Разработка урока по ОРКСЭ — Россия — наша Родина









Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»).











Разработала учитель начальных классов: Гнездилова Лариса Ивановна
.





















МОДУЛЬ: Основы мировых религиозных культур.
КЛАСС: 4 (урок 1.)
ТЕМА: Россия - наша Родина.
ЦЕЛИ:
Воспитание гражданственности и патриотизма.
Формирование духовной культуры личности.
Популяризация государственных символов Российской Федерации.

ЗАДАЧИ:
Воспитание чувства национального единства.
Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России и Курганской области (региональный компонент).
Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.
Формирование духовной сущности национальной культуры школьника.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
Родина, патриотизм, гражданин, гимн, герб, флаг, символика, Российская Федерация, конституция, многонациональное государство, столица, президент, традиции.

ВИД УРОКА: урок- рассказ.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: информационно- рецептивный.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа
учащихся с элементами игры.



ПЛАН УРОКА:

Организационный момент.
Организация деятельности учащихся.
Объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Работа с эпиграфом К.Д. Бальмонт « Да здравствует Россия»;
Россия- как многонациональное государство;
Столица России;
Флаг;
Герб;
Гимн;
Конституция;
Президент;
Символика Курганской области;
Религии на территории Российской Федерации.

Актуализация опорных знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас первый урок по новому предмету - основы религиозных культур и светской этики.
Тема нашего урока: « РОССИЯ – НАША РОДИНА». ( слайд № 1)

-А начнем мы наш урок со стихов поэта Константина Дмитриевича Бальмонта « Да здравствует Россия»; (слайд №2)

Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия, великой суждена!
Леса, поля и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!

- Ребята, давайте обсудим стихотворение.
Вопросы обучающимся:
- Что говорит поэт о нашей стране, какой он её видит?
- Какова основная идея данного стихотворения? ( ответы учеников)

- Сегодня ребята, мы узнаем много нового, вспомним все, что нам известно, попытаемся сделать наш урок интересным, запоминающимся и вы мне в этом поможете.
У каждого из вас на столе лежит карта-путеводитель нашего урока. С помощью которой мы совершим путешествие в мир нового, интересного. Посмотрите внимательно, на каждой остановке у вас есть пустые строчки, которые вы должны заполнить в ходе знакомства с новым материалом. Наша страна особенная, она имеет свои символы, традиции, обычаи.

И так ребята. мы начинаем наше путешествие! ( слайд №3)
Первая остановка «Россия – многонациональная страна». Это означает, что в нашей стране проживает очень много различных народов.

Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина Россия У нас у всех - одна.
-А теперь давайте запишем что значит многонациональная страна? ( запись учеников)

- Продолжим наше путешествие! А знаете ли вы ребята, какой город является столицей нашего государства?! (слайд №4).

-У каждого государства есть своя символика – это флаг, герб и гимн. ( слайд №5)

- Флаг- один из важнейших символов государства, выражающий единство, независимость. По флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.
( слайд №6) Наш флаг еще называют триколор, т.к. он трехцветный ( описание цветов)
- Движемся дальше.
( слайд №7) ГЕРБ- на гербе РФ изображен двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости. Увенчан орел двумя малыми коронами и над ними одна большая корона соединенные лентой. В правой лапе - скипетр, в левой держава, на груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще поражающий копьем дракона.

ГИМН – (слайд №8) торжественная песня, принятая как символ государственного и народного единства. Гимн России всегда слушается молча и стоя. Гимн звучит только в особых случаях:
При вступлении президента в должность;
Во время церемоний встреч и проводов глав или представителей иностранных государств:
Во время проведения воинских ритуалов;
На торжественных мероприятиях и праздниках и т.д.

ФИЗМИНУТКА
Ребята все вы хорошо работаете, а теперь давайте отдохнем.
В понедельник - я купался,
А во вторник – рисовался,
В среду – долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я долго прыгал,
бегал, очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал.


КОНСТИТУЦИЯ.- (слайд №9) основной закон РФ по которому живет все наше государство.
Современная конституция принята 12 декабря 1993 года, поэтому
декабря мы отмечаем день Конституции.

(слайд №10)
Главой нашего государства является президент. Которого, избирает народ. Ребята вы знаете, кто является президентом России?

В нашей Курганской области, тоже есть своя символика. Это флаг и герб. ( слайд №11)
ФЛАГ - представляет три полосы зеленого и белого цвета, на белой полосе изображено два холма. Холмы по-другому называли курганами– отсюда берет свое название город Курган.

Герб Курганской области- это зеленый щит в центре которого два серебряных кургана (холма). На фоне серебряной стены изображена куница. Украшает герб по краям золотой венок из дубовых ветвей.

В начале урока мы с вами говорили о том, что наша страна многонациональная. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. В нашем государстве народы исповедуют разные религии:
Православие (слайд №12)
Ислам (слайд № 13)
Иудаизм ( слайд №14)
Буддизм ( слайд №15)
Мы ребята, на данном курсе будем изучать Буддизм

Ребята наше путешествие по карте не закончилось. Обратите внимание что в центре карты находятся очень важные, ключевые слова РОДИНА -ГРАЖДАНИН -ПАТРИОТ. - ответьте на вопрос: «Что мы Родиной зовем?
(ответы учеников).

- Что мы Родиной зовём?
И берёзки, вдоль которых
Дом, где мы с тобой живём,
Рядом с мамой мы идём
Что мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском,
Тёплый вечер за окном.

У каждого из нас есть своя малая Родина – это то место где мы с вами живем. Но все эти местечки объединяются в одну Родину. Для нас эта Родина -РОССИЯ.
Мы являемся гражданами нашей страны, у нас есть права и есть обязанности. Главная ваша обязанность – учиться! Во благо нашей страны -РОССИИ.
Люди которые любят свою страну, гордятся, восхищаются ей, служат на благо нашей Родины – таких людей называют - Патриоты.


4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

А теперь ребята давайте посмотрим что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Постарайтесь ответить на мои вопросы.

В какой стране вы живете?
Что значит многонациональное государство?
Назовите столицу нашего государства?
Какие символы РФ вы знаете?
Кто является главой нашего государства?
Как называется самый главный документ нашей страны?
Почему наш областной центр назван Курганом?
Какие религии исповедуются на территории нашего государства?


5.РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, а сейчас мы с вами прослушаем как звучит Гимн России.
( оценивается реакция детей на ранее изученное, прослушивание гимна стоя и молча.)



Работа со смайликами.
Дети у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, то нарисуйте смайлику улыбку, а если нет, то он у вас будет хмуриться.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-Ребята, у вас сегодня будет необычное домашнее задание. Представьте, что вы корреспонденты и вам нужно взять интервью в своей семье. Послушайте, какие вопросы вы можете задать:
Каких героев России вы знаете и в чем их заслуга перед Отечеством?
Каких книги о нашей Родине – России они посоветовали бы тебе прочитать?
Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для своей Родины? Кто это? В чем их заслуги?