Методическая разработка для классного часа Россия -наша Родина


Методическая разработка классного часа
«Россия – наша Родина»
для учащихся 1 класса
Классный час «Россия - наша Родина»
Цель: воспитание гражданина - патриота
Задачи:
показать значение Родины в жизни человека;
способствовать воспитанию у детей патриотизма и любви к Родине;
ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами;
дать основные понятия о символах Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны.
Оборудование:
государственные символы РФ (герб, флаг, гимн)
картины родной природы (березки, ромашки)
Высказывание «Люблю тебя, моя Россия! Нам многое простит эпоха, отлюбит с нами, отгрустит, но что Россию знаем плохо, того уж видно не простит».
словарь В. Ожегова
карта России
книги и стихи о России
нарезанные лепестки ромашки
Ход мероприятия
I. Организационный момент
П. Подготовка к восприятию.
Учитель читает стихотворение:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной?
страна, в которой мы живем
дом, где родился
березка у родного порога
место, где жили его предки и т.д.
Наверное, все это и есть Родина, т.е. родное место. А как Вы представляете свою Родину?(ответы детей) Почему Вы её любите? (ответы детей).
А может, кто-то скажет, откуда пришло само слово Родина? (Ответы) Работа со словарями.
Слово Родина произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Каждый из нас - потомок какого-либо старинного рода. Само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Главный город племени россов зазывался РОДЕНЬ (РОДНЯ). Он был посвящен богу РОДУ.
Давайте попробуем подобрать родственные слова к слову Родина. (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родить, родинка, родня, родич, родословная, народ и т.д.).родить (произвести на свет: родит земля, женщина и т.д.)
родич (родственник, член рода)
родня (родственник)
родословная (перечень поколений одного рода)
народ (нация, жители страны)
Родина (Отечество, страна и место рождения человека)
Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
Чем отличается одно государство от другого? (ответы: языком, символами, историей, обычаями, традициями, местоположением).Вы можете назвать основные символы государства? (ответы).
У нас очень красивый герб (на доске). На нем изображен двуглавый золотой орел. На фоне Российского флага орел - символ солнца, небесный символ огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад (1497г.)
Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Корона - кровное братство русских, украинцев и белорусов. Впервые его ввел царь Иван III. Это был герб Московского государства. Внутри Российского герба - герб Москвы. На красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Российский флаг (на доске) - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1963г., а с 1993г. - это государственный символ РФ. А что означают эти цвета на российском флаге? (ответы). Существуют разные версии:
это единство моря, земли и неба
это содружество трех славянских народов
белый - вера, чистота; синий - небо, благородство, верность; красный - героизм, отвага, смелостьбелый - вера, синий - надежда, красный - любовь.
Гимном РФ (текст на доске) стала музыка патриотической песни русского композитора М. Глинки, который жил в XIX веке. (Слова С. Михалкова, муз. А. Александрова) (прослушивание).Россия - необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн.км. Если мы совершим путешествие с севера на юг, нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс.км. Если полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов. Её населяют более 180 национальностей, народностей (на доске карта РФ). Много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, удмурты, мордва и другие народы создали свои республики. В состав Росси входят 21 республика, 6 краев. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи, свою культуру, символику.
У Удмуртии - Удмуртской Республики - тоже есть свой герб, флаг, гимн (на доске). У нашего Кезского района, который входит в состав Удмуртии, есть свой флаг и герб (на доске).
(На фоне карты РФ развешиваются картины с изображением родной природы).
Есть замечательная песня:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля —
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины,
Это родина моя.
Россия! С какими растениями часто связывают её? (ответы - береза, ромашка; рисунки на доске).
Деревьев разных не сочтешь —
Одно другого краше,
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей?
Еще Россию называют «ромашковой Русью». У Вас на столах лежат лепестки ромашки. Ваша задача в группах написать на лепестках следующее:
группа - существительные, связанные со словом Россия (кто? что?) примеры: мама, Родина, дом.группа - прилагательные (какая Россия?) примеры: любимая, великая.
группа - глаголы (что делает Россия?) примеры: растит, богатеет.
(По завершению работы, дети приклеивают лепесточки на доску к желтой середине ромашки).
Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого есть Родина и каждый любит её. Любит место, где он родился и живет.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой -
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию –
Без неё нам не жить!
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Рефлексия: работа в группах. Дети готовят ответ, что значит для них Родина. Отвечает один ученик от группы.
Домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки о Родине.
Спортивный праздник,
посвящённый Дню защитника
Отечества.
1- А класс.
Цели: военно-патриотическое воспитание через организацию спортивных игр.
Задачи: познакомить детей с историей празднования Дня защитника Отечества, воспитать чувства уважения к защитникам нашей Родины и гордости своими папами, развивать физические качества учащихся, чувства дружбы и взаимопомощи.
Оборудование: рисунки детей, посвящённых Дню защитника Отечества, спортивный инвентарь: обручи, мячи, кегли, ракетка для бадминтона, клюшки; верёвочки, мешки, ведро, воздушные шары, магнитофон. Учитель: Бултыкова Татьяна Александровна.

Спортивный праздник, посвящённый
Дню Защитника Отечества
Ведущий 1: Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам и радости желаем,
Давно мы вас ждём – поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Ведущий 2: Сегодня у нас праздник, посвящённый Дню защитников Отечества.
Ученик 1: День нашей Армии сегодня.
Сильней её на свете нет,
Привет защитникам народа,
Российской Армии – привет!
Ведущий 1: Всем, кто служил в Армии, наш подарок.
( Танец «Яблочко» исполняют девочки)
Ученик 2: Страна моя прекрасная,
Легко любить её.
Да здравствует, да здравствует,
Отечество моё.
Ведущий 2: Сегодня мы хотим поздравить наших смелых, отзывчивых мужчин, всегда готовых откликнуться на зов сердца, Отчизны, совести. И пожелать им сохранить боевую готовность, выдержку, подтянутость. Сегодня мы рады приветствовать пап и мальчиков на нашем спортивном празднике.
Ученик 1: Если хочешь стать умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым,
Научись любить скакалки,
Мячик, обручи и палки.
( Звучит «Спортивный марш» Сл. Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского. Папы и мальчики тянут жребий и распределяются по командам.)Ведущий 2: Спортом заниматься полезно, а весёлым спортом – вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а весёлым - на два.
Ведущий 1: И даже с минутами не верите? Проверьте сами! Итак, в добрый путь!
Ведущий 2: Мы с удовольствием представляем команды.
( Звучат названия команд, представляют капитанов.)
Ведущий 1: А я хочу представить уважаемое жюри.
( Состав жюри: приглашённые дедушки, мамы.)
Ученик 1: По плечу победа смелым,
Ждёт того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
Ученик 2: Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Пусть друзья и победит!
1 конкурс «Болото»
Первый участник бежит и встречает на пути три обруча. Он должен одной ногой наступить в каждый обруч. Добегает до кегли, обегает её, затем возвращается таким же образом назад.движение продолжает второй участник и так далее.
2 конкурс «Колодец»
Бег с подбиванием ракеткой для бадминтона воздушного шарика и положить шар, не касаясь руками в ведро. Назад бегом – шар в руках участника. Он передаёт шарик следующему участнику и игра продолжается.

3 конкурс «Три ноги на двоих»
Бег со связанными ногами. Правая нога одного участника и левая нога другого связаны.
Ведущий 1: Пока жюри подводит первые итоги, мы хотим поздравить наших пап.
Ученик 2: Пап сегодня поздравляем,
Им здоровья мы желаем!
Ученик 3: Мы подарки им вручаем
И не огорчать их обещаем!
( Дети вручают подарки, изготовленные на уроках труда.)
Ученик 1: Я признаюсь честно всем,
Друг мой лучший – это дед!
( Звучит песня «Хороший дед». Дети вручают подарки дедушкам.)4 конкурс «В тесноте – не в обиде»
Прыжки через одну скакалку вдвоём.
5 конкурс «Паучок» Бег на четвереньках.
6 конкурс «Кенгуру»
Мяч держат между ног и прыгают до черты. И так, все участники по очереди.
Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги 3-х конкурсов, мы проведём конкурс болельщиков.
Конкурс болельщиков.
Кто больше назовёт пословиц о спорте, о здоровье.
7 конкурс «Хоккей с мячом»
Каждой команде даётся клюшка и футбольный мяч. Ставят 4 кегли. Участники обводят мяч вокруг кеглей и также возвращаются назад.
8 конкурс «Бег в мешках»
Бег выполняет каждый участник команды.
9 конкурс «Эстафета»
Проводится эстафета с флажками.
Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги наших соревнований, мы отгадаем загадки.
Просыпаясь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…(зарядку).
Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.
А ударят – нипочём
Не угнаться за…(мячом).
На ледяной площадке крик,
К воротам рвётся ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Весёлая игра…(хоккей).
Два берёзовых коня
По снегу несут меня.
Кони эти рыжи
И зовут их…(лыжи).
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие…(коньки).
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег. Готовы …(санки).
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой…(велосипед).
Ведущий 1: А теперь задание для всех. Кто больше знает песен о спорте?
(Жюри подводит итоги соревнований. Вручаются грамоты и призы.)Ученик 1: Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Ученик2: Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь:
Говорим всем: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Праздник проведён в 1- а классе.
Классный руководитель: Бултыкова Татьяна Александровна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50»
Самые главные слова: мама, Родина, семья
( воспитательное мероприятие объединения «Занимательная грамматика»)
Руководитель: Бултыкова Т.А.

Самые главные слова: мама, Родина, семья
Цели: развитие познавательной активности учащихся, интеллекта; расширение кругозора; воспитание любви и уважения к Родине, к своей семье.
Задачи:
- расширить знания детей об истории своей Родины;
- показать общность и единство значений слов: мама, Родина, семья;
- содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся.
Оборудование:
- плакаты, рисунки, государственные символы;
- телевизор, DVD- приставка, диск;
- карточки с заданиями;
- фотографии, семейные альбомы.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Включается песня «С чего начинается Родина?».
Доска оформлена плакатом о Родине, репродукциями с картин о родной земле, рисунками детей, написаны пословицы о Родине, матери. Учитель предлагает определить тему занятия, затем сообщает цели занятия.
2. Выступление подготовленных учащихся.
Ученик 1.: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских.
Ученик 2.: В конце XI века появилось новое имя у Русского государства – Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III.
Ученик 3.: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им , борцам суровым!
Слава нашей стороне!

Ученик 4.: Наша Родина – Россия – большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, тёплые края и холодные – это наша страна, наша Родина.
Ученик 5.: (стихотворение П.А.Вяземского «Степь»)
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь
Дни и вёрсты нипочём!
Тонут время и пространства
В необъятности твоей.
Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь.
Все вы – матушка-Россия,
Какова она ни есть!
Ученик 6.: Символом России издавна считалась берёза. Поэт Н.Рубцов написал:
Русь моя, люблю твои берёзы.
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Ученик 7.: Но всё-таки главным богатством нашей Родины был и остаётся наш народ! А народ – это я, моя мама, моя семья, мой друг и его семья, мой класс, моя школа, мой город, все граждане нашей страны!
Ученик 8.: Получается, что слова: мама, Родина, семья имеют общий смысл! Недаром русский народ придумал такие пословицы: « Родина – мать, умей за неё постоять», «Родина – мать, чужая сторона – мачеха», «За Родину-мать не страшно умирать».
Просмотр слайдов «Наша Родина».
3. Рассматривание семейных альбомов и фотографий учащихся.
Учащиеся рассказывают по фотографиям о своей семье. Дети делятся впечатлениями о семейных праздниках и традициях. Несколько учеников зачитывают свои сочинения, написанные на уроке русского языка на тему «Субботний вечер у нас дома».
4. Игра «Мой Звёздный час».
Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру-викторину, посвящённую Родине, маме, семье.
Выберите верные ответы.
1.Русские народные сказки о ценности семьи в жизни людей:
- Репка
- Колобок
- Маша и медведь
2. Сказки А.С.Пушкина о семейных ценностях:
- Сказка о золотой рыбке
- Сказка о царе Салтане- Сказка о золотом петушке
3. Родственные слова к слову семья:
- семейка
- семена
- семейство
4. Праздник проводов русской зимы:
- Рождество
- Масленица
- Крещение
5. Блюда русской кухни:
- щи
- манты- блины
6. Предметы одежды русских женщин:
- чалма
- сарафан
- сапожки
7. Жилой дом у русского народа:
- хата
- изба
- юрта
8. Русские композиторы, прославившие Россию:
- Глинка
- Чайковский
- Григ
9. Полководцы Великой Отечественной войны:
- Жуков
- Суворов
- Черняховский
10. Основатель Российского флага:
- Багратион
- Пётр I
- Николай II
За каждый верный ответ дети получают звёздочки. Подсчитываются звёздочки и определяется победитель игры.
5. ИГРА В СЛОВА.
Из слова «правительство» составить как можно больше слов. Побеждает тот, кто назовёт своё слово последним.
6. Заключительная часть.
Ученик 9.: (стихотворение Соловьёва «Моя Россия»)
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень.
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия- ты всего дороже,
До чего на маму, ты мою похожа. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Учитель: Мы говорили о Родине, о своей семье, о маме – это самые важные, дорогие, главные слова для каждого человека. Надеюсь, наше занятие не пройдёт бесследно для вас. Всегда берегите свою маму, уважайте её, помогайте ей. Помните, что в любых ситуациях вас поддержит ваша семья. Любите свою Родину – она у нас, как и мама, одна.
Далее проводится «Семейное чаепитие». Дети учатся сервировке чайного стола, культуре поведения за столом, знакомятся с кулинарными рецептами своих семей.