Тема урока: Наша Родина Казахстан.


Тема урока: Наша Родина Казахстан.
Цели: сформировать у учащихся знания о Казахстане, его жителях, обычаях и традициях народа.
обучающая: познакомить учащихся знания и представления учеников о своей Родине, показать красоту природы Казахстана. Развивать чувство прекрасного; умение наблюдать, высказывать своё мнение,
развивающая: развивать познавательные способности: расширять словарный запас школьников, речь, мышление, внимание, наблюдательность, любознательность, творческие способности учащихся; умение работать в группах, в паре, самостоятельно с картой, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к народам Казахстана, интерес к русскому и казахскому языку, патриотизм, вызвать эмоциональный отклик - гордость за свою Родину, формировать активную гражданскую позицию. Предварительная работа: беседы, чтение произведений о Казахстане, рассматривание иллюстраций, знакомство с картой Казахстана.
Оборудование:  ДВДи, запись звуки леса, гимна, паровозик из Ромашково, Иллюстрация барса, иллюстрации символов Республики, портрет президента, карта Казахстана, ноутбук презентация Казахстан, празднично оформлена доска, название станций, самоклейкие сердечки, карточки – карты Казахстана.Ход урока.
Этапы Содержание урока Примечание
I. Организационный момент.
II. Психологический настрой
Сообщение темы, целей урока. - Здравствуйте, ребята, дорогие гости, уважаемые коллеги! Приветствую в нашем классе.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на котором присутствует много гостей, которые приехали посмотреть, как вы умеете работать.
Пришла пора весенняя,Пришла пора цветения,И, значит, настроениеУ всех людей — весеннее!
— Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу. Скажите всем мысленно «доброе утро!».
— Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: «Пусть у меня все получиться». Почувствуйте тепло руки и сердца.
— Вы сейчас очень красивые, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза.
Казахстан — мой край родной!Всё в тебе любимо мной:Тень лесов, простор степной.И высоких гор покой!
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по объятым просторам нашей Родины. Тема нашего урока «Наша Родина Казахстан».
III. Актуализация знаний «Мозговая атака» ( отвечать коротко, быстро) по-очереди.
Но, а для начала мы проведем сейчас опрос в виде «Мозговой атаки».-Как называется наша страна? -Казахское национальное жилище? -Музыкальный инструмент? -Как называется космодром? -Что в переводе означает «Алматы», «Астана»? -Назовите государственные символы РК. -В каком году Казахстан обрёл независимость? - Когда отмечается День Конституции РК? - Назовите символы нашего государства. - Назовите столицу Казахстана. - Давайте обобщим, что вы знаете о нашей Родине?
Критическое мышление
IV. Разделимся на группы.
Учащиеся выбирают карточки двух цветов с изображенными на них картинками (Природы, Астаны, село Приречное и т.д.). По цвету, они делятся в две группы.
Повторим правила работы:
-уважать позицию товарища;
-не обижать и не обижаться;
-быть внимательным;
-соблюдать тишину;
- слушать и слышать друг друга;
- участвовать всем.
- Работать вы будете в группах, парах, коллективно.
От того как вы будете работать зависит результат урока
Критическое мышление
V. Работа по теме урока.

Упражнение " Ассоциации".
- Ребята, а что изображено на ваших картинках?
Природы, Астаны, село Приречное и т. д.
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
О нашей родине Казахстан.
-А какую цель поставим перед собой?
- Цель нашего урока расширить знания и представления о своей Родине, показать красоту природы Казахстана. Вступительное слово учителя. Послушайте легенду.
Под кюй Курмангазы Рассказ легенды.
Есть удивительная легенда о создании Казахстана. Она гласит: «В дни сотворения мира Бог создал небо и землю, море и океаны, все страны, все материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил по кусочку – краешку Америки, кромку Италии, отрезок от пустыни Африки, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану».
Не поверить в эту легенду невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти все: и вечно голые, будто проклятые небом, пространства безводного солончака, и живописнейший контраст гор, и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные животворенные леса. - Ребята, вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно путешествовать? Давайте все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике из Ромашкова.
- Ребята я вас приглашаю в волшебное путешествие по Казахстану. А с нами в путешествие отправится догадайтесь кто?
- Это животное является символом Казахстана и  охраняется законом, и занесено в Красную книгу Казахстана.
Правильно это снежный барс, он будет наблюдать, и оценивать наше путешествие. И за правильные ответы дарить вам сердечки. Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колёса. Если я подниму правую руку, то одна половина класса хлопнет в ладоши один раз, а если подниму левую руку, то другая половина хлопнет в ладоши тоже один раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту – ту – у!».
- Отлично! Молодцы ребята! Это было первое задание.
- Паровозик прибыл на станцию
- Кто прочтёт, как называется станция? (Родина)- А что для вас значит слово Родина? ……….
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова "Наша Родина"? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами. (Учащиеся называют свои ассоциации и приклеивают свои листочки – стикеры к "Дерево Казахстана"). Работа в группах 1.Работа по карточкам - диалог.
Группа №1.
1.Объясни, что такое Родина?
2.Как называется наша Родина?
3.Что ты знаешь о Казахстане?
4.Назови президента нашей республики.
5.Назови столицу Казахстана.
6.Назови достопримечательности Астаны.
Группа №2.
1.Родина – это место, где человек родился и живет.
2.Казахстан.
3.Казахстан - огромная страна. В ней есть реки, леса, степи, моря и горы.
4.Нурсултан Абишевич Назарбаев.
5.Астана.
6.Байтерек, Пирамида, Хан Шатыр … .2. Работа с пословицами.
- О том, что такое родина для человека сказано в старинных казахских и русских пословицах . Вам необходимо соотнести пословицы казахского народа с пословицами русского народа. Задание одинаковое, но мы посмотрим, кто его выполнит быстрее и правильно.
Отанды сүю – от басынан басталады. Любовь к Родине у семейного очага зарождается
Отансыз адам – Ормансыз бұлбұл. Человек без Родины, что соловей без леса.
Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің. Родину предать – себя заживо схоронить
Оцените себя в группе.
За правильный ответы вы получили 3 звёздочки (Звёздочки приклеиваем к невидимому контуру карты Казахстана)
Критическое мышление
Оценивание для обучения
и оценивание обучения
Физминутка Физкультминутка в виде игры
Каждое отдельное государство имеет свои обычаи, традиции, свою политику, национальную валюту.
Как называется национальная валюта Казахстана?
Правильно, тенге.
Я предлагаю сыграть в национальную игру.
 Казахская национальная игра «Тенге алу»
(собери деньги)
Ребята делятся на две команды. На расстоянии 5-6 метров от каждой команды лежат кружочки (тенге). По сигналу игроки начинают скачки, зажав между ног шарик. Чья команда быстрее соберет монеты, та и выиграла.
. - Паровозик прибыл на станцию «Символы».
 Учитель: -Как называется наш общий дом?
-Как можно по-другому назвать Родину? (отечеством, матерью)
-Почему Отечеством? (испокон веков жили отцы и деды, матери и бабушки – предки).
-Почему Родина? На свете много стран, кроме Казахстана, но одна у человека мать – одна у него и Родина
-Кем мы все являемся?
-Что значит быть гражданином? (Исполнять законы, иметь права)
-Что такое Конституция?
- Рассказ учителем легенды.
Давным-давно это было. Поссорились как-то два государя. Как им различить своих граждан? Один государь разозлился и велел сшить своим подданным красные колпаки на голову. Другой государь увидел это и велел своим подданным сшить голубые колпаки с кисточками.
И пошла тут такая морока! То колпак потерялся, то дома его забудут. А стража домой граждан без колпаков хватает и ведет в свое царство-государство. Сами государи запутались. Никак не могут сосчитать, сколько же у кого граждан?
Вот однажды пришел к ним мудрец и сказал: «Что вы мучаетесь? Каждому из вас надо придумать свою песню, которую будут петь все люди государства, нарисовать знак государства и сделать полотнище из материала». Послушались его государи, так и сделали.
Так появились флаг, герб, гимн. Флаг – полотнище с эмблемой, прикрепленной к древку. Герб – отличительный знак, символ государства. Гимн – главная песня.
Работа в парах по символике.
1 пара О гимне, независимости Казахстан.
В 1991 году 16 декабря был принят конституционный закон Республики Казахстан "О Государственной Независимости Республики Казахстан". Именно в этот день сбылась мечта всех поколений нашего народа, на древней казахской земле было провозглашено молодое государство.
 За ним закреплялось его исключительная собственность на землю и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал. С этого дня Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство.  - Любая страна начинается с символов. И мы тожё имеем свою символику - герб, флаг, гимн.
У казахов - своя страна,
Своя земля на все времена.
У казахов - свой флаг,
 У казахов - свой герб,
У казахов, как сбывшийся сон,
 Свой счастливый и мудрый закон.
"Ведь не зря Флаг страна,
Словно небо без туч.
В чистой той синеве
Солнца яркого луч.
Ну, а крылья беркута,
Словно множество рук. Тех народов
Что в том государстве живут".
-Это Флаг, как на казахском языке? – ту, Герб – елтаңба, Гимн – әнұран. По этим символам узнают нашу страну везде.
- А почему наш флаг голубого цвета?
- Это голубое безоблачное небо – символ единения всех народов Казахстана.
- Наш Гимн – это торжественная песнь, отразившая всю жизнь казахского народа. В ней поётся о трудностях, которые он пережил за всю свою историю, его героической борьбе за независимость, в которой прославляются богатство земли, щедрая душа народа, единство, сплоченность всех наций, живущих в Казахстане.
 Звучит гимн.
2 группа флаг. Рассказ о флаге
Флаг
Наш флаг впитал
Цвет неба голубогоИ золото пшеничных полей.
Парит орел,
Он празднует свободу,
Над степью вольно
Крылья распластал.
3 группа
Герб  страны.
- Наш Герб – это символ семьи, это олицетворение крылатой мечты и полёта творческой фантазии, это путеводная звезда государства.
Есть множество гербов,
Но герб страны
Узнать смогу
Средь сотен многих.
На нем нет чудищ многоногих,
Два скакуна
К лучам устремлены.
Под шаныраком дружбы
Воедино переплелись
Народы и племена.
Защита презентации. Оценивание себя в паре
- Кто самый главный человек – это наш Президент – Нурсултан Абишевич Назарбаев. Он следит за тем, чтобы Конституцию никто не нарушал. Все люди дорожат символами и хранят как большую ценность.
"Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман.
Песок – из мельчайших песчинок,
Из разных людей – Казахстан!"
- Молодцы! И за это задание, за правильные ответы вам Снежный барс даёт ещё 4 звёздочки (продолжаем выкладывать контур карты Казахстана )- Паровозик  прибыл на станцию «Край родной».«Все земли хороши, а своя всех лучше».ЦЕЛИНА ЗВАЛА НА ПОДВИГ
«ЭТО ТЫСЯЧИ НОВЫХ СЁЛ,
ЭЛЕВАТОРЫ, ШКОЛЫ, КЛУБЫ.
ЗДЕСЬ РАБОТАЮТ, СПОРЯТ, ЛЮБЯТ
ИНОГДА ВСПОНИМАЮТ ЛЮДИ
СЛОВО СТАРОЕ НОВОСЁЛ» Олжас Сулейменов.
Моя малая Родина Село Приречное.
Ровно 61год назад в апреле прибыл отряд- 68 патриотов из Куйбышевского района города Москвы. Следом за ними приехали в совхоз поднимать целину партии комсомольцев из Ленинграда, Свердловска, Алма-Аты, с Украины, с Урала, из Белоруссии. Люди подобрались 16 национальностей из 63 областей страны.
Совхоз начал строиться 6 апреля на правом берегу р. Тогузак, среди сотен березовых колков и неоглядных простор 6 мая забил первый колышек на месте будущего совхоза Урнекский. Афанасий Михайлович Пряхин, где было построено наше село Приречное.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности. Говорят: гость в двери счастье — в доме. Откуда идут истоки знаменитого казахского гостеприимства? Прочитайте притчу. Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете — жил старец, который приручил диких лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него 3 сына. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал: Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство. Удивившись, сыновья, не ослышались ли мы, родитель наш, а верно ли мы поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части. Кому ты оставляешь четвертую часть? Отец ответил: Четвертую часть скота я оставляю гостю. Пусть каждый, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в наше жилище, найдут у вас приют, ласку и обильное угощение. Миновали века, и многое изменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай гостеприимства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство.
"Казахстан – земля родная,
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная –
Это – Родина моя!"
Какие казахские пословицы вы знаете о Родине
Отан үшін күрес – ерге тиген үлес. (Жигита доля – за Родину стоять.)  
Нет земли лучше родины своей, Лучше, чем на родине нет людей.
И собака хвост трубой поднимает,Если в своем ауле гуляет.
Счастья джигит не приобретает,Если край родной не покидает.

- А какой всемирный праздник празднуют 22 апреля. День рождения земли.
Как называли наши предки землю? (Земля-матушка, мать-
сыра-земля, матушка-землица.) Почему они ее так называли?
Слово учителя.
Земля представлялась нашим предкам живым, человекоподобным существом. Травы, цветы, деревья — это волосы; каменные скалы — кости; корни деревьев — жилы; вода — кровь земли. Как человек, земля пила струившуюся с небес воду дождевую, содрогалась от испуга при землетрясениях, чутким сном засыпала при наступлении зимней стужи; с приходом весны пробуждалась к новой жизни на радость всему
живому.
А теперь наш символ Казахстана Барс хочет, чтобы вы написали пословицу о Родине и раскрасили герб и гимн нашей республики. (Работа в группах)
Молодцы и снова вы получаете 5 сердечек.
А паровозик наш прибыл на последнюю станцию «Викторинка»
На которой барс хочет услышать ваши ответы о нашей Родине: 1. Какие цвета присутствуют на государственном флаге? 2. Как переводится название Астана? 3. Что изображено на гербе Казахстана? 4. Как называется это сооружение? 5. Как называется национальное жилище? 6. Какие национальные блюда знаете? 
И вы снова хорошо справились с этим заданием. Поздравляем! И вы получаете 6 сердечек, которые образовали контур карты, какой страны?Правильно - это Казахстан Критическое мышление
Оценивание для обучения
и оценивание обучения
8.Подведение итогов. Приём «Да-нетка» 1.Наша страна – Казахстан? 2.Наша область – Атырауская? 3.Изба – казахское национальное жилище? 4.Казахский музыкальный инструмент – балалайка? 5.Космодром – Байконур? 6. «Астана» в переводе на русский язык – столица? 7. Казахстан обрёл независимость в 1991году? 8. Символы нашего государства – флаг, столица, герб?
Упражнение «Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке и обосновывают ее. Домашнее задание. На выбор.Напишите сочинение на тему: «Что я могу сделать для своей Родины» .Составить кластер «Как я понимаю, что такое Родина» Рефлексия. Круг «От сердца к сердцу»Ребята, давайте сделаем большой круг, и покажем всему миру, какая у нас огромная Родина — Республика Казахстан.А сейчас с помощью этих сердец мы подарим нашим гостям нашу любовь и слова древнего пожелания казахов, положенного в основу государственного герба: “Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома”