Урок по русской литературе для 5 класса по теме «Якутия — моя малая родина»

Урок литературы в 5 классе.
Педагогическая мастерская.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г.Томмот
Сергеенко Людмила Вячеславовна.
ТЕМА: Якутия – моя малая Родина.
ЦЕЛЬ: научить ребят элементам творческой работы , выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом. Развитие ассоциативного мышления уч-ся.
Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.
Ход урока:
1.Саморегуляция. (проводит учитель)

- Сядьте поудобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке , а в творческой мастерской. Я ваш мастер, а вы не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной: « Все мои мышцы расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь интересным человеком. Меня все с удовольствием слушают»
2.Индуктор ( мотивация творческой деятельности уч-ся)

Вспомним песню « С чего начинается родина»
Мы живем в Якутии. Якутия – это наша малая родина.
Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Нарисуйте эту картину словами.
3.Составление уч-ся ассоциативного ряда.

- При слове родина я вижу: бесконечные просторы , цветы около дома, речку Алдан, своих друзей.
( учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)
4.Набор словаря.
- Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, символ вечной жизни.
Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом «родина».
В нижней половине запишите холодные ( неприятные) слова к этому слову.
5.Социализация и обогащение.

- Прочитайте теплые слова по цепочке, дописывайте те, которых у вас нет.
Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.
Холодные слова читать не будем.
6.Память.

- А теперь вспомните свой фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, которая вам нравится больше всего, сделанная на фоне природы. Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения в этот момент. Как влияла природа на ваше состояние и настроение?
7.Читаем вслух и дополняем свои списки.
8.Этап сосредоточения.

- Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.
Звездочка – символ удачи, счастья, света.
Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.
А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?
Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?
Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Так, как это делали ее поэты и писатели.
9.Поэтические образы.
Прочитать стихотворения о Якутии.

Семен Данилов – народный поэт Якутии. Нежно и мудро воспевал он родной край, просто и красиво выражал любовь и гордость и Якутией, и Россией.
Стихотворение « Подснежники».
Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая, -
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая.

- Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? Согласны ли вы с ним ?

Стихотворение «Моя Якутия»
Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющим с леденящими ветрами.
Мы высекаем из морозов пламя
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним –
Якуты, чукчи, русские, эвены –
И никакой земли во всей вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим.

- Какова основная мысль стихотворения?

Моисей Ефимов – современный поэт Якутии.

Стихотворение « Ода вечной мерзлоте»
Край таежный, край любимый мой,
Дивная якутская равнина!
Воздух здесь и летом, и зимой
Свеж, как нельмовая строганина.
Ну, а если все-таки за год
Наберется грязи и отбросов –
Все сметет весенний ледоход,
Смелет все – и никаких вопросов.
Ничего не смыслят в жизни те,
Кто твердит в досужие минуты:
Мол, живут на вечной мерзлоте
Эти разнесчастные якуты.
Да, земля суровая у нас,
Жизнь трудна и нелегка работа:
В недрах превращаются в алмаз
Пролитые нами капли пота.
Но одну заветную мечту
Берегу в душе, пока живу я:
Сохранить бы эту чистоту,
Молодость и свежесть вековую.
Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой
« Якутия – моя малая родина».
10.Ситуация разрыва.

- Еще раз напишите слово «родина». Составьте слова из букв этого слова. ( Дина, Ира, Лора)
Символично?
Родина – рождает, род

11.Набор словаря.
- Подберите рифмы к данным словам:
родина – ромашка –
Алдан - Томмот –
Земля - снежок –
Березы - сосны
Ель - речка –
- Подберите удачные рифмовки.
12.Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.
Есть на карте родины Люблю я родину свою
Мне хочется сказать о Томмоте Есть такой уголок в России
Мне в жизни повезло Когда мне грустно.
Здравствуй, Алдан Якутия – край золота и алмазов
( ребята выполняют работу в течение 10 минут)
13.Социализация.
Чтение работ уч-ся.
14.Рефлексия.

Что было трудным на уроке?
Что было интересным?
Какое настроение было у вас на уроке?
О чем бы вы хотели поговорить на следующих мастерских?