемы: форма судебного заседания, выступления учеников, элементы диспута.

Ход урока.
Учитель: Мы прочитали первую главу романа Лермонтова «Герой нашего времени», узнали о трагической судьбе Бэлы. Сегодня нам предстоит присутствовать на судебном заседании по делу о покушении на убийство девушки, приведшем к мучительной смерти. На скамье подсудимых Казбич, вонзивший нож в девушку. Также в зале судебного заседания присутствуют люди, имеющие непосредственное отношение к этой истории: Печорин Григорий Александрович, Азамат, Максим Максимыч. Председательствует судья Абдрахманов Беркин. Со стороны государства обвинителем выступает Сейдахметов Жакен, от общества Шангереев Айбол. Обвиняемый имеет право на защиту, его адвокатом выступает Сайынов Адиль, также здесь присутствует адвокат Сарбалаева Жадыра.
Тиак, начинаем.

Судья: Слушается дело об убийстве девушки Бэлы, княжеской дочери. Слово предоставляется прокурору Седахметову Жакену.

Прокурор: Месяц назад было совершено преступление....(выступление прилагается)

Адвокат Сайынов Адиль: (выступление прилагается)

Судья: Слово самому подсудимому.

Казбич (Сулейменов Абай): Я убил Бэлу за то, что ее брат оскорбил меня, украл мою лошадь, за то, что Печорин ее все равно не любит, незачем ей жить, позорить наш народ.

Судья: Слово предоставляется общественному обвинителю Шангерееву Айболу.

Шангереев Айбол: (выступление прилагается)

вопросы Максиму Максимычу и Азамату
ответы М.М. (Наурызбек Медетов) и Азамата (Биржан Букеев)

Защитник Печорина Сарбалаева Жадыра (выступление прилагается)

Судья: Что скажет сам Печорин в свое оправдание?

Печорин -Старцев Иван- (выступление прилагается)


Учитель: Суд удаляется на совещание, а мы поговорим о сегодняшней проблеме «Кто виноват?»

Учитель: Из выслушанных выстцплений к какому выводу вы приходите? Может ли в данной ситуации быть только один виновный? Есть ли доля вины в смерти Бэлы и Азамата, и Печорина, и Максим Максимыча?

выступления отдельных учеников, обмен мнениями, элемент диспута

Судья: (читает приговор – прилагается)


Выводы:
В смерти девушки прямо или косвенно виноваты все названные люди, не укради Азамат сестру, не устрой эту кражу Печорин, не разлюби он девушку, отговори Максим Максимыч Печорина от этой авантюры, Бэла была бы жива.
Вина Печорина тяжелее от того, что он понимал всю опасность этой затеи, вмешался в судьбу горцев, оскорбил их обычаи, не взяв Бэлу в жены как принято.
Нарушая законы человеческого общества, совершая преступление, мы отвечаем перед законом, перед судом, а за проступки, ведущие к пагубным последствиям, мы отвечаем перед совестью.

Уроки, вынесенные из урока:
не вмешивайся в чужую судьбу без согласия человека
не покушайся на чужое добро
не оправдывайся условиями воспитания
не предавай человека, доверившего тебе свою жизнь

Учитель: И еще... Позже мы с вами будем говорить о других женщинах Печорина, увидим, в каких отношениях он был с ними, но уже сейчас, несмотря на юный возраст, вы должны уяснить одно золотое правило, которое прозвучало еще в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», который мы читали в пятом классе:
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы в ответе за тех, кого полюбили, за тех, кого заставили полюбить себя, как это было у Печорина с Бэлой. Любовь требует ответственности в отношениях. Будьте честными с любимыми, будь то девушка, будь то родные, будь то даже животные.


Домашнее задание: читать главу «Тамань»
15